В ходе своей недолгой педагогической деятельности и небольшого опыта работы, мною было замечено, что современные дети имеют крайне малую мотивацию к обучению и сниженный интерес, особенно к предмету изучения, который ими изначально считается несложным и предметом второго плана, такой как география. Я неоднократно задавалась вопросом как можно положительно и результативно улучшить данную ситуацию, думаю, с этим сталкиваются практически все начинающие учителя. Опираясь на педагогический опыт великих педагогов, описанный в учебниках по педагогике, и на деятельность опытных педагогов, я стала ясно представлять, что мне делать и как повысить мотивацию к обучению и улучшить отношение детей к предмету и к учебной деятельности, своим скромным опытом хочу поделиться с коллегами.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития познавательных интересов, осуществлением в единстве патриотического, духовно-нравственного, экологического, трудового воспитания школьников, формированием у них активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования. Социальный заказ нашего общества школе состоит сегодня в том, чтобы повысить качество обучения и воспитания, изжить формализм в оценке результатов труда учителей и учащихся.
Но, как показала практика, вести рассуждения на эту тему легко, а вот на деле все гораздо сложнее. «Как повысить уровень мотивации школьников в изучении географии, соответственно, и качество образования»? На мой взгляд, эта проблема неоспорима для учителей географии, так как в последние годы по различным причинам снижается интерес у учащихся ко многим учебным предметам, в том числе и к географии. Большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и поэтому уже в 6-7 классах начинают терять интерес к учебе, что негативно отражается на качестве образования. Поэтому знания учащихся по предмету неглубокие, познавательный интерес и мотивация достаточно низкие. Проведенная диагностика самостоятельной познавательной активности показала, что высокого уровня, характеризующегося ориентацией на установление источников, причинно-следственных связей, осознанием интереса к предмету, достигают только 29% старшеклассников. Размышляя о том, какое место занимает наш предмет в системе школьных наук, сделала вывод, что многие учащиеся 6-8 классов считают географию предметом не столь важным, так как есть более серьезные дисциплины: математика, русский язык, физика и другие. Анкетирование обучающихся показало, что старшеклассники географию по степени значимости для дальнейшей жизни ставят на одно из последних мест среди школьных дисциплин, поскольку не так востребована при поступлении в ВУЗы, как другие предметы, мотивация еще понижается. Не последнее место в объяснении причин играет высокая нагрузка школьников, и подготовка к географии идёт по остаточному принципу. А, тем не менее, в современном мире географические знания необходимы каждому человеку, позиционирующему себя успешным, культурным, образованным человеком.
Как справедливо отметил немецкий педагог А. Дистервег: «Ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их». Следовательно, ученик включается в любую деятельность, когда это нужно именно ему, когда у него имеется определенный мотив для ее выполнения. Кроме того, следует отметить главное: человек включается в деятельность только при появлении мотива участвовать в ней. В настоящее время проблема становления интереса к учебному предмету актуализировалась, в связи с тем, что произошли значительные изменения в обществе и образовании, которые во многом определяются особенностями перехода к информационному обществу. Под влиянием перестроек в образовательном процессе возникла необходимость поиска новых форм, методов, приемов обучения, которые бы повышали учебную мотивацию, вовлекали учащихся в активную учебно-познавательную деятельность. Все это отражает актуальность проблемы повышения учебной мотивации, развития познавательного интереса школьников для современного построения учебного процесса.
В ходе работы над проблемой были выявлены следующие противоречия:
1) с одной стороны – отсутствие интереса к географии, у отдельных школьников и высокими требованиями программ по данному предмету;
2) с другой стороны – традиционной системой построения образовательного процесса, которая, даёт ребёнку хорошо аргументированный, логически выстроенный материал, но зачастую не совсем интересна современному ребенку и отчасти скучна и однообразна. Она формирует лишь репродуктивное знание, и широкими возможностями использования образовательной среды, позволяющей существенно повысить уровень мотивации учения школьников, познавательную активность и, как следствие, качество образования.
Что такое мотивация? Мотивация (от французского motif – побуждение), то есть побуждение к действию. Это динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность. Активность и устойчивость.
Существует такое понятие как « неправильная мотивация»
– несформированность у школьников положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать причиной их слабой успеваемости.
– у ученика может существовать направленность на учебный процесс, но в то же время он может ориентироваться не на результат деятельности, а только на отметку.
– у школьников помимо сугубо познавательных потребностей, учебных интересов могут действовать мотивы «избегания неприятностей» и другие.
В ходе работы мною неоднократно были прослежены этапы формирования мотивации.
1 этап. Возникновение мотивации.
– например, фиксация мотивов предыдущих достижений-« Мы хорошо поработали над предыдущей темой».
– вызов мотивов относительной неудовлетворенности –« Но не усвоили еще одну, но более важную сторону этой темы».
– усиление мотивов ориентации на предстоящую деятельность-« А между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо, и привести какую либо ситуацию».
2 этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации.
– чередование разных видов деятельности.
– материалы различной трудности.
– отметки, вызывающие положительные и отрицательные эмоции, удовлетворенность собой и неудовлетворенность.
– активация поисковой активности учащихся, подключение их к самоконтролю и самооценке.
3 этап. Мотивация завершена.
– важно, что бы каждый ученик вышел из деятельности с благоприятным личным опытом, что бы в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее учение, то есть положительная мотивационная перспектива. Для этого важно усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее с развернутой дифференцированной отметкой учителя.
Для успешного разрешения противоречий необходимо реализовать следующие задачи: совершенствовать преподавание географии, позитивно изменять качество образования по предмету через формирование мотивации учения на уроках и во внеурочной деятельности.
Разнообразие внеурочной деятельности школьника, реализуется в следующих формах – экскурсии, кружки, секции, студии, театры, мастерские, конференции, диспуты, круглые столы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно – научные практики.
Необходимо повышения учебной мотивации посредством широкого внедрения в учебный процесс активных форм обучения.
Утверждение развивающей направленности школьного образования обусловило изменение в методике преподавания. Задачей учителя сегодня в большей степени является не преподнесение суммы знаний как таковых, а общее развитие учащихся, в частности формирование общих учебных умений как средства усвоения и приобретения знаний.
Традиционные в недавнем прошлом репродуктивные методы обучения, опиравшиеся на принцип авторитарности, уже не способны сформировать у учащихся умения и навыки, которые будут им необходимы в новых общественных отношениях, условиях жизни. Упор делается не на пассивное заучивание информации или получение её из уст учителя, а на активное вхождение в проблему, требующее самостоятельных творческих усилий интеллекта. Роль учителя существенно меняется, но нисколько не уменьшается, а даже возрастает. От учителя требуется искусство организации активной познавательной деятельности учащихся на уроке, что намного интереснее и в то же время сложнее, чем обычное сообщение знаний и проверка их усвоения.
Для успешного ведения основного исследования необходимо определить следующее:
методы активизации школьников, которые будет обеспечивать организацию учения как мотивированного, целенаправленного, самоуправляемого процесса, если они будет отвечать следующим требованиям:
– пробуждать внутреннюю мотивацию учения на всех его этапах;
– стимулировать механизм ориентировки учащихся, обеспечивающий целеполагание и планирование предстоящей деятельности;
– обеспечивать формирование учебных и интеллектуальных умений школьников по переработке учебной информации;
– стимулировать их физические и нравственно-волевые силы к достижению учебно-познавательных целей;
– обеспечивать самооценку учебно-познавательной деятельности в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции.
Исходя из этого, задача учителя не просто дать базовые знания обучающимся, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Применение таких методов и приемов обучения, которые сделают урок насыщенным и занимательным, вызовут интерес у школьников к учебному предмету, будут способствовать созданию положительной эмоциональной обстановки учения, развитию способностей обучающихся. Современные педагогические технологии при этом становятся мощным средством, позволяющим активизировать мыслительную деятельность школьников, повысить познавательный интерес и, в конечном счете, добиться успешности каждого ученика в процессе изучения географии.
Для достижения цели были поставлены задачи:
- формирование мотивированного обучения на основе развития интереса детей к изучению географии;
- развитие у обучающихся познавательной и творческой активности посредством применения активных форм обучения;
- формирование у обучающихся умений и навыков применения полученных знаний на практике.
В ходе своего небольшого педагогического опыта преподавания географии детям среднего звена (6-7 классы), мною было замечено нежелание детей изучать предмет, пассивное, равнодушное отношение к географии, не вызывающее ни каких эмоций. Работать в таких условиях естественно невозможно, так как учитель не получает удовлетворение от своей работы, более того неоднократно у меня возникало неприятные ощущения, что это мои огрехи и что я что-то делаю не так как должна была бы (опять же ссылаясь на небольшой стаж работы). Введение нетрадиционных, развивающих, активных и современных форм работы помогли изменить учебную ситуацию в лучшую сторону.
Нестандартные уроки – один из наиболее эффективных путей формирования умения учиться, поскольку при такой организации деятельности учащихся происходит не просто овладение знаниями, умениями и навыками, но и накопление опыта творчества, передачи этого опыта другим ученикам, осознание при этом потребности в приобретении знаний, обсуждение своих учебных действий с учителем, сверстниками, сотрудничество с ними.
При изучении географии ученикам предлагаются разнообразные творческие задания, которые развивают творческую активность. Это ребусы, головоломки, каламбуры, кроссворды, чайнворды. Убеждаешься, что, если детям предложить что-то новое, необычное, они раскрепощаются, становятся целеустремленными, изобретательными. У них появляется стремление самим составлять такие задания, а затем их выполнять. (Приложение 1).
Повышать учебную мотивацию, активизировать познавательную деятельность, углублять свои знания по предмету, дополнительно тренироваться в их творческом применении позволяют и занятия во внеурочное время.
Задания, используемые педагогом во внеурочной работе, направлены не только на развитие географических способностей, навыков, но и на развитие внимания, памяти, эрудиции, кругозора и познавательных способностей учащихся.
Особое место среди внеурочных организационных форм обучения географии занимают экскурсии и практические работы на местности.
Учебные экскурсии и походы неоспоримые помощники в изучении географии так как – формируют стойкий интерес к предмету.
– формируют практические умения и навыки.
– помогают разнообразить деятельность обучающихся.
– яркие впечатления на долго остаются в памяти.
С группой учеников 6-8 классов была проведена учебная экскурсия в Воронежский государственный природный биосферный заповедник. (Приложение 2)
География – это, пожалуй, один из немногих предметов, который охватывает широкий спектр вопросов эколого-краеведческого характера, осуществляя интегративные связи, поэтому обладает громадным развивающим потенциалом. Тамбовская область является одним из уникальных регионов России, где сосредоточен ряд историко-культурных, архитектурных, природных объектов памятников, предоставляющий огромный интерес.
– 1335-единиц включены в культурное наследие Тамбовской области, в том числе 721 – памятник археологии.
– в списках особо охраняемых природных территорий Тамбовской области находится 97 памятников природы и государственный природный заповедник «Воронинский». Территория памятников природы расположена на площади 4,4 тысячи гектаров. Екатерининский дендрологический парк относится к памятникам природы федерального значения. В курсе «География России. 8-9 класс» особое место занимает изучение краеведческого материала, состоящего из конкретных тем и практических работ. Краеведческая работа в преподавании географии помогает не только достичь образовательных целей, но и воспитывает у учащихся любовь к своему краю, Родине, способствует применению этих знаний на практике при участии в конкурсах, акциях, слетах географов-краеведов.
Регулярное использование на уроках географии и во внеурочной работе системы разнообразных способов и приемов, направленных на повышение мотивации, развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет географический кругозор школьников, повышает качество географической подготовки, позволяет учащимся более уверенно ориентироваться в закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать географические знания на практике в повседневной жизни.
В курсе «Краеведение» – с 6 классами и «География России» с 8-9 классами мною были проведены учебные экскурсии по Тамбовской области на реку Гремячка, на Татарский вал и в Кардиологический санаторий к дубу-патриарху – эти объекты являются памятниками природы. (Приложение 3)
Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод о том, что активные формы обучения, позволяют развивать у обучающихся:
– познавательные навыки и способность к самообразованию;
– способность ориентироваться в современном информационном пространстве;
– целеустремленность и настойчивость;
– способность взять на себя инициативу и ответственность;
– критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации;
– коммуникабельность.
Таким образом, применение активных форм обучения можно считать одним из основных путей, способствующих повышению мотивации учащихся к изучению географии.
Оценка результативности деятельности и проверка знаний по географии показала, что внедрение активных форм и методов обучения способствовало повышению познавательного интереса к данному предмету и формированию учебной мотивации.
Обучающиеся с удовольствием посещают уроки географии, внеурочные занятия. Проведение мониторинга позволило получить объективные данные.
Для определения результативности опыта были выделены критерии:
– успеваемость и качество знаний обучающихся;
– отношение учащихся к изучению географии;
– уровень мотивации учения.
Изучение этих показателей проводилось на этапе обучения школьников с 2011 и 2012 год. Анализ результатов мониторинга обучающихся свидетельствует в целом о положительной динамике качества знаний и умений обучающихся. Так при стопроцентной успеваемости качество знаний в классах выглядит следующим образом:
Мониторинг качества знаний по географии
год/класс | 2011 | 2012 |
6 класс | 16–60% | 11–62% |
7 класс | 10–68% | 9–68% |
8 класс | 9–71% | 8–75% |
Динамика изменения отношения к предмету географии
год | 2011 | 2012 |
Отрицательное | 12% | 7% |
Нейтральное | 14% | 6% |
Положительное | 67% | 75% |
Динамика изменения уровня мотивации к учению
Уровень мотивации |
Характеристика уровня мотивации |
2011 г. |
2012 г. |
1 уровень |
продуктивная мотивация с преобладанием познавательной мотивации обучения и положительным отношением к нему |
7% |
9% |
2 уровень |
продуктивная мотивация, позитивное отношение к обучению |
28% |
31% |
3 уровень |
средний уровень со сниженной познавательной мотивацией |
33% |
42% |
4 уровень |
сниженная мотивация, отрицательное эмоциональное отношение к обучению |
17% |
15% |
5 уровень |
резко отрицательное отношение к обучению |
3% |
2% |
Сравнительный анализ уровня мотивации школьников на двух срезах показывает, что у обучающихся происходят значимые сдвиги в сторону позитивного отношения к обучению.
Результаты предметной олимпиады
№ п/п |
Ф.И.О. |
Класс |
Год |
Название олимпиад, уровень |
Занятое место |
1. |
Кузнецова Рада |
7 |
2011 |
география региональный |
7 |
2. |
Кузнецова Рада |
7 |
2012 |
география городской |
2 |
3. |
Желябова Виктория |
8 |
2011 |
география городской |
5 |
4. |
Мороз Анна |
8 |
2011 |
география городской |
6 |
5. |
Шпаковская Алена |
6 |
2011 |
География городской |
3 |