Активные, современные формы обучения на уроках и во внеурочной деятельности как результат повышения мотивации учащихся в изучении географии

Разделы: География


В ходе своей недолгой педагогической деятельности и небольшого опыта работы, мною было замечено, что современные дети имеют крайне малую мотивацию к обучению и сниженный интерес, особенно к предмету изучения, который ими изначально считается несложным и предметом второго плана, такой как география. Я неоднократно задавалась вопросом как можно положительно и результативно улучшить данную ситуацию, думаю, с этим сталкиваются практически все начинающие учителя. Опираясь на педагогический опыт великих педагогов, описанный в учебниках по педагогике, и на деятельность опытных педагогов, я стала ясно представлять, что мне делать и как повысить мотивацию к обучению и улучшить отношение детей к предмету и к учебной деятельности, своим скромным опытом хочу поделиться с коллегами.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и  развития познавательных интересов, осуществлением в единстве патриотического, духовно-нравственного, экологического,  трудового воспитания школьников, формированием у них активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования. Социальный заказ нашего общества школе состоит сегодня в том, чтобы повысить качество обучения и воспитания, изжить формализм в оценке результатов труда учителей и учащихся.

Но, как показала практика, вести рассуждения на эту тему легко, а вот на деле все гораздо сложнее. «Как повысить уровень мотивации школьников в изучении географии, соответственно, и качество образования»?  На мой взгляд, эта проблема неоспорима для учителей географии, так как в последние годы по различным причинам снижается интерес у учащихся ко многим учебным предметам, в том числе и к географии. Большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и поэтому уже в 6-7 классах начинают терять интерес к учебе, что негативно отражается на качестве образования. Поэтому знания учащихся по предмету неглубокие, познавательный интерес  и мотивация достаточно низкие. Проведенная диагностика самостоятельной познавательной активности показала, что высокого уровня, характеризующегося ориентацией на установление источников, причинно-следственных связей, осознанием интереса к предмету, достигают только 29% старшеклассников. Размышляя о том, какое место занимает наш предмет в системе школьных наук, сделала вывод, что  многие учащиеся 6-8 классов считают географию предметом не столь важным, так как есть более серьезные дисциплины: математика, русский язык, физика и другие. Анкетирование обучающихся показало, что старшеклассники географию по степени значимости для дальнейшей жизни ставят на одно из последних мест среди школьных дисциплин,  поскольку не так востребована при поступлении в ВУЗы, как другие предметы, мотивация еще понижается.  Не последнее место в объяснении причин играет высокая нагрузка школьников, и подготовка к географии идёт по остаточному принципу.  А, тем не менее, в современном мире географические знания необходимы каждому человеку, позиционирующему себя успешным, культурным, образованным человеком.

Как справедливо отметил немецкий педагог А. Дистервег: «Ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их». Следовательно,  ученик включается в любую деятельность, когда это нужно именно ему, когда у него имеется определенный мотив для ее выполнения. Кроме того, следует отметить главное: человек включается в деятельность только при появлении мотива участвовать в ней. В настоящее время проблема становления интереса к учебному предмету  актуализировалась, в связи с тем, что произошли значительные изменения в обществе и образовании,  которые во многом определяются особенностями перехода к информационному обществу. Под влиянием перестроек в образовательном процессе возникла необходимость  поиска новых  форм,  методов, приемов обучения, которые бы повышали учебную мотивацию, вовлекали учащихся в активную учебно-познавательную деятельность. Все это отражает актуальность проблемы повышения учебной мотивации, развития познавательного интереса школьников для современного построения учебного процесса.

В ходе работы  над проблемой  были выявлены следующие противоречия:

1) с одной стороны – отсутствие интереса к географии, у отдельных школьников и высокими требованиями программ по данному предмету;   

2) с другой стороны – традиционной системой построения образовательного процесса, которая,  даёт ребёнку хорошо аргументированный, логически выстроенный материал, но зачастую не совсем интересна современному ребенку и отчасти скучна и однообразна. Она формирует лишь репродуктивное знание, и широкими возможностями использования образовательной среды, позволяющей существенно повысить уровень мотивации учения школьников, познавательную активность  и, как следствие, качество образования.                                                                                                    

Что такое мотивация? Мотивация (от французского motif – побуждение), то есть побуждение к действию. Это динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность. Активность и устойчивость.

Существует такое понятие как « неправильная мотивация»

– несформированность у школьников положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать причиной их слабой успеваемости.

– у ученика может существовать направленность на учебный процесс, но в то же время он может ориентироваться не на результат деятельности, а только на отметку.

– у школьников помимо сугубо познавательных потребностей, учебных интересов могут действовать мотивы «избегания неприятностей» и другие.

В ходе работы мною неоднократно были прослежены этапы формирования мотивации.

1 этап. Возникновение мотивации.

– например, фиксация мотивов предыдущих достижений-« Мы хорошо поработали над предыдущей темой».

– вызов мотивов относительной неудовлетворенности –« Но не усвоили еще одну, но более важную сторону этой темы».

– усиление мотивов ориентации на предстоящую деятельность-« А между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо, и привести какую либо ситуацию».

2 этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации.

– чередование разных видов деятельности.

– материалы различной трудности.

– отметки, вызывающие положительные и отрицательные эмоции, удовлетворенность собой и неудовлетворенность.

– активация поисковой активности учащихся, подключение их к самоконтролю и самооценке.

3 этап. Мотивация завершена.

– важно, что бы каждый ученик вышел из деятельности с благоприятным личным опытом, что бы в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее учение, то есть положительная мотивационная перспектива. Для этого важно усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее с развернутой дифференцированной отметкой учителя.

Для успешного разрешения противоречий необходимо реализовать следующие задачи: совершенствовать  преподавание географии, позитивно изменять качество образования по предмету через формирование  мотивации учения на уроках и во внеурочной деятельности.

Разнообразие внеурочной деятельности школьника, реализуется в следующих формах – экскурсии, кружки, секции, студии, театры, мастерские, конференции, диспуты, круглые столы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно – научные практики.

Необходимо повышения учебной мотивации посредством широкого внедрения в учебный процесс  активных форм обучения.

Утверждение развивающей направленности школьного образования обусловило изменение в методике преподавания. Задачей учителя сегодня в большей степени является не преподнесение суммы знаний как таковых, а общее развитие учащихся, в частности формирование общих учебных умений как средства усвоения и приобретения знаний.

Традиционные в недавнем прошлом репродуктивные методы обучения, опиравшиеся на принцип авторитарности, уже не способны сформировать у учащихся умения и навыки, которые будут им необходимы в новых общественных отношениях, условиях жизни. Упор делается не на пассивное заучивание информации или получение её из уст учителя, а на активное вхождение в проблему, требующее самостоятельных творческих усилий интеллекта. Роль учителя существенно меняется, но нисколько не уменьшается, а даже возрастает. От учителя требуется искусство организации активной познавательной деятельности учащихся на уроке, что намного интереснее и в то же время сложнее, чем обычное сообщение знаний и проверка их усвоения.

Для успешного ведения основного исследования необходимо определить следующее:

методы активизации школьников, которые будет обеспечивать организацию учения как мотивированного, целенаправленного, самоуправляемого процесса, если они будет отвечать следующим требованиям:

– пробуждать внутреннюю мотивацию учения на всех его этапах;

– стимулировать механизм ориентировки учащихся, обеспечивающий целеполагание и планирование предстоящей деятельности;

– обеспечивать формирование учебных и интеллектуальных умений школьников по переработке учебной информации;

– стимулировать их физические и нравственно-волевые силы  к достижению учебно-познавательных целей;

– обеспечивать самооценку учебно-познавательной деятельности в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции.

Исходя из этого, задача учителя не просто дать базовые знания обучающимся, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Применение таких методов и приемов  обучения, которые сделают урок насыщенным и занимательным, вызовут интерес у школьников к учебному предмету, будут способствовать созданию положительной эмоциональной обстановки учения, развитию способностей обучающихся. Современные педагогические технологии  при этом становятся мощным средством, позволяющим активизировать мыслительную деятельность школьников, повысить познавательный интерес и, в конечном счете, добиться успешности каждого ученика в процессе изучения географии.

Для достижения цели были поставлены задачи:

  • формирование мотивированного обучения на основе развития интереса детей к изучению географии;
  • развитие у обучающихся познавательной и творческой активности посредством применения активных форм обучения;
  • формирование у обучающихся  умений и навыков применения полученных знаний на практике.

В ходе своего небольшого педагогического опыта преподавания географии детям среднего звена (6-7 классы), мною было замечено нежелание детей изучать предмет, пассивное, равнодушное отношение к географии, не вызывающее ни каких эмоций. Работать в таких условиях естественно невозможно, так как учитель не получает удовлетворение от своей работы, более того неоднократно у меня  возникало неприятные ощущения, что это мои огрехи и что я что-то делаю не так как должна была бы (опять же ссылаясь на небольшой стаж работы). Введение нетрадиционных, развивающих, активных и современных форм работы помогли изменить учебную ситуацию в лучшую сторону.

Нестандартные уроки – один из наиболее эффективных путей формирования умения учиться, поскольку при такой организации деятельности учащихся происходит не просто овладение знаниями, умениями и навыками, но и накопление опыта творчества, передачи этого опыта другим ученикам, осознание при этом потребности в приобретении знаний, обсуждение своих учебных действий с учителем, сверстниками, сотрудничество с ними.

При изучении географии  ученикам предлагаются  разнообразные творческие задания, которые развивают творческую активность. Это ребусы,  головоломки, каламбуры, кроссворды, чайнворды. Убеждаешься, что,  если детям предложить что-то новое, необычное, они раскрепощаются, становятся целеустремленными, изобретательными. У них появляется стремление самим составлять такие задания, а затем их выполнять. (Приложение 1).

Повышать учебную  мотивацию, активизировать познавательную деятельность, углублять свои знания по предмету, дополнительно тренироваться в их творческом применении позволяют и занятия во внеурочное время.

Задания, используемые педагогом во внеурочной работе, направлены не только на развитие географических способностей, навыков, но и на развитие внимания, памяти, эрудиции, кругозора и  познавательных способностей учащихся.

Особое место среди  внеурочных организационных форм обучения географии  занимают экскурсии и практические работы на местности.

Учебные экскурсии и походы неоспоримые помощники в изучении географии так как – формируют стойкий интерес к предмету.

– формируют практические умения и навыки.

– помогают разнообразить деятельность обучающихся.

– яркие  впечатления на долго остаются в памяти.

С группой учеников 6-8 классов была проведена учебная экскурсия в Воронежский государственный природный биосферный заповедник. (Приложение 2)

География – это, пожалуй, один из немногих предметов, который охватывает широкий спектр вопросов эколого-краеведческого характера, осуществляя интегративные связи, поэтому обладает громадным развивающим потенциалом. Тамбовская область является одним из уникальных регионов России, где сосредоточен ряд историко-культурных, архитектурных, природных объектов памятников, предоставляющий огромный интерес.

– 1335-единиц включены в культурное наследие Тамбовской области, в том числе 721 – памятник археологии.

– в списках особо охраняемых природных территорий Тамбовской области находится 97 памятников природы и государственный природный заповедник «Воронинский». Территория памятников природы расположена на площади 4,4 тысячи гектаров. Екатерининский дендрологический парк относится к памятникам природы федерального значения. В курсе «География России. 8-9 класс» особое место занимает изучение краеведческого материала, состоящего из конкретных тем и практических работ. Краеведческая работа в преподавании географии помогает не только достичь образовательных целей, но и воспитывает у учащихся любовь к своему краю, Родине, способствует применению этих знаний на практике при участии в конкурсах, акциях, слетах географов-краеведов.

Регулярное использование на уроках географии и во внеурочной работе системы разнообразных способов и приемов, направленных на повышение мотивации, развитие познавательных возможностей и способностей,   расширяет географический кругозор школьников, повышает качество  географической подготовки, позволяет учащимся более уверенно ориентироваться в закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать географические знания на практике в повседневной жизни.

В курсе «Краеведение» – с 6 классами и «География России» с 8-9 классами мною были проведены учебные экскурсии по Тамбовской области на реку Гремячка, на Татарский вал и в Кардиологический санаторий к дубу-патриарху – эти объекты являются памятниками природы. (Приложение 3)

Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод о том, что активные формы обучения,  позволяют развивать у обучающихся:

– познавательные навыки и способность к самообразованию;

– способность ориентироваться в современном информационном пространстве;

– целеустремленность и настойчивость;

– способность взять на себя инициативу и ответственность;

– критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации;

– коммуникабельность.

Таким образом, применение активных форм обучения можно считать одним из основных путей, способствующих  повышению   мотивации  учащихся  к изучению географии.

Оценка  результативности деятельности и проверка знаний по географии  показала, что внедрение активных форм и методов обучения способствовало повышению познавательного интереса к  данному предмету и формированию учебной мотивации.

Обучающиеся с удовольствием посещают уроки географии, внеурочные занятия. Проведение мониторинга  позволило получить объективные данные.

Для определения результативности опыта были выделены критерии:

– успеваемость и качество знаний обучающихся;

– отношение учащихся к изучению географии;

– уровень мотивации учения.

Изучение этих показателей проводилось на этапе обучения школьников с 2011 и 2012 год. Анализ результатов мониторинга обучающихся свидетельствует в целом о положительной динамике качества знаний и умений обучающихся. Так при стопроцентной успеваемости качество знаний в классах  выглядит следующим образом:

Мониторинг качества знаний по географии

год/класс 2011 2012
6 класс 16–60% 11–62%
7 класс 10–68% 9–68%
8 класс 9–71% 8–75%

Динамика изменения отношения к предмету географии

год 2011 2012
Отрицательное 12% 7%
Нейтральное 14% 6%
Положительное 67% 75%

Динамика изменения уровня мотивации к учению

Уровень мотивации

Характеристика уровня мотивации

2011 г.

2012 г.

1 уровень

продуктивная мотивация с преобладанием познавательной мотивации обучения и положительным отношением к нему

7%

9%

2 уровень

продуктивная мотивация, позитивное отношение к обучению

28%

31%

3 уровень

средний уровень со сниженной познавательной мотивацией

33%

42%

4 уровень

сниженная мотивация, отрицательное эмоциональное отношение к обучению

17%

15%

5 уровень

резко отрицательное отношение к обучению

3%

2%

Сравнительный анализ уровня мотивации школьников на двух срезах показывает, что у обучающихся происходят значимые сдвиги в сторону позитивного отношения к обучению.

Результаты предметной олимпиады

№ п/п

Ф.И.О.

Класс

Год

Название олимпиад, уровень

Занятое место

1.

Кузнецова Рада

7

2011

география региональный

7

2.

Кузнецова Рада

7

2012

география городской

2

3.

Желябова Виктория

8

2011

география городской

5

4.

Мороз Анна

8

2011

география городской

6

5.

Шпаковская Алена

6

2011

География городской

3