Цель: знакомство учащихся с лексическими особенностями и грамматическими признаками краткой формы имён прилагательных.
Задачи.
Учебные:
- познакомить учащихся с лексическими особенностями и грамматическими признаками, кратких имен прилагательных;
- самостоятельно формулировать определение кратких имён прилагательных;
- различать краткие и полные имёна прилагательные;
- наблюдать за подвижностью ударения в кратких формах имён прилагательных;
- определять роль кратких прилагательных в предложении.
Развивающие:
- сравнивать полную и краткую форму имён прилагательных по составу, грамматическим признакам, лексич., значению и роли в предложении;
- уметь анализировать, обобщать и делать выводы о подвижности ударений, о грамматических особенностях и роли кратких прилагательных в предложении;
- развивать устную и письменную речь.
Воспитательные:
- прививать учащимся любовь к родному языку;
- учить сопоставлять черты портрета человека с красотой его души и с поступками;
- быть терпимым и внимательным к мнению и высказываниями других учащихся О.У.У.Н.
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- применять правила и пользоваться особенными закономерностями;
- осуществлять рефлексию способов и условий действий;
- проверять свою работу и работу учащиеся;
- решать проблемы различного характера;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
Вид урока: формулирование новых знаний.
Таблица (в редакции автора)
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | У.У.Д. |
1. Орг. момент | Организация начала урока | Поздоровались (стоя). Открыли тетради, записали число и слова классная работа | Познавательные У.У.Д. (общеучебные) |
2. Определение темы и цели урока уч-ся | - Откройте учебники на странице 144. - Найдите упражнение 113. - Прочитайте задание. 1. Не открывая обратного словаря, догадайтесь к какой части речи будут относиться слова на -гий, жий, кий? Докажите свой выбор. - Давайте проверим по учебнику (4 № 2, стр. 133) правы ли вы? - К какой части речи относятся эти слова? - Почему? - Что ещё вы знаете об этой части речи? - Для чего мы используем прилагательные в речи? 2. Используя слова для справок, данные на доске (легкая, умелые, пушистые, карие, курносый, румяное), подбери подходящие по смыслу прилагательные к существительными: Нос… лицо… Глаза… ресницы… Руки… поделка… - Прочитайте, что у нас получилось? А теперь посмотрите, какой литературный портрет дан вам на стр. 146 учебника - Назовите произведение и автора |
(4 № 1) открывают учебник на странице 144,
находят упражнение 113. Один из учащихся читает
вслух задание. - Эти слова будут относиться к именам прилагательным, т.к. у этой части речи в ед.ч., муж. роде будет окончание “ий”. - Один человек читает вслух прилагательные на -гий, жий, кий. - Она относятся к именам прилагательным. - Слова отвечают на вопрос “какой?”, обозначают признак предмета. - Имеет грамматические признаки: род, число, падеж; - В предложении является определением. - Мы используем прилагательные, чтобы речь наша была красивее и чтобы подробнее описать какой-то предмет или явление окружающей действительности. Два учащихся выполняют задание на доске, остальные самостоятельно в тетради. - Самопроверка задания. Это словесный портрет человека. Открывают стр. 146, читают (вверху). - А.С.Пушкин “сказка о мёртвой царевне и семи богатырях” |
Познавательные УУД (логические) -
анализ. Регулятивные (самоконтроль). Познавательные УУД (решать проблему). Регулярные УУД (самопроверка). |
- Найдите слова с помощью которых
А.С.Пушкин харатеризует свою героиню. Выпишите их в столбик - Что вы можете сказать о царевне? Какая она? - А соответствует ли внешность царевны её поступкам? - Какой вывод мы можем из этого сделать? - От каких слов образованы слова, записанные на доске? Запишите эти слова во второй столбик. - Слова какого столбика вам знакомы? - К какой части речи они относятся? - Сравните слова первого и второго столбиков? - Что общего? - Кто догадался с какой частью речи мы сегодня будим знакомиться? - Вывешивает на доску табличку “краткие прилагательные”. - Кто из вас знает, что это за часть речи? - Ваша к концу урока попутаться сформулировать определение - что такое краткое прилагательное? |
Дети находят слова: - высока, - стройна, - бела, - горда, - ломлива, - своенравна, - ревнива. Записывают в столбик, один человек работает у доски. Дети дают описание её внешности. - Учащиеся дают оценку поступкам царевны. - Человек должен быть красив душой. - Дети пишут в тетрадях напротив первого столбика второй: - высокая, - стройная, - белая, - гордая, - ломливая, - своенравная, - ревнивая. К именам прилагательным Сравнивают устно 1. Значение слов 2. Вопросами Какова? Какая? - Мы будим знакомиться с краткими прилагательными. |
Познавательные УУД (общеучебные) Регулятивные УУД (целеполагание). |
|
3. Основная часть | А для этого мы продолжим анализ наших
кратких прилагательных. - На какой вопрос отвечают краткие прилагательные. Вывешивает надпись: краткие прилагательные – какова? Мы знаем, что прилагательные изменяются по родам и числам. - Как будут звучать вопросы кратких прилагательных в м.р., ср. р. и во мн. числе? Вывешивает надписи. Краткие прилагательные: - какова? - каков? - каково? - каковы? - А как вы думатете, какие прилагательные появились в языке раньше? - Посмотрите как сказано об этом на стр. 144, 145. - Как образовались полные прилагательные? - Что ещё нового вы узнали из прочитанного? - Как называется гласный, который то появляется в корне, то исчезает? |
Какова? Каков? Каково? Каковы? Дети высказывают своё мнение. Один ученик читает в слух сообщение на стр. 144, 145. - От кратких прилагательных при помощи окончаний. -У кратких прилагательных в ж.р. нулевое окончание. - Это белый гласный. |
Познавательные (общеучебные). Информационные |
4. Первичное закрепление | Выполните упр. 144, согласно образцу,
данному в учебнике. - Обменяйтесь тетрадями. Проверьте и оцените работу друг друга. - Кто всё сделал правильно? - Кто допустил ошибки? - Как образовалась краткая форма прилагательных? В каком слове поставим ударение? Что заметили? - Прочитайте вывод на плакате летучей мыши в учебнике на стр. 146. - Что вы поняли об ударении в полной и краткой форме прилагательных? - А в краткой форме прилагательных? |
Все пишут в тетради, один у доски. Лёгкий - лёгок, легка. Мягкий - мягок, мягка. Гладкий - гладок, гладка. Сладкий - сладок, сладка. Обмениваются тетрадями. Проверяют и оценивают работы друг друга. Поднимают руки. Поднимают руки. При помощи усечения морфемы + белый гласный. Ставят ударения в словах. - Ударение меняет место в словах. - Один из учащихся читает в слух. Оно неподвижное. Подвижное. |
|
5. Сам-ая работа | 4. Выполните самостоятельно упр. 116. - Обсудите ударения в этих словах со своим соседом по парте. Сделайте вывод. 2. Запишите под диктовку предложения - Падает пушистый снег. Зимний снег пушист. Работая в группах - Определите какими членами предложения здесь будут имена прилагательные? - Укажите грамматические признаки этих прилагательных. - Что ещё нового вы узнали о кратких прилагательных. Вывешиваются записи: - Род. - Число. - Сказуемое. Мы заканчиваем нашу схему. - Кто же из вас готов сформулировать определение, что такое краткое прилагательное? |
Дети записывают: Один у доски: Он ревнив. Она ревнива. Оно ревниво. Они ревнивы. Работа в парах. Вывод: ударение в этих словах неподвижно. Учащиеся записывают предложения под диктовку. Слово зимний является в предложении определением, а слово пушист - сказуемым. Пушистый - м.р., ед.ч. Пушист – м.р., ед.ч. - В предложении они являются сказуемыми. - Имеют грамматические признаки: род, число, падеж. Не изменяются по падежам. - Краткое прилагательное - это форма полного прилагательного, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: Какова?, каков?, каково?, каковы? Имеет грамматические признаки: род и число. В предложении является сказуемым. |
Коммуникативные УУД (взаимодействие) |
6. Домашнее задание (творческого характера) | Составить свой автопортрет, используя краткие имена прилагательные. Опишите себя с внешней и внутренней стороны | Дети записывают домашнее задание в дневник. | Личностный компонент (самоопределение) |
7. Итог урока. | - С чем познакомились на уроке? - Что нового узнали? - Чему научились на уроке? |
С краткой формой имени прилагательного.
Краткие прилагательные имеют грамматические
признаки род и число: - подвижное ударение, - в предложении бывают сказуемыми. - Образовать краткие формы прилагательных от полных форм, путём усечения морфемы |
Регулятивные (обобщение) |
Рефлексия | “Метод шести шляпок”. Раздается учащимся и коллегам шесть шляпок разного цвета. - Каждой шляпке соответствует? 1. Белая шляпка: Что понравилось в уроке? 2. Красная шляпка: С какими трудностями столкнулись на уроке? 3. Желтая шляпка: Что легко давалось? 4. Зелёная шляпка: Где в дальнейшем можете использовать эти знания? 5. Черная шляпка: Что не понравилось? Что бы вы хотели изменить? 6. Синяя шляпка: Учитель подводит итоги урока, оценивает ответы учащихся, выставляет отметки |
Отвечают на вопросы, соответствующие цвету своей шляпки. | Регулятивные (самоанализ) |