Открытый урок русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Краткие имена прилагательные". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: знакомство учащихся с лексическими особенностями и грамматическими признаками краткой формы имён прилагательных.

Задачи.

Учебные:

- познакомить учащихся с лексическими особенностями и грамматическими признаками, кратких имен прилагательных;

- самостоятельно формулировать определение кратких имён прилагательных;

- различать краткие и полные имёна прилагательные;

- наблюдать за подвижностью ударения в кратких формах имён прилагательных;

- определять роль кратких прилагательных в предложении.

Развивающие:

- сравнивать полную и краткую форму имён прилагательных по составу, грамматическим признакам, лексич., значению и роли в предложении;

- уметь анализировать, обобщать и делать выводы о подвижности ударений, о грамматических особенностях и роли кратких прилагательных в предложении;

- развивать устную и письменную речь.

Воспитательные:

- прививать учащимся любовь к родному языку;

- учить сопоставлять черты портрета человека с красотой его души и с поступками;

- быть терпимым и внимательным к мнению и высказываниями других учащихся О.У.У.Н.

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- применять правила и пользоваться особенными закономерностями;

- осуществлять рефлексию способов и условий действий;

- проверять свою работу и работу учащиеся;

- решать проблемы различного характера;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.

Вид урока: формулирование новых знаний.

Таблица (в редакции автора)

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся У.У.Д.
1. Орг. момент Организация начала урока Поздоровались (стоя). Открыли тетради, записали число и слова классная работа Познавательные У.У.Д. (общеучебные)
2. Определение темы и цели урока уч-ся - Откройте учебники на странице 144.

- Найдите упражнение 113.

- Прочитайте задание.

1. Не открывая обратного словаря, догадайтесь к какой части речи будут относиться слова на -гий, жий, кий?

Докажите свой выбор.

- Давайте проверим по учебнику (4 № 2, стр. 133) правы ли вы?

- К какой части речи относятся эти слова?

- Почему?

- Что ещё вы знаете об этой части речи?

- Для чего мы используем прилагательные в речи?

2. Используя слова для справок, данные на доске (легкая, умелые, пушистые, карие, курносый, румяное), подбери подходящие по смыслу прилагательные к существительными:

Нос… лицо…

Глаза… ресницы…

Руки… поделка…

- Прочитайте, что у нас получилось?

А теперь посмотрите, какой литературный портрет дан вам на стр. 146 учебника

- Назовите произведение и автора

(4 № 1) открывают учебник на странице 144, находят упражнение 113. Один из учащихся читает вслух задание.

- Эти слова будут относиться к именам прилагательным, т.к. у этой части речи в ед.ч., муж. роде будет окончание “ий”.

- Один человек читает вслух прилагательные на -гий, жий, кий.

- Она относятся к именам прилагательным.

- Слова отвечают на вопрос “какой?”, обозначают признак предмета.

- Имеет грамматические признаки: род, число, падеж;

- В предложении является определением.

- Мы используем прилагательные, чтобы речь наша была красивее и чтобы подробнее описать какой-то предмет или явление окружающей действительности.

Два учащихся выполняют задание на доске, остальные самостоятельно в тетради.

- Самопроверка задания.

Это словесный портрет человека.

Открывают стр. 146, читают (вверху).

- А.С.Пушкин “сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”

Познавательные УУД (логические) - анализ.

Регулятивные (самоконтроль).

Познавательные УУД (решать проблему).

Регулярные УУД (самопроверка).

  - Найдите слова с помощью которых А.С.Пушкин харатеризует свою героиню.

Выпишите их в столбик

- Что вы можете сказать о царевне? Какая она?

- А соответствует ли внешность царевны её поступкам?

- Какой вывод мы можем из этого сделать?

- От каких слов образованы слова, записанные на доске? Запишите эти слова во второй столбик.

- Слова какого столбика вам знакомы?

- К какой части речи они относятся?

- Сравните слова первого и второго столбиков?

- Что общего?

- Кто догадался с какой частью речи мы сегодня будим знакомиться?

- Вывешивает на доску табличку “краткие прилагательные”.

- Кто из вас знает, что это за часть речи?

- Ваша к концу урока попутаться сформулировать определение - что такое краткое прилагательное?

Дети находят слова:

- высока,

- стройна,

- бела,

- горда,

- ломлива,

- своенравна,

- ревнива.

Записывают в столбик, один человек работает у доски.

Дети дают описание её внешности.

- Учащиеся дают оценку поступкам царевны.

- Человек должен быть красив душой.

- Дети пишут в тетрадях напротив первого столбика второй:

- высокая,

- стройная,

- белая,

- гордая,

- ломливая,

- своенравная,

- ревнивая.

К именам прилагательным

Сравнивают устно

1. Значение слов

2. Вопросами

Какова? Какая?

- Мы будим знакомиться с краткими прилагательными.

Познавательные УУД (общеучебные)

Регулятивные УУД (целеполагание).

3. Основная часть А для этого мы продолжим анализ наших кратких прилагательных.

- На какой вопрос отвечают краткие прилагательные.

Вывешивает надпись:

краткие прилагательные – какова?

Мы знаем, что прилагательные изменяются по родам и числам.

- Как будут звучать вопросы кратких прилагательных в м.р., ср. р. и во мн. числе?

Вывешивает надписи.

Краткие прилагательные:

- какова?

- каков?

- каково?

- каковы?

- А как вы думатете, какие прилагательные появились в языке раньше?

- Посмотрите как сказано об этом на стр. 144, 145.

- Как образовались полные прилагательные?

- Что ещё нового вы узнали из прочитанного?

- Как называется гласный, который то появляется в корне, то исчезает?

Какова?

Каков?

Каково?

Каковы?

Дети высказывают своё мнение.

Один ученик читает в слух сообщение на стр. 144, 145.

- От кратких прилагательных при помощи окончаний.

-У кратких прилагательных в ж.р. нулевое окончание.

- Это белый гласный.

Познавательные (общеучебные).

Информационные

4. Первичное закрепление Выполните упр. 144, согласно образцу, данному в учебнике.

- Обменяйтесь тетрадями.

Проверьте и оцените работу друг друга.

- Кто всё сделал правильно?

- Кто допустил ошибки?

- Как образовалась краткая форма прилагательных?

В каком слове поставим ударение? Что заметили?

- Прочитайте вывод на плакате летучей мыши в учебнике на стр. 146.

- Что вы поняли об ударении в полной и краткой форме прилагательных?

- А в краткой форме прилагательных?

Все пишут в тетради, один у доски.

Лёгкий - лёгок, легка.

Мягкий - мягок, мягка.

Гладкий - гладок, гладка.

Сладкий - сладок, сладка.

Обмениваются тетрадями.

Проверяют и оценивают работы друг друга.

Поднимают руки.

Поднимают руки.

При помощи усечения морфемы + белый гласный.

Ставят ударения в словах.

- Ударение меняет место в словах.

- Один из учащихся читает в слух.

Оно неподвижное.

Подвижное.

 
5. Сам-ая работа 4. Выполните самостоятельно упр. 116.

- Обсудите ударения в этих словах со своим соседом по парте.

Сделайте вывод.

2. Запишите под диктовку предложения - Падает пушистый снег. Зимний снег пушист.

Работая в группах

- Определите какими членами предложения здесь будут имена прилагательные?

- Укажите грамматические признаки этих прилагательных.

- Что ещё нового вы узнали о кратких прилагательных.

Вывешиваются записи:

- Род.

- Число.

- Сказуемое.

Мы заканчиваем нашу схему.

- Кто же из вас готов сформулировать определение, что такое краткое прилагательное?

Дети записывают:

Один у доски:

Он ревнив.

Она ревнива.

Оно ревниво.

Они ревнивы.

Работа в парах.

Вывод: ударение в этих словах неподвижно.

Учащиеся записывают предложения под диктовку.

Слово зимний является в предложении определением, а слово пушист - сказуемым.

Пушистый - м.р., ед.ч.

Пушист – м.р., ед.ч.

- В предложении они являются сказуемыми.

- Имеют грамматические признаки: род, число, падеж.

Не изменяются по падежам.

- Краткое прилагательное - это форма полного прилагательного, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы:

Какова?, каков?, каково?, каковы?

Имеет грамматические признаки: род и число.

В предложении является сказуемым.

Коммуникативные УУД (взаимодействие)
6. Домашнее задание (творческого характера) Составить свой автопортрет, используя краткие имена прилагательные. Опишите себя с внешней и внутренней стороны Дети записывают домашнее задание в дневник. Личностный компонент (самоопределение)
7. Итог урока. - С чем познакомились на уроке?

- Что нового узнали?

- Чему научились на уроке?

С краткой формой имени прилагательного. Краткие прилагательные имеют грамматические признаки род и число:

- подвижное ударение,

- в предложении бывают сказуемыми.

- Образовать краткие формы прилагательных от полных форм, путём усечения морфемы

Регулятивные (обобщение)
Рефлексия “Метод шести шляпок”.

Раздается учащимся и коллегам шесть шляпок разного цвета.

- Каждой шляпке соответствует?

1. Белая шляпка:

Что понравилось в уроке?

2. Красная шляпка:

С какими трудностями столкнулись на уроке?

3. Желтая шляпка:

Что легко давалось?

4. Зелёная шляпка:

Где в дальнейшем можете использовать эти знания?

5. Черная шляпка:

Что не понравилось? Что бы вы хотели изменить?

6. Синяя шляпка:

Учитель подводит итоги урока, оценивает ответы учащихся, выставляет отметки

Отвечают на вопросы, соответствующие цвету своей шляпки. Регулятивные (самоанализ)