Цель урока: повторение знаний об особенностях зимнего периода года,об условиях обитания животных и птиц зимой, используя лексико-грамматические упражнения. Активизация словаря по теме “Зима”.
Образовательные задачи:
- закреплять знания о зиме, отметить характерные особенности этого времени года;
- расширять словарь по теме "Дикие животные", "Зимующие птицы", “Деревья”;
- обогащать словарный запас, используя притяжательные прилагательные;
- расширять и совершенствовать грамматический строй речи;
- кчить детей делить слова на слоги (развитие языкового анализа синтеза);
- знакомить со словами разной слоговой структуры, с опорой на слогообразующую роль гласных.
Развивающие задачи:
- развивать творческое воображение и творческую активность детей, речь детей, умение аргументировать свои ответы;
- формировать оптико-пространственную ориентировку, внимание, зрительную память,воображение;
- познакомить детей с сезонными изменениями, происходящими в живой и неживой природе зимой;
- дать представления о том, какие изменения происходят в жизни животных (где зимуют, чем питаются, делают ли запасы на зиму);
- расширить представления о зимующих птицах.
Воспитательные задачи:
- воспитывать любовь и интерес к живой природе;
- учить ценить и беречь природу;
- воспитывать уважительное отношение к ответам других детей.
Оборудование: интерактивная доска; презентация на тему “Путешествие в зимний лес”, раздаточный материал, учебники по природоведению.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель:
Прозвенел звонок у нас
На уроке первый класс
Мы за парты сели ровно
И к работе всё готово
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали.
Логопед:
Мы должны им показать
Как умеем мы писать
Думать, мыслить и читать
Из слов звуки выделять
На вопросы отвечать
Не судите очень строго
Ведь учились мы немного.
Учитель: Ребята, сегодня у нас с вами будет необычный урок. Мы проведём его вместе с нашим логопедом Ириной Сергеевной. Сегодня у нас будет необычный урок. Мы отправимся в путешествие. А куда мы отправимся в путешествие, вы ответите после того, как выполните задание на листочках.
2. Задание на развитие пространственных представлений.
Учитель:
Что находится в самом центре листа (снежинка).
б) – Обведите её в овал.
б) – От центра 2 клетки вверх, 2 влево (ёлка) – обведите её в треугольник.
в) – Нижний ряд 4-я клетка (зайчик) – обведите в кружок.
г) – Второй столбик, вторая клетка снизу (белка) – обведите в квадрат.
д) – Кто находится слева от белки? (лиса) – обведите в прямоугольник.
е) – От этой клетки одну клетку вверх (волк) - обведите его в овал
- Повторим, что мы обвели?
- Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока?
Дети: Мы сегодня на уроке будем говорить о зиме в лесу.
3. Объявление темы урока.
Учитель: Мы совершим сегодня путешествие в зимний лес. (Слайд “Путешествие в зимний лес”). Презентация
4. Актуализация опорных знаний.
Учитель:
- Ребята, вы все очень хорошо можете узнать деревья по их листьям. А зимой, когда листьев нет, сможете ли вы в зимнем лесу назвать деревья. Я вам буду помогать, загадывая загадки.
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
Дети: Это дуб.
Учитель: Какой плод у дуба?
Дети: Жёлудь. (Слайд с изображением дуба зимой)
Весной зеленела.
Летом загорала.
А зимой надела
Красные кораллы.
Дети: Рябина. (Слайд с изображением рябины зимой)
В белом сарафане
Стала на поляне.
Летели синицы
Сели на косицы.
Дети: Берёза. (Слайд с изображением берёзы)
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту ввысоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.
Дети: Сосна. (Слайд с изображением сосны)
Её всегда в лесу найдёшь –
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая как ёж,
Зимою в платьем летнем.
Дети: Ель (Слайд с изображением ели)
Учитель: Вы правильно отгадали деревья. В этом помогли вам загадки и особые приметы этих деревьев. Повторим эти приметы.
Дети: У берёзы белый ствол, у дуба толстый ствол и плод-жёлудь, у рябины – оранжевые ягоды, у ёлки – маленькие зелёные иголки, а у сосны – длинные зелёные иголки.
Учитель: Берёза, рябина и дуб – это лиственные деревья, а сосна и ель – хвойные.
5. Работа над скороговоркой.
Логопед:
Возле ёлки в каждом доме
Дети водят хоровод
Как зовётся этот праздник
Отгадайте…
Дети: Новый год.
Логопед: Без чего люди не могут встретить Новый год?
Дети: Без ёлки.
Логопед: Правильно, сегодня на уроке мы будем наряжать нашу красавицу-ёлку, но сделать это мы сможем лишь после того, как вы выполните все предложенные задания.
1 задание: выучить скороговорку.
У ёлки иголки колки (Слайд со скороговоркой и нарисованной ёлкой)
(Шёпотом медленно, шёпотом быстро, громко медленно, громко быстро)
Дети повторяют скороговорку.
6. Задания на развитие зрительного восприятия, слогового анализа и синтеза.
2 задание: нужно расколдовать слова в снежинках. На слайде снежинки, в в снежинках зашифрованы слова: зима, мороз, метель, сосулька, снег, ветер.
3 задание: Упражнение “ Из чего-какой?”.
Горка из снега (какая?) – снежная
Сосулька изо льда (какая?) – ледяная
Погода с морозом (какая?) - морозная
Логопед: Молодцы, вы выполнили все задания и сейчас мы будем наряжать нашу ёлочку. Но наряжать мы её будем не игрушками, а словами.
Игра “Рассыпанные слоги”
Вам нужно составить слова из рассыпанных слогов. Справа – одна половина слова, а слева – другая.
(Слайд с ёлкой и рассыпанными слогами. Дети составляют слова: Декабрь, январь, февраль, звери, птицы.)
Логопед: Из скольки слогов состоят наши слова?
Дети: Из двух.
Логопед: Как узнать, сколько в слове слогов?
Дети: Сколько гласных столько и слогов.
Логопед: Что обозначают первые три слова?
Дети: Зимние месяцы.
Логопед: Давайте перечислим зверей и птиц, которые живут в зимнем лесу.
7. Закрепление знаний об условиях жизни животных в зимний период.
Учитель: Мы сейчас с вами будем разгадывать кроссворд с помощью загадок о животных.
(Слайд с изображением кроссворда)
1. Что за зверь лесной
Встал как столбик
Под сосной
И стоит среди травы -
Уши больше головы? (Заяц)
2. Кто зимой холодной
Бродит в лесу злой, голодный? (Волк)
3. По веткам скачет
Да не птица;
Рыжая, да не лисица. (Белка)
4. Думал, кошка.
Крикнул: “Брысь!”
Оказалось – это …(Рысь)
5. Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт. (Лиса)
Учитель: Прочитайте ключевое слово.
Дети: Звери.
Учитель: Как их можно назвать по другому?
Дети: Дикие животные.
8. Игра “Кто здесь лишний”. (Слайд)
Учитель: Наши ребята приготовили для вас небольшие сообщения. Сейчас они расскажут вам их от имени животных.
Сообщения детей.
Первый ребёнок Медведь. (Слайд с изображением медведя)
"Я медведь, зимой я сплю в берлоге. Там тепло и уютно, а толстый слой жира и лохматый мех не даст замерзнуть мне".
Второй ребёнок Белка. (Слайд с изображением белки)
“Я проворная белка сижу в своем теплом и сухом в дупле, грызу орешки да грибы. Буду прыгать с ветки на ветку и помогает мне мой хвост он словно руль управляет моим полетом. Зимой он заменяет мне теплое одеяльце, а летом с вой хвостик поднимаю над головой и служит мне чем-то вроде зонтика от солнца”.
Третий ребёнок Волк. (Слайд с изображением волка)
"В лесу тишина. Только где-то далеко я, голодный волк. Рыщу, ищу себе добычу. Эх, ну хоть что-нибудь попалось, а то уж совсем голодно, и от холода зуб на зуб не попадает".
Четвёртый ребёнок Лиса. (Слайд с изображением лисы)
"Я хитрая лиса не сижу на месте, ищу, высматриваю, где бы зайчатинки отведать”.
Пятый ребёнок Заяц. (Слайд с изображением зайца)
"Тяжелее всем в лесу приходится мне зайчонку. Прячусь я от волка и от лисы за березами, да и грызу всю зиму кору деревьев. Одно спасает меня, поменял я шубку серую на шубку белую, чтобы незаметен был".
Учитель: А теперь постараемся узнать, чьи следы на снегу.
Следы белки – бельчьи следы. (Слайд)
Следы лисы – лисьи следы. (Слайд)
Следы зайца – заячьи следы. (Слайд)
9. Пальчиковая гимнастика и физкультминутка.
Логопед: Какие ещё бывают зайчики?
Дети: Солнечные.
Логопед: Мы сейчас проведём с вами пальчиковую гимнастику и физкультминутку под песню “Солнечный зайчик”.
Упражнения “Счёты”, “Зайчик”, “Зайчик играет на барабане”.
10. Закрепление знаний о зимующих птицах.
Учитель: Скажите, неужели в лесах живут только животные?
Дети: Ещё птицы.
Учитель: Для того чтобы узнать, какие птицы живут в лесу зимой, а не улетают в тёплые края, нужно выполнить интересные задания.
11. Отгадывание ребуса и слов с пропущенными буквами.
Учитель: Здесь зашифровано слово. Как можно его разгадать?
(Слайд с изображением совы, рогов, кабана)
Учитель: Нужно назвать слова по картинкам. Выделить первые слоги из этих слов и из слогов сложить слово.
Дети: Сорока.
Учитель: Мы соберём с вами названия птиц из осколочков слов и вспомним, какие птицы не улетают в тёплые края.
(Слайд со слогами)
Дети составляют названия птиц, печатают их на листах и сверяются с экраном.
(Слайд с названиями птиц)
12. Упражнение “Скажи одним словом”.
Логопед: Закончи предложения:
У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая.
У сороки длинный хвост, поэтому её называют длиннохвостая.
У синицы грудка жёлтая, поэтому её называт желтогрудая.
У вороны чёрные крылья, поэтому её называют чернокрылая.
У дятла длинный клюв, поэтому его называют длинноклювый.
13. Беседа о птицах и помощи людей птицам и животным в зимний период.
Логопед: В народе существует много примет, связанных с птицами. Посмотрим на экран и назовём их. (Слайды)
Логопед: Давайте вспомним, как птицы подают голос
Ворона каркает.
Голубь воркует.
Сорока стрекочет.
Воробей чирикает.
(Слайд с синичкой и запись птичьих голосов)
Учитель:
- Голодно и холодно зверям и птицам зимой. Но тогда на помощь им придет человек.
- Люди, каких профессий заботятся о животных?
Лесник – лесной сторож, егерь – специалист по организации охоты, охране животных.
- А чем вы могли бы помочь животным в такое трудное для них время?
Беседа о помощи птицам зимой. (Слайды)
14. Итог урока.
- Куда мы совершили путешествие сегодня на уроке?
- Что интересного и нового вы узнали?
- Какие знания вам пригодятся в будущем?