Основные обязательные признаки деловой игры.
К ним относятся:
- наличие проблемы, предлагаемой для решения;
- наличие условного смоделированного объекта;
- распределение ролей и ролевых функций между учащимися;
- совместная деятельность учащихся в процессе игры, повторяющая, имитирующая реальные связи и отношения;
- наличие конфликтных ситуаций в следствии различия интересов;
- система оценивания игровой деятельности и ее результатов.
Целью урока является:
- формирование тематического уровня знаний по темам:
- материаловедение, моделирование и конструирование поясных изделий;
- проверка умения применять полученные знания на практике;
- развитие коммуникативных навыков;
- воспитание художественного вкуса, умения держаться на людях;
- дальнейшее знакомство с профессиями швейного производства.
Оснащение:
- инструкционные карты;
- гладильная доска и утюг;
- швейные машины.
- индивидуальные задания;
- журналы мод.
Для проведения урока необходимо приготовить стенд: Что? Из чего? Как?, на котором кратко показаны этапы изготовления юбки: от выбора фасона до раскладки выкройки на ткани; стенды с тканями из различных волокон, модели и эскизы поясных изделий, журналы мод; сантиметровые ленты, инструкционные карты для расчета и изготовления юбки, карандаши, линейки, бумагу, ножницы.
На подготовительном этапе за две недели до проведения урока класс делится на две группы. Учитель знакомит учащихся с содержанием предстоящей игры, предлагает вопросы для повторения пройденного материала. Дети распределяют роли, знакомятся с функциональными обязанностями; назначают жюри из наиболее подготовленных школьниц. На первом этапе участники повторяют учебный материал, изготавливают необходимые наглядные пособия, придумывают название ателье, примерные диалоги, проводят репетиции, вносят свои предложения. С каждой группой учитель работает отдельно.
Ход урока
1. Этап - подготовительный
Организационный момент.
А) наличие учащихся;
Б) тема и цель урока.
2. Этап - основной
Актуализация знаний.
Учитель может кратко рассказать об истории кроя. Кроить – значит, делать по росту, по мерке, - искусство, которого до 14 века не знали. Искусство кроя появляется, когда одежда перестает зависеть от ширины ткацкого станка. Рубаха кроилась, чтобы петуху негде было клюнуть. Недаром пословицы говорят: “Кроенного не перекроить; семь раз отмерь, один раз отрежь; крой новый кафтан, да к старому приглядывайся и др.”.
Можно рассказать об известных Кутюрье (слово написать на доске). Например, Ив Сен-Лоран (фр.) – модельер парадоксов. Он верен своей заповеди: “Костюм – это силуэт”. Нина Риччи – романтическая Нини. Фирма была основана в 1993 г. Мадам Карвен – старейший из 22 парижских домов высокого искусства шитья – от кутюр. Пьер Карден, Коко Шанель, Кристиан Диор и др. Российские модельеры – Вячеслав Зайцев, Валентин Юдашкин и др. Рассказать о новых прогрессивных технологиях изготовления одежды, например, напылением, штамповкой, литьем, об электронных закройщиках и прочее.
Практическая деятельность.
Учитель предлагает каждой группе учащихся организовать самостоятельно, ателье по пошиву легкой одежды.
Необходимо придумать название ателье и красиво его оформить. В ателье работают: приемщица, художник-модельер, закройщица. Предусмотрена роль заказчицы, которая приходит в ателье другой команды и заказывает себе юбку. Ее встречает приемщица, выслушивает, предлагает посмотреть журналы, ткани и затем приглашает художника-модельера. Художник-модельер помогает подобрать заказчице фасон, согласно фигуре и назначению, рекомендует ткань, подходящую для данного фасона, отвечает на вопросы, интересующие заказчицу. Закройщица снимает мерки и выполняет чертеж выкройки юбки, который с помощью художника-модельера моделирует, согласно фасону. Если класс большой, можно выполнение чертежа и моделирование поручить другим ученицам (помощницам закройщицы и художника-модельера). Чтобы сэкономить время, не стоит ждать, когда будет готов чертеж юбки.
3. Этап заключительный
Обсуждение игры с учащимися:
- Оценивается манера поведения, приветливость, оригинальность диалогов, компетентность, эрудиция, слаженность в работе; правильность снятия мерок, построения чертежа и его моделирование.
- При анализе игры определяется активность участников, умение применять полученные знания на практике.
- При подведении итогов следует предложить ученицам сформулировать требования к профессиям закройщицы, художника-модельера.
- В рамках профориентации учитель рассказывает об учебных заведениях, в которых готовят по этим профессиям.
- В заключительном слове учитель говорит, что искусству одеваться – надо учиться, и в этом нам помогают модельеры. Поэт воссоздает окружающий мир в стихах, художник – в картинках, а модельер – в одежде.
- Каждый человек в той или иной степени художник. Думайте, ищите, дерзайте! Ваш образ в Ваших руках!