Ребенок от природы не имеет душевной лености, он любит деятельность, хочет все делать сам. Нет детей, ни к чему не способных. Способности можно развить, не развить или пригасить. Можно целенаправленно способствовать развитию всех детей и индивидуально каждого, и одним из наиболее эффективных способов является дифференцированное обучение, которое особенно необходимо в сельской школе. В наше время открываются физико-математические классы и школы, что позволяет углубленно изучать математику, но это характерно для городов и крупных населенных пунктов. В сельской школе обычно наполняемость классов очень мала. В одном классе обучаются учащиеся с очень разными способностями и их стремления, как правило, не совпадают. Где же выход?
Неоспорим тот факт, что обучение математике – это искусство, направленное не на весь класс одновременно, а на каждого ученика в отдельности. Но не все дети одинаково трудолюбивы. Один умен, да ленив – махнет рукой на предстоящий путь к знаниям, да повернет назад. Другой, наоборот, испытывает радость от приобщения к творчеству. Ну, а третий? А третьему в жизни здорово не повезло. По разным причинам: бывает, что не повезло с родителями, с товарищами, или учительница первая читать и считать детей научила, а вот играть ей с ними, в глаза заглянуть некогда было. Вот и сидит теперь этот третий тихонько на уроке и очень хочет, чтобы его не беспокоили никакими премудростями. Да и по своим природным способностям, уровню восприятия, темпу работы, специфике мыслительной деятельности учащиеся заметно отличаются друг от друга. В данной ситуации учитель чаще всего выбирает формы и методы обучения, направленные на достижение результатов средним учеником. При таком отношении сильные ученики теряют интерес к учению, а слабые – ищут обходные пути: механическое заучивание, списывание. Поэтому задача учителя математики – раскрыть индивидуальные способности каждого ученика, чтобы на уроке активизировать, стимулировать и направлять процесс мышления всех детей.
Я работаю в сельской школе, где количество учеников в классах меньше 10, и способности у всех разные. Для того чтобы на уроке максимально развить каждого ученика я создала дидактический материал для проведения дифференцированных работ на уроках математики в 5 – 6 классах. Задания на карточках я разработала в виде трех уровней:
- Уровень I – для учащихся, имеющих низкие математические способности;
- Уровень II– для учащихся, имеющих средние математические способности;
- Уровень III – для учащихся, имеющих хорошие математические способности.
Подбор системы задач и упражнений по уровням является самой трудоемкой работой. Для уровня I выбираю задания, чтобы проверить усвоение решения «опорных задач»; для второго – добавляются некоторые элементы сложности; для третьего – задания повышенной сложности, требующее дополнительных знаний, смекалки, неординарного мышления. Самостоятельные работы я также составила для трех уровней:
а) Решение по образцу (уровень I), где приводятся примеры решения тех или иных заданий. Ученик должен повторить решение заданий и по образцу выполнить аналогичные задания самостоятельно.
Например: карточка по теме «Упрощение выражений»
1. Упростите выражение: а) 23а + 37а; б) 48х + х; в) 27р – 18р.
Решение: а) 23а + 37а = (23 + 37)а = 60а;
б) 48х + х = (48 + 1)х = 49х;
в) 27р – 18р = (27 – 18)р = 9р.
2. Найдите значение выражения: 38а + 62а, если а = 238.
Решение: 38а + 62а = (38 + 62)а = 100а = 100 · 238 = 23 800,
если а = 238
3. Решите уравнение: 15у – 8у = 714.
Решение: 15у – 8у = 714
(15 – 8)у = 714
7у = 714
у = 714 : 7
у = 102
Реши сам:
1. Упростите выражение: а) 4у + 36у; б) а + 56а; в) 84х – 78х.
2. Найдите значение выражения: 375у – 175у при у = 48.
3. Решите уравнение: 9х + х = 500.
б) Выбор верного ответа из нескольких предложенных (уровень II), решив задание ученик находит ответ.
Например: карточка по теме «Степень числа»
1. Найдите значения: 24; 33; 105.
1) 8; 9; 50; 2) 6; 9; 55; 3) 16; 27; 100 000.
2. Найдите значение выражения: а) 92 + 19; б) 172 – 209; в) 34 · 104.
1) 100; 185; 120 000; 2) 100; 804 810 000; 3) 37; 80; 8 100.
в) самостоятельное решение более сложных заданий (уровень III).
Например: карточка по теме «Площади и объемы»
1. Два прямоугольника имеют равные площади. Длина первого прямоугольника 16 см, а его ширина на 12 см меньше длины. Длина второго прямоугольника 32 см. Найдите ширину второго прямоугольника.
2. Сарай, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда, заполнен сеном. Длина сарая 10 м, ширина 6 м, высота 4 м. Найдите массу сена в сарае, если масса 10 м3 сена равна 6 ц.
Таким образом, я создала систему дидактического материала для проведения дифференцированных работ на уроках математики в 5–6 классах (см. Приложение 1).
Как показал опыт работы, внедряемые элементы дифференцированного подхода активизируют стремление детей к знаниям. Ученики чувствуют себя ответственными за процесс обучения, приучаются к организации учебного труда.