Профилактика заболевания остеохондроза физическими упражнениями у школьников среднего и старшего звена

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Здоровье бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Мы все больше осознаем, что стране нужно физически крепкое, нравственно здоровое поколение. Ведь как говорили древние, изящество для тела это тоже, что здравый смысл для ума. Здоровье помогает выполнять планы, успешно решать жизненные задачи, преодолевать трудности. Тем более оно важно для человека труда, ведь каждый из нас понимает, что любому предприятию важно иметь здорового и конкурентоспособного работника. Это сфера определяет качество жизни и социальное самочувствие общества, является одним из стартовых условий для развития так называемого “человеческого капитала”.

В последние годы значительно увеличилось количество заболеваний опорно-двигательного аппарата, в частности остеохондроза. До 80% взрослого населения страдает этим заболеванием. Оно занимает одно из первых мест. Среди всех заболеваний периферической нервной системы 30-35 % - остеохондроз. Причины этого различны и порой противоречивы. Примерно 3/4 больных страдает из-за изменившихся условий жизни это низкая двигательная активность, изменения режима питания. К этому нужно добавить еще около 10% населения - тех, у кого ущерб опорно-двигательному аппарату и его основе-позвоночнику - наносит избыточная, чрезмерная двигательная активность. Как правило, заболевание возникает в возрасте 25-30 лет и является причиной длительной нетрудоспособности. Более того, остеохондроз перестал быть “привилегией старости” теперь заболевание все чаще встречается в юношеском и даже детском возрасте. В Мохсоголлохской средней общеобразовательной школе из 1000 школьников на боль в области спины жалуется 136 учащихся это 10% от общего числа учащихся. Почти 8% из 10% старшее звено 9–11 классы. Нагрузки на позвоночник школьника в повседневной жизни резко возросли. Дети вынуждены почти постоянно сохранять позу сидя. Современная школьная мебель не дает оптимальной опоры телу ребенка, увеличивая нагрузку на мышцы. Ношение ранцев, к сожалению, рекомендуется лишь в начальной школе, хотя рост и развитие позвоночника идет на протяжении всего обучения. Поэтому мы предлагаем в течении урока применять несколько простых и несложных по выполнению упражнений. И включить их в домашнее задания. В 2011 году нами была разработана методика исследования, которая заключается в разработке комплекса упражнений для профилактики и оздоровления, учащихся с 5-11 класс. Для определения эффективности упражнений был проведен эксперимент. Эксперимент проводился в течении учебного года в период с сентября 2011 года по май 2012 года, в нем приняли участие учащиеся с 5-11 класс. Во время прохождения медицинского осмотра, (сентябрь 2011) было выявлено нами (школьный мед. Врач. невропатолог…). 136 школьников с первыми признаками остеохондроза. Исходя из этого мы предлагаем в течении урока физкультуры применять несколько простых и не сложных упражнений, и включить как домашнее задания. В мае 2012 года нами проведен медицинский осмотр, где при выполнении комплекса упражнений было выявлено улучшения и полное выздоровления у 23 учащихся. В ходе нашего исследования, с применением разработанного комплекса физических упражнений, учащиеся стали меньше жаловаться на боли в шейном, грудном и поясничном отделе позвоночника. Отсюда следует, что подобранные нами упражнения были действительно эффективны и просты в применении.

Вполне естественно, что учащиеся утомляются во время учебной программы. Это объясняется однообразием работы, которая ведет к снижению внимания и работоспособности детей. Для того, что бы этого не происходило, педагоги должны проводить занятия, включая в них физкультминутки, физкуль-паузы так чтобы вызвать интерес у учащихся. Поэтому мы предлагаем наш комплекс упражнений не только на уроках физкультуры, но и на других предметах, на 20-25 минуте 4-6 урока применять несколько простых и несложных по выполнению упражнений.

Способы предупреждения обострения остеохондроза
для самых ленивых, и очень занятых.

Упражнение №1 (Приложение, рис. № 1)

Тибетского ламы для шейного отдела позвоночника.

И.п. – сидя или стоя, руки опущены вдоль туловища.

Методика: согнуть голову, привести подбородок максимально (по возможности) к груди и затем медленно отвести ее назад, чтобы ваш взгляд был устремлен вверх. Повторить медленно, неторопясь, 5-10 раз. Сделать перерыв, отдохнуть – по самочувствию. Упражнение делается очень плавно. Всего 40-50 сгибаний.

Упражнение №2 “Лбом до упора” (Приложение, рис. № 2)

И.п. - стоя или сидя.

Методика: Лоб “укладываем” на ладонь правой руки. Ладонью давим на лоб, лбом давим на ладонь примерно 10 секунд. Затем отдых столько же (10 сек). Повторить 10 раз. Лбом можно упираться не только в ладонь, но и в жесткую поверхность.

Назначение: укрепить ослабшие мышцы шеи.

Упражнение № 3 “Щекой до упора” (Приложение, рис. № 3)

И.п. стоя или сидя.

Методика: приложить ладонь к щеке (опора на скуловую кость). Ладонью давим на голову, головой на ладонь в течение 10 секунд. Повторить 8-10 раз с каждой стороны.

Назначение: укрепить боковые мышцы шеи.

Упражнение № 4 “Ванька-встанька” (Приложение, рис. № 4)

И.п. – в положении сидя, руки опущены, скрещены в замок.

Методика: Вдох - наклоняем голову и туловище в сторону,-

Возвращаемся в исходное положение. Повторяем упражнение в другую сторону.

Назначение: укрепить боковые мышцы шеи и спины.

Упражнение № 5 “Упрись в коленку” (Приложение, рис. № 5)

И.п. лежа на спине, ноги слегка согнуты, правую руку выпрямить вперед, положить кисть на левое колено.

Методика: Давить ладонью на колено, колено - на ладонь с усилием в течении 10 секунд, отдохнуть 10-15 секунд. Повторить упражнение 5-10 раз для каждой ноги. В паузах, лежа на спине расслабить мышцы рук, туловища, ног.

Назначение: тренировка косых мышц туловища и спины.

Упражнение № 6 “Колобок” (Приложение, рис. № 6)

И.п. - лежа на спине.

Методика: Подтянуть колени к грудИ.п.ривести голову к коленям, схватить их в руки. Совершать качательные движения, лежа на спине 3-5 раз. Повторить 6 раз. Дыхание произвольное.

Назначение: укрепление мышечного корсета, связочного аппарата, улучшение подвижности позвоночника, тазобедренных и коленных суставов.

Упражнение № 7 “Полумостик” (Приложение, рис. № 7)

И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги согнуты в коленях.

Методика: Поднять таз - вдох, отпустить – выдох. Повторить 6 раз.

Упражнение № 8 “Спираль” (Приложение, рис. № 8)

И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги слегка согнуты.

Методика: Положите ноги налево от туловища, одновременно поворачивая голову и верхнюю часть туловища, одновременно поворачивая голову и верхнюю часть туловища вправо – выдох. Оставаясь в этом положении примерно 5 секунд, повторите упражнение 10 раз. Дыхание вдох – при перемене позы, выдох при поворотах

Упражнение №9 (Приложение, рис. № 9)

И.п. - стоя на коленях, упор прямыми руками в пол.

Методика: Сложитесь, как перочинный ножик, затем вернитесь в исходное положение. Повторите10-15 раз

Упражнение № 10 (Приложение, рис. № 10)

И.п. - стоя на коленях, упор прямыми руками в пол.

Методика: Максимально прогните спину вверх, вернитесь в исходное положение. Повторить 10-15 раз.

Список литературы

1. Добровольский В.К. “Лечебные действия физических упражнений”, - М.: 1968 г.

2. Епифанов В.А., Ролик И.С. “Средства физической реабилитации в терапии остеохондроза позвоночника”. - М.: 1997 год.

3. Касвадзе З.В. “Лечебная гимнастика при шейном остеохондрозе”, - Рига. 1976 год.

4. Ковалев Н.А. “Поясничный остеохондроз”. - М.: 1996 год.

5. Лечебная физическая культура: Учеб. для студентов Высшего учеб. заведения. М.: - 2004 год.

6. Ловейко И.Д., Фонарев М.И. “Лечебная физкультура при заболеваниях позвоночника у детей”. - 2-е издание. Л.: 1988 год.

7. Прохоров В.П. “Заболевание спины - остеохондроз”. М.: 2003 год.