Урок математики по теме "Параллельные и перпендикулярные прямые". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


26 апреля 2012 года на базе МКОУ «Хмелёвская СОШ» Заринского района Алтайского края было проведено заседание районного методического объединения учителей математики.
Филиппова Наталья Арнольдовна провела открытый урок в 6 классе по теме «Перпендикулярные и параллельные прямые». На уроке совместно с учащимися были поставлены цели и сформулированы задачи. Урок проходил с использованием интерактивной доски. Дружелюбная обстановка в классе способствовала плодотворной работе. Обучающиеся безбоязненно обращались к учителю за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса.

Учитель использовал различные формы работы с учащимися. Своевременно были проведены физкультминутки и гимнастика для глаз. Учащиеся выступали с докладами. Ребята показали хорошее знание материала, умение работать с чертёжными инструментами и с ИД.

После урока Наталья Арнольдовна провела мастер-класс «Интерактивная доска на уроках математики». Педагог поделился своим опытом и наработками по данной теме, ответил на все возникшие вопросы. Учителя согласились с тем, что использование ИД на уроках математики требует специальной подготовки и времени.

Тема: «Параллельные и перпендикулярные прямые»

Цели:

  • сформировать специальную компетентность:
    • закрепить  правила построения перпендикулярных и параллельных прямых и их свойства;
    • обобщить знания по теме «Расположение прямой на плоскости»;»Геометрические фигуры»;
    • развитие вычислительных навыков, логического мышления;
    • умение применять знания в  жизненных ситуациях.
  • сформировать ключевую компетентность:
    • формирование положительной мотивации и интереса к предмету;
    • развитие коммуникативности, навыков само- и взаимоконтроля;
    • умение сотрудничать и работать в парах;
    • использование информационных технологий.

 Тип урока: закрепления знаний

Оборудование и оформление: мультимедийный проектор, компьютер программой Notebook. Интерактивная доска. Модели куба, прямоугольного параллелепипеда.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Вступительное слово учителя:

– Какую тему мы изучали на предыдущем уроке?
– Что мы уже знаем об этих прямых? (Ребята предлагают свои ответы). Сегодня мы продолжим работу по данной теме и повторим все геометрические фигуры, которые мы знаем.
– А какова цель нашего сегодняшнего урока? (Закрепить правила построения этих прямых, уметь распознавать их в окружающем мире, знать их историю.)
– Сможем ли мы достичь целей урока? Я тоже надеюсь, что нам всем вместе удастся добиться успеха. (В тетрадях число, классная работа)

2. Устная работа    (Презентация 1)

1. Математическая разминка (слайд 1)

2. Составить модель для решения задачи: В одной коробке было в 3 раза больше яблок, чем в другой. После того, как из одной коробки взяли 2 яблока и переложили в другую, то яблок в коробках стало поровну. Сколько яблок в каждой коробке? (Слайд 2)
Решить уравнение в тетрадях и рассказать алгоритм его решения.

3. (Слайд 3) Предположим, что вы купаетесь в море недалеко от берега. Вдруг, появляется акула! Конечно, вы для неё деликатес, поэтому самое лучшее, что вы можете сделать, – плыть к берегу(он изображён прямой линией). Нарисуйте ваш путь. Учтите, что акула плывёт за вами!

3. Актуализация опорных знаний, проверка теоретических знаний  и практических умений

1) Как могут взаимно располагаться прямые на плоскости?  Сколько общих точек могут иметь?
2) Какие отрезки и лучи называют параллельными, перпендикулярными?
3) (слайд 4) С помощью каких инструментов можно построить такие прямые?
4) (слайд 5) Найдите на рисунке пары параллельных и перпендикулярных прямых (Выключить проектор)
5) У людей кокой профессии постоянно перед глазами 5 параллельных линий? (У музыкантов нотный стан имеет 5 линий). А две параллельные линии? (У машинистов поездов, водителей трамваев).
6) Верно ли утверждение: две непересекающиеся прямые называются параллельными? (модель куба)
Ответ: нет, так как в пространстве две прямые могут не пересекаться, но они не будут параллельными.
7) Верно ли утверждение6 если две прямые перпендикулярны третьей прямой, то они параллельны. (В пространстве – нет)
8) (слайд 6) А какие геометрические фигуры мы ещё знаем?

(Выключить проектор.)

Гимнастика для глаз

Крепко закройте глаза,  откройте, быстро поморгайте, посмотрите вправо, влево, вверх, выполните круговые движения глазами, по восьмерке.
Закройте глаза и помассируйте веки легкими круговыми движениями.

4. Работа по теме урока  слабые у доски

Задание 1. Постройте прямоугольник ВСДЕ.

– Что можете сказать о противоположных сторонах прямоугольника? (Они равны и параллельны)
– Что можете сказать о смежных сторонах прямоугольника? (Они перпендикулярны)
– Опишите взаимное расположение отрезков ВС, ДЕ, СД, ВЕ

Задание 2. Постройте острый угол700, внутри него возьмите точку, не лежащую на сторонах угла, постройте через неё прямые, параллельные  сторонам угла.

Задание 3. Постройте тупой  угол 145 0, внутри него возьмите точку, не лежащую на сторонах угла, постройте через неё прямые, перпендикулярные  сторонам угла.

Физкультминутка

Представьте, что ваши руки – модели отрезков. Расположите их  пересекающимися, параллельными, перпендикулярными, скрещивающимися. Изобразите треугольник, вытяните его, острый угол, тупой угол, прямой угол, развёрнутый угол.

5. Историческая минутка

Ученик рассказывает историю возникновения геометрии (Презентация 2)

Учитель добавляет: Эту науку мы начнём изучать как отдельный предмет в 7 классе и вновь встретимся с теми фигурами,  о которых мы сегодня с вами говорили.
Ну, а завтра мы будем применять параллельные и перпендикулярные прямые на координатной плоскости. Кто хочет подобрать и показать нам материал об истории открытия координатной плоскости и о Декарте.

6. Итог урока

Дома:  п.43-44, № 1385, 1386, 1389(б)    Оценки за урок
– Подведем  итог нашего урока.
– Какие цели мы ставили в начале урока?
– Достигли ли этих целей ?  Что нового вы узнали сегодня на уроке?

7. Рефлекия

– Довольны  ли вы  тем, как прошел урок?
– Было ли тебе интересно?
– Что больше всего тебе понравилось на  уроке?
– Сумел  ли ты закрепить свои знания?
– Ты сумел   показать свои знания?
– Ты был  активен  на уроке?
– Учитель был внимателен к тебе?

– Всем спасибо за урок! Вы у меня умницы!

Приложение 3