Непосредственно образовательная деятельность "Преданья старины глубокой…"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Задачи:

  • закреплять знания детей о родном городе, его достопримечательностях;
  • расширять представления детей об окружающей действительности, обогащать знания о родном крае, знакомить его с историей Троице-Сергиевой Лавры;
  • способствовать развитию познавательного интереса дошкольников;
  • развивать речь детей при ответах на вопросы, при употреблении слов-признаков;
  • развивать логическое мышление, воображение, выразительность движений и речи;
  • воспитывать чувства патриотизма и национальной гордости на основе знакомства с жизнью Сергия Радонежского и Александра Пересвета.

Материалы и оборудование:

  • компьютер, проектор, экран;
  • репродукции картин: Сергий Радонежский, «Поединок», М.А. Авилов;
  • фотографии города Пересвет, Троице-Сергиевой Лавры;
  • стихи о богатырях и родном городе, русская народная песенка «Едет Ваня в красной шапке…»;
  • музыкальное произведение «Богатырская сила» Н. Добронравов.

Предварительная работа:

  • экскурсии и беседы о родном городе;
  • рассказы о прошлом Руси, строительстве древних городов;
  • чтение сказаний о русских богатырях, рассматривание иллюстраций и картин о богатырях.

Ход урока

(под музыку «Богатырская сила» дети входят в зал)

Воспитатель: ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по нашему Подмосковному краю (Слайд 2)

Начнём путешествие с родного города. (Слайд 3)

Воспитатель: ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  • Как называется наш город?
  • Какой наш город – большой или маленький?
  • Какие улицы есть в городе?
  • Где ты любишь бывать в нашем городе? (Слайд 4)
  • За что ты любишь наш город? (ответы детей)

Проводится дидактическая игра «Подбери слово-признак» (игра с мячом).

Ребёнок:

Как много самобытного, родного
Вместил в себя родимый городок.
Он нам дороже города любого –
Большой России малый уголок!

(Слайд 5)

Воспитатель:

– Кто изображен на гербе нашего города?

– Кем был Александр Пересвет? (ответы детей)

Воспитатель: Александр Пересвет жил давным-давно. Хотите попасть в то время?

Вставайте в круг и повторяйте за мной:

«Раз, два – повернись!
В далёком прошлом окажись!»

Воспитатель: в старые времена машин не было. Люди ездили на лошадях. Мы – всадники (проводится физкультминутка)

Физкультминутка:

Едет Ваня в красной шапке
На серебряной лошадке.
Золотой уздой звенит,
Во все стороны глядит.
Плёточкою машет,
Под ним лошадка пляшет.

Воспитатель: вот так люди ездили раньше (дети садятся на свои места).

Воспитатель:

Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые.
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!

Воин-монах Пересвет был из монастыря Святой Троицы. Что такое монастырь? (священное место, где поклоняются богу). Монастырь Святой Троицы находится сегодня недалеко от нас, в древнем городе Сергиев Посад.

(Слайд 6)

Как замечательно выглядит сегодня этот старый монастырь! Но было время, когда не было ни города Сергиев Посада, ни монастыря. Были кругом глухие леса.

(Слайд 7)

В тех лесах водились дикие звери. И вот однажды в лес на вершину холма пришёл юноша. Звали его Сергий.

(Слайд 8)

Сергий искал для себя тихое место, чтобы жить одному и служить богу. Место на холме ему понравилось. Внизу под холмом протекала небольшая чистая речка.

(Слайд 9)

И вот Сергий построил среди леса шалаш для жилья, деревянную церковь. Стал здесь жить: служить богу, ловить рыбу, охотиться на диких зверей.

Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Кто лишний» и помочь охотнику.

(Слайды 10,11,12)

Воспитатель: вы хорошо рассказывали о животных, а теперь постараемся их изобразить.

Проводится малоподвижная игра «Изобрази» (дети, с помощью жестов, изображают медведя, бабочку, аиста).

Воспитатель: а мы продолжаем историю о старых временах. Что же было дальше? Монах Сергий не остался в лесу один. К нему приходили другие монахи. Они дружно жили вместе, как братья. Строили дома для жилья, церкви, обносили постройки забором из острых кольев.

(Слайд 13)

Так появился монастырь, а потом древний город. В честь первого монаха Сергия монастырь стали называть Сергиевский. Первое время все постройки были из дерева.

Вы внимательно слушали мой рассказ и сейчас легко вспомните его. Посмотрите на экран и определите, какая картинка, относящаяся к этому рассказу, будет первая, какая – вторая, а какая – третья.

(Слайд 14) дидактическая игра «Что сначала, что потом»

(Слайд 15)

Воспитатель: шло время. Монах Сергий стал известным. Он помогал слабым, бедным, никого не оставлял в беде. Однажды в монастырь к Сергию пришёл воин Александр Пересвет, чтобы тоже жить здесь. Раньше Александр храбро сражался в битвах, а теперь решил остаться в монастыре, тоже стать монахом и служить богу. Прожил Александр в монастыре недолго.

(Слайд 16)

В те далекие времена на нашу Русь часто нападали враги. Они завоёвывали земли, богатства, людей. И тогда на борьбу с врагами-татарами стали собирать большое русское войско. Из Сергиевского монастыря послали на бой монаха Александра Пересвета, сильного, храброго богатыря.

(Слайд 17) дидактическая игра «Собери богатыря в дорогу»

Воспитатель: ребята, помогите, пожалуйста, собрать богатыря в дорогу. Какие доспехи он должен надеть? Какое оружие взять? (когда дети ответят на вопросы, на экране появляется богатырь)

Мы теперь – богатыри! К бою надо подготовиться.

Физкультминутка:

Дружно встали – 1, 2, 3!
Мы теперь – богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладони.
И направо, и ещё через левое плечо!

Воспитатель: думаю, подготовка была хорошая.

(Слайд 18)

Воспитатель: и вот настал день битвы. Пересвет с врагом Челубеем сошлись на конях, столкнулись с силой и были убиты оба копьями.

Не два ветра в поле слеталися,
Не две тучи в небе сходилися, –
Слеталися, сходилися два удалых витязя.
Ломались их копья вострые,
Разлетались мечи булатные.
Оба упали на землю сырую –
Бездыханные, очи закрывшие.

Затем стало биться русское войско с врагами-татарами. Страшный был бой. Много воинов было убито. В той битве на Куликовом поле победило русское войско. Все считали, что эту победу принес монах Александр Пересвет. Так он на века прославил своё имя. И мы, русские люди, помним об этом герое-богатыре до сих пор, поэтому его изображение на гербе нашего города.

(Слайд 19)

Ребёнок:

О, витязь! Делами твоими
Гордится великий народ,
Твоё громоносное имя
Столетия все перейдет!

Воспитатель:

Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать хочу,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!

Ребята, на сегодня мой рассказ закончен. Я предлагаю вам вернуться из прошлого в наше время:

«1, 2 – повернись!
Снова в садик возвратись!»

В следующий раз мы вновь отправимся в прошлое время и поговорим о других подвигах наших земляков.

(под музыку дети уходят из зала)