Цели:
- отработать умение распознавать в словах проверяемых и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова;
- развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь;
- воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: мультимедийная презентация, сигнальные карточки с гласными буквами, “Тесты для проверки знаний правил написания корня слов”, карточки с текстами.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Эмоциональный настрой
– Я думаю, что сегодняшний урок принесёт вам
радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
Наш урок пройдёт под девизом: «Ум и сердце в
работу вложи, каждой секундой в труде дорожи».
– Прочитайте слова, записанные на доске:
Смекалка, терпение, эгоизм, аккуратность, лень, трудолюбие.
– Какие из этих качеств нам понадобятся на
уроке? (Стереть «эгоизм» и «лень»)
– На уроке мы постараемся проявить оставшиеся
качества, а кто-то их и приобретёт.
3. Минутка чистописания
С каждого ряда вызывается по одному ученику, им дается задание – расшифровать словарные слова:
розмо тарабо версе
яцаз деоб окзавл
цаули сямец лицасто
Ответы: мороз, заяц, улица, работа, обед, месяц, север, вокзал, столица .
– Как называются слова, которые мы записали?
– Почему эти слова называются словарными?
– Поставьте ударение в каждом слове и
подчеркните букву, которую надо запомнить.
4. Постановка проблемы урока
– Мне хочется прочитать историю, она произошла с мальчиками, которых зовут – Дима и Коля. Послушайте её.
Дима написал своему другу Коле записку:
«Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».
Коля записку прочитал и пообещал придти.
Собрались ребята после уроков.
– Мяч будет, – сказал товарищам Дима – Колька
принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо
мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что
не придётся поиграть в футбол».
– Почему так получилось?
– Какое правило не знал автор записки?
– Как правильно записать это слово?
с м…чом – мяч – с мячом
– Какую цель мы поставим перед собой? (Учиться
писать слова с безударной гласной в корне слова)
– Я вам предлагаю ответить на вопросы:
– Что надо проверять?
– Где надо проверять?
– Как надо проверять?
– Чем надо проверять?
5. Повторение ранее изученного материала
– Вспомним то, что мы уже знаем по этой теме.
– Ответим на первый вопрос:
– Что надо проверять? (Гласные А, О, И, Е, Я)
– Ответим на второй вопрос:
– Где надо проверять? (В корне слова)
– Ответим на третий вопрос:
– Как надо проверять? (Надо подобрать
однокоренное слово с ударным звуком в корне.)
– Ответим на четвёртый вопрос:
– Чем надо проверять? (Проверяем ударением)
– А теперь, давайте вспомним алгоритм проверки
безударной гласной в корне, которым будем
пользоваться в дальнейшем.
– Но для начала вспомним, что мы называем корнем
слова? (Общую часть родственных слов.)
– Как мы называем слова с одинаковым корнем? (Родственными
или однокоренными.)
– Как мы пишем корень в родственных словах? (Одинаково.)
– “Хорошо живётся ударной гласной корня, все её
отчётливо слышат, видят и правильно пишут. А как
быть безударной бедняжке? Помоги ей, поставь её
под ударение, она в благодарность так отчётливо
зазвучит, что правильно написать её не составит
труда!”
– Итак, вот слово ЗИМА
– Что сделаем первым. (Прочитаем слово)
– Затем поставим ударение.
– Выделим корень
– Определим безударную гласную.
– Подбираем проверочное слово.
6. Хочу предложить вам эстафету “эстафету – соревнование” между рядами. Выигрывает ряд, который быстрее других и без ошибок выполнит задание. Каждый ряд записывает в тетрадях только гласные.
Тр.па г.ра св.тлячок
Ст.на р.ка п.тёрка
П.тно гр.бы скр.пач
Ч.сло сл.ды с.довник
Гр.чи м.чи л.сник
Пл.та с.сна сн.говик
З.мля в.сна др.жит
П.ля дв.ры кр.чит
– В каком столбике написание гласных в словах
можно проверить путём изменения формы слова?
– В каком – только подбором однокоренных слов?
– Сделайте вывод о правописании безударной
гласной в корне слова:
Если в корне гласный звук
Вызвал вдруг сомнение,
Ты его немедленно
Ставь под ударение.
7. Физминутка
8. Закрепление
– Возьмите свои карточки. На карточках тестовые задания. Вам необходимо из четырех представленных ответов, найти правильный. Желаю удачи!
Тест для проверки знаний правил написания корня слов.
Родственными словами являются:
а) роль, ролевой, король;
б) вода, подводный, водить, водяной;
в) ледник, лёд, ледяной, заледенеть;
г) рис, рисунок, рисовать, рисовая (каша).
Проверочными словами к слову г.ра являются:
а) гарь;
б) горький;
в) горка;
г) загар.
Безударную гласную в корне нельзя проверить в словах:
а) мороз;
б) зима;
в) холод;
г) пальто.
В каком варианте допущена ошибка в подборе проверочного слова?
1) тяжелый – тЯжесть 3) столовая – стОлик
2) похвала – хвАлить 4) гостиница – гОсть
В каком слове допущена ошибка?
1) морской 3) посодить
2) письмо 4) страна
В каком случае перестановка ударения изменит смысл слова?
1) камушки 3) стрелки
2) легкие 4) спортивный
– Подымите руку, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы. Если у вас есть ошибки, исправьте и не переживайте. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Вы научитесь.
Критерии оценивания теста:
нет ошибок – “5”
1 ошибка – “4”
2 ошибки –“3”
3 и более ошибок – “2”.)
9. Работа с текстом
– У меня для вас ещё новое задание – текст.
Прочитайте.
– Ребята, ничего не пойму. Вы ничего не заметили,
что не так?
– Восстановите текст и вставьте пропущенные
буквы.
Кр_сив русский лес з_мою! Поб_лели п_ля и луга. Льдом покрылась р_ка. Глубокие, чистые л_жат под д_ревьями сугробы.
10. Подведение итогов
– Давайте вспомним, чем же мы занимались на уроке.
11. Рефлексия
Самооценка собственного эмоционального состояния на уроке.
1. Я все понял, но у меня остались вопросы.
2. Я все понял, могу работать по алгоритму.
3. Я все понял, могу работать по алгоритму, могу
объяснить другому.
12. Домашнее задание: т. к. наш урок сегодня был необычным, д/з тоже будет необычным. Дома напишите письмо деду Морозу. И мы на следующем уроке эти письма проверим и отправим.