Русская музыкальная культура 60-х гг. XIX в.

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (35 МБ)


ДМШ и ДШИ (3-й год обучения), а также для уроков музыки и МХК в общеобразовательных школах и гимназиях. Особенность ее состоит в том, что развитие музыкального искусства этого периода рассматривается в контексте общекультурного развития страны.

Цель урока: развивать интеллектуальный, духовный потенциал учащихся, приобщая к творчеству выдающихся представителей русской культуры, формировать историческую картину становления русского искусства, развивать общий кругозор учащихся.

Задачи урока: познакомить учащихся с культурой 60–70-х годов XIX века, её крупнейшими представителями в области литературы, живописи, музыки; дать представление о культурных изменениях рассматриваемого периода и задачах, которые ставили представители искусства.

Методы ведения урока: диалог-лекция, конспектирование.

Средства обеспечения урока: компьютер, динамики, интерактивная доска или проектор.

В презентации используется аудиоматериал: М. Балакирев. Симфоническая поэма “Русь”.

Ход урока

1. Введение.

Слайд 1. В начале урока учитель приветствует учащихся и озвучивает тему урока. Включается презентация. Учитель задает вопросы: Вспомните великих композиторов России первых десятилетий 19 века (Глинка, Даргомыжский). Их важные заслуги (обращение к истории России, введение в оперу представителей крестьянского сословия, создание сказочно-эпической оперы, обращение к народно-песенным интонациям; воплощение тем социального неравенства, создание романсов-драм, сценок, показ образов мелких чиновников). Включается музыка.

Слайд 2. Учитель говорит, что то, о чем писали русские передовые люди начала века, находит яркое продолжение в творчестве мастеров второй половины XIX века.

2. Изложение материала.

Слайд 2. Во второй половине XIX века Россия вступила на путь Великих реформ, связанных с отменой крепостного права, развития демократического движения, предпринимательства. Реформы происходили во время правления русского царя Александра I (1855–1881).

Слайд 3. Эпоха Освобождения, так называют этот период, дала сильный толчок культурному развитию России. Развиваются города, предпринимательство, промышленность. Города застраиваются магазинами, банками, железнодорожными вокзалами, мостами.

Слайд 4. Улучшается положение в сфере науки и образования. Увеличивается количество земских, церковно-приходских школ. Основой среднего образования становится классическая гимназия. В крупнейших городах открываются вузы, женские курсы. Как следствие подъёма в науке, в это время происходит всплеск научных открытий (Лобачевский, Менделеев, Боткин, Пирогов, географические экспедиции на Антарктиду, в Среднюю Азию).

Слайды 5-6. Открываются и музыкальные вузы. Это были частные учебные заведения, которые спонсировались Русским императорским музыкальным обществом и находились под покровительством светлейших особ.

Запись в тетрадь. Введение. Во второй половине 19 века Россия вступила на путь Великих реформ (отмена крепостного права), которые сказались и на культурном развитии России (образование, научные открытия, застройка городов).

Слайд 7-8. Активно развивается книгопечатная и издательская деятельность. Русский демократ А. Герцен выпускает газету “Полярная звезда”, в которой пишет о декабристах, пропагандирует освобождение крестьян, упразднение цензуры, отмену телесных наказаний. Позже открывается “Колокол”, “Современник”, в которых работают просветители А. Чернышевский, А. Добролюбов. Чернышевский в своих работах полемирует о роли искусства в жизни и утверждает, что искусство должно отражать общественные проблемы, быть доступным для всех социальных слоёв и претворять национальные идеи государства.

Слайд 9-11. Русские передовые люди раскрывают в своем творчестве проблемы национальной самобытности, обращаясь к великому прошлому России. Это воплощается и в архитектуре городов, (распространяется так называемый русский стиль), и в скульптуре.

Слайд 12-13. На страницах литературных произведений изображаются образы мелких дворян, чиновников, крестьянства, раскрывается сложность психологических отношений, проблемы сословного неравенства, излагаются события истории, с другой стороны, описываются красоты русской природы, вводится тонкая лирика. Яркие примеры – творчество Л. Толстого, А. Чехова, И. Тургенева, поэтов-лириков А. Майкова, А. Фета.

Слайд 14-24. Творческая молодежь вращается в кружках, коммунах. Таковы “Артистический кружок” Н. Островского, “Товарищество передвижников”, музыкальный союз “Могучая кучка”.

Запись в тетрадь. Русские передовые люди раскрывают в своем творчестве проблемы национальной самобытности, обращаясь к великому прошлому России. Это воплощается в архитектуре городов, в скульптуре, в литературе (Л. Толстой, А. Чехов, И. Тургенев, А. Майков, А. Фет, А. Некрасов), живописи (“Товарищество передвижников”).

Слайд 25-26. В 1859-1860-х годах в Петербурге, а в 1862 году в Москве открываются Русские музыкальные общества, целью которых стала пропаганда современной западно-европейской музыки в России. Позже на их основе появляются русские консерватории в Петербурге и Москве. Первыми директорами их были А. Рубинштейн и Н. Рубинштейн, известные композиторы, пианисты, дирижеры.

Слайд 27-30.В противовес им в Петербурге в 1865-1866 годах расцветает деятельность содружества пятимолодых композиторов, которые стараются продолжать традиции Глинки, тем самым создавая особенный, не похожий на европейский стиль, в основе которого опора на национальный колорит. Содружество это было организовано русским дворянином, музыкантом М. А. Балакиревым и называлось “Могучая кучка”, “Русская пятерка”, “Новая русская школа”. В него входили…. Главными задачами кучкисты считали обращение к национальным, фольклорным истокам (историческим, литературным, музыкальным), пропаганду русской музыки за рубежом, доступность для всех социальных сословий. Для этого Балакиревым была создана Бесплатная музыкальная школа, организовывались концерты русской музыки.

Запись в тетрадь. Музыкальная культура. В 1859-1860-х годах в Петербурге, а в 1862году в Москве открываются Русские музыкальные общества, а в 1865 и 1866 годах на их основе появляются консерватории в Москве и Петербурге (Антоном и Николаем Рубинштейнами). Приобретает основательность деятельность “Могучей кучки”, в которую вошли 5 музыкантов-самоучек. Главными задачами они считали обращение к национальным, фольклорным истокам (историческим, литературным, музыкальным), пропаганду русской музыки за рубежом, доступность её для всех социальных сословий. М. Балакиревым была создана Бесплатная музыкальная школа, организовывались концерты русской музыки.

Слайд 31. Параллельно с кучкистами, но и в противоположность им в Москве расцветала деятельность другого русского композитора – П.И. Чайковского, основоположника лирико-психологического направления в музыке. То есть, если петербуржцы стремились озвучить переломные моменты в истории Руси, показать судьбу героя, связанного с историей государства, то Чайковского интересовала личность человека, его внутренний душевный мир без каких-либо привязанностей. Его музыкальный язык отличается мелодичностью, опирается на интонации русского городского романса.

Слайд 32. Нельзя считать музыкальную картину завершенной, если не сказать о деятельности русских критиков – В. Стасове, А. Серове, Г. Лароше. Они вдохновляли русских композиторов сюжетами для произведений, поддерживали в кризисных ситуациях, писали статьи о русской музыке, пропагандировали её за рубежом, создавали научные труды по русскому фольклору.

Слайд 33. Выводы. Во второй половине 19 века русская культура благодаря деятельности гениальных музыкантов сблизилась с культурами других стран и получила всемирное признание. Музыкальные традиции этой эпохи нашли продолжение в последующих поколениях и до сих пор являются достоянием русского искусства.

Запись в тетрадь. В Москве сочиняет русский композитор П.И. Чайковский, основоположник лирико-психологического направления в музыке. Его музыкальный язык отличается мелодичностью, опирается на интонации русского городского романса.

На высокий уровень поднимается музыкальная критика – это работы В. Стасова, А. Серова, Г. Лароша.

3. Выводы. Запись в тетрадь (полностью). Во второй половине XIX в. окончательно оформились русские традиции в искусстве. Русская культура сблизилась с культурами других стран и получила всемирное признание. Музыкальные традиции этой эпохи нашли продолжение в последующих поколениях и до сих пор являются достоянием русского искусства.

Итоговый опрос.

  1. Вспомните прогрессивные явления и художественные течения этого периода.
  2. Какие изменения произошли в музыкальном образовании. (Бесплатная школа, консерватории).
  3. Назовите крупнейших представителей музыкального искусства этого периода.
  4. Какие задачи ставили перед собой композиторы-кучкисты?

4. Домашнее задание. Чтение и пересказ записанного материала. Чтение учебника.

Используемая литература

  1. Великович Э.И. Великие музыкальные имена. – Санкт-Петербург: 2001.
  2. Искусство.– № М.:2002.
  3. Козлова Н.П.– Русская музыкальная литература для ДМШ. –М.:2010
  4. Лагутин А.И. Музыкальная литература для ДМШ. – М.: 2002.
  5. Мировская В. Гений русской музыки.–https://urok.1sept.ru/articles/601332/
  6. Смирнова Э.– Русская музыкальная литература. – М.: 2004.
  7. Шорникова М.– Русская музыкальная литература. – М.: 2004.
  8. http://historynotes.ru/russkaya-kultura-2-y-poloviny-19-veka/.