Что мы родиной зовем
Цели и задачи:
- Знакомить детей с традициями русского народа. Побуждать к творчеству.
- Развивать творческие способности, раскрывать их таланты,
- развивать творческий потенциал детей.
- Воспитывать любовь к своему народу, родному краю.
- Воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Зал празднично украшен. Звучит песня «С чего начинается Родина».
Ведущий 1. Добрый день, дорогие друзья и гости нашего праздника, праздника – который посвящён самому дорогому – любви Родине. Через года доносятся до нас голоса, в которых звучит трепетная любовь к Русской земле, Родине.
Ведущий 2. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша большая, великая родина. Мы открываем наш праздник Что мы Родиной зовём?»
Чтец 1.
Твои поля, овраги, степи, горы,
Небес твоих синеющий шатёр,
И звёзд твоих мерцающие взоры,
И в звёздных искрах твой пытливый взор –
Как это с детства душу волновало
Пленительной тревожной красотой, –
И вдруг опять так больно близко стало
При ярком звуке Родины святой
Чтец 2.
Что значит Родина моя?
Ты спросишь. Я отвечу:
Сначала тропочкой земля
Бежит к тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля
От края и до края.
Всё это Родина твоя,
Земля твоя родная.
Ведущий 1. Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни расширяет понятие Отечества до границ всего государства. Но у каждой реки есть свой исток, маленький ключик, с которого всё начинается.
Ведущий 2. Ты родился на севере, где зимой не бывает дня, а летом не бывает ночи? Деревья у твоего дома маленькие, карликовые – сосны и берёзки ненамного выше тебя. Зато над твоим родным краем загораются сказочные огни полярного сияния – словно тысячи лампочек: красных, синих, жёлтых – сияют в небе. А то, что холодно, – не беда.
Ведущий 1. Чувство малой Родины со своим обликом, со своей, пусть самой скромной и непритязательной красотой, появляется у человека в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, с этой отдельной и личной Родиной, он приходит с годами к той большой Родине, которая для всех одна. Свет отчего дома и тепло родного очага согревают человека и освещают его путь на всю жизнь.
Музыкальный номер «Я нарисую счастье».
Ведущий 1. С детской игрушки, с народной
сказки, первой школьной беседы об окружающем мире
,складывается у ребёнка представление о Родине . Многие из нас
считают Родиной , место где родился , вырос . Если говорить
конкретно ,то для многих из нас Родина – это Нижняя Пёша.
Как образовалась наша Пёша? Так сложилось, что первой образовалась
Верхняя Пеша, расположена на берегу реки Пёша, в 40 км от устья.
Площадь её территории – 50-55 га.
Откуда пошло название – Пёша?
По одной из версии, было это давно, ещё до отмены крепостного
права.
Опальная дворянка Фомична (фамилии её не помнят сторожилы ) со
своей свитой и крепостными крестьянами с движимым и недвижимым
имуществом на лошадях и пешком , зимой добирались в ссылку на
север.
Весна задержала продвижение – разлившиеся реки, открывшиеся озёра
заставили её остановится на берегу реки Верхняя Пёша. Здесь
внимание дворянки привлекли сенокосные угодья. Часть людей из
окружения Фомичны осели здесь и начали застраиваться. Среди осевших
были Окладниковы, Шубины. Их усилием и мастерством были
сделаны землянки потом дом, церковь, школа, конюшня. Шло время,
после смерти Фомичны крестьяне из её округа стали свободными,
начали расселение по округу в поисках лучших мест для обжития.
Таратины поселились там, где и образовалось Таратинское. Сюда
на место теперешней Пёши двинулись Кузнецовы, Шубины,
Калинины, Речковы, Ванеканевы, Варницины. Со временем
приехали сюда и мезенские рыбаки Кыркаловы.
Так началась Нижняя Пёша. Первые дома появились в1864 году, они
были построены по южному берегу реки Пёша. Сейчас эта улица
Набережная
Чтец. «Ты тоже родился в России»
Ведущий 2. И чувство Родины прорастает, как всё большое, из малого гнёздышка. Это могла быть лесная опушка, сад за околицей, овраг с душистыми травами и холодным ключом на дне или городской двор. И не так уж сложно объяснить, почему всё это нам дорого. Память людей связана с тем местом, где родились, где прошло их детство, где они научились понимать жизнь. Это могучая сила память!
Ведущий 2. Нельзя не вспомнить об образовании
школы.
В 80-е годы 19 века, когда в народном образовании «зелёную улицу»
получило духовное ведомство, ни в Канинском (с. Несь) , ни в
Тиманском
(Пёша) церковных приходах школы открыть не удалось из-за кочевья
самоедов. Однако по отчётам Архангельской духовности консистории, в
1894-1895 учебном году в МЕЗЕНСКО-ПЕЧОРСКОМ крае было открыто 14
одноклассных церковноприходских школ и 7 школ грамоты. О дате
образования русской школы в с. НИЖНЯЯ ПЁША известно, что школа
стала работать с 1 сентября 1894 года, для обучения детей грамоте
на средства миссионерского общества. Ввиду отсутствия средств,
школа своего здания не имела и помещалась в доме священника. В ней
работали два преподавателя – заведующий школой и законоучитель
священник Павел Таратин и псаломщик Ивановский.
Ведущий 1. В 1916 году в школе обучались 5
детей , и занимались они в доме Окладникова Кирилла Фёдоровича.
Этот частный дом служил школой до 1926 года. В этот же год школа
стала трёхклассной. Дети желавшие продолжить образование,
отправлялись для дальнейшей учёбы либо в Мезень, либо в с.
Великовисочное – школу крестьянской молодёжи.
Так же в 1926 году была создана ненецкая школа-интернат в
Канино-Тиманской тундре, близ села Нижняя Пёша (выселок
Таратинское), и учительствовал там Тимофей Петрович Синицын, он был
известен под псевдонимом Пэля Пунух, как северный писатель.
В 1927 году школа располагается в здании старого Дома Культуры:
днём это школа, а вечером клуб, впоследствии здание полностью было
отдано школе. В это время в Нижней Пёше функционирует две школы:
русская и ненецкая.
В 1932 году Пёшская школа становится семилетней, в сентябре 1940
года открывается 8 класс, в котором обучается 18 учеников.
Ведущий 2. Только в учебном 1944-1945 году
открыли 10 класс – это первые выпускники их было 7 человек.
Несмотря на тяжёлые послевоенные годы, общественная жизнь в школе
кипела . в Нижне-Пёшскую школу стали съезжаться дети из близлежищих
населённых пунктов, для дальнейшего обучения. На сегодняшний день в
школе учатся дети из Волоковой, Белушья, Волонги, Снопы, Вижаса,
Верхней Пёши.
Ведущий 1. Как мы уже говорили, в нашем зале присутствуют гости: участники художественной самодеятельности Верхнее-Пёшского Дома Культуры. ВСТРЕЧАЙТЕ!
Выступление гостей.
Ведущий 2. Среди множества особо отмечаемых в
календаре дней , есть один особый – 23 февраля, День защитника
Отечества. Именно 23 февраля 1918 года был подписан закон о
создании в нашей стране специальных войск армии для защиты нашей
Родины от нападения врагов. Наша армия прошла славный путь,
оберегая мир и покой граждан России.
Для всех защитников Отечества настоящих и будущих прозвучит
музыкальный привет «Сегодня салют»
Ведущий 1. Родина – это огромное родное дышащее средство, подобное человеку – писал А. Блок. Давайте будем бережно относится к нашей Родине , защищать её чтобы будущие поколения могли с гордостью сказать: « Это моя Родина, моя Россия!»
Список использованной литературы
- Архивные данные села Нижняя пёша.
- Воспоминания жителей села Нижняя Пёша
- Журнал «Читаем, учимся, играем», выпуск № 3, 2004 год, издательство «Либерея-Бибинформ».