Современная система дошкольного образования создает условия для разностороннего развития детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Соответствовать Федеральным государственным требованиям, вносить инновацию в образовательный процесс педагогам помогает объединение образовательных областей через проявления разных форм как совместной деятельности взрослых и детей, так самостоятельной деятельности последних.
Педагоги все больше убеждаются в пользе интегрированных методов обучения в сравнении с обычными формами образовательного процесса. Перемена сфер деятельности хорошо соответствуетподвижности детей и позволяет рассмотреть предмет изучения в разных плоскостях,закрепляя полученные знания на практике. Ребенок, не успеваетуставать от объема получения новой информации, переключаясь с одной деятельности на другую.
Объединяя образовательные области в одно интегрированное занятие или игру, педагог может удерживать внимание детей довольно долго, причем детей разного темперамента и способностей, так какпочти любой ребенок найдет близкие для себя задания и игры.
В данной работе представлены дифференцированные игры по четырем временам года для детей младшего дошкольного возраста, как пример интеграции таких образовательных областей, как «коммуникация», «физическая культура», «музыка», «познание» и «социализация».
При составлении игр использовались общие принципы: осознанное действие ребенка, опора и мобилизация всеханализаторов, направление работы «от простого к сложному» с увеличением двигательной активности детей.
Использование таких игр в работе с дошкольниками показало, что дети разного возраста и уровня подготовки, с разными изначальными данными одинаково живо и с интересом включаются в игры с движением.
Движения рук, ног, глазодвигательные упражнения (на точность координации, быстроту реакции и др.) с проговариванием характеризуют высокий уровень развития психофизических качеств у детей, высокую степень взаимодействия между движением и речью.
Улучшаются психические процессы: запоминание, внимание, произвольная регуляция психомоторных процессов,сокращается число ошибочных ответов.
Эмоциональный фон и двигательная активность детейположительно влияютна развитие дошкольников в целом.
При составлении плана использовалась литература таких авторов, как М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова, С.Г. Шевченко, М.А. Рунова и другие.
Конспекты дифференцированных игр с включением разных форм двигательной активности для детей младшего дошкольного возраста представлены в Приложении 1.
ц