Урок окружающего мира "Становление человека". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: показать учащимся, что изменения в природе и с человеком происходили и происходят.

Задачи:

  • познакомить детей с одной из гипотез появления человека на Земле;
  • развивать мышление, формировать приемы умственных действий: сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать речь, воображение, творческие способности;
  • прививать учащимся внимательное, эмоционально целостное отношение к природе, учить работать с учебником, выслушивать ответы других учеников.

План урока

  1. Организационный момент (1 мин.)
  2. Подготовительный этап (3 мин.)
  3. Основной этап.
    • Работа с учебником (5 мин.)
    • Исследование по плану (7 мин.)
    • Физкультминутка (1 мин.)
    • Исследование по плану (8 мин.)
    • Физкультминутка (1 мин.)
    • Работа с учебником (5 мин.)
    • Фрагмент видеофильма (4 мин.)
  4. Итог урока (4 мин.)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Ребята, вы прекрасно выглядите, значит, все у нас получится. Вы в это верите? (Да.) И я верю.

2. Подготовительный этап

– На прошлом уроке мы познакомились с одной из версий появления человека. Вы задали очень интересные вопросы, на которые мы пытались найти ответы. Итак:
– Всегда ли были люди на Земле? (Нет. Около миллиона лет назад появились предки человека.)
– Как ученые узнали о жизни людей в самые древние времена? (При раскопках находили косточки, черепа и изучали их.)
– Где появились первые люди на Земле? (В Африке нашли скелеты древних людей.)

3. Основной этап

– А можно ли сегодня из обезьяны вырастить человека? Ваше мнение. (Учащиеся высказываются.)
Вы сделали предположение. Предлагаю провести исследование.
Становление человека от первых человекообразных существ (на интерактивной доске появляется изображение австралопитека) до современных людей, нас (на интерактивной доске появляется групповая фотография класса).
В этом исследовании нам поможет учебник «Мы и окружающий мир».

Работа с учебником

Откройте разворот стр. 14-15. Авторы учебника показали самых древних наших предков. Они больше были похожи на … (обезьян).
Через тысячи лет они изменились. Переверните страницу и вы увидите, какими стали наши предки (стр.16). Опишите их. (Высказывания учащихся.)
Тело покрывала шерсть. Челюсти выступали вперед, лоб маленький и всё же они больше похожи на людей.
(На доске 2 картинки: древний предок и неандерталец.) Наша задача: внимательно рассмотреть картинки на ср. 16-17, сравнить и найти важные, существенные признаки изменения человека от древнего предка (рис. 1) до человека-охотника (рис. 2).

Предлагаю работать по плану. (Пункты плана появляются на доске постепенно.)

1. Определите тепловой пояс. (1 – жаркий, 2 – умеренный.)
2. Пища. (1 – растительная, 2 – растительная и мясо.)
3. Тело, череп, конечности. (1 – тело волосатое, череп больше похож на обезьяний, руки длинные; 2 – менее волосатое тело, на нас больше похож, руки как у нас.)
4. Походка. (1 – сильно наклонен вперед, 2 – ходят на двух ногах.)
5. В чем преимущество прямоходящих?

Физкультминутка

Учитель. Встали, потянулись, расправили плечи, сгорбились, как наши предки, снова расправили плечи. Все присели. Что у Жени в руках? (дети встают, вытягивают шеи.) Зачем вы приподнялись? (Чтобы разглядеть.) Так вот в чем преимущество прямоходящих древних людей: они раньше других видели опасность или добычу. Продолжим исследование.

6. Жилище. (1 – на дереве, 2 – в пещере)
7. Орудия труда. (1 – палка, 2 – еще и копьё)
8. Одежда. (1 – нет одежды, 2 – шкуры убитых животных)
9. Почему на рисунке сразу несколько фигур? (Жили группами – так легче было выжить.)

– Рисунки расположены рядом, а по ленте времени изменения проходили десятки тысяч лет. Вы очень наблюдательные  умные, с вами приятно работать.
– Давайте прочитаем текст на стр. 15.
– Что нового узнали из текста? (Из-за недостатка растительной пищи люди стали охотиться на животных.)
– Что требовалось людям (предкам) для жизни в более холодных условиях? (Одежда, жилище.)

Учитель. На картинке нарисованы горы, и мы отправимся туда. Там замечательное эхо. Отдохнем.

Физкультминутка «Эхо». (Упражнения для шейного отдела позвоночника.)

Учитель. Эхо, хочешь молока?
Дети. Да, да, да. (Медленные наклоны головы вперед)
Учитель. Может хочешь ты конфет?
Дети. Нет, нет, нет. (Медленные повороты головы вправо, влево)
Учитель. Моё имя угадай.
Дети. Ай, ай, ай! (Медленные плавные качания головой от плеча к плечу)
Учитель. Я не слышу ничего.
Дети. О, о, о. (Поднимают и опускают плечи)

– Продолжим работу. Прочитаем текст на стр. 17.
– Что нового узнали? (Мясо животных – более сытная пища, но добывать её труднее.)
– Что видите на картинке? (Древние люди поймали мамонта в ловушку.)
– Кто видел настоящего мамонта? В Геологическом музее есть чучело этого огромного животного. Как же древние люди, которые меньше и слабее мамонта, смогли его одолеть? (Они охотились вместе.)
– Я думаю, что такую большую яму они вырыли с помощью экскаватора. Нет? А как?
– Давайте посмотрим, как создатели фильма «Прогулки с пещерным человеком» с помощью актеров и компьютерной графики представили охоту на мамонтов. (Фрагмент видеофильма – 4 мин.)
– Что ещё помогло нашим предкам выжить в тех суровых условиях и изменило их жизнь? (Огонь).
– Это очень важное событие в жизни человечества. Это тема нашего следующего урока.
– Мы провели исследование. Как же ответить на вопрос: «Можно ли сегодня из обезьян вырастить человека?» (Ответы учащихся.)

4.  Итог урока

  • Тех человекообразных обезьян, от которых произошли люди, уже нет на Земле.
  • Изменения происходили очень медленно, постепенно, миллионы  лет.

– Закройте глаза, подумайте: что вам дал урок? (На доске памятка.)

  • Новые знания (красный круг)
  • Хорошее настроение (желтый круг)
  • Желание найти книгу про это (синий круг).

– Откройте глаза. Достаньте из конверта круг выбранного цвета и прикрепите его к магнитной доске.
– Я рада, что у вас хорошее настроение, что вы получили новые знания,  и у многих появилось желание почитать книги о древних людях.
– Спасибо за работу.