Благодаря развитию интернета проникающего практически во все сферы деятельности человека в XXI веке чуть ли не половина населения Земли вовлечена в процесс быстрого и эффективного обмена информацией. Человеку требуется все больше знаний для того, чтобы полноценно жить в современном мире. Эра высоких технологий дает школьному образованию новые возможности и ставит перед ним новые задачи:
- научить будущих специалистов жить и работать в быстром ритме современной жизни;
- свободно ориентироваться в потоке поступающей информации, уметь ее анализировать и обрабатывать.
Именно поэтому с целью повышения эффективности педагогической деятельности повсеместно осуществляется расширение возможностей использования и педагогами, и школьниками современных информационных технологий. Программа предмета «Технология» строится по модульному принципу, то есть изучаются независимые друг от друга темы. Каждый из модулей, как независимая единица содержания, представляет собой технологический процесс обработки материала либо группу работ, которые объединены смысловым и логическим единством и направлены на достижение комплексов дидактической цели. Один из модулей предмета «Технология» – «Гигиена и косметика девушки».
Он содержит сведения о санитарно-гигиенических требованиях к организации труда, здоровом образе жизни, правилах личной гигиены. Независимость данной темы от других разделов предмета позволила реализовать её как отдельный курс занятий (общей продолжительностью 20 часов) с использованием компьютерных технологий, что сразу привлекает повышенное внимание учащихся к изучению предмета, повышает их интерес к данной теме. В результате повышается эффективность обучения. С другой стороны использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании предмета «Технология». Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, повысить результативность обучения и интеллектуальный уровень, привить навыки самообучения, самоорганизации, облегчить решение практических задач. Урок становится более ярким и увлекательным. Совершенно очевидно, что компьютер призван обеспечить разгрузку учителя от рутинной работы и создать реальные возможности для его творческой деятельности. Кроме этого, благодаря использованию компьютера можно снять стеснение и различные психологические барьеры при освоении тем, связанных с гигиеной, физиологией и эстетикой, которые возникают у подростков.
Созданная модель обучения сочетает традиционную очную форму с дистанционной формой обучения, использует ИКТ-поддержку в Школе информатизации (ШИ) для учащихся 5-8 классов курса «Гигиена и косметика девушки». Размещение уроков курса «Гигиена и косметика девушки» в ШИ обеспечивает быстрый доступ к ним не только учащимся, родителям, администрации школы, но и коллегам, желающим использовать этот курс в своей работе.
Далее представлено тематическое планирование (Приложение 1), краткое описание структуры уроков и возможностей конкретной системой управления обучением LMS Moodle, на базе которой и реализован модуль «Гигиена и косметика девушки» в ШИ. «Программный продукт MOODLE – конструктор дистанционных курсов, который является комплексным решением, использующий многие технологии и позволяющий преподавателю создать собственный on-line курс любой сложности. Для размещения материалов информационной поддержки выделяется информационное пространство на сайте (http://learning.9151394.ru) центра информационных технологий и учебного оборудования (ЦИТУО). (Приложение 2)
Возможности ИКТ-поддержки в системе MOODLE
Курс дистанционной ИКТ-поддержки отвечает следующим требованиям:
- интерактивность – при разработке курса учитель должен обеспечить максимальную интерактивность между учащимися и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебным материалом, уметь сочетать индивидуальное и групповое обучение;
- структурирование курса – курс информационной поддержки должен точно соответствовать и отражать структуру и содержание классных уроков, причем материал, выложенный в курсе не должен быть объемным, так как это снижает мотивацию учащихся;
- наглядность – для поддержания и повышения мотивации учащихся курс должен быть наглядным, красочным. Очень важно использовать разнообразные приемы и средства.
Учебный материал должен быть понятен всем ученикам класса, а задания – индивидуальны, посильны возможностям учеников.
Каждый урок инвариантно содержит:
- теоретический материал по теме урока;
- практические и тренировочные задания;
- контрольные материалы;
- домашнее задание.
Готовый теоретический материал оформляется в виде лекции, базового текста, соответствующего тематике и содержанию проводимого в классе урока. Естественно, теоретический материал не должен копировать учебник. Материал может быть иллюстрирован, красочен, а текст написан в наиболее доступном учащимся стиле.
Теоретический материал может быть представлен в информационной среде в виде текстового документа, лекции или WEB-страниц. Для младших школьников и школьников среднего звена важна образная подача материала. Старшие школьники предпочитают лаконичность подачи материала. Важно, чтобы теоретический материал был интересен учащемуся для повторения и закрепления знаний, полученных на уроке, и понятен учащемуся, отсутствовавшему в школе в это время.
На уроке учащимся предлагается выйти в учебный курс «Гигиена и косметика девушки» (самостоятельно или с помощью учителя). Далее при необходимости в течение занятия можно обращаться к материалам курса: при проверке или обсуждении правильности выполнения домашнего задания; при объяснении нового материала – наглядные пособия в электронном виде, различного рода тренажеры, практические работы, тестовые задания.
Домашнее задание учителем задается устно и
также дублируется в учебном курсе.
Контрольные и проверочные задания могут быть
выложены с использованием средств LMS: лекция,
тесты, опросы, форумы, задания, Wiki страницы,
тестовая программа Hot Potatoes.
Форум в информационной среде является важной формой общения учащийся – учащийся и учитель – учащийся. Форум способствует формированию коммуникативных качеств, умение формулировать свои идеи и мысли в письменной форме.
В курс можно выкладывать энциклопедические и справочные материалы или ссылки на них в интернете. Для этих целей используется инструмент «Глоссарий».
Модуль «Гигиена и косметика девушки» охватывает следующие учебные темы:
- Волосы и уход за ними.
- Уход за кожей лица.
- Современный макияж.
- Здоровый образ жизни.
- Искусство владеть собой.
Основная дидактическая цель модуля «Гигиена и косметика девушки» – формирование здорового образа жизни.
Перед учителем стоят следующие методические задачи:
- Познакомить с основными этапами ухода за кожей лица.
- Показать приемы макияжа.
- Рассмотреть основные приемы по уходу за своими волосами.
- Познакомить с основными формами лица.
- Научить приемам подбора причесок к своему лицу.
- Изучить принципы здорового образа жизни.
- Познакомить с техникой релаксации.
Безусловно, для использования такой модели обучения необходима соответствующая программно-техническая база в образовательном учреждении и наличие домашних компьютеров у учеников. Реализация Федеральной программы компьютеризации школ во многих учебных учреждениях решила эту острую проблему. В Москве к настоящему времени все общеобразовательные школы оснащены компьютерной техникой с выходом в Интернет. Да и домашние компьютеры с выходом в Интернет есть практически у каждого учащегося.
Компьютеризация сама по себе не ведет автоматически ни к хорошему, ни к плохому образованию. Компьютеризация – это путь к новому качеству образованию, она позволит:
- повысить качество ведения урока и усвояемость материала;
- индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
- осуществить дистанционный контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;
- осуществить повышение самоконтроля учащихся;
- рационально использовать учебное время за счет использования заранее выложенного учителем в учебный курс учебного и практического материала;
- визуализировать учебную информацию;
- развить у учащихся определенный вид мышления (наглядно-образное, теоретическое);
- усилить мотивацию обучения (за счет изобразительных средств, включения игровых ситуаций);
- формировать культуру познавательной деятельности;
- формировать культуру сетевого общения и др.
Дистанционные занятия предполагают обязательно проведение практических работ по теме каждого урока и получение оценки по усвоению теоретических и практических знаний в конце каждой темы модуля «Гигиена и косметика девушки».
С помощью компьютера оформляется творческий проект, ставится самооценка, защищается проект каждым учащимся. Затем проводится подведение итогов работы над проектами, возможна организация выставок лучших работ.
Благодаря программному продукту MOODLE, создан информационный ресурс «Гигиена и косметика девушки» в ресурсном центре по переходу на ФГОС (http://learning.9151394.ru), который с мая 2010 года, можно найти на Сервере дистанционного обучения ЦИТУО – Центр информационных технологий и учебного оборудования (http://learning.9151394.ru/course/category.php?id=285).
Используемые ресурсы:
- Блохин И.В. Всемирная история костюма. – Минск: Харвест, 2007.
- Выготский Л С. Психология развития человека – М: Эксмо, 2005.
- Максудова Л.Г., Литвиненко М.В., Абросимов В.В. Разработка и построение учебных модулей для системы дистанционного обучения. – М.: МИИГАиК, 2006.
- Ставрова О.Б. Современный урок технологии с применением компьютера. – М.: Школьная пресса. 2005.
- Эверет Фелисити. Как стать привлекательной. – М.: Росмэн,1996.
- Хотунцев Ю.Л. Программы «Трудовое обучение – технология». – М.: Просвещение, 2008.
- Обучающая среда Moodle http://docs.altlinux.org/current/school_server/moodle/index.html