Цель урока: Способствовать эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного искусства. Вылепить птицу петушок, сохраняя традиции дымковских мастеров.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Познакомить с понятием “ стилизация”.
- Научить лепить петушка на основе базовых форм, сохраняя в лепке и украшениях характер дымковских мастеров.
- Ознакомить с образами стилизованных птиц в разных народных промыслах.
- Дать представление о символике птиц.
- Закрепить понятия “домашние птицы” и “ птицы в живой природе”.
Развивающие задачи:
- Фантазию, воображение, интерес к предметам декоративно-прикладного искусства.
- Эстетический вкус.
- Совершенствовать приемы лепки на основе базовых форм.
- Закреплять навыки работы с глиной, умение ее подготовить к работе.
Воспитательные задачи:
- воспитывать эстетическое отношение к русской культуре, интерес и любовь к народному творчеству, бережное отношение к традициям своего народа.
Ход урока
1. Организация начала урока – 1–2 мин.
Проверка рабочего места, его оснащенности (доска, стек, стакан с водой, салфетка).
2. Сообщение темы и цели урока – 2 мин.
Продолжить знакомство с народным промыслом “Дымковская глиняная игрушка”.
Вылепить петушка, сохраняя традиционные формы и приемы в лепке. Долгими зимними вечерами при свете лучины, под звуки простой русской песни лепили из глины дымковские мастерицы фигурки барынь и кавалеров, водоносов и всадников, коней и медведей, индюков и петухов. Сегодня на уроке мы будем лепить дымковскую игрушку-птичку, а точнее петушка.
3. Изложение нового материала – 20 мин.
Изготовление игрушек из глины – особая отрасль гончарного дела.
Кто такой гончар? (Мастер, который работает с глиной.)
Народная игрушка – это и детская забава, и средство воспитания, и предмет магии, и праздничный подарок, и свадебный атрибут, и украшение. Но более всего игрушка нужна детям и взрослым для общения. Древние люди всегда стремились к общению. И уже у древних людей появились первые игрушки и мастера, которые лучше других научились их делать. Народное искусство развивается по своим законам. Многие художники изображают зверей и птиц. Некоторые посвящают этому все свое творчество. Сказочные образы зверей и птиц встречаются в искусстве разных стран и народов.
Поскольку речь пойдет о птице, давайте узнаем, чем же является птица в народном творчестве.
Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость.
Птица – символ гармонии, света и счастья.
Птица – загадка, символ вечной жизни, посланник между небом и землей, посланник весны, предвестник мирной жизни.
Птица – символизирует тепло, свет, предвещает урожай и богатство.
Птиц, живущих в леса, по берегам рек, озер, на улице можно отнести к птицам
В живой природе.
А есть птицы, которые живут с людьми, нуждаются в заботе, их мы называем домашними птицами.
Назовите мне домашних птиц? (Петух, куры, гуси, утки, индюки, перепелки.)
Послушайте загадку и стихотворение и скажите, о какой домашней птице пойдет речь?
Загадка:
Живет во дворе, поет на заре.
На голове гребешок.
Кто же это… (Петушок)Любит петь и драться
И в пыли купаться
Носит красный гребешок
Забияка…..(Петушок)Завелась неведомая птица,
Всякий ей дивится:
Не поет и не летает,
Вся горит и полыхает.
Далеко по белу свету
Знают все пичугу эту,
Это птица не простая –
Расписная, золотая,
Просто диво – безделушка,
Зовут ее народная игрушка.
Эта птица – петух.
Древние славяне считали петуха и курицу первовестниками солнца, считали что “нечистая сила” боится голоса петуха. Петух у древних славян означал возрождение, пробуждение.
Как вы думаете, почему?
Утром поет – всех будит, вечером поет – предупреждает о заходе солнца.
Петушок – любимый герой многих русских сказок. “ Петушок золотой гребешок” – герой добрый и справедливый.
В народных промыслах его изображают Стилизовано.
Стилизация – декоративная обработка форм растительного и животного мира.
В декоративном искусстве художник может по-разному стилизовать предмет, изменить форму изображаемой птицы или выполнить ее совсем другим цветом. Главное, чтобы образ был узнаваем.
У любой птицы есть голова, туловище, хвост, крылья и лапки. У петушка есть характерные особенности, украшения – гребешок и бородка.
Давайте совершим фотопутешествие и посмотрим, как изображали птиц в разных народных промыслах, как лепили дымковские мастера птиц, последовательность лепки дымковского петушка.
Слайд 1. Тема занятия.Слайд 2. Многообразен мир птиц. За пользу, которую приносят птицы, за пение птиц, человек должен бережно к ним относиться.
Слайд 3. Домашние птицы незаменимы в хозяйстве, они кормят людей, создают теплую “семейную обстановку” за ними так приятно наблюдать.
Слайд 4. Образы птиц в народных промыслах.
Слайд 5. Городецкая роспись.
Слайд 6. Вологодское кружево.
Слайд 7. Деревянная посуда.
Слайд 8. Игрушки Т. Красноярова.
Слайд 9. Филимоновская глиняная игрушка.
Слайд 10. Одна из самых нарядных и красивых – дымковская игрушка, родина которой г. Вятка (с 1937 г переименован в город Киров).
Город Вятка возник в XII веке и относится к старинным русским городам, промысел изготовления глиняных игрушек сформировался сравнительно недавно – в XIX веке, хотя первые упоминания об игрушке-свистульке относятся к 15–16 векам и связаны они с языческим праздником “свистопляска”.
Какие же талантливые и наблюдательные русские люди! В своей обычной, порой тяжелой повседневной жизни они увидели и передали нам красоту и необыкновенность домашних птиц. Наблюдательными, обладающими огромной творческой фантазией мастерами было создано огромное количество разнообразных по лепке и росписи птиц. Слайд 11.
Слайд 12–15. Слайды с изображением петушков, курочек, уточек, индюков.
Слайд 16–20. Слайды с изображением дымковских игрушек.
4. Лепка дымковской игрушки.
Слайд 21. Последовательность лепки петушка.
Слайд 22. Из куска глины величиной с перепелиное яйцо скатаем в ладонях шарик-это грудка нашего будущего петушка.
Слайд 23. Из другого куска – чуть больше – скатаем форму “моркови” и сгибаем более узкий конец примерно под 90 градусов – это будущая голова петушка.
Скатаем жгутик.
Слайд 24. Смочив водой, обматываем жгутик между шеей и туловищем – шариком. Плавно заглаживаем.
Слайд 25. Из небольшого кусочка глины скатываем ладонями шарик, раздавливаем его получаем форму таблетки, смочив водой , скрепляем с туловищем.
Слайд 26. Гордость петушка – хвостик, его лепят разными способами. Наш хвостик называется “вертикальным”. Берем кусочек глины величиной с куриное яйцо.
Скатываем в ладонях и расплющиваем, разглаживаем. Стеком рисуем форму хвостика и вырезаем.
Слайд 27. Смачивая водой, крепим хвостик к туловищу, при необходимости добавляем глину и выравниваем игрушку.
Слайд 28. Крылья – нарядная часть игрушки. Скатаем два одинаковых шарика размером с перепелиное яйцо, нажатием пальцев расплющим шарик, немного поджав одну сторону.
Слайд 29. С помощью воды закрепляем на одинаковом расстоянии справа и слева на туловище крылья. Под крылья “подкладываем” маленькие шарики, чтобы крылья “не опадали”.
Слайд 30. Начинаем украшать! Раскатав тонкую полоску небольшого размера “сосборим ее” и слегка скатаем ,затем закрепим на голове петушка .Внутрь вложим маленький шарик или капельку. Получился гребешок!
Слайд 31. Скатаем две небольшие формы – капельки ,закрепим их с водой под согнутой частью головы – это бородка петушка.
Слайд 32. Скатаем маленькие шарики, раздавим их в таблеточки и закрепим на крыльях петушка. Петушок готов!
В вашей работе непременно проявятся свой индивидуальный почерк , но мы должны помнить , что настоящая дымковская игрушка крепкая , горделивая и очень нарядная.
Еще одно стихотворение о нарядной дымковской игрушке поможет нам зарядиться положительными эмоциями перед работой.
Вот петух нарядный,
Весь такой он важный,
У большого петуха
Все расписаны бока,
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост,
Точно солнечный,
Краской красною горя,
Как корона у царя.
5. Итог урока. 2–3 минуты.
Рассмотрим наш птичий двор. Определим, у кого в работе сохранены характерные особенности лепки дымковских мастеров, обсудим работы.
В Вятке делают игрушки –
Сколько радости для глаз!
Подрастают мастерицы,
Может быть, и среди нас.