Социальное сопровождение детей с ОВЗ III–IV-го вида в Интернате

Разделы: Социальная педагогика


Уже не новость, что с каждым годом увеличивается процент особенных детей. Этиология нарушений этих детей абсолютно разная: врожденные нарушения, травмы, заболевания. Однако одинаковы проблемы таких детей в нашем социуме. Детей – инвалидов и детей с ОВЗ воспринимают в обществе по – разному: кто-то жалеет, кто-то пытается не замечать, кто-то относиться в опаской или даже брезгливостью.
На мой взгляд, в обществе, где воспевают гуманизм, общественное сознание уже давно должно преломиться, и  отношение к данной группе детей должно меняться в сторону всеобщего принятия.
Попыткой решить данную, и ряд других проблем связанных с детьми с ОВЗ, в российском образование явилось уверенное внедрение такой формы образования как инклюзивное (интегрированное). Этот процесс говорит обществу о том, что пришло время принять, включить, интегрировать детей с особенными потребностями в социум.
Но на самом деле, решением задачи социализации и адаптации детей с ОВЗ уже длительное время занимаются специальные (коррекционные) школы, в том числе и школа-интернат для слепых и слабовидящих детей г. Томска. Помимо специального организованного образовательного процесса, непосредственного обучения и интеллектуального развития, в нашем учреждении особое место всегда уделялось задачам интеграции детей с ОВЗ, детей инвалидов в социум с помощью социального сопровождения.
Так как школа является еще и интернатом, многие воспитанники проводят с педагогами больше времени, чем дома. Поэтому очень важно в полной мере осуществлять воспитательную функцию, возложенную на школу.

Социальное сопровождение воспитанников имеет ряд направлений.
Одним из них является профилактика и коррекция девиантного поведения учащихся. Это направление является специфическим для наших воспитанников и связано с этиологией нарушения. Как отмечалось ранее, нарушение зрительного анализатора, наряду с другими, является последствием влияния опасных факторов на плод во время беременности матери. Так большой процент детей попавших в данное учреждение, это дети из неблагополучных семей, дети лишенные родительского попечения, но находящиеся под опекой и дети из детских домов. Часто встречаются семьи, где родители страдают алкоголизмом, курят, употребляют наркотические вещества, были осуждены и отбывали наказание в местах лишения свободы, малообразованны.
Естественно отношение к воспитанию детей в таких семьях часто безответственное и носит хаотичный характер.
Такие семьи находятся «на контроле» у социального педагога, они регулярно посещаются с целью профилактических бесед с родителями, просветительской работы с ними, а также для оценки уровня безопасности проживания ребенка в данной семье. Если же семья оказывает неблагоприятное воздействие на ребенка, то об это сообщается в специальные службы.
Для профилактики девиантного поведения детей поддерживается тесная связь с инспектором ОДН, инспектор приглашается на профилактические мероприятия, индивидуальные и групповые беседы. Ежедневно отслеживается посещаемость детьми данной категории школы.
Для профилактики так же приглашаются специалисты из Областного наркологического диспансера, специалисты УФСКН России по Томской области, специалисты центра «Сибирь. СПИД. Помощь» и других организаций, которые проводят для детей увлекательные занятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни. Школа проводит активную политику против вредных привычек, проводя различные акции и мероприятия по борьбе с ними.
Многие родители учащихся не имеют возможности организовать летний отдых для своих детей, а некоторые настолько остро воспринимают дефект своего ребенка, что боятся отпустить его от себя. Поэтому одним из направлений социального сопровождения стала организация летнего отдыха. Во время летней площадки на базе школы ребенок знакомится с примерными условиями летнего лагеря, распорядку дня в нем, основных мероприятий, формами взаимодействия. Поэтому, кроме того, что ребенку гарантирована занятость на первый месяц лета, после пребывания на летней площадке, ребенок может поехать отдыхать в летний лагерь, где погружение в среду незнакомых детей и взрослых пройдет для него безболезненно и поможет быстро адаптироваться в новых условиях.
Для детей с нарушением зрения, как и для любых других детей с ОВЗ, является необходимым формирование положительной самооценки, важно научить их принимать и любить себя такими, какие они есть. Для этого в школу часто приглашаются незрячие и слабовидящие люди, достигшие определенных успехов. Для детей организуются различного рода встречи с ними: конкурсы, концерты, чаепития. Такие встречи являются сильнейшей мотивацией ребенка к жизни и деятельности, укрепляют веру в себя, дают понять, что есть возможность самореализоваться, не смотря на дефект.
Дети постоянно задействованы во внеурочной деятельности, в которой могут проявить себя. В 2011-2012 учебном году вновь возобновилась работа по организации самоуправления в интернате. Был создан Малый Совет школы под названием «Импульс». В работе данного совета дети активно включаются в организаторскую, управленческую деятельность, реализуют себя в различных проектах, учатся взаимодействовать друг с другом и с администрацией школы на новом уровне.
В виду особенностей нарушения многие дети довольно большое время проводят как бы наедине с собой, в своих размышлениях. Результатом этого в нашем интернате стало оформление группы юных стихотворцев. Слепой ребенок в стихах раскрывает свой внутренний мир. Интернат оказывает активную помощь этим детям в творческой реализации. Произведения детей публикуются, организовываются  «Вечера поэзии».
Так же для общего развития, социализации и укреплению положительной самооценки специалисты школы организовывают поездки детей с выступлениями в другие интернаты и детские дома. Находясь на сцене, дети оказываются в ситуации успеха, что положительно на них влияет.
Еще одним большим блоком социального сопровождения обучающихся с ОВЗ III-IV вида является работа по профессиональной ориентации детей. Работа в данном направлении ведется абсолютно каждым педагогом. Для детей с ОВЗ очень важно адекватно оценивать свои возможности в освоении той или иной профессии, но и так же выбрать то занятие, которое будет удовлетворять потребность в самореализации. Начиная с пятого класса, детей информируют о соответствующих их возможностям учебных заведениях разного уровня и направленности. Социальный педагог и педагог-психолог проводят специализированные занятия с детьми, а так же в школу приглашаются специалисты из  Центра профориентации г. Томска. Для выпускников ежегодно организовываются экскурсии в учебные заведения г. Томска, предоставляется вся информация о днях открытых дверей.
Наиболее тесную связь наш интернат имеет с Профессиональными училищами № 12, № 19, № 33 города Томска, Томским политехническим техникумом, и, конечно с Томским медико-фармацевтическим колледжем, куда поступают и успешно обучаются тотально слепые выпускники. Таким образом, еще перед выпуском из интерната все выпускники имеют представление о своем дальнейшем становлении.
Любое образовательное учреждение видит своей основной целью – дать хорошее образование выпускникам, показать хороший результат по показателям качества образования, качества успеваемости. Не исключение и  специальные (коррекционные) образовательные учреждения.
Несомненно, это важно, чтобы каждый ребенок в школе сумел получить основной багаж знаний. Однако не стоит забывать, что в настоящее время функция воспитания и социализации детей все больше и больше перекладывается с родительских плеч на плечи школы, и выполнению данной функции стоит уделять особое внимание. Особенно, когда речь идет о детях с ОВЗ и детях-инвалидах.

В данной работе, конечно, описаны лишь основные направления и методы работы по социализации детей с нарушением зрительного анализатора. На самом деле процесс социализации в коррекционной школе непрерывен. Все педагоги, врачи, узкие специалисты каждый день уделяют особое внимание тому, чтобы научить ребенка адаптироваться к различного рода ситуациям, быть социально активным, чтобы чувствовать себя комфортно, и успешно взаимодействовать в  социуме.