Вот и родился долгожданный человечик на свет! Сколько надежд, ожиданий и тревог появляется вместе с ним у родителей... Он растет и приближается время отдавать его в сад.
При поступлении в детский сад адаптация у малышей проходит по разному, и это понятно, ведь отрыв от матери, новая обстановка, нахождение долгое время с незнакомыми им ранее детьми и взрослыми могут спровоцировать тяжелый стресс, и как следствие этого привести к болезни. Мы, педагоги, знаем, что возможность неблагоприятной адаптации у ребенка обычно резко возрастает, когда у малыша имеется ряд неблагоприятных факторов развития, называемых врачами «факторами риска». А таких детишек становится с каждым годом все больше. Чтобы первые шаги ребят в детский коллектив были радостными, облегчить их наша, родителей, педагогов и психологов, главная задача. На первом, ориентировочном этапе задачами психолога является:
– сбор информации о вновь поступающих детях (
сбор анамнеза, состав семьи, условия проживания
ребенка в семье, особенности семейного
воспитания и т.д )
– изучение уровня психофизиологической
готовности дошкольников к посещению детского
сада, индивидуальных особенностей, общения и
поведения .
– разработка рекомендаций родителям по
подготовке детей к поступлению в ДОУ. (методички,
стендовая информация, индивидуальные/ групповые
консультации родителей и педагогов)
– организация работы групп адаптации для вновь
поступающих детей.
Сбор информации, а так же оценка уровня психофизиологической готовности детей осуществляется при помощи анкетирования родителей и ознакомления с медицинскими картами. Индивидуальные особенности дошкольников, их поведения и обшения выявляются при беседе с родителями и процессе наблюдения за детьми, при проведении диагностики. (Приложение 1)
Адаптационный стресс переживают не только дети, но и их родители. В душе у них сплошные сомнения: любимое чадо плачет, может стоит еще подержать его дома? Как он адаптируется к новым условиям? Поэтому до начала цикла занятий с детьми организуются несколько встреч родителей с сотрудниками ДОУ. Здесь решаются многие проблемы, связанные с поступлением детей в детский сад, родители могут детально ознакомиться с организацией жизни малышей в ДОУ, режимом питания, режимом дня, с особенностями адаптационного периода и т.д. На индивидуальных консультациях психолог вместе с родителями, дети которых имеют низкие адаптационные возможности по итогам диагностики, вырабатывает стратегии адаптации, которые родители должны придерживаться и в семье, и в группе детского сада.
Работа с родителями детей, посещающих дошкольное учреждение, включает следующие направления:
- Психологическое и педагогическое просвещение. (Приложение 2)
- Проведение семинаров-практикумов, тренингов по актуальным проблемам возрастного развития детей, методов воспитания, умению разрешать конфликты
- Семейное консультирование.
Такие встречи помогут наладить взаимодействие сотрудников ДОУ с родителями, установление партнерских отношений, снизить эмоциональное напряжение . Включение родителей в процесс воспитания не только облегчит адаптацию ребенка к новым условиям, но и учит их относиться к воспитанию ребенка как к сложному и кропотливому процессу.
На втором этапе работы по адаптации малышей к ДОУ, который начинается в сентябре месяце, в течении первых двух недель проводится постепенное заполнение групп (прием 3-4 детей в неделю).Маленькие дети в начальный период адаптации проводят по 2-3 часа, возможно с мамой. В первые две-три недели сохраняются имеющиеся привычки детей. Так же проводятся игры психотерапевтической направленности в группах и на прогулках при непосредственном участии педагога- психолога, родителей и воспитателей. Такая совместная работа педагогов и родителей дает возможность предупредить нарушения адаптации и сохранить психологическое здоровье детей в дошкольном учреждении.
ХОД ЗАНЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
1. Приветствие
Самопрезентация психолога. Знакомство группы и уточнение ожиданий, запроса участников.
Самопрезентация психолога может раскрывать следующие вопросы: фамилия, имя, отчество,образование, опыт и стаж работы, краткая личностная информация (семейное положение, сколько детей, возраст, как протекала у них адаптация, увлечения и взгляды и т.д) (Приложение 3) Каждый родитель может коротко рассказывает о себе.Можно ограничиться следующими вопросами: имя; место работы; имя ребенка, хобби, интересы и пр.
2. Выполнение рисунка «Мой ребенок в детском саду»
В течении 10 минут родители выполняют задание, затем делятся на подгруппы по 3-4 человека и обсуждают рисунки в группах, а затем в общем кругу вопросы:
- Что нарисовано
- Как я представляю нахождение детей в дошкольном учреждении
- Мои тревоги и ожидания.
3. Мини-лекция «Что такое адаптация»
Адаптация – это приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму дня. Главное преимущество детского сада в том, что ребенок получает возможность общаться со сверстниками. Он не просто играет, он получает неоценимый опыт взаимодействия, сочувствия, сопереживания, коллективного творчества и сотрудничества. Всё это готовит ребенка к дальнейшей жизни. Именно в это время происходит формирование характера, закладываются основные жизненные принципы.
К мысли о детском саде , необходимости его посещать нужно подготовить детей зарание. Расскажите ему о детском саде, о том, что там много ребят, новых игрушек, качели. Создайте у малыша настроение радостного ожидания.
Средний срок адаптации к детскому саду, по мнению специалистов, составляет от 2-3 недель до 1 месяца. Психологи полагают, что особенности привыкания ребёнка к новой обстановке зависят от многих факторов: от типа нервной системы и состояния здоровья, личностных черт, семейной атмосферы, условий пребывания в детском саду. Наибольшие трудности в адаптации испытывают дети с ослабленным здоровьем, быстро устающие от шума, с трудом засыпающие днём, имеющие плохой аппетит. Тяжело привыкают к детскому саду чрезмерно опекаемые дети, не имеющие навыков самообслуживания.
Можно раздать памятки для родителей «Как подготовить ребенка к детскому саду» (Приложение 1)
4. Упражнение «Воспитываем вместе»
В воспитании детей важную роль играют как родители, так и педагоги. Давайте вместе с вами заполнем таблицу: «Кто за что отвечеат».
Вместе с родителями проговариваем что входит в каждое понятие. И в процентном соотношении записываем в таблице на доске для наглядности. Затем необходимо обсудить с родителями итоги и подвести к мысли, что они, как и педагоги являются полноценными участниками образовательного процесса.
Еще одно важное условие – это выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в детском саду. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов.
Не менее важным признаком и условием создания единого образовательного пространства становится выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения опыта семьи и передачи родителям информации и технологиях образовательного процесса.
Критерии |
Родители |
Педагоги, специалисты |
Здоровье | % | % |
Умственное развитие | % | % |
Воспитание | % | % |
Навыки | % | % |
Умения | % | % |
5. Подведение итогов
Рефлексия участников:
– Оправдались ли ваши ожидания по отношению к
собранию?
– Что дало вам участие в этом собрании?
– Ваши пожелания?