Разнообразие условий существования растений

Разделы: Экология


Цели урока:

  • Обучающие:
    • ввести понятия «широкая и узкая экологическая приспособленность»; 
    • познакомить школьников с условиями существования растений;
    • показать их роль для растений;
    • показать, что экологические знания являются основой взаимодействия человека с окружающей средой, рационального использования природных ресурсов.
  • Развивающие:
    • развивать умения сравнивать и сопоставлять явления и процессы;
    • продолжить развитие логического мышления, интеллектуальных навыков;
    • развивать умение самостоятельной работы с учебником, с табличным материалом.

Воспитательная направленность урока: формирование научного мировоззрения за счет внедрения новых терминов, воспитание уважительного отношения к природе.

Тип урока: комбинированный.

Продолжительность: 45 минут

Оборудование: рисунки и текст учебника «Быловой А.М. Экология растений», таблица «Виды ольхи».

Структура урока:

1. Организационный момент – 1-2 минуты
2. Домашнее задание – 2 минуты
3. Актуализация прежних знаний – 13 минут
4. Формирование новых понятий и способов действия – 23 минуты
5. Закрепление – 5 минут

Время

Содержание

Методы

1-2 мин. 1. Оргмомент Приветствие, отметка отсутствующих.
2 мин. 2. Домашнее задание.

§ 43-45, вопросы, задания в тетрадях № 1-5 на с. 50-51.

Запись на доске и в дневниках.
13 мин. 3. Актуализация прежних знаний

Вопросы:

  • Возраст ветки определяют по числу … (почечных чешуй)
  • Возраст старых толстых ветвей определяют по … (числу годичных колец древесины на спилах стеблей)
  • Изменение климата на Земле можно определить по … (ширине годичных колец древесины)
  • У лесоводов появилась поговорка: «Лес – это… (летопись природы)
  • Жизнь растений делится на четыре периода. Перечислите их. (Зародышевый, молодости, зрелости и старости)
  • Короткие этапы в период жизни растений называются … (возрастные состояния)
  • Этот период включает четыре возрастных состояния: проростка, юношеского, полувзрослого и взрослого вегетативного растения … (период молодости)
  • С момента первого цветения растения вступают в период … (зрелости)
  • К старости растения утрачивают способность к цветению и плодоношению, и наступает … (старческое возрастное состояние)
  • Жизнеспособные семена, покоящиеся в почве, называют ... (почвенным запасом семян)
Биологический диктант
8 мин.

 

 

 

 

8 мин.

 

 

 

 

 

2 мин.

 

 

 

 

 

 

 

5 мин.

4. Формирование новых понятий и способов действия

Условия существования растений.

В каждой природной зоне на сравнительно небольшой территории можно обнаружить значительное разнообразие условий для жизни растений. Так, например, в Московской области, пройдя 3-5 км, вы можете увидеть и тенистый еловый лес, и пронизанный светом березовый, и глубокие заросшие овраги. На вашем пути могут встретиться и небольшой ручей, и речка, берега которой, то пологие, песчаные, то обрывистые, глинистые, и поля, засеянные разными культурами, и красочный сенокосный луг, и пастбище с низкими травами и крупными растениями полыни и чертополоха.
Как различаются растения по разнообразию условий их существования.
Одни растения могут жить в самых различных условиях. Ольха серая, например, растет и в хвойных, и в смешанных, и в лиственных лесах (рис. 89). Она встречается на лесных болотах, на сухих песчаных и на влажных глинистых почвах, на плоских участках и на крутых склонах, по днищам оврагов и по берегам рек. Береза повислая может образовывать чисто березовые леса, как примесь присутствовать в еловых, сосновых, дубовых и смешанных лесах. Береза легко заселяет разнообразные места, нарушенные человеком: карьеры, откосы дорог, вырубки, пожарища и даже обитает на карнизах и крышах заброшенных зданий. Лютик ползучий можно встретить в лесу и на опушке, на лесной поляне и на лугах, на заболоченных местах и на пашне.
Другие виды обитают в строго определенных условиях. Так, ольха клейкая, или черная, растет только на обильно увлажняемых торфянистых болотных почвах вдоль рек, по берегам водоемов, в оврагах (рис. 89). Клюква и росянка (§ 34) встречаются только на сфагновых болотах, а рдест курчавый – преимущественно в быстротекучих небольших речках.
Растения, которые могут жить в разнообразных условиях, обладают широкой экологической приспособленностью: ольха серая, береза повислая, лютик ползучий. Виды, живущие в строго определенных условиях, обладают узкой экологической приспособленностью: ольха черная, клюква, росянка, рдест курчавый.

А у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. 
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

Как условия существования влияют на растения.

Если растение имеет широкую экологическую приспособленность, то в одних местах оно находит более благоприятные условия жизни, в других местах условия бывают менее благоприятны, а то и вовсе плохие. Например, лютик ползучий прекрасно растет на влажных рыхлых почвах в придорожных канавах, на заброшенных пашнях, на влажных лугах. Здесь формируются крупные растения лютика высотой до 50-70см, с большими листьями, многочисленными ползучими побегами.

 

Чтение текста учебника с последующими комментариями учителя

 

 

Сообщение учителя с элементами беседы и использование рисунков учебника и таблицы на доске

 

 

 

 

Физкультминутка

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ учителя

5 мин. 5. Закрепление

Вопросы для беседы:

  • Насколько разнообразны могут быть условия для жизни растений в одной природной зоне?
  • Расскажите о разнообразии условий для жизни растений в окрестностях школы, вашего дома.
  • Какие растения имеют широкую экологическую приспособленность? Приведите примеры.
  • Какие растения имеют узкую экологическую приспособленность? Приведите примеры.
  • Как отличить растения с широкой и узкой экологической приспособленностью? Приведите примеры.
  • Какие условия произрастания растений называют благоприятными, а какие – неблагоприятными?
Фронтальная беседа