Проект "Здоровячок". Формирование культуры здорового образа жизни и безопасного поведения у дошкольников с ОВЗ 4–5 лет

Разделы: Работа с дошкольниками


Вид проекта: практико-ориентированный, открытый, коллективный.

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья и безопасности.

Задачи:

  • Формировать у детей представления о своем теле и бережное отношение к нему.
  • Создать условия для формирования у детей гигиенических навыков и норм, безопасного поведения на улицах города и в быту на основе совместной деятельности с родителями.
  • Реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками в формировании представлений о здоровом образе жизни и безопасном поведении в различных ситуациях.
  • Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Прогнозируемый результат:

  • Привитие и понимание необходимости соблюдения гигиенических навыков, навыков безопасного поведения в различных ситуациях.
  • Элементарные представления о частях тела и их возможностях.
  • Осознание взрослыми и детьми понятий "здоровый образ жизни", «безопасное поведение».

Сроки реализации проекта: 2011-2012г.

Место события:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка»
г. Костомукша, республика Карелия.

Участники:дети дошкольной группы, родители воспитанников, воспитатели группы, учитель-дефектолог, учитель-логопед, инструктор по физическому воспитанию.

Проблема:

Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом и безопасном образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления.
Дети дошкольного возраста имеют очень мало представлений о своем теле и возможностях организма, у них не сформированы представления о бережном отношении к своему здоровью.

Актуальность:

Приобщение к здоровьесберегающему и здоровьеукрепляющему осознанному поведению детей с дошкольного возраста является актуальной проблемой дошкольного воспитания. т.к. именно в этом возрасте в силу высокой активности детей формируется их поведение, складываются привычки.
Отсутствие систематического и качественного обучения дошкольников правилам безопасного поведения направляет педагогов и родителей нашей группы на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный:

Постановка цели и задач, выбор оборудования и материалов, составление перспективных планов, и т.д.

2 этап – информационно-исследовательский:

Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

3 этап – обобщающий:

Обобщение результатов работы в форме закрепления полученных знаний, формулировки выводов, и по возможности составление рекомендаций, презентация опыта. (Приложение 1)

Работа в ходе реализации проекта специально организовывалась, а также внедрялась в обычные плановые формы работы.(Приложение 2)

Методика работы в рамках проекта разработана с учётом федеральных государственных требований. Выполняя задания, ребята ведут наблюдения, исследуют, рисуют, конструируют, слушают художественные произведения и т.д. Содержание проекта в той или иной степени отражает материал программы «Безопасность», «Здоровье».
Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности по обучению малышей основам здорового образа жизни и правилам безопасности.
Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, разнообразие приемов и средств, позволяют ребенку осознать возможности своего организма, предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения в жизни; привлекают родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

Библиографический список используемой литературы:

  1. О.В. Чермашенцева «ОБЖ дошкольников»
  2. Г.И.Кулик «Школа здорового человека»
  3. Л.В. Гаврючкина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
  4. Т.Ю. Рюпина «Расти здоровым, малыш» Дошкольное воспитание №6 2007
  5. Т.Н.Петрова, В.Д. Дмитриенко, Е.А.Петрова «Примерное планирование занятий по валеологии в средней группе»
  6. Т.Г. Храмцова «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице» учебное пособие – М: центр педагогического образования, 2007.
  7. Л.Б.Поддубная «Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы». Волгоград: ИТД «Корифей»
  8. В.А.Деркунская «Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников», Дошкольная педагогика. 2006. №5
  9. Н.А.Извекова, А.Ф.Медведева и др.: под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. «Занятия по правилам дорожного движения» Сост – М.: ТЦ Сфера, 2008.