Особенности перехода учащихся из начальной школы в среднюю (семинар-практикум для педагогов)

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: осознание педагогами сложности перехода детей в среднюю школу и необходимости помощи младшим школьникам в данный возрастной этап.

Задачи:

  1. Обсудить трудности, возникающие при переходе младших школьников в среднее звено.
  2. Мотивировать педагогов на восприятие обучающегося с позиции принимающего и поддерживающего взрослого.
  3. Активизировать творческий ресурс педагогов.
  4. Пополнить методическую копилку педагогов играми на развитие у детей самосознания, адекватной самооценки и упражнениями на сплочение детского коллектива и установление доверительного контакта.

Сроки проведения: ноябрь.

Участники: педагоги 3-4 классов.

Материалы: листы бумаги А4, цветные карандаши, маркеры.

Формы работы: мозговой штурм, практические упражнения.

Организация пространства: стулья расставлены по кругу.

Ход семинара

Вступительная часть и разминочное упражнение.

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.

Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с вами о трудностях, которые испытывают дети, при переходе из начальной школы в среднюю, и как их к этому подготовить, чтобы этот переход прошел безболезненно и незаметно для младших школьников.

Разогревающее упражнение «Найди и коснись».

В этом упражнении я предлагаю вам ходить по актовому залу и касаться руками разных вещей. Некоторые задания будут очень легкими, а другие, возможно, заставят вас задуматься [3].

Итак, найдите и коснитесь:
- чего-либо красного,
- чего-либо холодного на ощупь,
- чего-либо шершавого.

Найдите и коснитесь:
- того, что весит примерно полкилограмма,
- чего-либо круглого,
- чего-либо железного,
- чего-либо голубого,
- того, что имеет толщину сто миллиметров,
- чего-нибудь прозрачного.

Найдите и коснитесь:
- вещи, длина которой примерно восемьдесят сантиметров,
- вещи весом около 65 кг,
- чего-либо зеленого,
- чего-нибудь из золота,
- чего-нибудь, что тяжелее тысячи килограмм,
- чего-нибудь, что легче воздуха,
- чего-либо из серебра.

Коснитесь:
- части одежды, показавшейся вам шикарной,
- руки, которую вы находите интересной,
- чего-нибудь, на ваш взгляд, безобразного,
- того, что двигается ритмично.

Найдите и коснитесь:
- числа 22,
- слова «Незабудка».

Основная часть.

Мозговой штурм «Трудности будущего пятиклассника и условия успешной адаптации».

Как вы думаете, с какими трудностями могут столкнуться ваши дети в 5 классе? (Ответы педагогов: разные требования у учителей, много предметов, большой поток информации, новые термины, чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы…)

Как вы думаете, что может помочь ребенку успешно адаптироваться в 5 классе? (Ответы педагогов: навыки общения, личностные качества; позитивное отношение к себе и к другим; развитие таких психологических новообразований данного возраста, как рефлексия и эмпатия.)

А что такое рефлексия и эмпатия? Для чего необходимо развитие этих способностей? (Ответы педагогов: чтобы уметь различать свои чувства и выражать их; чтобы другие люди тебя лучше понимали; а также понимать других.)

Для успешной адаптации прежде всего нужно помочь ребенку удовлетворить его потребность в психологической безопасности, то есть ребенку важно знать и чувствовать, что окружающие люди, значимые для него, – учителя и родители – всегда готовы его поддержать, помочь.

Как мы можем дать понять ребенку, что мы, взрослые, к нему доброжелательно относимся? (Ответы педагогов.)

Упражнение «Солнечный круг – планеты вокруг».

Сейчас мы попробуем выполнить психологическое упражнение «Солнечный круг – планеты вокруг» [4] (это упражнение вы можете провести со своими учениками).

Что мы имеем в виду, когда произносим: «Ты – мое солнышко», «Мне тепло рядом с тобой»?

Отношения между людьми можно сравнить с Солнечной системой: так же, как Солнце согревает одни планеты сильнее, а другие – слабее, одни люди ближе нам, другие – дальше.

Возьмите лист и карандаш. В центре листа изобразите солнце. Пусть солнцем будете вы. В центре круга напишите слово «Я». Вокруг солнца разместите планеты – людей. Пусть ближе всего к солнцу будут те, кого вы согреваете своим теплом сильнее всего.

Возьмите другой листок. Опять нарисуйте солнце. На солнце – слово «Я». Теперь вокруг себя надо расположить людей, от которых вам самим тепло. То есть самая горячая планета ближе всего к солнцу, самая холодная – дальше всего.

Сопоставьте оба рисунка. Посмотрите, насколько изменилась картина?

Одни и те же люди на обеих картинках? На какой из них людей больше? Почему так получилось?

А что еще может помочь ребенку адаптироваться в новой ситуации? Какие внутренние качества и способности? (Ответы педагогов: идёт перечисление способностей.)

Хочется обратить особое внимание на адекватную положительную самооценку ребенка.

Как вы думаете, почему это так важно? (Ответы педагогов: чем ребенок увереннее чувствует себя, тем успешней он в реальной жизни.)

А как мы можем помочь ребенку оценить отношение к самому себе?

Важно знать, как он себя оценивает?

Можем предложить ему ответить на следующие вопросы анкеты (можно работать индивидуально и в группе, по желанию ребят):

  1. Я могу назвать по крайней мере два своих положительных качества, например: «Я - хороший спортсмен». (Да, нет.)
  2. Когда я сталкиваюсь с новой или трудной ситуацией, я обычно говорю сам себе: «Я смогу справиться с этим». (Да, нет.)
  3. Когда кто-нибудь говорит мне комплимент, я обычно считаю, что я этого заслуживаю. (Да, нет.)

Что нам было важно понять благодаря этим вопросам? (Ответы педагогов.)

Важно было понять, способен ли ребенок в трудных ситуациях обратиться к внутренним ресурсам?

Если на вопросы ребенок ответит «нет»?

Поговорите с ребенком о том, что ему мешает воспринимать себя позитивно.

Как помочь ребенку обнаружить в себе внутренние ресурсы?

Можно предложить следующие рекомендации:

- Обратитесь за консультацией к психологу.

- Используйте навыки эффективного общения с ребенком («Я» – высказывания, «безоценочное принятие», «активное, или рефлексивное слушание»).

- Работа с семьей по стабилизации эмоционального климата в семье.

- Наблюдение за ребенком в учебной и внеучебной деятельности.

Релаксационное упражнение «Путешествие в прошлое».

А теперь выполним упражнение на развитие эмпатии и рефлексии. То есть сейчас мы попробуем поставить себя на место ребенка и осознать, что же мы при этом чувствуем.

Сядьте удобно, расслабьтесь. Закройте глаза и попытайтесь представить то, о чем я буду говорить.

Вам – 10 лет. Вы заканчиваете 4 класс. Попытайтесь представить, как вы выглядите, с кем общаетесь, чем занимаетесь. ...А теперь вы сидите на уроке. За окном – весна. Что происходит в классе? Приглядитесь, какой учитель ведет урок, о чем он вас спрашивает? Что от вас требуют? Способны ли вы выполнять те требования, которые вам предъявляют?

...Попытайтесь найти в школе такое место, где бы вы чувствовали себя хорошо, уютно и безопасно. Представьте теперь взрослых, с которыми вам было бы приятно, спокойно и интересно общаться. А теперь мы возвращаемся обратно, в настоящее. Я считаю до пяти. На счет «пять» вы открываете глаза и оказываетесь в этом помещении.

Расскажите, что вам удалось представить? Какими вы себя увидели?

Возможно, есть и те, кому не удалось представить себя учеником...

Как вы думаете, с чем это связано? (Возможно, не смогли расслабиться.)

Представьте, что чувствуют ваши ученики, которые оканчивают начальную школу.

Мысленно представьте и проговорите про себя, что бы вы хотели им пожелать... (участники по желанию делятся своими чувствами и ощущениями).

Заключительная часть, подведение итогов.

Семинар завершается итоговым обсуждением результатов, которых удалось достичь в его рамках, участники делятся своими впечатлениями. В заключении всем педагогам предлагается методический материал, практические игры и упражнения по развитию у детей самосознания, рефлексии, эмпатии, адекватной самооценки, а также по сплочению детского коллектива (Приложение).

Успеха и хорошего вам настроения!

Литература:

  1. М.Р. Битянова, Т. В. Азарова, Е. И. Афанасьева, Н. Л. Васильева. «Работа психолога в начальной школе».
  2. К. Фопель. «Как научить детей сотрудничать?» 2, 4 части.
  3. К. Фопель. «Энергия паузы».
  4. Школьный психолог. №10, 12, 16, 19, 2001 год.
  5. Школьный психолог. №10, 12, 13, 2002 год.