Цель: осознание педагогами сложности перехода детей в среднюю школу и необходимости помощи младшим школьникам в данный возрастной этап.
Задачи:
- Обсудить трудности, возникающие при переходе младших школьников в среднее звено.
- Мотивировать педагогов на восприятие обучающегося с позиции принимающего и поддерживающего взрослого.
- Активизировать творческий ресурс педагогов.
- Пополнить методическую копилку педагогов играми на развитие у детей самосознания, адекватной самооценки и упражнениями на сплочение детского коллектива и установление доверительного контакта.
Сроки проведения: ноябрь.
Участники: педагоги 3-4 классов.
Материалы: листы бумаги А4, цветные карандаши, маркеры.
Формы работы: мозговой штурм, практические упражнения.
Организация пространства: стулья расставлены по кругу.
Ход семинара
Вступительная часть и разминочное упражнение.
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.
Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с вами о трудностях, которые испытывают дети, при переходе из начальной школы в среднюю, и как их к этому подготовить, чтобы этот переход прошел безболезненно и незаметно для младших школьников.
Разогревающее упражнение «Найди и коснись».
В этом упражнении я предлагаю вам ходить по актовому залу и касаться руками разных вещей. Некоторые задания будут очень легкими, а другие, возможно, заставят вас задуматься [3].
Итак, найдите и коснитесь:
- чего-либо красного,
- чего-либо холодного на ощупь,
- чего-либо шершавого.
Найдите и коснитесь:
- того, что весит примерно полкилограмма,
- чего-либо круглого,
- чего-либо железного,
- чего-либо голубого,
- того, что имеет толщину сто миллиметров,
- чего-нибудь прозрачного.
Найдите и коснитесь:
- вещи, длина которой примерно восемьдесят сантиметров,
- вещи весом около 65 кг,
- чего-либо зеленого,
- чего-нибудь из золота,
- чего-нибудь, что тяжелее тысячи килограмм,
- чего-нибудь, что легче воздуха,
- чего-либо из серебра.
Коснитесь:
- части одежды, показавшейся вам шикарной,
- руки, которую вы находите интересной,
- чего-нибудь, на ваш взгляд, безобразного,
- того, что двигается ритмично.
Найдите и коснитесь:
- числа 22,
- слова «Незабудка».
Основная часть.
Мозговой штурм «Трудности будущего пятиклассника и условия успешной адаптации».
Как вы думаете, с какими трудностями могут столкнуться ваши дети в 5 классе? (Ответы педагогов: разные требования у учителей, много предметов, большой поток информации, новые термины, чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы…)
Как вы думаете, что может помочь ребенку успешно адаптироваться в 5 классе? (Ответы педагогов: навыки общения, личностные качества; позитивное отношение к себе и к другим; развитие таких психологических новообразований данного возраста, как рефлексия и эмпатия.)
А что такое рефлексия и эмпатия? Для чего необходимо развитие этих способностей? (Ответы педагогов: чтобы уметь различать свои чувства и выражать их; чтобы другие люди тебя лучше понимали; а также понимать других.)
Для успешной адаптации прежде всего нужно помочь ребенку удовлетворить его потребность в психологической безопасности, то есть ребенку важно знать и чувствовать, что окружающие люди, значимые для него, – учителя и родители – всегда готовы его поддержать, помочь.
Как мы можем дать понять ребенку, что мы, взрослые, к нему доброжелательно относимся? (Ответы педагогов.)
Упражнение «Солнечный круг – планеты вокруг».
Сейчас мы попробуем выполнить психологическое упражнение «Солнечный круг – планеты вокруг» [4] (это упражнение вы можете провести со своими учениками).
Что мы имеем в виду, когда произносим: «Ты – мое солнышко», «Мне тепло рядом с тобой»?
Отношения между людьми можно сравнить с Солнечной системой: так же, как Солнце согревает одни планеты сильнее, а другие – слабее, одни люди ближе нам, другие – дальше.
Возьмите лист и карандаш. В центре листа изобразите солнце. Пусть солнцем будете вы. В центре круга напишите слово «Я». Вокруг солнца разместите планеты – людей. Пусть ближе всего к солнцу будут те, кого вы согреваете своим теплом сильнее всего.
Возьмите другой листок. Опять нарисуйте солнце. На солнце – слово «Я». Теперь вокруг себя надо расположить людей, от которых вам самим тепло. То есть самая горячая планета ближе всего к солнцу, самая холодная – дальше всего.
Сопоставьте оба рисунка. Посмотрите, насколько изменилась картина?
Одни и те же люди на обеих картинках? На какой из них людей больше? Почему так получилось?
А что еще может помочь ребенку адаптироваться в новой ситуации? Какие внутренние качества и способности? (Ответы педагогов: идёт перечисление способностей.)
Хочется обратить особое внимание на адекватную положительную самооценку ребенка.
Как вы думаете, почему это так важно? (Ответы педагогов: чем ребенок увереннее чувствует себя, тем успешней он в реальной жизни.)
А как мы можем помочь ребенку оценить отношение к самому себе?
Важно знать, как он себя оценивает?
Можем предложить ему ответить на следующие вопросы анкеты (можно работать индивидуально и в группе, по желанию ребят):
- Я могу назвать по крайней мере два своих положительных качества, например: «Я - хороший спортсмен». (Да, нет.)
- Когда я сталкиваюсь с новой или трудной ситуацией, я обычно говорю сам себе: «Я смогу справиться с этим». (Да, нет.)
- Когда кто-нибудь говорит мне комплимент, я обычно считаю, что я этого заслуживаю. (Да, нет.)
Что нам было важно понять благодаря этим вопросам? (Ответы педагогов.)
Важно было понять, способен ли ребенок в трудных ситуациях обратиться к внутренним ресурсам?
Если на вопросы ребенок ответит «нет»?
Поговорите с ребенком о том, что ему мешает воспринимать себя позитивно.
Как помочь ребенку обнаружить в себе внутренние ресурсы?
Можно предложить следующие рекомендации:
- Обратитесь за консультацией к психологу.
- Используйте навыки эффективного общения с ребенком («Я» – высказывания, «безоценочное принятие», «активное, или рефлексивное слушание»).
- Работа с семьей по стабилизации эмоционального климата в семье.
- Наблюдение за ребенком в учебной и внеучебной деятельности.
Релаксационное упражнение «Путешествие в прошлое».
А теперь выполним упражнение на развитие эмпатии и рефлексии. То есть сейчас мы попробуем поставить себя на место ребенка и осознать, что же мы при этом чувствуем.
Сядьте удобно, расслабьтесь. Закройте глаза и попытайтесь представить то, о чем я буду говорить.
Вам – 10 лет. Вы заканчиваете 4 класс. Попытайтесь представить, как вы выглядите, с кем общаетесь, чем занимаетесь. ...А теперь вы сидите на уроке. За окном – весна. Что происходит в классе? Приглядитесь, какой учитель ведет урок, о чем он вас спрашивает? Что от вас требуют? Способны ли вы выполнять те требования, которые вам предъявляют?
...Попытайтесь найти в школе такое место, где бы вы чувствовали себя хорошо, уютно и безопасно. Представьте теперь взрослых, с которыми вам было бы приятно, спокойно и интересно общаться. А теперь мы возвращаемся обратно, в настоящее. Я считаю до пяти. На счет «пять» вы открываете глаза и оказываетесь в этом помещении.
Расскажите, что вам удалось представить? Какими вы себя увидели?
Возможно, есть и те, кому не удалось представить себя учеником...
Как вы думаете, с чем это связано? (Возможно, не смогли расслабиться.)
Представьте, что чувствуют ваши ученики, которые оканчивают начальную школу.
Мысленно представьте и проговорите про себя, что бы вы хотели им пожелать... (участники по желанию делятся своими чувствами и ощущениями).
Заключительная часть, подведение итогов.
Семинар завершается итоговым обсуждением результатов, которых удалось достичь в его рамках, участники делятся своими впечатлениями. В заключении всем педагогам предлагается методический материал, практические игры и упражнения по развитию у детей самосознания, рефлексии, эмпатии, адекватной самооценки, а также по сплочению детского коллектива (Приложение).
Успеха и хорошего вам настроения!
Литература:
- М.Р. Битянова, Т. В. Азарова, Е. И. Афанасьева, Н. Л. Васильева. «Работа психолога в начальной школе».
- К. Фопель. «Как научить детей сотрудничать?» 2, 4 части.
- К. Фопель. «Энергия паузы».
- Школьный психолог. №10, 12, 16, 19, 2001 год.
- Школьный психолог. №10, 12, 13, 2002 год.