Урок литературного чтения по теме "Русские народные сказки "Иван-царевич и серый волк", "Летучий корабль". Признаки и особенности волшебной сказки"

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: литературное чтение, народная волшебная сказка, чтение-исследование, признаки и особенности волшебной сказки, русские народные сказки


Цели.

• Стимулировать интерес:

- к содержанию и героям волшебной сказки;

- к определению признаков и особенностей волшебной сказке;

• Актуализировать знания:

- о понятии: “волшебные помощники”, “волшебные предметы”, “троекратные повторы”.

• Актуализировать умение:

- работать с текстом сказки.

• Научить:

- раскрывать значение слова “признак”, “особенности”, и использовать их в активном словаре;

- соотносить содержание пословицы и основную мысль сказки;

- определять признаки и особенности волшебной сказки и обосновывать своё мнение;

- проводить сравнение сказок с учётом признаков и особенностей волшебной сказки и оформлять результаты в таблице;

- адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

- выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Планируемые результаты.

Умение:

• проявлять интерес к содержанию и героям волшебных сказок;

• осознанно использовать в речи понятия “признаки” и “особенности”;

• определять признаки и особенности волшебной сказки и обосновывать своё мнение;

• работать с содержанием волшебных сказок;

• проводить сравнение сказок с учётом признаков и особенностей волшебной сказки и оформлять результаты в таблице;

• адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

• выполнять взаимопроверку, взаимооценку при выполнении учебного задания.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Информационный материал: учебник УМК “Перспектива” “Литературное чтение”, часть 1, с. 50–73; папка-уголок со справочным материалом для учащихся (путевой лист, толковый словарик, алгоритм).

Демонстрационный материал: презентация.

Интерактивный материал: конверты с заданиями, сигнальные карточки.

Структура урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний и умений в рамках проверки домашнего задания.

3. Исследование сказок “Летучий корабль” и “Иван-царевич и серый волк” и оформление результатов в таблицу.

4. Взаимопроверка и взаимооценка.

5. Итоги урока. Рефлексия.

6. Организованный конец урока.

Ход урока

1. Организационный момент, вступительное слово учителя.

- Добрый день! Глазами проверили готовность рабочего места: учебник, пенал, уголок с Путевым листом и другими справочными материалами, сигнальные карточки. Рада видеть ваши улыбки, и внимательные глаза... Желаю всем дружной и плодотворной работы. В добрый путь!

2. Актуализация знаний и умений в рамках проверки домашнего задания.

2.1. - Определите сказку, в которой главный герой добыл отцу Жар-птицу.

- Определите сказку, в которой главный герой выполнил наказ мудрого старичка и смог приобрести сразу несколько волшебных помощников,

- В какой народной сказке главный герой поделился единственной краюшкой хлеба с незнакомым старичком.

(“Иван-царевич и серый волк”, “Летучий корабль”) Презентация - 1 слайд*

- По этим двум сказкам мы сегодня на уроке и будем путешествовать...

И чтобы не сбиться с пути, нам необходимо использовать все знания и умения, которые вы освоили на предыдущих уроках литературного чтения.

2.2. - И, конечно, неугомонный “Петя Повторялкин” 2 слайд со своими вопросами тут как тут:

3 слайд

  • Назовите значение слова “признак”.
  • Перечислите признаки волшебной сказки.

4 слайд

  • Назовите значение “особенности”.
  • Назовите особенности волшебной сказки, с которыми мы познакомились.

2.3. - Обсудите в парах с последующей взаимопроверкой сигнальными карточками: 5 слайд

  • Верно ли, что понятия “признак” и “особенность” обозначают одно и то же? Обоснуйте своё мнение.

6 слайд

  • Можно ли считать, что особенности одной волшебной сказки обязательно повторятся в других волшебных сказках? Обоснуйте своё мнение.

3. Исследование сказок “Летучий корабль” и “Иван-царевич и серый волк” и оформление результатов в таблицу.

- Сегодня мы с вами проведем небольшое исследование, сравнивая прочитанные две волшебные сказки по определенному плану. 7 слайд

3.1. Учащиеся получают на группу комплекты незаполненных таблиц, на работу отводится 10–12 минут, курсивом дан возможный правильный вариант ответа.

Параметры сравнения “Летучий корабль” “Иван Царевич и серый волк”
Признаки волшебной сказки
Волшебные превращения Хворост в войско, солома в ... охлаждает, морозит

Оживление...

Волк в коня и Е.П.
Волшебные помощники Мудрый старичок, Слухало, Стреляло, Скороход,

Объедало, Опивало, Холодило, старичок с хворостом (Воевода)

Серый волк
Волшебные предметы Хворост, солома, летучий корабль.

Живая и мёртвая вода.

Живая и мертвая вода.

 

Особенности волшебной сказки
Главный герой Младший (третий) сын, дурень. Простой мужик. Третий младший сын царский.
Повторы событий (троекратные) Полёт и встречи с волшебными помощниками.

Задачи 3 (5) царя.

Три ночи караулили сыновья.

Три раза поклонился...

Три испытания...

Трубы затрубили три раза...

Испытания

Быть вежливым и уважительным к старым людям, быть не жадным. Выполнить наказ мудрого старичка (Брать всех с собой на корабль).

Задания царя выполнить.

Не проспать, выполнить волю, просьбу отца.

Выполнить наказ волка.

Поединок Есть Нет
Награда Много друзей. Царская дочь и царство. Жар-птица, конь златогривый, жена Елена Прекрасная.
  • Разминка (динамическая пауза) “Ёжик”:

Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли звери погулять.
- Ежик! Ежик! Выходи!..
В небе радуга гляди.
Что?.. Не хочешь выходить?
Все равно тебе водить!

3.2. Социализация.

Группы по очереди представляют классу результат своей работы, с помощью сигнальных цветовых карточек “ДА”, “НЕТ” одноклассники осуществляют взаимопроверку. Если необходимо, учащиеся вносят коррективы...

4. Взаимопроверка и взаимооценка.

Группы обмениваются работами (заполненными таблицами), проверяют и оценивают одноклассников с учетом внесенных исправлений. Взаимооценка выполняется с помощью приема “Светофор”: красный цвет – ошибка, желтый – неточности, зеленый – правильный ответ.

5. Итоги урока. Рефлексия.

5.1. Блиц-опрос кота учёного! 8 слайд

- Каждая группа должна быстро по итогам работы в таблице сравнения двух сказок назвать:

А) Какие признаки волшебной сказки работают в сказке “Иван-царевич...”

Б) Какие особенности вы увидели в сказке “ Иван-царевич...” (Несколько троекратных повторов; беда – покража...; главный герой царский сын, нет поединка Г. с противником).

В) Какие признаки волшебной сказке работают в сказке “Летучий корабль”.

Г) Какие особенности увидели в этой сказке: есть поединок, нет беды – герои пытают счастья, повторов событий много, но они не троекратные, кроме одного.

5.2. Работа с фразой конструкт.

- Возьмите карточку с фразой конструкт и выполните задание в группе, при необходимости можно использовать материалы “Путевого листа”** и таблицы сравнения.

Напишите фразу-конструкт:

- Сказка “Иван-царевич и серый волк” волшебная потому, что

имеет признаки волшебной сказки: ........................................................................

.....................................................................................................................................

имеет особенности волшебной сказки: ..................................................................

.....................................................................................................................................

- Сказка “Летучий корабль” волшебная потому, что

имеет признаки волшебной сказки: ........................................................................

.....................................................................................................................................

имеет особенности волшебной сказки: .................................................................

.....................................................................................................................................

5.3. Самооценка.

- Наш урок приближается к концу... Возьмите ленты достижений** и выполните самооценку. Сдайте, пожалуйста, свои работы...

6. Организованный конец урока.

- Спасибо за работу. 9 слайд

- Маленький сюрприз в подарок – пусть сегодня целый день вам сопутствует удача. 10 слайд

- Урок закончен. До свидания.

Приложение 1 –  презентация к уроку.

Приложение 2 – информационные и дидактические материалы к уроку.