Цели.
• Стимулировать интерес:
- к содержанию и героям волшебной сказки;
- к определению признаков и особенностей волшебной сказке;
• Актуализировать знания:
- о понятии: “волшебные помощники”, “волшебные предметы”, “троекратные повторы”.
• Актуализировать умение:
- работать с текстом сказки.
• Научить:
- раскрывать значение слова “признак”, “особенности”, и использовать их в активном словаре;
- соотносить содержание пословицы и основную мысль сказки;
- определять признаки и особенности волшебной сказки и обосновывать своё мнение;
- проводить сравнение сказок с учётом признаков и особенностей волшебной сказки и оформлять результаты в таблице;
- адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;
- выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
Планируемые результаты.
Умение:
• проявлять интерес к содержанию и героям волшебных сказок;
• осознанно использовать в речи понятия “признаки” и “особенности”;
• определять признаки и особенности волшебной сказки и обосновывать своё мнение;
• работать с содержанием волшебных сказок;
• проводить сравнение сказок с учётом признаков и особенностей волшебной сказки и оформлять результаты в таблице;
• адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;
• выполнять взаимопроверку, взаимооценку при выполнении учебного задания.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Информационный материал: учебник УМК “Перспектива” “Литературное чтение”, часть 1, с. 50–73; папка-уголок со справочным материалом для учащихся (путевой лист, толковый словарик, алгоритм).
Демонстрационный материал: презентация.
Интерактивный материал: конверты с заданиями, сигнальные карточки.
Структура урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний и умений в рамках проверки домашнего задания.
3. Исследование сказок “Летучий корабль” и “Иван-царевич и серый волк” и оформление результатов в таблицу.
4. Взаимопроверка и взаимооценка.
5. Итоги урока. Рефлексия.
6. Организованный конец урока.
Ход урока
1. Организационный момент, вступительное слово учителя.
- Добрый день! Глазами проверили готовность рабочего места: учебник, пенал, уголок с Путевым листом и другими справочными материалами, сигнальные карточки. Рада видеть ваши улыбки, и внимательные глаза... Желаю всем дружной и плодотворной работы. В добрый путь!
2. Актуализация знаний и умений в рамках проверки домашнего задания.
2.1. - Определите сказку, в которой главный герой добыл отцу Жар-птицу.
- Определите сказку, в которой главный герой выполнил наказ мудрого старичка и смог приобрести сразу несколько волшебных помощников,
- В какой народной сказке главный герой поделился единственной краюшкой хлеба с незнакомым старичком.
(“Иван-царевич и серый волк”, “Летучий корабль”) Презентация - 1 слайд*
- По этим двум сказкам мы сегодня на уроке и будем путешествовать...
И чтобы не сбиться с пути, нам необходимо использовать все знания и умения, которые вы освоили на предыдущих уроках литературного чтения.
2.2. - И, конечно, неугомонный “Петя Повторялкин” 2 слайд со своими вопросами тут как тут:
3 слайд
- Назовите значение слова “признак”.
- Перечислите признаки волшебной сказки.
4 слайд
- Назовите значение “особенности”.
- Назовите особенности волшебной сказки, с которыми мы познакомились.
2.3. - Обсудите в парах с последующей
взаимопроверкой сигнальными карточками: 5
слайд
Верно ли, что понятия “признак” и
“особенность” обозначают одно и то же?
Обоснуйте своё мнение.
6 слайд
- Можно ли считать, что особенности одной волшебной сказки обязательно повторятся в других волшебных сказках? Обоснуйте своё мнение.
3. Исследование сказок “Летучий корабль” и “Иван-царевич и серый волк” и оформление результатов в таблицу.
- Сегодня мы с вами проведем небольшое исследование, сравнивая прочитанные две волшебные сказки по определенному плану. 7 слайд
3.1. Учащиеся получают на группу комплекты незаполненных таблиц, на работу отводится 10–12 минут, курсивом дан возможный правильный вариант ответа.
Параметры сравнения | “Летучий корабль” | “Иван Царевич и серый волк” | ||
Признаки волшебной сказки | ||||
Волшебные превращения | Хворост в войско, солома
в ... охлаждает, морозит Оживление... |
Волк в коня и Е.П. | ||
Волшебные помощники | Мудрый старичок,
Слухало, Стреляло, Скороход, Объедало, Опивало, Холодило, старичок с хворостом (Воевода) |
Серый волк | ||
Волшебные предметы | Хворост, солома, летучий
корабль. Живая и мёртвая вода. |
Живая и мертвая вода.
|
||
Особенности волшебной сказки | ||||
Главный герой | Младший (третий) сын, дурень. Простой мужик. | Третий младший сын царский. | ||
Повторы событий (троекратные) | Полёт и встречи с волшебными
помощниками. Задачи 3 (5) царя. |
Три ночи караулили сыновья. Три раза поклонился... Три испытания... Трубы затрубили три раза... |
||
Испытания |
Быть вежливым и уважительным к
старым людям, быть не жадным. Выполнить наказ
мудрого старичка (Брать всех с собой на корабль). Задания царя выполнить. |
Не проспать, выполнить волю,
просьбу отца. Выполнить наказ волка. |
||
Поединок | Есть | Нет | ||
Награда | Много друзей. Царская дочь и царство. | Жар-птица, конь златогривый, жена Елена Прекрасная. |
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли звери погулять.
- Ежик! Ежик! Выходи!..
В небе радуга гляди.
Что?.. Не хочешь выходить?
Все равно тебе водить!
3.2. Социализация.
Группы по очереди представляют классу результат своей работы, с помощью сигнальных цветовых карточек “ДА”, “НЕТ” одноклассники осуществляют взаимопроверку. Если необходимо, учащиеся вносят коррективы...
4. Взаимопроверка и взаимооценка.
Группы обмениваются работами (заполненными таблицами), проверяют и оценивают одноклассников с учетом внесенных исправлений. Взаимооценка выполняется с помощью приема “Светофор”: красный цвет – ошибка, желтый – неточности, зеленый – правильный ответ.
5. Итоги урока. Рефлексия.
5.1. Блиц-опрос кота учёного! 8 слайд
- Каждая группа должна быстро по итогам работы в таблице сравнения двух сказок назвать:
А) Какие признаки волшебной сказки работают в сказке “Иван-царевич...”
Б) Какие особенности вы увидели в сказке “ Иван-царевич...” (Несколько троекратных повторов; беда – покража...; главный герой царский сын, нет поединка Г. с противником).
В) Какие признаки волшебной сказке работают в сказке “Летучий корабль”.
Г) Какие особенности увидели в этой сказке: есть поединок, нет беды – герои пытают счастья, повторов событий много, но они не троекратные, кроме одного.
5.2. Работа с фразой конструкт.
- Возьмите карточку с фразой конструкт и выполните задание в группе, при необходимости можно использовать материалы “Путевого листа”** и таблицы сравнения.
Напишите фразу-конструкт:
- Сказка “Иван-царевич и серый волк” волшебная потому, что
имеет признаки волшебной сказки: ........................................................................
.....................................................................................................................................
имеет особенности волшебной сказки: ..................................................................
.....................................................................................................................................
- Сказка “Летучий корабль” волшебная потому, что
имеет признаки волшебной сказки: ........................................................................
.....................................................................................................................................
имеет особенности волшебной сказки: .................................................................
.....................................................................................................................................
5.3. Самооценка.
- Наш урок приближается к концу... Возьмите ленты достижений** и выполните самооценку. Сдайте, пожалуйста, свои работы...
6. Организованный конец урока.
- Спасибо за работу. 9 слайд
- Маленький сюрприз в подарок – пусть сегодня целый день вам сопутствует удача. 10 слайд
- Урок закончен. До свидания.
Приложение 1 – презентация к уроку.
Приложение 2 – информационные и дидактические материалы к уроку.