Коррекционное занятие в старшей группе (по развитию ориентировки в большом пространстве)

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Образовательные задачи.

Формирование умений ориентировки в большом пространстве:

- ориентировка в рядах;

- определение сторон: лево, право;

- ориентировка по спирали-лабиринту;

- продвижение в пространстве с преодолением препятствий.

Развивающие задачи.

Развитие зрительного пространственного восприятия:

- оценка местоположения;

- оценка удалённости объектов друг от друга;

- оценка величины объектов;

- прослеживание пути по ориентирам.

Развитие предметности восприятия:

- восприятия натуральных объектов;

- силуэтных изображений.

Совершенствование представлений о сенсорных эталонах:

цвет, форма, величина.

Активизация зрительных функций:

глазодвигательной, цветоразличительной, глазомера.

Активизация словаря за счёт слов-терминов, обозначающих пространственные отношения и направления (прямо, влево, вправо, верхний, нижний, длиннее, короче) и точного названия цвета и формы объектов.

Воспитательные задачи.

Формирование любви к родной природе.

Воспитывать стремление к правильному выполнению заданий.

Оборудование:

Вертикальный коврограф со схемой:

- на схеме изображены с помощью ленты-липучки пути следования к домикам птиц, зверей и насекомых (картинки: норка, дупло, гнездо, муравейник);

- на пути следования прикреплены “знаки-указатели”: силуэты деревьев и зверей. (Приложение, фото №1).

“Карта-путь” - 4 шт. (Приложение, фото № 2)

Вертикальный коврограф с изображением шишек разной величины, формы, цвета, и кружки (кочки) – 9 шт. и два шнура. (Приложение, фото №5)

Вертикальный коврограф с лабиринтом:

- лабиринт выполнен с помощью шнура, начало и конец которого обозначены красным и синим кружком, вдоль пути прослеживания от одного кружка к другому расположены группы грибов с количеством от одного до пяти;

- карточки с грибами – по 5 штук на каждого ребёнка.

(Приложение, фото № 10).

  • Ёлка, на ней шишки разной формы и цвета по количеству детей. (Приложение, фото №3).

  • “Волшебная лента” для передвижения по залу (Приложение, фото №4, Приложение, фото 8).

  • Капроновый шарф и 2 пёрышка залу (Приложение, фото № 7).

  • Звукозапись (голоса птиц).
  • Игрушки: лягушка, птичка, рыбка, белка.
  • Широкие ленты-липучки разной длинны для мостика.
  • Узкие ленты по 2 метра для “Карусели” - 20-30 шт.
  • Кружки (кочки) - 9 шт.
  • Лазерная указка.

Ход занятия

1. Организационный момент. Создание положительной мотивации.

2. Основной этап занятия.

Педагог: Ребята, кто из вас помнит, куда спешил муравьишка в сказке Виталия Бианки? (Домой.)

Педагог: Муравьишка любил путешествовать и заблудился. Давайте поможем ему найти дорогу домой. Как называется домик муравья? (Муравейник).

Педагог: На нашем пути встретится много интересных заданий, которые мы с вами постараемся выполнить правильно, чтобы помочь муравьишке попасть домой. Чтобы нам не заблудиться, посмотрим на коврограф, где указан путь к муравейнику (Приложение, фото № 1).Что вы видите вначале пути? (Ёлочку)

Задание: Выберите дорожку, которая приведёт нас к муравейнику. Запомните животных, которые подскажут нам правильное направление, выберите и возьмите с собой “карточку-путь”, которая поможет нам не заблудиться (Приложение, фото № 2).

Педагог уточняет, что путь к муравейнику начинается от ёлочки. Дети определяют направление, где находится ёлочка (Приложение, фото № 3), звучит музыка и с помощью “Волшебной ленты” подходят к ней (Приложение, фото № 4).

Педагог: Дети, рассмотрите внимательно шишки и скажите, каких шишек не бывает? (Синих, квадратных и т.п.).

Педагог уточняет у детей цвет, форму и размер шишек.

Педагог: Давайте возьмём их с собой, они нам ещё пригодятся.

Смотрят с детьми на “карточку-путь”, уточняют направление движения. Подходят к лягушке.

Педагог: Посмотрите, кто первый встречается на пути? (Лягушка). Лягушка живёт на болоте, на болоте кочки, если мы правильно разложим шишки на кочки, то сможем пройти дальше. Лягушка приготовила для вас задание.

Задание: Посмотрите на коврограф, найдите шишку, похожую на ту, что вы сняли с ёлочки (уточняется её цвет, форма, размер), запомните ряд и место, на котором она находится и положите её на “кочку” соответствующую данному месту на полу (Приложение, фото № 5). Педагог: Задание выполнено, можно двигаться дальше.

Смотрят с детьми на “карточку-путь”, уточняют направление движения.

Педагог: Кто следующий встречается нам на пути к муравейнику? (Птичка). Оглядите зал и найдите птичку. Какая это птица? (Сова)

Под текст:

Мы к лесной лужайке вышли
Поднимаем ноги выше
Через кустики и кочки
Через ветки и пенёчки.

Дети шагают, высоко поднимая ноги, переходя к следующему заданию (к сове). (Приложение, фото № 6)

Звучит звукозапись (голоса птиц).

Педагог: Ребята, послушайте, чьи голоса вы слышите? (Кукушки, соловья и т.д.). А чем покрыты птицы? (Перьями). Возьмите перышки, которые приготовила для вас сова, рассмотрите их и встаньте парами.

Педагог раздаёт каждой паре по шарфу, помогает правильно взяться за его концы.

Задание: Положите перышки на середину шарфа, подбросьте их вверх и постарайтесь снова поймать шарфом. (Обращать внимание, чтобы дети прослеживали взглядом, как пёрышки взлетают и опускаются) (Приложение, фото № 7).

Педагог: Молодцы, у вас здорово это получается. Но нам пора идти дальше.

Смотрят с детьми на “карточку-путь”, уточняют направление движения.

Педагог: Кто следующий встречается нам на пути к муравейнику? (Рыбка). Оглядите зал и найдите рыбку. А поможет нам дойти до рыбки ещё раз “Волшебная лента”. Только двигаться мы будем по другому. (Приложение, фото №8)

Дети переходят к следующему заданию.

Педагог: Ребята, где живёт рыбка? (В воде). Перед нами река, чтобы перейти её нужно построить мост.

Педагог обращает внимание детей на то, что река по всей длине разной ширины, а значит и мостики будут разной длинны.

Задание: Выберите себе “ленту-мостик” и “постройте” мостик, то есть найдите у реки место, которое будет соответствовать длине вышей “ленты-мостика” и соедините ей берега (Приложение, фото №9).

Педагог: Вы благополучно переправились через реку. Теперь идем дальше.

Смотрят с детьми на “карточку-путь”, уточняют направление движения.

Педагог: Кто следующий встречается нам на пути к муравейнику? (Белка)

Задание: Нам нужно пройти по лабиринту от красного кружка к синему и по пути собрать грибы, которые любит белочка. Внимательно следите за указкой и считайте грибы. А обратно пойдёте по лабиринту сами, от синего кружка к красному и будете выкладывать карточки с количеством грибков, которые вы прошли (Приложение, фото №10). (Дети выполняют задание).

Педагог: Молодцы, ребята, со всеми заданиями вы справились и помогли муравьишке добраться до муравейника. Теперь можно и повеселиться. Приглашаю вас и гостей на весёлую карусель.

“Весёлая карусель”. Концы лент связаны с одной стороны в узел. Его держит над головой педагог. Дети и взрослые встают по кругу через одного, берут в руки по 1-2 ленточки и перебегая по очереди через круг по диагонали, заплетают косичку (Приложение, фото №11).

Итог занятия.