Цель игры: снятие психологических барьеров между детьми и родителями.
Задачи.
1. Выявление особенностей, которые мешают родителям и детям понимать друг друга.
2. Создание условий, при которых участники игры могли бы посмотреть друг на друга с разных ролевых позиций.
3. Повышение авторитета образовательного учреждения у родителей, обучающихся и далее в целом у общественности.
Организация пространства: Родители рассаживаются в произвольном порядке, до начала игры, пока родители собираются, играет музыка и идёт презентация слайдов “Жизненные силы”, позволяющие родителям отвлечься от рабочих проблем и настроится на тему игры. (Презентация 1)
Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на игре по названием “ Всё начинается с семьи….”. Сегодня здесь собрались все те, кто убеждён, что семья-это наша пристань, крепость, которая защищает нас от невзгод и даёт вдохновение душе.
Ведущий 2. Главный закон в семье - забота друг о друге и если этот закон соблюдается, то дом будет местом, где любят, ждут, понимают и принимают таким, каков ты есть, местом, где тепло и уютно.
Ведущий 1:
Всё начинается с семьи…
Призывный крик ребёнка в колыбели,
И мудрой старости докучливые стрелы…
Всё начинается с семьи…
Уменье прощать, любить и ненавидеть,
Уменье сострадать и сложность в жизни видеть…
Всё начинается с семьи…
Ведущий 2:
Перенести печаль и боль утрат,
Опять вставать, идти и ошибаться,
И так всю жизнь!
Но только не сдаваться!
Всё начинается с семьи!
Ведущий 1. Но порой близкие люди ссорятся, не понимают друг друга. Почему же это происходит? О чём думает современный подросток? К чему стремиться? Почему родители порой не понимают своих детей? Не слышат их? На эти и другие вопросы попытаемся сегодня найти ответ!
Ведущий 2. А сейчас команды просим занять свои места. (Родители и дети рассаживаются по командам)
- Здесь у нас команда самых смелых родителей! Давайте им поаплодируем!
Ведущий 1. А здесь команда не менее смелых детей! Также громкие аплодисменты!
- В состав уважаемого жюри входят: …
Вместе: Итак, мы начинаем (звучит гонг оповещающий о начале игры).
Конкурс №1
В первую очередь нужно придумать название своей команде. На это даётся 2 минуты. Время пошло. (1 балл)
Ведущий 1. Блиц-опрос.
Тем временем болельщикам предлагается вспомнить пословицы и поговорки и семье: (говориться начало, а продолжают болельщики). За ответ болельщиков той или иной команды присуждается дополнительное очко той команде, чей болельщик ответил.
Ведущий 1.
1. Вся семья вместе и… душа на мести.
2. Детишек воспитать - не курочек пересчитать.
3. Кто детям потакает - тот слезу проливает.
Ведущий 2. Нет лучше дружка - чем … родная матушка.
Ведущий 1. В гостях хорошо, а … дома лучше.
Ведущий 2. В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.
Ведущий 1. В своем доме и стены помогают.
Ведущий 2. Вся семья вместе, так и … душа на месте.
Ведущий 1. Доброе братство лучше … богатства.
Ведущий 2. Дерево держится корнями, а человек … семьей.
Ведущий 1. Время истекло. Каковы результаты конкурса. Итак, команда ребят у нас называется … Команда родителей … Просьба выбрать капитана?
Конкурс № 2. “Незаконченное
предложение”.
(За каждое слово 1 очко)
Все вместе на одном листочке, напишите, пожалуйста, что для вас значит данное выражение: “Семья – это …”
Вам даётся 1 минута. Время пошло.
Ведущий 2. Результаты конкурса отдаются жюри. Подведение результатов.
Итак, время вышло. Пожалуйста, команда детей. И команда родителей.
Ведущий 1.
Конкурс №3. “За что мы любим?”
Давайте попробуем определить, какие качества родители и дети ценят друг в друге. Задание будем выполнять письменно в течение 5 минут. Возьмите, на листе бумаги и напишите каждый как можно больше качеств, которые вам особенно нравятся в родителях или детях. За каждое качество - 1 балл.
Внимание! Начали!
- Время вышло. Почитайте ваши характеристики. (Читают по очереди). Обратите внимание на качества, которые совпали. Как вы считаете, почему они необходимы?
Конкурс №4
Семейная викторина. Читается вопрос и кто первым даст ответ. Получает 2 балла. (Презентация 2)
Ведущие по очереди зачитывают вопросы викторины.
Ведущий 2. Итак, жюри подводит итоги.
Ведущий 1. Внимание! Музыкальная пауза.
(Ребята исполняют песню под гитару: “Родительский дом”)
Конкурс №3. Ролевая игра “Услышать ребёнка”
Командам раздаются карточки с заданиями.
Родителям-актёрам:
(Ситуация “Ребёнок не хочет идти в образовательное учреждение”. Раздаётся каждому табличка, какую роль он должен играть вместе с указаниями как нужно исполнять данную роль, что должен говорить). Время - 5 минут. Максимальное количество – 5 баллов. Жюри оценивает артистические качества выступающих, соответствие игры актёров, предложенной роли.
- “ребёнок” злиться, дерзит, очень эмоционально протестует, приводит различные аргументы своей правоты и т.д.;
- “отец” демонстрирует давление на ребёнка, крик, угрозы и т.д. - авторитарный стиль поведения;
- “мать” постоянно оправдывает ребёнка, ругается из-за него с мужем, обвиняет преподавателей в несправедливости и т.л. - гиперопекающее поведение;
- “бабушка” демонстрирует непоследовательный стиль поведения в замешательстве, боится остаться в немилости у сына или у снохи, поддерживает то одного, то другого, сомневаясь в своих словах; не может точно сформулировать суть проблемы и свои советы и т.д.);
- “дедушка” - Внимательно выслушивает всех. Начинает давать советы: “А вот в наше время…”;
- “младший брат” - внимательно наблюдает за происходящим. Обнимая поочерёдно то одного то другого. И, в конце концов начинает плакать. И все начинают его успокаивать.
Детям-актёрам:
Ситуация: “Ребёнок не хочет ехать на огород с родителями”.
“Ребёнок” - злиться, дерзит, протестует.
“Мать” - постоянно оправдывает ребёнка. Ругается из-за него с мужем.
“Бабушка” - в замешательстве.
Ведущий 1. Зрителям даётся задание наблюдать за всем происходящим, отслеживать плюсы и минусы в разговоре родителей со своим ребенком, отметить наиболее распространенные ошибки в общении с детьми и детей с родителями.
Обращение к зрителям, анализ их наблюдений и выводов.
Ситуация 1. Сын приходит домой. Говорит: не пойду больше в техникум. Как правильно отреагировать? Что ответить ему? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздраженны, поглощены своими проблемами? На ум чаще всего приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список ваших ошибок:
- приказы, команды (Что значит не пойду?, Ты хочешь стать дворником? Не будишь учиться – ник копейки от меня не получишь!);
- морали, нравоучения, ведущие к так называемой “психологической глухоте”, когда дети просто перестают вас слышать;
- критика, выговоры (у всех дети как дети, а у меня…. И в кого ты такой уродился? Если ты ещё раз так сделаешь, то…);
- выспрашивания, расследования, высмеивания, обвинения (Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник несчастный! И т.д.);
- а также предложение готовых решений (сделай так.., скажи завтра преподавателю это.., которые ведет к тому, что ребёнок не учиться самостоятельности, а растёт инфантильным.
Возможно, мы поступаем так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки. А на самом деле - выплёскиваем свои негативные эмоции. И, конечно, такое поведение не способствует установлению контакта и разрешению проблемы. Скорее, раздражение и обида с обеих сторон возрастает ещё и могут перерасти в конфликт.
В ходе обсуждения делается акцент на следующих моментах?
- Несовпадение позиций родителей в данной ситуации - авторитарный стиль отца, гиперопека матери, непоследовательность бабушки.
Какая самая распространенная жалоба на родителей: “Они меня не слышат!”.
Вопросы к родителям:
- Скажите, пожалуйста, а был ли ребёнок выслушан и услышан?
- Как вы думайте, по каким причинам это часто происходит?
- Какие чувства ребёнок испытывал в этой ситуации?
- В каких словах и действиях родителей ребёнок нуждался больше всего в данной ситуации?
То, что часто мы не слышим своих детей, не стараемся взглянуть на проблему их глазами, уверенность в своей непогрешимости – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и детьми.
Конкурс №4 . Внимание “Черный ящик”!
(Звучит музыка из телепрограммы “Что? Где? Когда?).
Ведущий 2. Выносит черный ящик проходит с ним по кругу и ставит на стол. После правильного ответа вытаскивает, то, что лежит в ящике и показывает всем присутствующим.
Что в Чёрном ящике? Он воспринимался как священный символ. Он постоянно находился в красном углу дома под иконами. Его делил и раздавал остальным хозяин дома, прежде осенив его крестом. Им благословляли жениха и невесту, встречали молодых из-под венца и вообще всякого гостя в доме. Его клали в колыбель новорождённому и в гроб покойнику. (Хлеб)
Конкурс № 5. Заключительный конкурс “Наше будущее”
Составить коллаж из картинок, которые вы вырежете из журналов. Как вы представляете себя, своих родителей, родители своих детей - в будущем. Ваши планы, мечты, желания выразите, пожалуйста, с помощью картинок. Может вы это как-то красиво назовёте? А может в ваших мечтах вы видите ваших детей президентами страны или какой-то крупной корпорации. Мечтаете видеть своих родителей успешными бизнесменами или путешественниками или желаете того, чтобы они были всегда здоровы и счастливы или выращивали какие-нибудь редкие сорта помидор или огурцов. Подумайте! Вырезав картинки наклейте их на бумагу. И расскажите немного о своих работах.
Времени даётся 30 мин. 5 баллов.
(Жюри подводит итоги)
Ведущий 2. Мы все очень разные: мамы, папы, бабушки, дедушки, дети, внуки. Все мы хотим любви, уважения, внимания к себе, великодушия. И вот сейчас мы попробуем поговорить друг с другом, как говориться “по-душам”.
(Ведущие раздают карточки).
(Выходят родители и дети произносят фразы друг другу).
Детям от родителей. Родителям от детей.
Ведущий 1. Жюри оглашает результаты игры. Подходит к концу наша сегодняшняя встреча. Конечно, мы поздравляем победителей. Но я думаю, что все со мной согласны, что сегодня у нас нет победителей и побеждённых.
Мы благодарим всех за участие. Что наши самые смелые родители, несмотря на всю свою занятость нашли время и пришли. А самые активные студенты нашего техникума проявили силу воли посоревновались, я думаю хорошо провели время. И конечно мы сегодня хотим наградить вас. Студентов - за активность. Родителей - за смелость.
(Ведущие раздают медали).
Ведущий 2. То, что мы собрались сегодня здесь все вместе - это уже победа. Ведь если разобраться мы одна большая семья. В нашей семье многое зависит от нас самих.
Ведущий 1. Давайте будем внимательнее друг к другу. Родителям почаще говорить своим детям о том, как они их любят. Мы психологи советуем, что один из замечательных способов проявления любви - это объятия. Они всем приятны и доступны и крайне необходимы людям любого возраста. Всем и родителям и ребятам - своего рода домашнее задание - обнимайте друг друга.
Презентация 3. “Вот мы какие!” (сопровождается песней в исполнении Валерии “Мы вместе!”)
Чаепитие.
Литература
1. Классные часы с психологом. – М.: Глобус, 2009.
2. Научно методический журнал “Классный руководитель 2011. -М.: Педагогичесий поиск.
3. Научно методический журнал “Классный руководитель 2010. -М.: Педагогичесий поиск.
4. Научно-практический журнал “Психология и школа” 2007. -М.: -Обнинск-психологический институт. Ступницкая М.А. Попробуйте пойти на компромисс//Школьный психолог, №4/2005 г.