Психологическая деловая игра "Все начинается с семьи…"

Разделы: Работа с родителями, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)

Загрузить презентацию (7 МБ)

Загрузить презентацию (9 МБ)


Цель игры: снятие психологических барьеров между детьми и родителями.

Задачи.

1. Выявление особенностей, которые мешают родителям и детям понимать друг друга.

2. Создание условий, при которых участники игры могли бы посмотреть друг на друга с разных ролевых позиций.

3. Повышение авторитета образовательного учреждения у родителей, обучающихся и далее в целом у общественности.

Организация пространства: Родители рассаживаются в произвольном порядке, до начала игры, пока родители собираются, играет музыка и идёт презентация слайдов “Жизненные силы”, позволяющие родителям отвлечься от рабочих проблем и настроится на тему игры. (Презентация 1)

Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на игре по названием “ Всё начинается с семьи….”. Сегодня здесь собрались все те, кто убеждён, что семья-это наша пристань, крепость, которая защищает нас от невзгод и даёт вдохновение душе.

Ведущий 2. Главный закон в семье - забота друг о друге и если этот закон соблюдается, то дом будет местом, где любят, ждут, понимают и принимают таким, каков ты есть, местом, где тепло и уютно.

Ведущий 1:

Всё начинается с семьи…
Призывный крик ребёнка в колыбели,
И мудрой старости докучливые стрелы…
Всё начинается с семьи…
Уменье прощать, любить и ненавидеть,
Уменье сострадать и сложность в жизни видеть…
Всё начинается с семьи…

Ведущий 2:

Перенести печаль и боль утрат,
Опять вставать, идти и ошибаться,
И так всю жизнь!
Но только не сдаваться!
Всё начинается с семьи!

Ведущий 1. Но порой близкие люди ссорятся, не понимают друг друга. Почему же это происходит? О чём думает современный подросток? К чему стремиться? Почему родители порой не понимают своих детей? Не слышат их? На эти и другие вопросы попытаемся сегодня найти ответ!

Ведущий 2. А сейчас команды просим занять свои места. (Родители и дети рассаживаются по командам)

- Здесь у нас команда самых смелых родителей! Давайте им поаплодируем!

Ведущий 1. А здесь команда не менее смелых детей! Также громкие аплодисменты!

- В состав уважаемого жюри входят: …

Вместе: Итак, мы начинаем (звучит гонг оповещающий о начале игры).

Конкурс №1

В первую очередь нужно придумать название своей команде. На это даётся 2 минуты. Время пошло. (1 балл)

Ведущий 1. Блиц-опрос.

Тем временем болельщикам предлагается вспомнить пословицы и поговорки и семье: (говориться начало, а продолжают болельщики). За ответ болельщиков той или иной команды присуждается дополнительное очко той команде, чей болельщик ответил.

Ведущий 1.

1. Вся семья вместе и… душа на мести.

2. Детишек воспитать - не курочек пересчитать.

3. Кто детям потакает - тот слезу проливает.

Ведущий 2. Нет лучше дружка - чем … родная матушка.

Ведущий 1. В гостях хорошо, а … дома лучше.

Ведущий 2. В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.

Ведущий 1. В своем доме и стены помогают.

Ведущий 2. Вся семья вместе, так и … душа на месте.

Ведущий 1. Доброе братство лучше … богатства.

Ведущий 2. Дерево держится корнями, а человек … семьей.

Ведущий 1. Время истекло. Каковы результаты конкурса. Итак, команда ребят у нас называется … Команда родителей … Просьба выбрать капитана?

Конкурс № 2. “Незаконченное предложение”.
(За каждое слово 1 очко)

Все вместе на одном листочке, напишите, пожалуйста, что для вас значит данное выражение: “Семья – это …”

Вам даётся 1 минута. Время пошло.

Ведущий 2. Результаты конкурса отдаются жюри. Подведение результатов.

Итак, время вышло. Пожалуйста, команда детей. И команда родителей.

Ведущий 1.

Конкурс №3. “За что мы любим?”

Давайте попробуем определить, какие качества родители и дети ценят друг в друге. Задание будем выполнять письменно в течение 5 минут. Возьмите, на листе бумаги и напишите каждый как можно больше качеств, которые вам особенно нравятся в родителях или детях. За каждое качество - 1 балл.

Внимание! Начали!

- Время вышло. Почитайте ваши характеристики. (Читают по очереди). Обратите внимание на качества, которые совпали. Как вы считаете, почему они необходимы?

Конкурс №4

Семейная викторина. Читается вопрос и кто первым даст ответ. Получает 2 балла. (Презентация 2)

Ведущие по очереди зачитывают вопросы викторины.

Ведущий 2. Итак, жюри подводит итоги.

Ведущий 1. Внимание! Музыкальная пауза.

(Ребята исполняют песню под гитару: “Родительский дом”)

Конкурс №3. Ролевая игра “Услышать ребёнка”

Командам раздаются карточки с заданиями.

Родителям-актёрам:

(Ситуация “Ребёнок не хочет идти в образовательное учреждение”. Раздаётся каждому табличка, какую роль он должен играть вместе с указаниями как нужно исполнять данную роль, что должен говорить). Время - 5 минут. Максимальное количество – 5 баллов. Жюри оценивает артистические качества выступающих, соответствие игры актёров, предложенной роли.

- “ребёнок” злиться, дерзит, очень эмоционально протестует, приводит различные аргументы своей правоты и т.д.;

- “отец” демонстрирует давление на ребёнка, крик, угрозы и т.д. - авторитарный стиль поведения;

- “мать” постоянно оправдывает ребёнка, ругается из-за него с мужем, обвиняет преподавателей в несправедливости и т.л. - гиперопекающее поведение;

- “бабушка” демонстрирует непоследовательный стиль поведения в замешательстве, боится остаться в немилости у сына или у снохи, поддерживает то одного, то другого, сомневаясь в своих словах; не может точно сформулировать суть проблемы и свои советы и т.д.);

- “дедушка” - Внимательно выслушивает всех. Начинает давать советы: “А вот в наше время…”;

- “младший брат” - внимательно наблюдает за происходящим. Обнимая поочерёдно то одного то другого. И, в конце концов начинает плакать. И все начинают его успокаивать.

Детям-актёрам:

Ситуация: “Ребёнок не хочет ехать на огород с родителями”.

“Ребёнок” - злиться, дерзит, протестует.

“Мать” - постоянно оправдывает ребёнка. Ругается из-за него с мужем.

“Бабушка” - в замешательстве.

Ведущий 1. Зрителям даётся задание наблюдать за всем происходящим, отслеживать плюсы и минусы в разговоре родителей со своим ребенком, отметить наиболее распространенные ошибки в общении с детьми и детей с родителями.

Обращение к зрителям, анализ их наблюдений и выводов.

Ситуация 1. Сын приходит домой. Говорит: не пойду больше в техникум. Как правильно отреагировать? Что ответить ему? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздраженны, поглощены своими проблемами? На ум чаще всего приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список ваших ошибок:

- приказы, команды (Что значит не пойду?, Ты хочешь стать дворником? Не будишь учиться – ник копейки от меня не получишь!);

- морали, нравоучения, ведущие к так называемой “психологической глухоте”, когда дети просто перестают вас слышать;

- критика, выговоры (у всех дети как дети, а у меня…. И в кого ты такой уродился? Если ты ещё раз так сделаешь, то…);

- выспрашивания, расследования, высмеивания, обвинения (Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник несчастный! И т.д.);

- а также предложение готовых решений (сделай так.., скажи завтра преподавателю это.., которые ведет к тому, что ребёнок не учиться самостоятельности, а растёт инфантильным.

Возможно, мы поступаем так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки. А на самом деле - выплёскиваем свои негативные эмоции. И, конечно, такое поведение не способствует установлению контакта и разрешению проблемы. Скорее, раздражение и обида с обеих сторон возрастает ещё и могут перерасти в конфликт.

В ходе обсуждения делается акцент на следующих моментах?

- Несовпадение позиций родителей в данной ситуации - авторитарный стиль отца, гиперопека матери, непоследовательность бабушки.

Какая самая распространенная жалоба на родителей: “Они меня не слышат!”.

Вопросы к родителям:

  1. Скажите, пожалуйста, а был ли ребёнок выслушан и услышан?
  2. Как вы думайте, по каким причинам это часто происходит?
  3. Какие чувства ребёнок испытывал в этой ситуации?
  4. В каких словах и действиях родителей ребёнок нуждался больше всего в данной ситуации?

То, что часто мы не слышим своих детей, не стараемся взглянуть на проблему их глазами, уверенность в своей непогрешимости – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и детьми.

Конкурс №4 . Внимание “Черный ящик”!

(Звучит музыка из телепрограммы “Что? Где? Когда?).

Ведущий 2. Выносит черный ящик проходит с ним по кругу и ставит на стол. После правильного ответа вытаскивает, то, что лежит в ящике и показывает всем присутствующим.

Что в Чёрном ящике? Он воспринимался как священный символ. Он постоянно находился в красном углу дома под иконами. Его делил и раздавал остальным хозяин дома, прежде осенив его крестом. Им благословляли жениха и невесту, встречали молодых из-под венца и вообще всякого гостя в доме. Его клали в колыбель новорождённому и в гроб покойнику. (Хлеб)

Конкурс № 5. Заключительный конкурс “Наше будущее”

Составить коллаж из картинок, которые вы вырежете из журналов. Как вы представляете себя, своих родителей, родители своих детей - в будущем. Ваши планы, мечты, желания выразите, пожалуйста, с помощью картинок. Может вы это как-то красиво назовёте? А может в ваших мечтах вы видите ваших детей президентами страны или какой-то крупной корпорации. Мечтаете видеть своих родителей успешными бизнесменами или путешественниками или желаете того, чтобы они были всегда здоровы и счастливы или выращивали какие-нибудь редкие сорта помидор или огурцов. Подумайте! Вырезав картинки наклейте их на бумагу. И расскажите немного о своих работах.

Времени даётся 30 мин. 5 баллов.

(Жюри подводит итоги)

Ведущий 2. Мы все очень разные: мамы, папы, бабушки, дедушки, дети, внуки. Все мы хотим любви, уважения, внимания к себе, великодушия. И вот сейчас мы попробуем поговорить друг с другом, как говориться “по-душам”.

(Ведущие раздают карточки).

(Выходят родители и дети произносят фразы друг другу).

Детям от родителей. Родителям от детей.

Ведущий 1. Жюри оглашает результаты игры. Подходит к концу наша сегодняшняя встреча. Конечно, мы поздравляем победителей. Но я думаю, что все со мной согласны, что сегодня у нас нет победителей и побеждённых.

Мы благодарим всех за участие. Что наши самые смелые родители, несмотря на всю свою занятость нашли время и пришли. А самые активные студенты нашего техникума проявили силу воли посоревновались, я думаю хорошо провели время. И конечно мы сегодня хотим наградить вас. Студентов - за активность. Родителей - за смелость.

(Ведущие раздают медали).

Ведущий 2. То, что мы собрались сегодня здесь все вместе - это уже победа. Ведь если разобраться мы одна большая семья. В нашей семье многое зависит от нас самих.

Ведущий 1. Давайте будем внимательнее друг к другу. Родителям почаще говорить своим детям о том, как они их любят. Мы психологи советуем, что один из замечательных способов проявления любви - это объятия. Они всем приятны и доступны и крайне необходимы людям любого возраста. Всем и родителям и ребятам - своего рода домашнее задание - обнимайте друг друга.

Презентация 3. “Вот мы какие!” (сопровождается песней в исполнении Валерии “Мы вместе!”)

Чаепитие.

Литература

1. Классные часы с психологом. – М.: Глобус, 2009.

2. Научно методический журнал “Классный руководитель 2011. -М.: Педагогичесий поиск.

3. Научно методический журнал “Классный руководитель 2010. -М.: Педагогичесий поиск.

4. Научно-практический журнал “Психология и школа” 2007. -М.: -Обнинск-психологический институт. Ступницкая М.А. Попробуйте пойти на компромисс//Школьный психолог, №4/2005 г.