Цель занятия: познакомить воспитанников с особенностями русского народного костюма.
Задачи.
Образовательные
• Познакомить с элементами русского народного женского костюма.
• Познакомить с особенностями (сходствами и отличиями) севернорусских народных костюмов и южнорусских.
• Учить работе в группах.
Развивающие
• Развивать чувство прекрасного, художественный вкус.
• Развивать память, мышление, воображение, речь, мелкую моторику рук.
• Расширять кругозор.
Воспитательные
• Воспитывать взаимоотношения в коллективе (группе).
• Воспитывать интерес к своим корням, к истории русского народа, его традициям.
• Воспитывать патриотические чувства.
• Прививать бережное отношение к наследию русского народа.
Здоровьесберегающие:
- Увеличение двигательной активности на занятии.
- Профилактика общего и зрительного утомления.
Оборудование: ворота времени, ворота “Древняя Русь”, печка, балалайки, колесо истории, шкатулка, куклы Маня и Ваня, сундук с костюмами.
Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение), наглядные методы (демонстрация иллюстраций, видеоматериал).
Словарная работа: ярмарка, галун, венец, кокошник, наряд, понёва, губерния.
Ярмарка — большой торг, обычно с
увеселениями, развлечениями, устраиваемый
регулярно, в одном месте и в одно время.
Наряд — одежда, костюм.
Галун — тесьма, состоящая из золотых и
серебряных нитей использовалась для отделки
костюмов.
Венец — головной убор в Древней Руси,
украшенный драгоценными камнями.
Понева — юбка из домотканой шерстяной ткани.
Кокошник — женский головной убор Древней Руси
в виде небольшого вертикального козырька.
Губерния — основная
административно-территориальная единица России
в прежнее время
Ход занятия | Здоровьесберегающие технологии |
Воспитатель: - За морем теплее, а у нас светлее. На чужой стороне Родина милее вдвойне. Где кто родился, там и пригодится. - О чём эти пословицы? (О Родине, о России). (Дети объясняют смысл пословиц). 2. Формирование образных представлений по теме деятельности; мотивация; постановка задачи Воспитатель: - Повернитесь, пожалуйста, ко мне. Посмотрите на карту. Что вы видите? (Ответы детей). - Да, это наша Россия, страна, где мы живём. Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озёра, горы и леса (показ на карте этих географических объектов). Населяют Россию люди разных национальностей (перечисляем эти национальности). - Всех их объединяет язык общения – русский. 3. Основная часть занятия Воспитатель: - Сегодня мы отправимся в небольшое путешествие в мир русского народного костюма. (На столе шкатулка – слышится красивая музыка). В: Откуда слышится красивая музыка? (Из шкатулки). - Наверное, вам интересно узнать, что там? (Достаёт из шкатулки кукол в русских народных костюмах – кукла Ваня и Маня). - Посмотрите, какие они нарядные. Расскажите, в какие костюмы они одеты, опишите их наряд (ответы детей). - Ребята, чтобы побольше узнать о быте русского народа и одежде, куклы нас приглашают совершить путешествие на несколько веков назад, в Древнюю Русь (Дети вместе с воспитателем подходят к столу, на котором находится “колесо истории”). - Покрутите колесо и повторяйте за мной следующие слова: - “Слава нашей стороне! (Поворачивается “Колесо истории”, стрелка останавливается на секторе “Древняя Русь”, под колокольный звон проходим через ворота с надписью “Древняя Русь”). (Дети проходят и присаживаются на скамейки. В это время воспитатель одевается в русский народный костюм и появляется перед детьми – хозяйкой избы) Хозяйка избы: - Вот мы и оказались в другом веке, в русской избе. Я - хозяйка этой избы. - Здравствуйте, детишки: 4. Актуализация опорных знаний. - А вы обратили внимание, в каком я наряде? Что это за костюм? (Русский народный). Посмотрите, какой он красивый. - Вот сейчас мы и поговорим о русской одежде. - Многое забыли. Многое растеряли. Давайте собирать по крохам то, что уцелело. И как для этого нам пригодится старинный бабушкин сундук. Он очень большой и в нём хранится много добра! Сколько интересного может рассказать содержимое сундука. Давайте, заглянем в него и узнаем. Что же в нём хранится (открываем сундук). (Дети вместе с воспитателем рассматривают народную одежду) Хозяйка избы: - Ребята, как вы думаете как это все называется одним словом? (Варианты детей, в случае затруднения воспитатель подсказывает - сарафанный комплекс) Приложение №1. Презентация. (Хозяйка достаёт кокошник) - В русском костюме особое внимание уделялось головному убору. Это была своеобразная визитная карточка. По нему можно узнать из какой местности владелица, её возраст, социальная принадлежность. - Какие головные уборы носили девушки до замужества? (Венки, ленточки, повязки) - А причёски? (Коса или распущенные волосы) - Какие головные уборы носили замужние женщины? (Кокошники, шамшуры – головной убор с платком) - Кокошники – формы были разные: двурогие в форме полумесяца, островерхие с “шишками”, маленькие плоские шапочки с ушками и другие, одежда в старину была простой и красивой. - Из какой ткани шили одежду? (Из льна) - Чем хороша и чем плоха эта ткань? (Нити из которых её ткут, спрядены из растения – она экологически чистая, в этой одежде не жарко летом и не холодно зимой, но она мнётся и с трудом разглаживается). - Какие же наряды шили из льняной ткани? Раньше основными частями женского костюма были рубаха, сарафан. Рубаха – из белого полотна украшена вышивкой, длинная до пят, потом её укоротили. Украшали прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами. Знаками изображали землю, солнце, воду, птиц, растения, животных (это знаки – обереги, предохраняют человека от разных неприятностей, приносят в дом счастье). Сарафан – красный, голубой, жёлтый, коричневый. Красный – тепло, праздник. Жёлтый – солнце, богатство. Голубой – небо, молодость. Коричневый – земля кормилица. Понёвный комплекс Другой комплекс одежды состоял из рубахи, понёвы, передника. - Что такоё понёва? Понёва – одежда типа юбки. Которую одевала женщина после замужества. Понёва состояла из трёх полотнищ шерстяной клетчатой ткани. Передник – густо украшен вышивкой, функция – защита от загрязнения. Мужской комплекс Косоворотка, порты, онучи, лапти. Косоворотка – она длинная. Рукава длинные и широкие. Не закатав рукава работать невозможно (есть выражение “работать спустя рукава, т.е. плохо”). Вниз костюма одевали брюки. - Как они назывались – порты. - На ноги наматывали онучи и обували лапти. Всю одежду подпоясывали опояском (у богатых опояски – широкие, украшены бисером, мехом; у бедных - узкий). Вся одежда была украшена. - Чем? (Стеклярусом, мехом, вышивкой). - Нитями какого цвета вышивали? (Красными и золотыми).
Двое детей выходят в мужском и женском народных костюмах) Мальчик: Ох. Какие молодцы! Девочка: На Руси уж так идёт
9. Самостоятельная работа детей. Работа в группах Сейчас будем работать в группах. А теперь давайте представим, что мы с вами мастера, которым предстоит выполнить сложную работу — украсить одежду жителей Древней Руси. У каждой группы на столах конверты (в конвертах заранее вырезаны шаблоны и элементы русского народного костюма). Вы должны выбрать из предложенных элементов именно те, которые подходят вашей группе; украсить орнаментом; подобрать цвет; сконструировать наряд приклеить на шаблон.
(Дети приступают к выполнению задания. В ходе работы воспитатель индивидуально помогает детям, напоминает им об особенностях узора и цветовой гамме.) Воспитатель предлагает детям определить те работы, где орнамент на одежде больше похож на тот, что представлен на наглядно-демонстрационном материале. А теперь ребята нам пора обратно, в наше время, в наш детский сад (под музыку проходим через “Древнюю Русь” и “Ворота времени”) - Вот мы и дома оказались и куклы Ваня и Маня с нами. Посмотрите, нарядные костюмы остались на память о нашем путешествии. 10. Подведение итога занятия. Мы возвращаемся из далёкого прошлого снова в наше время. |
1. Вводная часть. Звучит фонограмма “Рассвет на Москве - реке” (колокольный звон). Музыкотерапия, обеспечение психологического комфорта
Рациональный выбор динамической позы в соответствии с видом деятельности
Учет особенностей физиологической фазы “врабатывания” у детей. первая часть занятия не загружается сложным, ответственным материалом, требующим значительных умственных и психических усилий.
Обеспечение оптимальных условий для восприятия и переработки информации - “образный этап”
Обеспечение эмоционального комфорта, стимулирование интереса к работе, способствующие поддержанию умственной работоспособности.
Рациональный выбор динамической позы в соответствии с видом деятельности
Обеспечение оптимальных условий для восприятия и переработки информации- “образный этап”
Обеспечение оптимального с физиологической точки зрения условия для восприятия информации при помощи чувственного этапа.
5. Проводится подвижная игра “Гори, гори ясно!” (Дети одевают русские народные головные уборы. Увеличение двигательной активности, снятие психоэмоционального и статического напряжения
Поддержание умственной работоспособности с помощью игрового метода.
6. Проводится дидактическая игра “Оденем куклу”. (Приложение №2)
Смена деятельности, способствующая предупреждению утомления
- Молодцы, хорошо поработали. - А теперь мы отдохнём. Давайте поиграем с вами в игру “Собери костюм”. (Приложение №2)
7. Пальчиковая игра “Напёрсток” - Вышивает, шьёт иголка (левая ладошка раскрыта, а в правой руке – воображаемая иголка. Иголка “шьёт” и задевает кончик указательного пальца на правой руке) - Пальцу больно, пальцу колко - А напёрсток в тот же миг, (выполняют движение, как будто надевают напёрсток на палец левой руки) - К девочке на пальчик. Прыг. - Говорит иголке – шей, - А колоться ты не смей. (Шьют и грозят пальцем)
Увеличение двигательной активности, снятие психоэмоционального и статического напряжения 8. Хозяйка избы проводит вместе с детьми речевую игру “Хозяйка”) Хозяйка, хозяйка! (ладонь к ладони, наклоны из
стороны в сторону)
Увеличение двигательной активности, снятие психоэмоционального и статического напряжения
Формирование культурно-гигиенических навыков. Музыкотерапия, обеспечение психологического комфорта |