Образовательная деятельность на тему "Путешествие в мир русского народного костюма"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16 МБ)


Цель занятия: познакомить воспитанников с особенностями русского народного костюма.

 Задачи.

Образовательные

•    Познакомить с элементами русского народного женского костюма.

•    Познакомить с особенностями (сходствами и отличиями) севернорусских народных костюмов и южнорусских.

•   Учить работе в группах.

Развивающие

•    Развивать чувство прекрасного, художественный вкус.

•    Развивать память, мышление, воображение, речь, мелкую моторику рук.

•    Расширять кругозор.

Воспитательные

•    Воспитывать взаимоотношения в коллективе (группе).

•    Воспитывать интерес к своим корням, к истории русского народа, его традициям.

•    Воспитывать патриотические чувства.

•    Прививать бережное отношение к наследию русского народа.

Здоровьесберегающие:

  • Увеличение двигательной активности на занятии.
  • Профилактика общего и зрительного утомления.

Оборудование: ворота времени, ворота “Древняя Русь”, печка, балалайки, колесо истории, шкатулка, куклы Маня и Ваня, сундук с костюмами.

Методические приемы: словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение), наглядные методы (демонстрация иллюстраций, видеоматериал).

Словарная работа: ярмарка, галун, венец, кокошник, наряд, понёва, губерния.

Ярмарка — большой торг, обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно время.
Наряд — одежда, костюм.
Галун — тесьма, состоящая из золотых и серебряных нитей использовалась для отделки костюмов.
Венец — головной убор в Древней Руси, украшенный драгоценными камнями.
Понева — юбка из домотканой шерстяной ткани.
Кокошник — женский головной убор Древней Руси в виде небольшого вертикального козырька.
Губерния — основная административно-территориальная единица России в прежнее время

Ход занятия Здоровьесберегающие технологии
 

 

 

Воспитатель:

- За морем теплее, а у нас светлее.

 На чужой стороне Родина милее вдвойне.

 Где кто родился, там и пригодится.

- О чём эти пословицы? (О Родине, о России). (Дети объясняют смысл пословиц).

2. Формирование образных представлений по теме деятельности; мотивация; постановка задачи

Воспитатель:

- Повернитесь, пожалуйста, ко мне. Посмотрите на карту. Что вы видите? (Ответы детей).

 - Да, это наша Россия, страна, где мы живём. Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озёра, горы и леса (показ на карте этих географических объектов).

 Населяют Россию люди разных национальностей (перечисляем эти национальности).

 - Всех их объединяет язык общения – русский.

3. Основная часть занятия

Воспитатель:

- Сегодня мы отправимся в небольшое путешествие в мир русского народного костюма.

(На столе шкатулка – слышится красивая музыка).

В: Откуда слышится красивая музыка? (Из шкатулки).  

- Наверное, вам интересно узнать, что там? (Достаёт из шкатулки кукол в русских народных костюмах – кукла Ваня и Маня).

  - Посмотрите, какие они нарядные. Расскажите, в какие костюмы они одеты, опишите их наряд (ответы детей).

 - Ребята, чтобы побольше узнать о быте русского народа и одежде, куклы нас приглашают совершить путешествие на несколько веков назад, в Древнюю Русь

(Дети вместе с воспитателем подходят к столу, на котором находится “колесо истории”).

 - Покрутите колесо и повторяйте за мной следующие слова:

- “Слава нашей стороне!
 Слава нашей старине!
 Колесо историй мы повернём
 И рассказывать о нём начнём
 Чтобы люди знать могли
 О делах родной земли!”.

(Поворачивается “Колесо истории”, стрелка останавливается на секторе “Древняя Русь”, под колокольный звон проходим через ворота с надписью “Древняя Русь”).

 (Дети проходят и присаживаются на скамейки. В это время воспитатель одевается в русский народный костюм и появляется перед детьми – хозяйкой избы)

Хозяйка избы: - Вот мы и оказались в другом веке, в русской избе. Я - хозяйка этой избы.

 - Здравствуйте, детишки:
 Девчонки и мальчишки
 Спасибо, что мимо не прошли
 Ко мне в гости зашли
 Проходите, не стесняйтесь
 Поудобнее располагайтесь!

4. Актуализация опорных знаний.

 - А вы обратили внимание, в каком я наряде? Что это за костюм? (Русский народный). Посмотрите, какой он красивый.

 - Вот сейчас мы и поговорим о русской одежде.

 - Многое забыли. Многое растеряли. Давайте собирать по крохам то, что уцелело. И как для этого нам пригодится старинный бабушкин сундук. Он очень большой и в нём хранится много добра!

 Сколько интересного может рассказать содержимое сундука. Давайте, заглянем в него и узнаем. Что же в нём хранится (открываем сундук). 

(Дети вместе с воспитателем рассматривают народную одежду)

Хозяйка избы:

- Ребята, как вы думаете как это все называется одним словом? (Варианты детей, в случае затруднения воспитатель подсказывает - сарафанный комплекс)

Приложение №1. Презентация.

 (Хозяйка достаёт кокошник)

 - В русском костюме особое внимание уделялось головному убору. Это была своеобразная визитная карточка. По нему можно узнать из какой местности владелица, её возраст, социальная принадлежность.

 - Какие головные уборы носили девушки до замужества? (Венки, ленточки, повязки)

 - А причёски? (Коса или распущенные волосы)

 - Какие головные уборы носили замужние женщины? (Кокошники, шамшуры – головной убор с платком)

 - Кокошники – формы были разные: двурогие в форме полумесяца, островерхие с “шишками”, маленькие плоские шапочки с ушками и другие, одежда в старину была простой и красивой.

- Из какой ткани шили одежду? (Из льна)

 - Чем хороша и чем плоха эта ткань? (Нити из которых её ткут, спрядены из растения – она экологически чистая, в этой одежде не жарко летом и не холодно зимой, но она мнётся и с трудом разглаживается).

 - Какие же наряды шили из льняной ткани?

 Раньше основными частями женского костюма были рубаха, сарафан.

Рубаха – из белого полотна украшена вышивкой, длинная до пят, потом её укоротили. Украшали прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами. Знаками изображали землю, солнце, воду, птиц, растения, животных (это знаки – обереги, предохраняют человека от разных неприятностей, приносят в дом счастье).

Сарафан – красный, голубой, жёлтый, коричневый. Красный – тепло, праздник. Жёлтый – солнце, богатство. Голубой – небо, молодость. Коричневый – земля кормилица.

Понёвный комплекс

 Другой комплекс одежды состоял из рубахи, понёвы, передника.

 - Что такоё понёва?

Понёва – одежда типа юбки. Которую одевала женщина после замужества.

 Понёва состояла из трёх полотнищ шерстяной клетчатой ткани.

Передник – густо украшен вышивкой, функция – защита от загрязнения.

 Мужской комплекс

 Косоворотка, порты, онучи, лапти.

Косоворотка – она длинная. Рукава длинные и широкие. Не закатав рукава работать невозможно (есть выражение “работать спустя рукава, т.е. плохо”).

 Вниз костюма одевали брюки.

 - Как они назывались – порты.

 - На ноги наматывали онучи и обували лапти.

 Всю одежду подпоясывали опояском (у богатых опояски – широкие, украшены бисером, мехом; у бедных - узкий).

Вся одежда была украшена.

 - Чем? (Стеклярусом, мехом, вышивкой).

 - Нитями какого цвета вышивали? (Красными и золотыми).

 

 

 

 

 

Двое детей выходят в мужском и женском народных костюмах)

  Мальчик: Ох. Какие молодцы!
 Парни наши удальцы
 И девчата всем под стать
 Им не станут уступать.

 Девочка: На Руси уж так идёт
 Что талантливый народ
 Сам себе и швец и жнец
 И на дудочке игрец.
 Вот, смотри идёт хозяйка –
 Та хозяйка – не лентяйка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.  Самостоятельная работа детей.

Работа в группах

Сейчас будем работать в группах.

А теперь давайте представим, что мы с вами мастера, которым предстоит выполнить сложную работу — украсить одежду жителей Древней Руси.

У каждой группы на столах конверты (в конвертах заранее вырезаны шаблоны и элементы русского народного костюма). Вы должны выбрать из предложенных элементов именно те, которые подходят вашей группе; украсить орнаментом; подобрать цвет; сконструировать наряд приклеить на шаблон.

 

(Дети приступают к выполнению задания. В ходе работы воспитатель индивидуально помогает детям, напоминает им об особенностях узора и цветовой гамме.)

Воспитатель предлагает детям определить те работы, где орнамент на одежде больше похож на тот, что представлен на наглядно-демонстрационном материале.

А теперь ребята нам пора обратно, в наше время, в наш детский сад (под музыку проходим через “Древнюю Русь” и “Ворота времени”)

 - Вот мы и дома оказались и куклы Ваня и Маня с нами. Посмотрите, нарядные костюмы остались на память о нашем путешествии.

 10. Подведение итога занятия.

Мы возвращаемся из далёкого прошлого снова в наше время. 

1. Вводная часть.

Звучит фонограмма “Рассвет на Москве - реке” (колокольный звон).

Музыкотерапия, обеспечение психологического комфорта

 

 

 

 

 

 

 

Рациональный выбор динамической позы в соответствии с видом деятельности

 

Учет особенностей физиологической фазы “врабатывания” у детей. первая часть занятия не загружается сложным, ответственным материалом, требующим значительных умственных и психических усилий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обеспечение оптимальных условий для восприятия и переработки информации - “образный этап”

 

 

 

 

 

 

 

 

Обеспечение эмоционального комфорта, стимулирование интереса к работе, способствующие поддержанию умственной работоспособности.

 

 

 

 

 

 

Рациональный выбор динамической позы в соответствии с видом деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обеспечение оптимальных условий для восприятия и переработки информации- “образный этап”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обеспечение оптимального с физиологической точки зрения условия для восприятия информации при помощи чувственного этапа.

 

 

 

 

 

 

5. Проводится подвижная игра “Гори, гори ясно!”

(Дети одевают русские народные головные уборы.

Увеличение двигательной активности, снятие психоэмоционального и статического напряжения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поддержание умственной работоспособности с помощью игрового метода.

 

 

 

 

 

 

6. Проводится дидактическая игра “Оденем куклу”. (Приложение №2)

 

Смена деятельности, способствующая предупреждению утомления

 

 

 

 

 

- Молодцы, хорошо поработали.

 - А теперь мы отдохнём.

 Давайте поиграем с вами в игру “Собери костюм”. (Приложение №2)

 

7. Пальчиковая игра “Напёрсток”

- Вышивает, шьёт иголка   (левая ладошка раскрыта, а в правой руке – воображаемая иголка.

Иголка “шьёт” и задевает кончик указательного пальца на правой руке)

- Пальцу больно, пальцу колко

- А напёрсток в тот же миг,  (выполняют движение, как будто надевают напёрсток на палец левой руки)

- К девочке на пальчик. Прыг.

- Говорит иголке – шей,

- А колоться ты не смей.  (Шьют и грозят пальцем)

 

Увеличение двигательной активности, снятие психоэмоционального и статического напряжения

8. Хозяйка избы проводит вместе с детьми речевую игру “Хозяйка”)

Хозяйка, хозяйка! (ладонь к ладони, наклоны из стороны в сторону)
Что, что, что? (хлопки по ладошкам)
Гости едут! (наклоны)
Хорошо (хлопки)
Здрасте! (хлопки по раскрытым ладошкам товарища сверху)
Здрасте! (наоборот)
Чмок, чмок, чмок! (щека к щеке)
Здрасте! (хлопки  сверху)
Здрасте! (наоборот)
Чмок, чмок, чмок! (щека к щеке)
Обниму тебя, дружок! (обнимаемся)

 

Увеличение двигательной активности, снятие психоэмоционального и статического напряжения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование культурно-гигиенических навыков.

Музыкотерапия, обеспечение психологического комфорта