Работа с переложениями в классе фортепиано с учащимися народного, струнного, духовного и др. отделений

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели: приобщение к музыкальному искусству; всестороннее развитие личности.

План

1. Введение в 2012-2013 гг. федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства.

2. Особенности в преподавании фортепиано учащимся народного, струнного, духового и др. отделений.

3. Системность в подборе репертуара.

4. Работа с переложениями в классе фортепиано.

С введением в 2012-2013 гг. федеральных государственных требований (далее по тексту - ФГТ) по реализации дополнительных предпрофессинальных общеообразовательных программ в области музыкального искусства предмет “общее фортепиано” становится предметом обязательной части в структуре образовательной программы. Общеобразовательные программы (далее по тексту - ОП) с учетом ФГТ ставят перед предметом “фортепиано” задачи:

- знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;

- знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;

- владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу.

Но самой основной задачей предмета “фортепиано” всегда было раскрытие всесторонних личностных качеств ученика, воспитание самостоятельного мышления и умение реализовать это в исполнении музыкальных произведений.

Дети приходят в 1 класс фортепиано (от 8-11 лет) с разным жизненным опытом, общим развитием, восприимчивостью и способностями. Продолжительность занятий у учащихся разная: от 25 минут до 45 минут в неделю. Зачастую второго инструмента в семьях просто нет и занятия должны строиться так, чтобы вся работа была выполнена в классе, но не была потеряна радость от творчества и интерес к новому. Понятно, что для того, чтобы простимулировать интерес ребёнка, дать толчок к воображению, необходимо помнить о решающем значении репертуара, на котором формируются музыкальный вкус и эстетические представления учащихся.

Когда в моём классе появились дети, обучающиеся на фортепиано с народного, струнного и и др. отделений, то возник вопрос о том, какую программу лучше всего подобрать ребёнку, чтобы он мог справиться, как увлечь ребят более старшего возраста, чтобы у них было желание заниматься.

Верное программное обеспечение позволяет учитывать индивидуальные данные ученика и решать задачи курса фортепиано:

- формирование пианистических навыков;

- создание основы для историко-интонационного слышания музыки;

- умение играть в ансамбле, аккомпанементе;

- умение играть с листа;

- умение музицировать.

Ясно, что подбор программы становится в данном контексте особенно важным, должен быть системным, основанным на принципах:

- историко-стилевой (позволяет создать основы для историко-интонационного слышания музыки: развитие музыкального искусства, как развитие музыкальной интонации);

- жанровое многообразие;

- использование исторической последовательности (даёт возможность выявить музыкальное мышление в творчестве разных авторов);

- использование сопоставлений (произведения одного жанра, созданные в разное время);

- взаимосвязь со специальностью;

- взаимосвязь с курсом музыкальной литературы (использование межпредметных связей позволяет интегрировать эту дисциплину в комплексную систему обучения).

Репертуарная политика в моём классе проводится таким образом, что в индивидуальных планах учащихся представлены все разделы работы для каждого класса: пьесы, полифонии, этюды, крупная форма, ансамбли, простейшие аккомпанементы. Программа охватывает разнообразные музыкальные произведения зарубежной и русской классики, современных композиторов, произведения джазового и эстрадного направления.

Из моего опыта работы было замечено, что учащиеся младших классов с интересом изучают хрестоматийные произведения, могут с удовольствием и русскую народную песню “Заинька” в обработке А. Гедике выучить. А вот ребят более старшего возраста это не увлекает. Им хочется что-то более значительное, содержательное, объёмное, хотя пианистические возможности у них скромные.

Чтобы заинтересовать учащихся, я попробовала дополнительно использовать сборник Т. Юдовиной-Гальпериной “Большая музыка - маленькому музыканту” под ред. О. Геталовой. Ребятам этот сборник понравился. Материал ориентирован на развитие образного мышления,эмоциональное и творческое обогащение. Пьесы представлены в облегченном переложении, удобны для изучения, ведь у детей и подростков технические возможности вначале обучения малы. Сборник знакомит с шедеврами классической музыки. По словам О. Геталовой: “Цель серии “Большая музыка-маленькому музыканту”, о которой мечтала Т. Б. Юдовина-Гальперина, пробудить у детей желание играть и слушать хорошую музыку. Материал,представленный в сборниках, можно рекомендовать для работы в классе специального и общего фортепиано в ДМШ” [1].

Учащиеся знакомятся с переложениями, это обогащает их, стимулирует интеллект, развивает и образовывает. Знакомство с различными стилями композиторов и эпохой, в которой написано сочинение, происходит исподволь, что позволяет развивать мышление.

Мною были сделаны переложения популярных номеров из опер . Долго искать материал для переложений не пришлось. Дети, приходя с уроков музлитературы, распевали понравившиеся куплеты из опер, арии, просили подобрать, или разучить их.

Таким образом появился сборник переложений. В него вошли облегчённые переложения:

1. В.А. Моцарт Ария Фигаро из оперы “Свадьба Фигаро”.

2. Ж. Бизе Марш Тореадора из оперы “Кармен”.

3. Ш. Гуно Хор солдат из оперы “Фауст”.

4. В.А. Моцарт Ария Папагено из оперы “Волшебная флейта”.

5. К. Вебер Хор охотников из оперы “Вольный стрелок”.

6. В.А. Моцарт Ария Дон Жуана из оперы “Дон Жуан”.

7. Д. Верди Марш из оперы “Аида”.

8. Ж. Бизе Хор мальчиков из оперы “Кармен”.

9. Ф. Шуберт Военный марш.

10. Д. Верди Песенка Герцога из оперы “Риголетто”.

Возможно изучение пьес в таких классах::

2 год обучения - Ж. Бизе. Марш Тореадора из оперы “Кармен”.

3 год - В.А. Моцарт. Ария Фигаро из оперы “Свадьба Фигаро”.

Ш. Гуно. Хор солдат из оперы “Фауст”.

4 год - В.А. Моцарт. Ария Папагено из оперы “Волшебная флейта”.

Д. Верди. Песенка Герцога из оперы “Риголетто”.

5 год - К. Вебер. Хор охотников из оперы “Вольный стрелок”.

Д. Верди. Марш из оперы “Аида”.

В.А.Моцарт. Ария Дон Жуана из оперы “Дон Жуан”.

6 год - Ф. Шуберт. Военный марш.

7 год - Ж. Бизе. Хор мальчиков из оперы “Кармен”.

Для оптимизации учебного процесса в классе фортепиано предусмотрено в 2013 году проведение фестиваля “Прогулка по музыкальной Европе”, где будет представлен, в том числе, видеоряд исполняемых произведений. В фестивале примут участие учащиеся моего класса с исполнением переложений.

Как отмечала О. Геталова: “Первая встреча с популярнейшими классическими произведениями в доступной детям форме должна пробудить желание в дальнейшем сыграть их в оригинале, услышать в исполнении других музыкантов” [1].

Список литературы

1. Т. Юдовина-Гальперина. Большая музыка - маленькому музыканту, ред. О. Геталовой, Изд. Композитор, Санкт-Петербург. 2004 г.

2. А.Д. Алексеев. Методика обучения игре на фортепиано. Изд. 3 М.: Музыка.1978.

3. Вопросы музыкальной педагогики. Вып.1-6 М. 1979-1981 гг.; 1983-1985 гг.

4. С. Ляховицкая. О педагогическом мастерстве. Л.: 1963.

5. Т.И. Смирнова. Фортепиано - интенсивный курс. М.: Музыка. 1992 г.

6. Б. Теплов. Психология музыкальных способностей. М-Л. 1947 г.

7. Е.М. Тимакин. Воспитание пианиста. М. Сов.комп. 1989.