Введение. Актуальность.
Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Изменился, в частности, и статус иностранного языка как школьного предмета. Он стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство понимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной национальной культуре и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала. Одним из основных направлений модернизации Российской образовательной системы является введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ).
На заседании специальной Комиссии при Президенте по совершенствованию проведения ЕГЭ, проходившей 21 декабря 2009года, президент РФ Д.А. Медведев сказал «ЕГЭ как способ проверки знаний является вполне эффективным. ЕГЭ как любой способ проверки знаний не является универсальным, но является в настоящий момент главным. Единый госэкзамен должен совершенствоваться по мере применения его на практике. Он, конечно же, должен быть направлен на то, чтобы в максимальной степени выявлять способности человека».
Актуальность темы данной работы определяется проблемой неподготовленности учащихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку. В настоящее время экзамен по английскому языку в форме ЕГЭ становится все более популярным. Чтение является составной частью ЕГЭ. В связи с этим чтение занимает существенное место в современных учебно-методических комплексах по английскому языку на всех этапах обучения. Раздел «Чтение» – объемный вид деятельности в ЕГЭ, который оценивает умение читать. Чтение – трудный вид речевой деятельности. Проблема в том, что анализ результатов подготовки к ЕГЭ показывает, что 50% учащихся трудно дается выполнение раздела
«Чтение», в частности поисковое. Следовательно, необходимо приучать учащихся работать с текстами на более высоком уровне. Все вышесказанное определило тему работы: «Формирование умений поискового чтения при подготовке к Единому государственному экзамену по английскому языку».
Объект исследования: подготовка учащихся общеобразовательной школы к сдаче Единого государственного экзамена.
Предмет исследования: подготовка к сдаче раздела ЕГЭ «Чтение».
Цель данной работы – теоретически обосновать виды чтения и разработать систему упражнений, способствующую наиболее эффективной подготовке учащихся к успешному выполнению заданий ЕГЭ по разделу «Чтение».
Основными задачами работы являются:
- охарактеризовать виды чтения как вида речевой деятельности;
- разработать систему упражнений для работы с текстами;
- разработать методические рекомендации по развитию навыков чтения.
Виды чтения.
Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. Эта деятельность направлена на извлечение информации из письменно фиксированного текста. Чтение выполняет различные функции:
- служит для практического овладения иностранным языком;
- является средством изучения языка и культуры;
- средством информационной и образовательной деятельности;
- средством самообразования.
Как известно, чтение способствует развитию других видов коммуникативной деятельности. Именно чтение даёт наибольшие возможности для воспитания и всестороннего развития школьников средствами иностранного языка.
Существуют разные виды чтения. Целью обучения в школах являются следующие виды чтения: ознакомительное, поисковое, изучающее, просмотровое, аналитическое.
В Единый Государственный экзамен по английскому языку включены задания на проверку сформированности навыков следующих видов чтения:
1. Ознакомительное чтение – чтение с пониманием содержания прочитанного (reading for gist, skim reading или skimming). Текст прочитывается как можно быстрее с целью понять основное содержание и общую структуру или выбрать главные факты.
Для этого вида чтения достаточно понимание 70% текста; главное – это умение выделить и понять ключевые слова. При обучении этому виду чтения необходимо научиться обходить незнакомые слова и не прерывать чтение, если такое встречается. Нужно также учиться догадываться о значении ключевых слов из контекста. Необходимо также помнить, что здесь не нужно фокусировать внимание на грамматических структурах текста и анализировать их. Главное – уметь обобщить содержание текста.
2. Изучающее чтение – чтение с полным пониманием прочитанного (reading for detailed comprehension или reading for detail). Этот вид чтения предполагает полное и точное понимание всех основных и второстепенных фактов, их осмысление и запоминание. Учащийся должен уметь оценить, прокомментировать, пояснить информацию, сделать из прочитанного вывод. Предполагается, что для овладения этим видом чтения учащийся должен уметь догадываться о значении слов по контексту, понимать логические связи в предложении и между частями текста.
3. Поисковое и просмотровое чтение с извлечением необходимой информации(reading for specific information или scanning). Цель – выяснить, содержит ли этот текст какую-либо полезную читателю информацию.
При поисковом чтении текст прочитывается с целью нахождения относительно небольшого количества информации для последующего ее использования в определенных целях. Это может быть дата, время, часы работы, имена и названия, или более развернутая информация в виде описания, аргументации, правил, оценочных суждений.
При просмотровом чтении читатель собирает информацию о полезности текста, о том, понадобиться ли ему эта информация для использования в дальнейшем, например, какой музей будет интереснее всего посетить. Для этого достаточно познакомиться со структурой текста, прочитать заголовки и подзаголовки, отдельные абзацы.
Поисковое чтение подразумевает поиск конкретных ключевых слов, и нахождение по ним той части текста, где содержится необходимая информация. Чтение же всего текста – лишняя трата времени. Поэтому при обучении этому виду чтения также необходимо строгое ограничение времени для выполнения задания.
Овладение технологией поискового чтения осуществляется в результате предтекстовых, текстовых и после текстовых упражнений.
Предтекстовые упражнения направлены на устранение трудностей. Текстовые задания включают вид чтения и необходимость решения определенных познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения. После текстовые упражнения предназначены для проверки понимания прочитанного.
Поисковое чтение.
Примерный алгоритм работы учащихся с заглавием перед чтением любого текста.
- Внимательно прочитайте заглавие и выделите в нем ключевое слово (чаще всего оно выражено существительным).
- Просмотрите текст и обратите внимание на то, как часто встречается выделенное вами доминирующее слово заглавия в тексте.
- Найдите слова-заместители для доминирующего слова и всего заглавия в тексте.
- Перефразируйте заглавие, используя синонимические слова из текста.
Предтекстовый этап:
- установите, есть ли часть, в которой перечисляются основные темы статьи;
- найдите в конце вводного раздела статьи перечень вопросов, освещаемых в ней.
Текстовый этап:
- просмотрите текст и скажите, для какой категории читателей он может представлять интерес и почему;
- скажите, какому из указанных вопросов уделяется в статье особое внимание;
- отметьте в тексте места, дающие ответы на предложенные вопросы.
После текстовый этап:
- зачитайте из текста факты, которые относятся к теме…;
- подчеркните в тексте определение (вывод, термин).
При обнаружении искомой информации цель поискового чтения достигнута.
Упражнения для обучения поисковому чтению.
- Определите тему или проблему текста (статьи).
- Прочитайте текст, определите, освещены ли в нем указанные вопросы.
- Найдите в тексте основной довод в пользу заголовка.
- Прочитайте два текста на одну тему, назовите расхождение в содержании (в количестве приведенных фактов, разнице оценок и т.д.).
- Найдите на указанной странице характеристики действующих лиц, инструкцию, рецепт, рекомендации и т.д.
- Просмотрите аннотацию, определите, соответствует ли она содержанию текста.
- Найдите абзацы, посвященные указанной теме.
- Найдите в тексте ответы на вопросы (дающие основания для выводов).
- Просмотрите рисунок, назовите абзац, который он иллюстрирует.
- Найдите в тексте факты, которые автор относит к положительным, отрицательным.
- Разделите текст на части в соответствии с пунктами плана.
- Выразите свое мнение о содержании текста и соотнесите его со своим собственным опытом и др.
Рекомендации по развитию навыков чтения.
Одной из основных проблем обучения чтению является проблема отбора текстов и чёткая организация работы с ними.
Текст представляет особую ценность в качестве систематизированного образца функционирования языка в рамках темы, контекста, ситуации, проблемы, возраста, сферы и жанра общения, ориентации на определенного адресата, выражения социальной, профессиональной, личностной позиции. Текст рассматривается как зафиксированный в той или иной форме продукт устной или письменной речи. Можно специально в учебных целях моделировать такие тексты, которые не только были бы образцами англоязычного общения, но и управляли процессом овладения и практикой англоязычного общения.
Текст следует рассматривать в следующих обучающих функциях: как иллюстрацию функционирования языковых единиц; как образец речи определённой структуры, формы и жанра; как образец реализации речевых намерений автора; как модель порождения речевого высказывания, сообщения или речевого общения (текст-диалог); как структуру управления смысловым восприятием; как структуру управления учебными действиями обучаемых (учебный текст); как средство обучения аспектам языка (фонетике, лексике, грамматике, интонации) и видам англоязычной речевой деятельности (всем видам чтения, говорению, аудированию, письму). Диалогические тексты, особенно специально составленные, способны стать основой самостоятельного коммуникативного тренинга, то есть самообучения англоязычному общению. Функции текста в обучении англоязычному общению отнюдь не исчерпываются вышеназванным.
Существует ряд требований к текстам, при помощи которых у учащихся развивается навык чтения.
Тексты, которые используются в учебном процессе, должны соответствовать:
- коммуникативно-познавательным интересам и потребностям учеников;
- содержать интересную информацию для учащихся отдельной возрастной группы.
Такой текст должен восприниматься учащимся как носитель содержательной информации.
В учебном процессе могут использоваться разные типы текстов. Необходимо делать их отбор и организацию с учетом этапов обучения: начальная школа, 5-7 классы, 8-9 классы, 10-11 классы.
Требования, предъявляемые к учебным текстам.
Коммуникативные цели обучения чтению предполагают использование в учебном процессе различных типов текста – разного жанра и функциональных стилей. При этом их отбор и организация должны осуществляться с учетом этапов обучения.
В начальной школе это могут быть стихи, рифмовки, короткие рассказы, сказки; личное письмо ровесника из страны изучаемого языка, письмо в газету и детский журнал, открытка, простой кулинарный рецепт, билеты (в театр, на транспорт), программы телепередач, афиши, карта страны изучаемого языка и др.
В 5-7 классах – названные выше типы текстов, а также указатели, вывески в магазинах, на вокзалах, этикетки к товарам, расписание поездов, указатели в городах, объявления, прогноз погоды, журнальные и газетные статьи страноведческого характера, отрывки из художественной литературы.
В 8-9 классах – названные в предыдущем пункте типы текстов, а также реклама, проспекты, публикации из подростковых газет и журналов различного характера (сообщения, обзор, очерки, интервью, статистика) и др.
В 10-11 классах – указанные для предыдущих классов тексты, а также инструкции, публикации в периодике страноведческого и культуроведческого характера, по проблемам межличностных отношений.
Для успешного овладения чтением необходимо:
- подбирать тексты в соответствии с возрастными особенностями, речевым и жизненным опытом учащихся, их интересами;
- тексты должны отличаться занимательностью и привлекательностью сюжета;
- быть доступными с точки зрения языковых трудностей;
- отличаться актуальностью с позиций общечеловеческих ценностей;
- содержать проблему.
Что делать с незнакомыми словами?
Приготовьтесь к тому, что вам будут встречаться незнакомые слова, и это хорошо. Если новых слов вы в книге не обнаружили, значит, вам лучше взять книгу, посложнее уровнем или на другую тему.
Смотреть в словаре желательно только те слова, без значения которых не понятен общий смысл предложения или отрывок текста. Если же заглядывать в словарь за каждым незнакомым словом, то чтение из удовольствия превратится в пытку.
Читая бумажную книгу с простым карандашом в руках, подчеркивайте незнакомые слова. Лишь после прочтения определенного количества страниц выписывайте их в тетрадь, блокнот-словарик, карточки и смотрите значения в толковом словаре на английском.
Обязательно обратите внимание на примеры употребления в конкретных предложениях и идиомы с этим словом.
Когда Вы выписываете незнакомое слово или идиому, то обязательно записывайте всё предложение, чтобы запомнить слово в контексте.
Определите части речи и члены предложения в нем, чтобы запомнить, какие, слова и в какой последовательности употребляются с тем или иным словом.
Заключение.
Чтение, как и любая другая форма письменного или устного общения, требует большой практики, поэтому учащиеся должны читать как можно больше. При самостоятельном чтении учащиеся должны широко опираться на свой речевой опыт. Особое значение имеет догадка, объективно существующая в мыслительной деятельности человека и в большинстве случаев подкрепляющаяся контекстом – языковым и смысловым.
Научить учащихся поисковому чтению – это научить практическому владению языкам, привить навыки и умения, которые должны остаться у учащихся на всю жизнь.
Данная работа представляет определенную ценность в плане методической помощи учителям английского языка. Теория и система упражнений позволит успешно подготовить старшеклассников к сдаче ЕГЭ по разделу «Чтение».