Теоретическая интерпретация
Сущность опыта в решении основных и. Одной из задач обучения, направленных на подготовку учащихся к жизнэтих задач является развитие и формирование активной мыслительной деятельности и учебно-познавательных способностей, направленных на улучшение эмоциональной сферы учебно-воспитательного процесса и обеспечение комфортности его участников, адаптацию каждого ученика в конкретных условиях обучения, развитие всех сфер личности учащихся, формирование адекватной самооценки и в целом повышение уровня продуктивности взаимодействия учителя и учащихся.
В этом я вижу актуальность моего опыта, чтобы ученик с моей помощью и личных способностей достиг своей вершины в познании, смог проявить свои силы и творчество, сформировать собственную систему восприятия и усвоения научных знаний.
Мой опыт определяет систему работы для учащихся 8–11-х классов. Систему работы со старшеклассниками я построила на более высоком качественном уровне, используя общепринятую в школе зачетную систему обучения.
Новизна заключается в сочетании разных приемов и методов обучения, позволяющих обеспечить ученику активную самостоятельную деятельность и перевести в режим самоуправления.
Перспективность, в свою очередь, я вижу в дальнейшем развитии и воплощении системы преподавания, с целью получения высоких результатов научных знаний. Систему формирования научного познания я направляю, прежде всего, на интеллектуальное и всестороннее развитие моих учеников, так как химическую науку мы изучаем, ни как главный и единственный предмет, а как часть целого цикла естествознания, постоянно обращаясь к уже имеющимся знаниям учеников по биологии, физике, географии, а также наукам обществознания.
В основе моей педагогической деятельности лежат как основные положения теории развивающего обучения Л.В. Занкова, а именно:
- обучение на высоком уровне сложности, ориентация на сильных учеников, работа в зоне ближайшего развития;
- ведущая роль теоретических знаний;
- осознание школьником процесса учения;
- общее развитие всех учащихся и систематическая работа над развитием каждого ребенка.
Так и некоторые идеи теории В.Ф. Шаталова "Учить всех, учить каждого".
впереди теория, работа по опорным конспектам: надежные помощники восприятия, запоминания и творчества – опорные сигналы, которые могут надежно работать только тогда, когда они станут обязательной частью целостной методической системы;
принцип равных условий, через создание на уроках обстановки всеобщего взаимоуважения, нравственного покоя и психологического комфорта.
Большое внимание уделяю теоретическим вопросам мотивации учения. Поддержание постоянного интереса к предмету на высоком уровне невозможно без активизации познавательной деятельности.
Научные знания учеников формирую через сочетание познавательного интереса и мотивационной потребности в этих знаниях.
Формирование научного познания я провожу на основе логического восприятия, как изучаемой темы в целом, так и каждого конкретного понятия. Я считаю, что ученик должен представлять – все в природе взаимосвязано. Каждое новое явление вытекает из предыдущего, в свою очередь давая жизнь последующему. Соответственно строится и наука, основываясь на философских законах. Незнание первоначальных понятий не позволит вынести последующее на уровень понимания. Хорошо усвоив это правило, мы вместе с учащимися пришли к выводу о необходимости использования на уроках следующих принципов:
"Не зубрежка, а понимание"
"Понимание на основе логического мышления"
"От простого к сложному"
"Познание истины через ошибки и сравнения"
"Творим на уроке"
"Учимся вместе, учишься сам, учишь другого"
"Достигай своей вершины"
Моей ведущей педагогической идеей является формирование научного познания на основе развивающего обучения, которую реализую через:
- Обучение на основе логического восприятия. Выявление четкого алгоритма и актуальности изучаемого материала. Практика на основе теоретических знаний.
- Поддержание высокого познавательного интереса к предмету на урочных и внеурочных занятиях.
- Использование "опоры" при изучении, закреплении и контроле знаний.
"Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить." Ф.А. Дистервег.
Учить добывать знания и составлять логические цепочки из основных понятий.
"Исследуем, творим, изучаем и открываем вместе!" В различных проявлениях на уроках обычных и нетрадиционных.
"Ученик мой помощник! На основе сотрудничества, взаимопонимания, уважения и доверия."
Т. о. продуктивность заключается в возрастании интереса учащихся к предмету химии, в овладении ими более прочными знаниями и в формировании у учащихся учебно-познавательных умений: анализа и синтеза учебных знаний, навыков самоообразования и контроля. Увеличивается ежегодно число учащихся, поступающих в ВУЗы.
Трудоемкость заключается в формировании у ученика потребности к активной самостоятельной деятельности и потребности к самоуправлению, разработке дидактического материала, составлении алгоритмов действий.
Вовлечение учащихся в совместный труд учения.
Возможность применения: опыт может быть использован учителями предметниками общеобразовательных школ.
Система работы педагога
Состоит из следующих компонентов:
- Оптимальный отбор учебного и дидактического материала, методов и приемов обучения в соответствии с психическими особенностями учащихся каждой группы уровневои подготовки, нравственной атмосферой в классе и индивидуальных особенностей учащихся.
- Создание на уроке "комфортных" условий для каждого ученика через сочетание традиционных и нетрадиционных форм работы, через введение ученика в активную самостоятельную деятельность, в режим самоуправления.
- Перспективное планирование цикла уроков каждой темы с целью пропедевтики изучения нового материала, а так же перспективная подготовка учащихся к вводному уроку новой темы через составление вопросов к ней разного уровня сложности.
- Рефлексивный характер обучения: знание учащимися их собственных возможностей и результатов учения; предоставление учащимся права выбора содержания и форм образования; сочетание контроля учителя с само- и взаимоконтролем ученика; самостоятельная формулировка реальных и перспективных целей урока, текущих выводов и вопросов; комплексный подход к получению оценки, осознание ее качественной стороны.
- Оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных методов и форм
организации активной мыслительной деятельности учащихся через методические
приемы организации разноуровневой деятельности (репродуктивной;
репродуктивно-продуктивной; продуктивно-творческой), включающей в себя:
– опрос по алгоритму;
– отработка содержания понятий с помощью простейшего моделирования объектов;
– отработка содержания конкретных единичных понятий и их групп, а так же предметных умений с помощью материализованных основ (тренажерных карточек разных типов)
– отработка навыков проведения химического эксперимента и
– фиксирование его результатов.
Обеспечение посильного участия каждого учащегося в учебно-воспитательном процессе через фронтальные диалоги, организуемые для:
- актуализаций знаний с целью подготовки к изучению нового;
- выявление учащимися проблемной ситуации;
- формирование познавательной задачи и ее разрешения;
- внутри- и межпредметной интеграции знаний учащихся;
- обсуждение способов решения познавательных задач;
- анализа наблюдений, выполненных по ходу химического эксперимента;
- анализа содержания различных средств наглядности;
- моделирования изучаемых объектов;
- материализации умственных действий средствами химической символики и графики;
- диалоги в малых группах, организуемые для: обсуждения проблем; подготовки сообщений, вопросов, презентаций изучаемых объектов; отработки, закрепления пройденного;
- дидактические игры.
Принцип педагогической деятельности
- Принцип гуманизации обучения. (Восприятие ученика как личности, как равноправного участника процесса обучения. Предоставление права свободы выбора каждым учеником сферы творческих усилий.)
- Принцип природосообразности. (Учет писхофизеологических особенностей учащихся, изучение индивидуально-личностных свойств школьника, опора на зону ближайшего развития ребенка.)
- Принцип дифференциации учебного процесса. (Создание системы обучения, которая бы удовлетворяла образовательные потребности каждого учащегося в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями с целью создания условий в максимальной степени способствующих развитию каждого ученика)
- Принцип активизации учебного процесса. (Оптимальное сочетание разнообразных методов обучения, обеспечивающих активное участие учащихся в учебном процессе, их сознательное усвоение знаний и развитие самостоятельности в обучении.)
- Системный характер организации научно-познавательной деятельности учащихся. (Комплексное рассмотрение явлений и закономерностей, учет факторов, определяющих их состояние и тенденции развития).
Логика развития мыслительной деятельности у учащихся в процессе изучения химии
Изучаемая информация.
I. Чувствительный опыт (восприятие истины)
Представления (схемы, карты, блоки, опорные конспекты, планы)
II. Репродуктивная деятельность. Знания и репродуктивные умения:
- различение;
- запоминание;
- понимание;
- выполнение задания по образцу.
III. Конструктивная деятельность. Знания, умения, навыки.
Выполнение заданий в сходной ситуации, с усложняющими элементами, с новыми условиями.
IV. Учебная творческая деятельность.
Выполнение заданий, применяемых в новой, нестандартной ситуации. Умение делать перенос.
Убеждение и творческое применение системы знаний, умений, навыков.
V. Научная творческая деятельность.
Исследовательские задания, работа с научно-популярной литературой.
Коррекция ЗУНов.
Диагностика обучаемости
Поводится педагогом с целью определения восприимчивости учеников к обучению химию.
Обучаемость является изменчивым показателем и определяется несколько раз.
Алгоритм определения
- Учителем выбирается новый учебный материал небольшого объема – 10 мин.
- Для усвоения новой информации проводится предварительное повторение.
- Новый материал излагается учителем.
- Демонстрируется возможность применения знаний в подобной ситуации.
- Демонстрируется возможность применения знаний в нестандартной ситуации.
- Проводится самостоятельная работа по алгоритму:
– напиши то, что ты узнал по данному вопросу (воспроизведение);
– ответь на вопрос (осмысление);
– выполни задание по образцу (умения и навыки);
– выполни задание в новой ситуации (перенос).
Критерии.
Выполнено заданий | Оценка | Уровень |
1,2 | 3 | I |
+3 | 4 | II |
+4 | 5 | III |
Дает возможность формировать первичные уровневые группы.
Диагностика обученности
Проводится с целью определения реально усвоенных знаний, умений, навыков и способов действий.
Тест для определения пяти уровней обученности:
1. Сравни, выбери, найди, сопоставь. | I различение |
2. Воспроизведи, напиши, закончи, продолжи... | II запоминание |
3. Отчего, почему, зачем, в связи с чем? Установи причинно-следственную связь, обобщи, найди главное. | III понимание |
4. Выполни по образцу, по формуле, сопоставь, определи закономерность, свойство... | IV умений, навыков |
5. Придумай, докажи, выведи, спроектируй, исследуй, составь, разыграй... | V перенос |
Задание дают ученику по выбору.
Критерии.
Выполнено заданий | Оценка | Уровень познания |
1,2 | 3 | репродуктивный |
2, 3, 4 | 4 | конструктивный |
4, 5 | 5 | творческий |
Диагностика показывает положительную динамику изменения процентного состава уровневых групп от 2 до 20% в зависимости от внешней дифференциации классов.
Диагностика мотивации деятельности учащихся на уроке
Позволяет выявить уровни мотивации деятельности и наметить пути по формированию условий, способствующих его повышению.
Методы исследования: анкетирование, наблюдение.
Задание: Ответьте на вопросы анкеты, соответствующие баллам:
2 – всегда, 1 – никогда, 0 – никогда.
Отношение | Баллы | |
I. Ситуативный интерес. | 1. Проявляю интерес к отдельным фактам. | |
II. Учение по необходимости. | 2. Стараюсь добросовестно выполнять программу. | |
III. Интерес к предмету. | 3. Получаю интеллектуальное удовольствие от решения
проблем, вопросов и задач. 4. Проявляю интерес к обобщениям и законам. |
|
IV. Повышенный познавательный интерес. | 5. Мне интересны не только знания, но и способы их
получения. 6. Испытываю интерес к самообразованию. |
Обработка результатов:
1. Средний балл для каждого ученика
Средний балл = Сумма баллов / 6
2. Средний балл в уровневой группе
Средний балл = Сумма средних балов группы / число анкетируемых
3. Построение графика "Уровень сформированности мотивации учебной деятельности"
Средний балл
4. Выявление оценки тенденции уровня
больше 85 % – оптимальный уровень
65-84 % – достаточный
40-64 % – низкий.
5. Предлагаемые меры по регулированию и коррекции.
Приемы развития мотивации:
- разноуровневые цели мотивации;
- пояснение поставленных задач учащимися;
- создание занимательных ситуаций с помощью химических загадок, кроссвордов, пословиц и др.;
- создание проблемных ситуаций с помощью познавательных, исследовательских задач;
- использование системы творческих задач на протяжении изучаемой темы;
- определение практической значимости изучения научного факта и т.д.
Технология организации опроса по алгоритму
Цель: создание условий для посильного участия каждого учащегося в диалоге на уроке, способствующих оперативной организации делового общения, обеспечивающих актуализацию необходимых знаний в условиях активизации внимания и деятельности учащихся.
Алгоритмы устных опросов разнообразны.
1. Алгоритм работы с химическими понятиями
- Каждый ученик ведет химический словарь.
- В качестве домашнего задания дается работа по самостоятельному определению незнакомых понятий.
- На доске (экране, магнитной доске, плакате) дается пронумерованный перечень химических понятий.
- Задание для учащихся: дать им определения.
- Ответ может передаваться от одного ученика к другому.
- Оценка выставляется не за единственный ответ, а за ряд ответов ученика (непременно за разные виды работ!) на одном или нескольких уроках.
Пример: Перечень понятий на уроке "Циклопарафины".
Задание. Дайте определение понятиям:
- гомологи;
- гомологическая разность;
- изомерия;
- изомеры;
- относительная электроотрицательность;
- ковалентная связь;
- валентный угол;
- катализатор.
Результат.
- В своих ответах учащиеся правильно используют химическую терминологию.
- Задания этого типа не требуют от ученика дополнительных разъяснений. Они обеспечивают быстрое включение учащихся в работу, предполагая использование ими широкого круга интеллектуальных действий.
- Этот прием позволяет учащимся много говорить вслух, заниматься самоконтролем и коррекцией своих знаний (слушая ответы товарищей или используя специально составляемый словарь)
- Такой подход требует от учащихся постоянной активности и готовности, но устраняет излишнее эмоциональное напряжение (неудачный ответ не грозит непременным следствием в виде неудовлетворительной отметки), но требует мобилизации внимания и знаний для дальнейшей работы.
- Эффективность использования опроса по алгоритму возрастает при постоянном кратковременном его использовании, обеспечивая быстрое включение учащихся в урок, прекрасно заменяя оргмомент, предотвращая потерю 2–3 минут в начале урока.
- За 3–4 минуты устный ответ дают 3-8 учащихся. Учитель имеет время,
чтобы собрать мысли и настроится на благоприятное общение именно с этим классом.
2. Алгоритм составления характеристики вещества
Цель: выработка различных автоматизированных действий – навыков, для вьшолнения определенных умственных операций, образующих единый мыслительный процесс по составлению развернутых характеристик конкретных веществ и их классов.
Алгоритм действий.
- Учитель демонстрирует задание и называет соединение, которое с целями данного урока следует охарактеризовать.
- Вызванный учащийся отвечает, пользуясь планом ответа и перечнем основных реагентов. План ответа подсказывает необходимые речевые обороты. Перечень реагентов помогает анализировать возможности протекания химических реакций.
- 9 При ответе учащийся может использовать собственную таблицу,
- обобщающую сведения о составе, строении, свойствах и получении веществ различных классов.
- Учитель ведет опрос в быстром, жестком темпе, на характеристику одного соединения отводится не более трех минут.
- Ответ должен быть четким и кратким.
- Учитель может прервать ответ одного ученика и передать слово другому; учащиеся должны быть готовы исправить ошибки отвечающего.
- Оценка выставляется не за единичный ответ, а за ряд ответов ученика на одном или нескольких уроках.
Пример: Органическая химия (10 класс).
Задание. Установите принадлежность названного вещества к конкретному классу соединений и по плану охарактеризуйте особенности его состава, свойств и применение (таблица № 1), например циклобутана.
Таблица 1
Составление характеристики вещества
№ | Вещество | Возможные реагенты | План ответа |
1 | C4H10 | O2 | 1. Обосновать
принадлежность указанного соединения к определенному классу. 2. Охарактеризовать особенности строения молекул: тип гибридизации атомов углерода; 3. Назвать: основные химические свойства; способы получения; области |
2 | CH2 = CH –CH3 | H2 | |
3 | СН С – СН3 | Г2 | |
4 |
НГ НО2 |
||
5 | CH2 = CH – CH = CH2 | Na | |
6 | C6H6 | NaOH | |
7 | C6H5 –CH3 | Me(OH)n | |
8 | CH3 OH | HNO3 | |
9 | C2H5 – C |
H2SO4 R – COOH |
|
10 | C3H7 – C | R – OH |
Вызванный учащийся отвечает пользуясь планом ответа и перечнем основных реагентов. План ответа подсказывает необходимые речевые обороты: “циклобутан принадлежит к классу...”, “строение молекул характеризуется следующими особенностями” и т. д.
Результат.
- Работа с алгоритмом помогает учащимся мыслить общими категориями.
- Алгоритм делает процесс обучения управляемым, создаются условия выведения учащихся на уровень самоорганизации в учебной работе, что является положительным моментом на системности, обобщенности и действенности формируемых предметных знаний.
- Алгоритм снижает перегрузку учащихся, ускоряет овладение навыками, избавляет от ошибок при научении.
- Алгоритм формирует положительные мотивы обучения, позволяя индивидуализировать процесс обучения.
Трудоемкость.
- Для многих задач невозможно предусмотреть все условные операции.
- При сложных алгоритмах время, затраченное на их разработку не оправдывает себя.
- Использование символико-графического метода
Цель: посредством общепринятых опорных сигналов (опорные блоки, конспекты, схемы, таблицы, ксерокопии) помочь учащимся в усвоении учебного материала.
Использование схемы – конспекта в моей системе преподавания является целостной методической системой, которая решает следующие задачи:
- Определение значимости научных знаний как дальнейшего изучения науки, так и в практической жизни;
- Поддержание развития абстрактного мышления на основе общепринятых опорных сигналов
- Соблюдение логической связи научного материала основываясь на информации опорных блоков;
- Формирование эстетического восприятия зашифрованной информации и умение ее фиксировать и извлекать.
- Привлечение произвольного внимания в процесс постижения истины через интересную форму опорного блока, поиска ошибок, допущенных намеренно.
С каждым опорным блоком схемы – конспекта работа определена алгоритмом:
- рассказ учителя, схема – конспект как средство наглядности, т. е. сочетание логически – упорядоченных мнемонических опор;
- повторяет ученик, остальные слушают;
- схема – конспект закрывается, оформляется по памяти каждым учеником в рабочей тетради с простым карандашом;
- учащиеся работают в паре, проговаривая элементы схемы -конспекта друг другу;
- схема - конспект открывается, ребята сравнивают, исправляют ошибки, делают вывод;
- учитель переходит к новому опорному блоку, работа повторяется.
Использование простого карандаша дает возможность работать с опорными блоками дома.
- Читают материал учебника.
- Оформляют опорный блок цветными карандашами.
- Проговаривают.
Критерии оценки изложения схемы – конспекта могут быть:
"3" – соответствует уровню воспроизведения элементов и понятий схемы – конспекта;
"4" – соответствует уровню применения этих знаний, а так же последовательное аргументированное изложение материала схемы – конспекта;
"5" – соответствует уровню творческого применения знаний, логического изложения темы, составление вопросов по содержанию схемы – конспекта, письменное представление схемы – конспекта, письменное представление схемы – конспекта или своего варианта.
Результаты ответов обсуждаются с коллективом класса.
Опорные конспекты – средство закрепления знаний, основанное на творческом подходе к самостоятельному составлению конспекта по каждому классу органических соединений (10–11 класс).
Варианты использования опорных конспектов:
- учитель предлагает общую схему опорного конспекта и возможные опорные сигналы;
- учащиеся составляют опорный конспект самостоятельно после уроков – лекций, обсуждая и сравнивая, подходя к наиболее удачному из вариантов на уроках повторения и консультациях;
- опорный конспект учащиеся готовят на отдельных карточках и используют на зачетах.
Результат: использование опорных конспектов дает возможность систематизировать знания учащихся, развивать мышление, речь, зрительное восприятие, позволяет каждому учащемуся, работая в индивидуальном темпе, выразить свою конструктивную мысль, творчески себя реализовать.
Примерами моей методической системы работы с опорными конспектами могут служить опорные конспекты по темам:
- Коррозия металлов – приложение 1;
- Химические и физические свойства водорода – приложение 2;
- Кислород – приложение 3;
- Основные классы неорганических соединений – приложение 4;
- Круговорот воды в природе – приложение 5.