Формирование активной мыслительной деятельности и адаптационно-развивающего общения в обучении химии

Разделы: Химия, Администрирование школы


Теоретическая интерпретация

Сущность опыта в решении основных и. Одной из задач обучения, направленных на подготовку учащихся к жизнэтих задач является развитие и формирование активной мыслительной деятельности и учебно-познавательных способностей, направленных на улучшение эмоциональной сферы учебно-воспитательного процесса и обеспечение комфортности его участников, адаптацию каждого ученика в конкретных условиях обучения, развитие всех сфер личности учащихся, формирование адекватной самооценки и в целом повышение уровня продуктивности взаимодействия учителя и учащихся.

В этом я вижу актуальность моего опыта, чтобы ученик с моей помощью и личных способностей достиг своей вершины в познании, смог проявить свои силы и творчество, сформировать собственную систему восприятия и усвоения научных знаний.

Мой опыт определяет систему работы для учащихся 8–11-х классов. Систему работы со старшеклассниками я построила на более высоком качественном уровне, используя общепринятую в школе зачетную систему обучения.

Новизна заключается в сочетании разных приемов и методов обучения, позволяющих обеспечить ученику активную самостоятельную деятельность и перевести в режим самоуправления.

Перспективность, в свою очередь, я вижу в дальнейшем развитии и воплощении системы преподавания, с целью получения высоких результатов научных знаний. Систему формирования научного познания я направляю, прежде всего, на интеллектуальное и всестороннее развитие моих учеников, так как химическую науку мы изучаем, ни как главный и единственный предмет, а как часть целого цикла естествознания, постоянно обращаясь к уже имеющимся знаниям учеников по биологии, физике, географии, а также наукам обществознания.

В основе моей педагогической деятельности лежат как основные положения теории развивающего обучения Л.В. Занкова, а именно:

  • обучение на высоком уровне сложности, ориентация на сильных учеников, работа в зоне ближайшего развития;
  • ведущая роль теоретических знаний;
  • осознание школьником процесса учения;
  • общее развитие всех учащихся и систематическая работа над развитием каждого ребенка.

Так и некоторые идеи теории В.Ф. Шаталова "Учить всех, учить каждого".

впереди теория, работа по опорным конспектам: надежные помощники восприятия, запоминания и творчества – опорные сигналы, которые могут надежно работать только тогда, когда они станут обязательной частью целостной методической системы;

принцип равных условий, через создание на уроках обстановки всеобщего взаимоуважения, нравственного покоя и психологического комфорта.

Большое внимание уделяю теоретическим вопросам мотивации учения. Поддержание постоянного интереса к предмету на высоком уровне невозможно без активизации познавательной деятельности.

Научные знания учеников формирую через сочетание познавательного интереса и мотивационной потребности в этих знаниях.

Формирование научного познания я провожу на основе логического восприятия, как изучаемой темы в целом, так и каждого конкретного понятия. Я считаю, что ученик должен представлять – все в природе взаимосвязано. Каждое новое явление вытекает из предыдущего, в свою очередь давая жизнь последующему. Соответственно строится и наука, основываясь на философских законах. Незнание первоначальных понятий не позволит вынести последующее на уровень понимания. Хорошо усвоив это правило, мы вместе с учащимися пришли к выводу о необходимости использования на уроках следующих принципов:

"Не зубрежка, а понимание"
"Понимание на основе логического мышления"
"От простого к сложному"
"Познание истины через ошибки и сравнения"
"Творим на уроке"
"Учимся вместе, учишься сам, учишь другого"
"Достигай своей вершины"

Моей ведущей педагогической идеей является формирование научного познания на основе развивающего обучения, которую реализую через:

  • Обучение на основе логического восприятия. Выявление четкого алгоритма и актуальности изучаемого материала. Практика на основе теоретических знаний.
  • Поддержание высокого познавательного интереса к предмету на урочных и внеурочных занятиях.
  • Использование "опоры" при изучении, закреплении и контроле знаний.

"Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить." Ф.А. Дистервег.
Учить добывать знания и составлять логические цепочки из основных понятий.
"Исследуем, творим, изучаем и открываем вместе!" В различных проявлениях на уроках обычных и нетрадиционных.
"Ученик мой помощник! На основе сотрудничества, взаимопонимания, уважения и доверия."

Т. о. продуктивность заключается в возрастании интереса учащихся к предмету химии, в овладении ими более прочными знаниями и в формировании у учащихся учебно-познавательных умений: анализа и синтеза учебных знаний, навыков самоообразования и контроля. Увеличивается ежегодно число учащихся, поступающих в ВУЗы.

Трудоемкость заключается в формировании у ученика потребности к активной самостоятельной деятельности и потребности к самоуправлению, разработке дидактического материала, составлении алгоритмов действий.

Вовлечение учащихся в совместный труд учения.

Возможность применения: опыт может быть использован учителями предметниками общеобразовательных школ.

Система работы педагога

Состоит из следующих компонентов:

  1. Оптимальный отбор учебного и дидактического материала, методов и приемов обучения в соответствии с психическими особенностями учащихся каждой группы уровневои подготовки, нравственной атмосферой в классе и индивидуальных особенностей учащихся.
  2. Создание на уроке "комфортных" условий для каждого ученика через сочетание традиционных и нетрадиционных форм работы, через введение ученика в активную самостоятельную деятельность, в режим самоуправления.
  3. Перспективное планирование цикла уроков каждой темы с целью пропедевтики изучения нового материала, а так же перспективная подготовка учащихся к вводному уроку новой темы через составление вопросов к ней разного уровня сложности.
  4. Рефлексивный характер обучения: знание учащимися их собственных возможностей и результатов учения; предоставление учащимся права выбора содержания и форм образования; сочетание контроля учителя с само- и взаимоконтролем ученика; самостоятельная формулировка реальных и перспективных целей урока, текущих выводов и вопросов; комплексный подход к получению оценки, осознание ее качественной стороны.
  5. Оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных методов и форм организации активной мыслительной деятельности учащихся через методические приемы организации разноуровневой деятельности (репродуктивной; репродуктивно-продуктивной; продуктивно-творческой), включающей в себя:
    – опрос по алгоритму;
    – отработка содержания понятий с помощью простейшего моделирования объектов;
    – отработка содержания конкретных единичных понятий и их групп, а так же предметных умений с помощью материализованных основ (тренажерных карточек разных типов)
    – отработка навыков проведения химического эксперимента и
    – фиксирование его результатов.

Обеспечение посильного участия каждого учащегося в учебно-воспитательном процессе через фронтальные диалоги, организуемые для:

  • актуализаций знаний с целью подготовки к изучению нового;
  • выявление учащимися проблемной ситуации;
  • формирование познавательной задачи и ее разрешения;
  • внутри- и межпредметной интеграции знаний учащихся;
  • обсуждение способов решения познавательных задач;
  • анализа наблюдений, выполненных по ходу химического эксперимента;
  • анализа содержания различных средств наглядности;
  • моделирования изучаемых объектов;
  • материализации умственных действий средствами химической символики и графики;
  • диалоги в малых группах, организуемые для: обсуждения проблем; подготовки сообщений, вопросов, презентаций изучаемых объектов; отработки, закрепления пройденного;
  • дидактические игры.

Принцип педагогической деятельности

  1. Принцип гуманизации обучения. (Восприятие ученика как личности, как равноправного участника процесса обучения. Предоставление права свободы выбора каждым учеником сферы творческих усилий.)
  2. Принцип природосообразности. (Учет писхофизеологических особенностей учащихся, изучение индивидуально-личностных свойств школьника, опора на зону ближайшего развития ребенка.)
  3. Принцип дифференциации учебного процесса. (Создание системы обучения, которая бы удовлетворяла образовательные потребности каждого учащегося в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями с целью создания условий в максимальной степени способствующих развитию каждого ученика)
  4. Принцип активизации учебного процесса. (Оптимальное сочетание разнообразных методов обучения, обеспечивающих активное участие учащихся в учебном процессе, их сознательное усвоение знаний и развитие самостоятельности в обучении.)
  5. Системный характер организации научно-познавательной деятельности учащихся. (Комплексное рассмотрение явлений и закономерностей, учет факторов, определяющих их состояние и тенденции развития).

Логика развития мыслительной деятельности у учащихся в процессе изучения химии

Изучаемая информация.

I. Чувствительный опыт (восприятие истины)

Представления (схемы, карты, блоки, опорные конспекты, планы)

II. Репродуктивная деятельность. Знания и репродуктивные умения:

  • различение;
  • запоминание;
  • понимание;
  • выполнение задания по образцу.

III. Конструктивная деятельность. Знания, умения, навыки.

Выполнение заданий в сходной ситуации, с усложняющими элементами, с новыми условиями.

IV. Учебная творческая деятельность.

Выполнение заданий, применяемых в новой, нестандартной ситуации. Умение делать перенос.

Убеждение и творческое применение системы знаний, умений, навыков.

V. Научная творческая деятельность.

Исследовательские задания, работа с научно-популярной литературой.

Коррекция ЗУНов.

Диагностика обучаемости

Поводится педагогом с целью определения восприимчивости учеников к обучению химию.

Обучаемость является изменчивым показателем и определяется несколько раз.

Алгоритм определения

  1. Учителем выбирается новый учебный материал небольшого объема – 10 мин.
  2. Для усвоения новой информации проводится предварительное повторение.
  3. Новый материал излагается учителем.
  4. Демонстрируется возможность применения знаний в подобной ситуации.
  5. Демонстрируется возможность применения знаний в нестандартной ситуации.
  6. Проводится самостоятельная работа по алгоритму:
    – напиши то, что ты узнал по данному вопросу (воспроизведение);
    – ответь на вопрос (осмысление);
    – выполни задание по образцу (умения и навыки);
    – выполни задание в новой ситуации (перенос).

Критерии.

Выполнено заданий Оценка Уровень
1,2 3 I
+3 4 II
+4 5 III

Дает возможность формировать первичные уровневые группы.

Диагностика обученности

Проводится с целью определения реально усвоенных знаний, умений, навыков и способов действий.

Тест для определения пяти уровней обученности:

1. Сравни, выбери, найди, сопоставь. I различение
2. Воспроизведи, напиши, закончи, продолжи... II запоминание
3. Отчего, почему, зачем, в связи с чем? Установи причинно-следственную связь, обобщи, найди главное. III понимание
4. Выполни по образцу, по формуле, сопоставь, определи закономерность, свойство... IV умений, навыков
5. Придумай, докажи, выведи, спроектируй, исследуй, составь, разыграй... V перенос

Задание дают ученику по выбору.

Критерии.

Выполнено заданий Оценка Уровень познания
1,2 3 репродуктивный
2, 3, 4 4 конструктивный
4, 5 5 творческий

Диагностика показывает положительную динамику изменения процентного состава уровневых групп от 2 до 20% в зависимости от внешней дифференциации классов.

Диагностика мотивации деятельности учащихся на уроке

Позволяет выявить уровни мотивации деятельности и наметить пути по формированию условий, способствующих его повышению.

Методы исследования: анкетирование, наблюдение.

Задание: Ответьте на вопросы анкеты, соответствующие баллам:

2 – всегда, 1 – никогда, 0 – никогда.

Отношение   Баллы
I. Ситуативный интерес. 1. Проявляю интерес к отдельным фактам.  
II. Учение по необходимости. 2. Стараюсь добросовестно выполнять программу.  
III. Интерес к предмету. 3. Получаю интеллектуальное удовольствие от решения проблем, вопросов и задач.
4. Проявляю интерес к обобщениям и законам.
 
IV. Повышенный познавательный интерес. 5. Мне интересны не только знания, но и способы их получения.
6. Испытываю интерес к самообразованию.
 

Обработка результатов:

1. Средний балл для каждого ученика

Средний балл = Сумма баллов / 6

2. Средний балл в уровневой группе

Средний балл = Сумма средних балов группы / число анкетируемых

3. Построение графика "Уровень сформированности мотивации учебной деятельности"

Средний балл

4. Выявление оценки тенденции уровня

больше 85 % – оптимальный уровень

65-84 % – достаточный

40-64 % – низкий.

5. Предлагаемые меры по регулированию и коррекции.

Приемы развития мотивации:

  • разноуровневые цели мотивации;
  • пояснение поставленных задач учащимися;
  • создание занимательных ситуаций с помощью химических загадок, кроссвордов, пословиц и др.;
  • создание проблемных ситуаций с помощью познавательных, исследовательских задач;
  • использование системы творческих задач на протяжении изучаемой темы;
  • определение практической значимости изучения научного факта и т.д.

Технология организации опроса по алгоритму

Цель: создание условий для посильного участия каждого учащегося в диалоге на уроке, способствующих оперативной организации делового общения, обеспечивающих актуализацию необходимых знаний в условиях активизации внимания и деятельности учащихся.

Алгоритмы устных опросов разнообразны.

1. Алгоритм работы с химическими понятиями

  1. Каждый ученик ведет химический словарь.
  2. В качестве домашнего задания дается работа по самостоятельному определению незнакомых понятий.
  3. На доске (экране, магнитной доске, плакате) дается пронумерованный перечень химических понятий.
  4. Задание для учащихся: дать им определения.
  5. Ответ может передаваться от одного ученика к другому.
  6. Оценка выставляется не за единственный ответ, а за ряд ответов ученика (непременно за разные виды работ!) на одном или нескольких уроках.

Пример: Перечень понятий на уроке "Циклопарафины".

Задание. Дайте определение понятиям:

  • гомологи;
  • гомологическая разность;
  • изомерия;
  • изомеры;
  • относительная электроотрицательность;
  • ковалентная связь;
  • валентный угол;
  • катализатор.

Результат.

  1. В своих ответах учащиеся правильно используют химическую терминологию.
  2. Задания этого типа не требуют от ученика дополнительных разъяснений. Они обеспечивают быстрое включение учащихся в работу, предполагая использование ими широкого круга интеллектуальных действий.
  3. Этот прием позволяет учащимся много говорить вслух, заниматься самоконтролем и коррекцией своих знаний (слушая ответы товарищей или используя специально составляемый словарь)
  4. Такой подход требует от учащихся постоянной активности и готовности, но устраняет излишнее эмоциональное напряжение (неудачный ответ не грозит непременным следствием в виде неудовлетворительной отметки), но требует мобилизации внимания и знаний для дальнейшей работы.
  5. Эффективность использования опроса по алгоритму возрастает при постоянном кратковременном его использовании, обеспечивая быстрое включение учащихся в урок, прекрасно заменяя оргмомент, предотвращая потерю 2–3 минут в начале урока.
  6. За 3–4 минуты устный ответ дают 3-8 учащихся. Учитель имеет время,
    чтобы собрать мысли и настроится на благоприятное общение именно с этим классом.

2. Алгоритм составления характеристики вещества

Цель: выработка различных автоматизированных действий – навыков, для вьшолнения определенных умственных операций, образующих единый мыслительный процесс по составлению развернутых характеристик конкретных веществ и их классов.

Алгоритм действий.

  1. Учитель демонстрирует задание и называет соединение, которое с целями данного урока следует охарактеризовать.
  2. Вызванный учащийся отвечает, пользуясь планом ответа и перечнем основных реагентов. План ответа подсказывает необходимые речевые обороты. Перечень реагентов помогает анализировать возможности протекания химических реакций.
  3. 9 При ответе учащийся может использовать собственную таблицу,
  4. обобщающую сведения о составе, строении, свойствах и получении веществ различных классов.
  5. Учитель ведет опрос в быстром, жестком темпе, на характеристику одного соединения отводится не более трех минут.
  6. Ответ должен быть четким и кратким.
  7. Учитель может прервать ответ одного ученика и передать слово другому; учащиеся должны быть готовы исправить ошибки отвечающего.
  8. Оценка выставляется не за единичный ответ, а за ряд ответов ученика на одном или нескольких уроках.

Пример: Органическая химия (10 класс).

Задание. Установите принадлежность названного вещества к конкретному классу соединений и по плану охарактеризуйте особенности его состава, свойств и применение (таблица № 1), например циклобутана.

Таблица 1

Составление характеристики вещества

Вещество Возможные реагенты План ответа
1 C4H10 O2 1. Обосновать принадлежность указанного соединения к определенному
классу.

2. Охарактеризовать особенности строения молекул:

тип гибридизации атомов углерода;
характер химических связей;
функциональные группы.

3. Назвать: основные химические свойства; способы получения; области
применения.

2 CH2 = CH –CH3 H2
3 СН С – СН3 Г2
4 НГ

НО2

5 CH2 = CH – CH = CH2 Na
6 C6H6 NaOH
7 C6H5 –CH3 Me(OH)n
8 CH3 OH HNO3
9 C2H5 – C H2SO4

R – COOH

10 C3H7 – C R – OH

Вызванный учащийся отвечает пользуясь планом ответа и перечнем основных реагентов. План ответа подсказывает необходимые речевые обороты: “циклобутан принадлежит к классу...”, “строение молекул характеризуется следующими особенностями” и т. д.

Результат.

  1. Работа с алгоритмом помогает учащимся мыслить общими категориями.
  2. Алгоритм делает процесс обучения управляемым, создаются условия выведения учащихся на уровень самоорганизации в учебной работе, что является положительным моментом на системности, обобщенности и действенности формируемых предметных знаний.
  3. Алгоритм снижает перегрузку учащихся, ускоряет овладение навыками, избавляет от ошибок при научении.
  4. Алгоритм формирует положительные мотивы обучения, позволяя индивидуализировать процесс обучения.

Трудоемкость.

  1. Для многих задач невозможно предусмотреть все условные операции.
  2. При сложных алгоритмах время, затраченное на их разработку не оправдывает себя.
  3. Использование символико-графического метода

Цель: посредством общепринятых опорных сигналов (опорные блоки, конспекты, схемы, таблицы, ксерокопии) помочь учащимся в усвоении учебного материала.

Использование схемы – конспекта в моей системе преподавания является целостной методической системой, которая решает следующие задачи:

  1. Определение значимости научных знаний как дальнейшего изучения науки, так и в практической жизни;
  2. Поддержание развития абстрактного мышления на основе общепринятых опорных сигналов
  3. Соблюдение логической связи научного материала основываясь на информации опорных блоков;
  4. Формирование эстетического восприятия зашифрованной информации и умение ее фиксировать и извлекать.
  5. Привлечение произвольного внимания в процесс постижения истины через интересную форму опорного блока, поиска ошибок, допущенных намеренно.

С каждым опорным блоком схемы – конспекта работа определена алгоритмом:

  • рассказ учителя, схема – конспект как средство наглядности, т. е. сочетание логически – упорядоченных мнемонических опор;
  • повторяет ученик, остальные слушают;
  • схема – конспект закрывается, оформляется по памяти каждым учеником в рабочей тетради с простым карандашом;
  • учащиеся работают в паре, проговаривая элементы схемы -конспекта друг другу;
  • схема - конспект открывается, ребята сравнивают, исправляют ошибки, делают вывод;
  • учитель переходит к новому опорному блоку, работа повторяется.

Использование простого карандаша дает возможность работать с опорными блоками дома.

  1. Читают материал учебника.
  2. Оформляют опорный блок цветными карандашами.
  3. Проговаривают.

Критерии оценки изложения схемы – конспекта могут быть:

"3" – соответствует уровню воспроизведения элементов и понятий схемы – конспекта;

"4" – соответствует уровню применения этих знаний, а так же последовательное аргументированное изложение материала схемы – конспекта;

"5" – соответствует уровню творческого применения знаний, логического изложения темы, составление вопросов по содержанию схемы – конспекта, письменное представление схемы – конспекта, письменное представление схемы – конспекта или своего варианта.

Результаты ответов обсуждаются с коллективом класса.

Опорные конспекты – средство закрепления знаний, основанное на творческом подходе к самостоятельному составлению конспекта по каждому классу органических соединений (10–11 класс).

Варианты использования опорных конспектов:

  • учитель предлагает общую схему опорного конспекта и возможные опорные сигналы;
  • учащиеся составляют опорный конспект самостоятельно после уроков – лекций, обсуждая и сравнивая, подходя к наиболее удачному из вариантов на уроках повторения и консультациях;
  • опорный конспект учащиеся готовят на отдельных карточках и используют на зачетах.

Результат: использование опорных конспектов дает возможность систематизировать знания учащихся, развивать мышление, речь, зрительное восприятие, позволяет каждому учащемуся, работая в индивидуальном темпе, выразить свою конструктивную мысль, творчески себя реализовать.

Примерами моей методической системы работы с опорными конспектами могут служить опорные конспекты по темам:

  • Коррозия металлов – приложение 1;
  • Химические и физические свойства водорода – приложение 2;
  • Кислород – приложение 3;
  • Основные классы неорганических соединений – приложение 4;
  • Круговорот воды в природе – приложение 5.

Приложение 1,
Приложение 2