Цель:
1) Познакомиться с родственными словами, их существенными признаками.
2) Упражнения в подборе родственных слов
3) Воспитать внимание к слову, развить речь детей, творческие способности детей.
I. Вводная часть.
Сегодня на урок к нам пришел гость
Сидит на окошке кошка,
И хвост, как у кошки,
И нос, как у кошки,
И уши, как у кошки
А не кошка? (КОТ)
II. Задание кота Кузи.
– Зовут его Кузя. – Какой он? (Пушистый, красивый, полосатый.)
– Он так торопился к нам, так спешил, и вот что из этого получилось.
Разве можно без улыбки. – Быстро Кузе помогайте
Видеть Кузины ошибки. – Все ошибки исправляйте
На доске.
Налител я на сугроп
И расшиб себе я лоп,
Очень болно и обидно,
Глас под шышкою не видно.
– Самостоятельно спишите стихотворение правильно!
– Как проверим согласные? (Ты согласный проверяй – рядом гласный подставляй.)
– Найдите слова с безударной гласной. (Налетел, безударный гласный – очень опасный, чтобы не было сомненья, ставь его под ударенье.)
– Назови слово, которое нельзя перенести (лоб, глаз, очень).
III. Словарная работа.
– Кузя потерял что-то, когда спешил.
– Поможем ему найти пропажу, если прочитаем зашифрованное словоД. Это слово сапоги.
У. Что такое сапоги?
Д. Сапоги – это обувь.
У. Верно, но туфли, калоши, кроссовки – это тоже обувь. Чем они отличаются?
Д. Сапоги – это высокая обувь, а туфли, калоши, кроссовки – низкая.
У. Из какого материала шьют сапоги?
Д. Сапоги шьют из кожи, резины и другого материала.
У. Дайте полное определение: что такое сапоги?
Д. Сапоги – это высокая обувь из кожи, резины или другого материала.
У. Слово сапоги – древнерусское. У ученых нет единого мнения, от какого слова оно образовалось. Одни считают, что от слова соп – печная труба, так как сапоги напоминают ее по форме; другие – от слова сапати, т.е. сопеть, скрипеть, так как при ходьбе обувь обычно поскрипывает. Вторая точка зрения считается более убедительной.
Произнесите слово сапоги по слогам, определите ударный.
Д. Ударный слог третий.
– Когда так говорят (объясни).
На доске.
Сапоги каши просят, быть под сапогом, два сапога пара.
– Как связаны кот и сапог? (Сказка “Кот в сапогах”.)
IV. Физкультминутка.
На окошке кот и кошка
Рано утром просыпались,
Полотенцем растирались.
Ручками похлопали,
Ножками потопали.
Вправо, влево наклонялись.
И обратно возвращались.
Вот здоровье в чем секрет,
Вам друзьям – физкультпривет!
V. Родственные слова.
– Что любит Кузя? (Рыбу.)
– Маленькая рыба (рыбешка, рыбка).
– Большая рыба (рыбина).
– Человек, который ловит рыбу (рыбак).
– Ловить рыбу? Что делать? (Рыбачить.)
– Прочитайте эти слова.
– Эти слова близки по значению? (Да.)
– Что у них еще общее? (Везде есть рыб.)
– Слова, которые имеют общую часть и близкие по значению называются родственными.
– Чтобы Кузя не огорчался, давайте подберем семью родственных слов для слова КОТ. (Кот, коток, котик, котенок, котище.)
– Какое слово требует проверки? Почему? (Безударные гласные.)
– Какое слово является проверочным? (Кот, котик.)
– Почему они родственные?
VI. Работа по учебнику. Распознавание родственных слов. (Стр. 111–112.)
1-й в. – стихотворение “Мама купила белила”.
2-й в. – стихотворение “Красили мы красили”.
– Читаем 1-й в., затем 2-й в.
– На карточке, подчеркнуть родственные слова.
– Проверка. – Почему эти слова – родственные?
VII. Творческая работа.
– Такие стихи сочинять совсем нетрудно.
– Слова – родственники – похожи, их легко рифмовать!
Устно.
… шли
… зашли
… перешли
… пришли
VIII. Закрепление умений писать слова и предложения на изученные правила.
– Кузя заскучал
– Не пойти ли ему в гости? (Входит ворона: “Меня зовут Каркуша”.)
– Какая она? (Веселая, смешная, симпатичная, красивая, добрая.)
– В какой детской передаче вы с ней встречались? (“Спокойной ночи”.)
– С кем она дружит? (Филя, Степашка.)
Запись предложения на доске.
Каркуша и Степашка – друзья.
– Объясните орфографию
– Что вы знаете о вороне? (Птица крупная, сере – черного цвета, любит обитать вблизи жилья человека, зимует здесь.)
Ворона – зимующая птица.
– В каких произведениях вы встречались с вороной? (Сказки, басни.)
– Какая там она? (Глупая, смешная, нехитрая.)
Инсценировка басни “Ворона и Лисица”.
– Оставим наших друзей Кузю и Каркушу, пусть пообщаются, отдохнут, а нам пора заканчивать урок.
Итог. Оценки.