Урок русского языка по теме "Родственные слова". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель:

1) Познакомиться с родственными словами, их существенными признаками.

2) Упражнения в подборе родственных слов

3) Воспитать внимание к слову, развить речь детей, творческие способности детей.

I. Вводная часть.

Сегодня на урок к нам пришел гость

Сидит на окошке кошка,
И хвост, как у кошки,
И нос, как у кошки,
И уши, как у кошки
А не кошка? (КОТ)

II. Задание кота Кузи.

– Зовут его Кузя. – Какой он? (Пушистый, красивый, полосатый.)

– Он так торопился к нам, так спешил, и вот что из этого получилось.

Разве можно без улыбки. – Быстро Кузе помогайте
Видеть Кузины ошибки. – Все ошибки исправляйте

На доске.

Налител я на сугроп
И расшиб себе я лоп,
Очень болно и обидно,
Глас под шышкою не видно.

– Самостоятельно спишите стихотворение правильно!

– Как проверим согласные? (Ты согласный проверяй – рядом гласный подставляй.)

– Найдите слова с безударной гласной. (Налетел, безударный гласный – очень опасный, чтобы не было сомненья, ставь его под ударенье.)

– Назови слово, которое нельзя перенести (лоб, глаз, очень).

III. Словарная работа.

– Кузя потерял что-то, когда спешил.

– Поможем ему найти пропажу, если прочитаем зашифрованное слово

Д. Это слово сапоги.

У. Что такое сапоги?

Д. Сапоги – это обувь.

У. Верно, но туфли, калоши, кроссовки – это тоже обувь. Чем они отличаются?

Д. Сапоги – это высокая обувь, а туфли, калоши, кроссовки – низкая.

У. Из какого материала шьют сапоги?

Д. Сапоги шьют из кожи, резины и другого материала.

У. Дайте полное определение: что такое сапоги?

Д. Сапоги – это высокая обувь из кожи, резины или другого материала.

У. Слово сапоги – древнерусское. У ученых нет единого мнения, от какого слова оно образовалось. Одни считают, что от слова соп – печная труба, так как сапоги напоминают ее по форме; другие – от слова сапати, т.е. сопеть, скрипеть, так как при ходьбе обувь обычно поскрипывает. Вторая точка зрения считается более убедительной.

Произнесите слово сапоги по слогам, определите ударный.

Д. Ударный слог третий.

– Когда так говорят (объясни).

На доске.

Сапоги каши просят, быть под сапогом, два сапога пара.

– Как связаны кот и сапог? (Сказка “Кот в сапогах”.)

IV. Физкультминутка.

На окошке кот и кошка
Рано утром просыпались,
Полотенцем растирались.
Ручками похлопали,
Ножками потопали.
Вправо, влево наклонялись.
И обратно возвращались.
Вот здоровье в чем секрет,
Вам друзьям – физкультпривет!

V. Родственные слова.

– Что любит Кузя? (Рыбу.)

– Маленькая рыба (рыбешка, рыбка).

– Большая рыба (рыбина).

– Человек, который ловит рыбу (рыбак).

– Ловить рыбу? Что делать? (Рыбачить.)

– Прочитайте эти слова.

– Эти слова близки по значению? (Да.)

– Что у них еще общее? (Везде есть рыб.)

– Слова, которые имеют общую часть и близкие по значению называются родственными.

– Чтобы Кузя не огорчался, давайте подберем семью родственных слов для слова КОТ. (Кот, коток, котик, котенок, котище.)

– Какое слово требует проверки? Почему? (Безударные гласные.)

– Какое слово является проверочным? (Кот, котик.)

– Почему они родственные?

VI. Работа по учебнику. Распознавание родственных слов. (Стр. 111–112.)

1-й в. – стихотворение “Мама купила белила”.

2-й в. – стихотворение “Красили мы красили”.

– Читаем 1-й в., затем 2-й в.

– На карточке, подчеркнуть родственные слова.

– Проверка. – Почему эти слова – родственные?

VII. Творческая работа.

– Такие стихи сочинять совсем нетрудно.

– Слова – родственники – похожи, их легко рифмовать!

Устно.

… шли
… зашли
… перешли
… пришли

VIII. Закрепление умений писать слова и предложения на изученные правила.

– Кузя заскучал

– Не пойти ли ему в гости? (Входит ворона: “Меня зовут Каркуша”.)

– Какая она? (Веселая, смешная, симпатичная, красивая, добрая.)

– В какой детской передаче вы с ней встречались? (“Спокойной ночи”.)

– С кем она дружит? (Филя, Степашка.)

Запись предложения на доске.

Каркуша и Степашка – друзья.

– Объясните орфографию

– Что вы знаете о вороне? (Птица крупная, сере – черного цвета, любит обитать вблизи жилья человека, зимует здесь.)

Ворона – зимующая птица.

– В каких произведениях вы встречались с вороной? (Сказки, басни.)

– Какая там она? (Глупая, смешная, нехитрая.)

Инсценировка басни “Ворона и Лисица”.

– Оставим наших друзей Кузю и Каркушу, пусть пообщаются, отдохнут, а нам пора заканчивать урок.

Итог. Оценки.