Цели:
Образовательные: Расширить и углубить знания учащихся о внутренних водах и водных ресурсах. Дать представление о неравномерности распределения водных ресурсов на территории страны. Познакомить с новыми понятиями и номенклатурой географических названий по теме. Продолжить формирование общеучебных навыков (работа с картой и учебником).
Воспитательные: Воспитывать чувство прекрасного: любовь к природе, желание охранять ее; любовь к поэзии. Воспитывать патриотизм, через познание природы родного края. Обогащать речь школьников.
Развивающие:
- Развивать память, логическое мышление, творческие способности, самостоятельность.
- Способствовать активизации процесса обучения.
- Осуществлять уровневую дифференциацию знаний.
- Продолжать формирование у учащихся частично-поисковой познавательной деятельности.
- Развивать умение получать знания в измененных ситуациях.
Технология развивающего обучения
Тип урока: Изучение нового материала.
Формы проведения урока:
Повторение с учащимися уже известных и знакомство с новыми терминами и понятиями;
Беседа – проверка знаний учащихся и заполнение схемы о видах внутренних вод;
Практическая работа с использованием, карты по определению обозначению крупнейших рек России;
Самостоятельная работа учащихся с учебником, для формирования образа рек России, о влиянии рельефа и климата на реки.
Учебно-наглядный комплекс:
Физическая карта России – атлас, учебник, «Оценочные листы», мультимедиа.
Задачи на урок:
- Расширить и углубить знания о внутренних водах и водных ресурсах России.
- Познакомиться с новыми понятиями и номенклатурой географических названий по теме.
План изучения нового материала:
- Расширить и углубить знания о внутренних водах и водных ресурсах России.
- Познакомиться с новыми понятиями и номенклатурой географических названий по теме.
Ход урока
1. Организационный момент – 5 минут (Слайды 7, 8) (Приложение 1)
2. Актуализация знаний по теме: Климат и климатообразующие факторы.
- И.В. Воейков – это ученый, который... ?
- Климатообразующие факторы – ?
- Солнечная радиация – ?
- Деление солнечной радиации -?
- Воздушные массы – ? и 4 типа воздушных масс?
- Атмосферный фронт -?
- Атмосферный вихрь – , циклон -?
- Антициклон – ?
- Изотерма – ?, синоптическая карта-?
- Коэффициент увлажнения – ? Формула ?
- Испарение, испаряемость – ?
- Климатические пояса в России – какие есть?
Ученики работают с Оценочными листами (Приложение 2) в ходе урока и в конце выставляют себе оценки по тем критериям, которые приведены на этом листе.
Слово учителя. Роль воды (Слайды 9 и 10): Внутренние воды играют огромную роль в жизни и деятельности человека: без воды нет жизни. Вода – дар природы, драгоценный минерал. Русский ученый-климатолог А.И. Воейков называл реки «продуктом климата из водной оболочки» – гидросферы. На В.В. приходится всего 2% – это пресная чистая вода. Русский историк и ученый Василий Осипович Ключевский отмечал особую роль рек в жизни народа Руси, т.к. селились они по берегам рек и приносили людям только добро. По характеру поверхности и рельефу реки бывают: равнинные и горные. (слайды)
Б) Вспомним части реки (Слайд 11, 12) учитель рисует на доске или (по программе Point). Проблемный вопрос: Из чего же состоит река? (Вспоминаем курс 6-7 класса)
- Исток реки – это место начала реки, родника (смотри рисунок)
- Устье реки – это место впадает река
- Пойма – это часть речной долины которая затапливается во время половодья.
- Речная долина – это расстояние между берегом и руслом
- Приток впадая в главную реку другая река, становится ее притоком; бывают левый и правый (узнаем встав лицом к устью главной реки)
- Длина реки – это расстояние от истока до устья
- Речная система – это главная река с притоками
- Бассейн реки – участок поверхности Земли с которой река собирает воду, или питается.
- Водораздел реки – это граница между двумя речными системами
- Склон реки – это склоны – участки земной поверхности, ограничивающие долину с боков.
- Река – это поток воды, который течет по выработанному углублению, руслу.
- Режим реки – это питание (смешанное), паводок и половодье .
- Паводок – кратковременный подъем реки.
- Половодье ежегодный продолжительный подъем уровня воды.
Изучение новой темы (Слайды 13, 14, 15–21):
К внутренним водам России относят: реки, озера, болота, ледники, подземные воды, многолетнюю мерзлоту, искусственные водоемы.
Характеристики реки:
I. Длина реки.
- Самой длинной рекой России – считают – Объ с Иртышом (5410 км)
- Самая полноводная река – Енисей (6 т. км)
- Река Амур длина 4440 км
- Лена – 4400 км
- Волга – 3530 км
II. Площадь водосборного бассейна. Реки нашей страны относят к бассейну 3 океанов и внутренней бессточной области.
На бассейн Северного Ледовитого океана приходится самая большая площадь водосбора рек, примерно 75%, а вот на Атлантический океан приходится 5%, на Тихий океан примерно 20%;
- 1 место – по площади водосборного бассейна принадлежит Оби, площадь его бассейна составляет – 3 млн.км.кв.
- 2 место – Лена и Енисей – 2,5 млн.км.кв.
- Амур на 3 месте – 1,8 млн.км.кв.
- У Волги – 1,38 млн.км.кв.
III. Годовой сток – объем воды, протекающий через реку за один год. На 1 месте по годовому стоку – Енисей-600 км.куб., на 2 месте – Лена – 488 км.куб, Объ – 400км.куб, Амур – 350 км.куб, у Волги – 250 км.куб.
Характер течения рек определяется
- По территории, или подстилающей поверхности по которому она протекает: горная и равнинная
- Падение и уклон реки.
Падение реки – это разница между абсолютными высотами истока и устья реки. Находится по формуле: Hи – Hу = Пр(м)
Уклон реки – это Пр: Др = м\км
Пример: Определяем Падение реки Волги. Высота истока = 300м, высота устья – 28 м. 300 – (-28) = 328 м.
Физкультпауза
На раз – всем дружно присесть, на два – подняли руки вверх, на три – носки свои достать и за парты сесть опять.
Работа с атласами и физической картой. Определение и вычисление Падения и Уклона рек: Лены, Ангары, Нивы. Статистическая работа в тетрадях по вычислению Падения и Уклона рек. (Слайды 22 – 25)
Работа в тетрадях. Записи основных терминов по изученной теме.
Главными компонентами влияющими на воды является КЛИМАТ и РЕЛЬЕФ.
На реки влияет климат. Он определяет характер питания реки( источниками питания является: дождевое, снеговое, ледниковое, грунтовое, смешанное, но в большинстве случаев, смешанное питание. Климат определяет и режим реки, то есть поведение реки в течение года: половодье, паводок, межень, ледостав. Реки России по режиму делятся на 3 группы:
А) Реки с весенним половодьем (эти реки имеют смешанное питание с преобладанием снегового) – Волга, Объ, Печора, весной – половодье;
Б) Реки с летним половодьем. Это реки текущие в муссонном климате, которые разливаются во время муссонных дождей.
В) Реки с паводковым режимом. Разливаются после дождей. Паводок – это внезапный непредсказуемый подъем уровня воды)( запас).
Работа рек: Эрозия и аккумуляция. Работа с учебным материалом, стр.116-117 – анализ. Эрозия – это разрушение горных пород под натиском энергии воды, преобладает в верхнем течении. Аккумуляция – отложение и накопление разрушенных горных пород. Твердый сток – твердые частицы минерального или органического материала переносимые текущими водами.
Закрепление нового материала. (тест) (Слайды 26–28)
1в. Главная река со своими притоками:
а. речная система, б. режим реки. в. бассейн реки
2в. Превышение истока над устьем, называется:
а. уклон реки, б. падение реки
3в. Место, где река берет начало, называется:
а.исток, б. устье
4в. Внезапный подъем уровня воды в реке:
а. паводок, б. половодье, в. наводнение.
5в. Объем воды, который протекает в русле реки за год:
а. твердый сток, б. годовой сток, в. расход воды
6в. Большинство рек России имеет питание:
а. дождевое, б. снеговое, в. ледниковое, г. смешанное
7в. Горной рекой является река:
а. Урал, б. Печора, в.Ока, г. Терек
8в. Самая многоводная река России
а. Лена, б. Волга, в. Енисей г. Амур
9в. Чем больше падение, тем:
а. больше скорость течения реки, б. больше годовой сток, в. больше площадь бассейна реки.
Домашняя работа.
- П. 23 читать, работа с контурными картами – отметить реки, которые были озвучены в ходе урока.
- Проставить оценки за ответы и участие на уроке.
- Работа с электронными журналами.
Составные части реки – справочный материал для учащихся (Приложение 3).