Цель: развивать умение употреблять большую букву в кличках животных, названиях сёл, деревень, городов. Научить отличать имена собственные от имен нарицательных.
Оборудование: интерактивная доска. На доске изображены животные разных пород.
Ход урока
1. Организационный момент.
Чтение стихотворения: «Прописная буква».
Учитель: Ребята, я хочу сегодня начать урок с маленького стихотворения.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя фамилия пишутся с ней,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
(Е. Измайлов)
– Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?
– На уроке будем говорить о словах, которые пишутся с большой буквы.
2. Ознакомление со словами из словаря.
Учитель: С какими словами из словаря ознакомимся, вы узнаете, если отгадаете загадки.
Гладить – ласкается,
Дразнишь – кусается.
На цепи сидит,
Дом сторожит.
(Собака)
На лугу пасётся,
Вечером вернётся,
Замычит у ворот,
Молока принесёт.
(Корова)
Дети называют: собака, корова.
На интерактивной доске изображено слово С.БАКА с пропущенной буквой.
Дети произносят это слово. Определяют ударение. Ударный слог [а].
Учитель: сколько слогов в этом слове?
– 3 слога.
– На какой слог падает ударение?
– На второй слог.
Учитель: Правописание данного слова надо запомнить. Слово собака пишется с буквой О.
На интерактивной доске также изображены разные породы собак: овчарка, колли, пудель, дог.
Учитель: Кто изображен на доске?
– Собаки.
– Что у них общее?
– Четыре лапы, туловище, голова, хвост, все покрыты шерстью, у всех этих животных одно название – собаки.
– Чем они отличаются?
– Размером и формой тела, у них разный окрас, они разной породы.
– Но все эти животные называются одним словом.
– Собаки.
– Чем они еще могут отличаться?
– У них разные клички.
– Придумайте каждой собаке кличку.
– Дружок, Верный, Черныш, Звездочка.
– Вспомните, с какой буквы пишутся клички животных, породы собак?
– Клички животных пишутся с заглавной буквы, а названия пород с маленькой буквы.
– Придумайте клички собакам и запишите их. Обоснуйте свой выбор.
3. Проверка задания.
1 ученик: Овчарка Гром. Вид у овчарки грозный, поэтому я дал ей такую кличку.
2 ученик: Пудель Пушок. Шерсть у собаки пушистая, поэтому я дал такую кличку.
3 ученик: Дог Богатырь. Из-за своих больших размеров я придумал эту кличку.
4 ученик: Колли Звёздочка. На лбу у собаки есть пятнышко, очень похожее на звёздочку, поэтому я придумала эту кличку.
На интерактивной доске изображено слово К.РОВА с пропущенной буквой.
Дети произносят это слово, определяют ударение (ударный звук [о]).
Учитель: Сколько слогов в этом слове?
- 3 слога.
– На какой слог падает ударение?
– На второй слог.
– Найдите опасное место в этом слоге. (Гласная первого слога).
– Запомните, слово корова пишется с буквой О. Запишите это слово, поставьте ударение и подчеркните букву О в первом слоге.
На доске также изображены коровы разных пород. Дети называют, что является общим у этих животных и в чём отличия.
Учитель: Придумайте клички животным.
– Назовите их. Обоснуйте – почему вы им дали такие клички?
1 ученик: Корова Черныш. У этой коровы черный окрас, поэтому ее так решили назвать.
2 ученик: Корова Звёздочка. На лбу у нее белое пятнышко, которое очень похоже на звездочку.
3 ученик: Корова Зорька. Мне кажется, что она ласковая, нежная, как весенняя заря. Поэтому я решила дать ей такую кличку.
4. Взаимопроверка тетрадей.
Работа по учебнику. Упражнение 44 на странице 24 [1].
Учитель: прочитайте диалог Дяди Федора и кота. Пусть один из вас выступит в роли Матроскина, а другой в роли мальчика. (Дети читают текст по ролям).
Учитель: Какую фамилию дал коту Дядя Федор?
Дети: Матроскин.
– Почему фамилия коту понравилась?
– Коту понравилась фамилия, потому что она и морская и серьезная.
– Запишите фамилию кота в тетрадь.
Задание ученикам: закончить предложение. Напишите правильно свою фамилию. С какой буквы вы будете писать? Фамилии людей пишутся с большой буквы.
5. Проверка задания.
Наблюдение над правописанием имен собственных. (Рабочая тетрадь, упражнение 7 на странице 15 [2] ). В задании дано предложение: «Коля и Поля собирали цветы в поле».
Учитель: Почему одно из выделенных слов написано с заглавной буквы, а другое со строчной? Объясните.
Ученики: Одно из выделенных слов Поля является именем девочки, поэтому пишется с заглавной буквы. Второе слово поле – не является именем собственным, поэтому пишется со строчной буквы.)
Ученики записывают предложение в тетради.
Учитель: Какой вывод можно сделать? Фамилии и имена людей пишутся с большой буквы.
6. Физкультминутка.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой,
Мы руки поднимаем
И кружимся потом.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки разведем
И побежим кругом.
7. Закрепление. Работа над правилом.
В учебнике на странице 23 [1]:
Учитель: Прочитайте правило. Что такое имена собственные? Имена собственные – это имена, отчества, фамилии людей и клички животных.
– А как вы думаете, есть ли еще другие имена собственные?
– Да, есть еще другие имена собственные. Это название городов, сел, рек, морей.
Учитель: В рабочей тетради на странице 18 выполните задание 12 [2]. Впишите в клеточки названия городов России. Прочитайте слово, которое получилось по вертикали. Запишите его. С какой буквы надо писать это слово? (Приложение 1)
– Слово Москва надо писать с заглавной буквы.
– В России много больших и красивых городов. Москва – главный город страны.
8. Итог урока.
Учитель: Что такое имена собственные? Как они пишутся?
Ученики: Имена собственные – это имена, отчества, фамилии людей и клички животных, названия городов, рек, озер, морей.
Литература:
- Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Учебник «Русский язык» М.: «Просвещение», 2011.
- Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Рабочая тетрадь по русскому языку М.: «Просвещение», 2011.