Цели:
Коррекционно-образовательные:
- вырабатывать четкую дифференциацию звуков и букв З и С,ЗЬ и СЬ;
- совершенствовать словообразовательные процессы путем образования относительных прилагательных;
- продолжать формировать умения и навыки выделения звуков в слогах, словах, предложениях;
- закреплять правописание парных согласных в словах;
- совершенствовать умения анализировать предложения;
- закреплять навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов;
- активизировать и обогащать словарный запас антонимами;
Коррекционно-развивающие:
- развивать мелкую, артикуляционную, общую моторику;
- развивать внимание, память, мышление;
- развивать творческое воображение, подражательность;
- совершенствовать пространственные представления;
- закрепить правильное произношение свистящих звуков;
- формировать коммуникативную функцию речи;
- овладевать художественными и выразительными средствами языка;
Воспитательные:
- воспитывать самоконтроль за своей речью;
- воспитывать трудолюбие и самостоятельность при выполнении заданий;
- воспитывать любовь к родному языку;
Дидактические средства и оборудование:
ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация Microsoft PowerPoint 2007, фигурки героев сказки, зеркала, тетради, цветные карандаши, пластилин, карточки с заданиями.
Источники информации:
1. Лопухина И. Логопедия, СПб 1997 г.,
2. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Игры с пальчиками, М.2006 г.,
3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения, М.1989 г.
4. www.Google.ru
Содержание занятия выбрано в соответствии с опытом, уровнем знаний, умений и навыков детей 1 класса. Благодаря специфике детского возраста, материал легче усваивается в рамках сюжета сказки. В коррекционной работе с детьми я использую тексты русских народных сказок, которые позволяют мне решать одновременно несколько коррекционных задач: главную коррекционную задачу занятия, например, дифференциацию звуков и букв З и С и подготовку базы / по методу устного опережения/ для будущей работы над другими компонентами речевой системы: лексикой, грамматикой, связной речью.
Для достижения поставленных целей я построила занятие с применением технологии деятельностного метода. Использование ИКТ помогло включить детей в учебную деятельность на личностно значимом уровне за счет возникновения внутренней потребности к деятельности. Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный младшим школьникам. Движение, звук надолго привлекают внимание ребенка. При помощи компьютерной презентации закрепляем правильное выполнение артикуляционных упражнений, характеризуем звуки, обогащаем словарный запас путем подбора антонимов, закрепляем правописание парных согласных, анализируем предложения, развиваем внимание и память. Все задания объединяются сюжетом сказки.
Артикуляционные профили, используемые в презентации, отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствуют его характеристике, т.е. выполняют роль зрительных опор, что способствует развитию у детей собственных произносительных навыков. Речевой материал насыщен изучаемыми звуками, что развивает звуковое чутье у детей. В занятии используются задания, направленные на развитие звуко-слогового анализа и синтеза, лексико-грамматических средств языка, упражнения для развития мелкой моторики рук с музыкальным сопровождением и стихотворным текстом, т.е. “рассказывание” стихов с помощью пальцев рук. Динамическая пауза тесно связана с темой занятия. Музыка и ритмичные движения хорошо снимают усталость и в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. Учащиеся перевоплощаются в героев сказки, учатся входить в воображаемую игровую ситуацию, включаться в коллективную игру-драматизацию, выражать характерные особенности персонажа с помощью мимики, интонации голоса. Таким образом, развиваются воображение, творческая фантазия, отрабатываются выразительность речи и навыки коммуникативной деятельности.
При проведении занятия использую элементы здоровьесберегающих технологий: своевременную смену видов деятельности, дыхательную гимнастику, релаксационные упражнения, классическую музыку. Все это поддерживает эмоционально благоприятный фон на протяжении всего занятия, предупреждает утомление детей. Дети не осознанно достигали поставленные мной цели. Занятие построено с учетом индивидуальных возможностей и коррекционно-образовательных потребностей детей.
Ход занятия
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Наступил волшебный час! В гости сказка зовет нас!
Слайд 1, щелчок по значку динамика (звучит музыка)
Отгадаем героев нашей сказки:
Рыжая головка, хитрая плутовка. Хвост пушистый – краса, а зовут ее… (Лиса)
Слайд 2
Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки. Быстро угадай-ка, кто же это?.. (Зайка)
Слайд 2 , щелчок 1.
- Какие вы знаете сказки о Лисе и Зайце? Кто написал эти сказки? (Народ)
- Сегодня мы побываем в русской народной сказке “Лиса и Заяц”.
2. Артикуляционная гимнастика
- Но сначала нам нужно сделать гимнастику для язычка.
Слайд 3, (видео) (Дети выполняют упражнения перед зеркалами)
Упражнение “Вкусное варенье”
Слайд 4, двойной щелчок (видео)
Упражнение “Чистим зубки”
Слайд 5, двойной щелчок (видео)
Упражнение “Маляр”
Слайд 6, двойной щелчок (видео)
Упражнение “Лошадка”
Слайд 7, двойной щелчок (видео)
Упражнение “Орешек”
Слайд 8, двойной щелчок (видео)
Упражнение “Барабанщик”
3. Введение в тему
Выделение звуков З и С из слов.
- Назовите первый звук в слове заяц, третий звук в слове лиса.
Кто догадался, какие звуки мы будем сегодня учиться различать? (З и С)
Рассказывая и показывая сказку, мы будем закреплять умение различать звуки и буквы З и С.
4. Дифференциация звуков З и С
1. Дыхательная гимнастика.
Слайд 9
Упражнение “Спущенная шина”
(Дети делают глубокий вдох носом, на выдохе усиливая, а затем ослабляя, произносят звук /С/).
Слайд 10
Упражнение “Комар”
(Руки перед грудью, глубокий вдох – дети разводят руки в стороны, произнося звук /З/, соединяют руки, хлопая)
2. Сравнительная акустическая и артикуляционная характеристика звуков (по артикуляционным профилям)
Слайд 11
- Произнесем перед зеркалом звуки /З/, /С/ и скажем в чем сходство, а в чем различие в произношении этих звуков. (Контроль артикуляции рукой, артикуляционными профилями)
Слайд12 (Звук /С/ - согласный, глухой, твердый).
Слайд12, щелчок 1 (Звук /З/ - согласный, звонкий, твердый)
(Общее то, что звуки парные согласные, твердые, свистящие, а различие в том, что /З/ - звонкий, а звук /С/ - глухой).
- Все роли в сказке будете играть вы.
(Роли распределяются между учениками, которым выдаются соответствующие фигурки)
5. Дифференциация звуков З и С в словах
1. Фонематическая зарядка
Слайд 13
- Жили-были Лиса и Заяц. У Лисы была избушка ледяная, а у Зайца – лубяная (т.е.из дерева). Зимой все было хорошо. Лиса с зайцем жили дружно и любили играть в слова. Лиса называет слово со звуком /С/, а мы поможем Зайчику заменить звук /С/ на звук /З/:
Коса… (коза) Сайка… (зайка)
Суп … (зуб) Роса … (роза)
Сима… (зима) Сев … (зев)
Слить …(злить) (Дети помогают Зайцу изменять слова)
2. Подбор прилагательных.
- Пришла весна, у Лисы избушка и растаяла. Лиса попросилась к Зайчику.
(К доске выходят Лиса и Заяц)
Лиса: Пусти меня, зайчик к себе в избу погреться, а то моя избушка растаяла.
Заяц: Ну, что ж, лиса, заходи.
- Какие времена года упоминаются в сказке? (Зима, весна)
Слайд 14
- Какая бывает зима? А весна? (Снежная, морозная, теплая и т.д.)
- Назовите зимние месяцы (Декабрь, январь, февраль)
- Назовите весенние месяцы (Март, апрель, май)
3. Релаксационная пауза.
Слайд 14, щелчок по значку динамика (звуки природы)
- Представьте, что сейчас весна, протяните руки к солнышку. Вам тепло и приятно (расслабление).
- Спряталось солнце, сожмитесь в комочек, покажите, что вам холодно (напряжение). Опять засветило солнце (расслабление). И снова подул холодный ветер (напряжение).
4. Согласование относительных прилагательных с существительными.
Слайд 15
Подберем подходящие слова-признаки: “Утро (какое?), день (какой?), ночь (какая?)”
(Зимнее, весеннее, морозное, ветреное, зимний, ветреный, снежный, зимняя и т.д.)
- Добрый Заяц пустил Лису, а она зайца из избы и выгнала.
6. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Слайд16 (музыка Л. Бетховена “Сурок”)
Сидит зайка на опушке, поднимает зайка ушки.
Слышит: шорох раздается. За кустом лиса крадется.
Вот лиса раскрыла пасть. Как бы зайке не пропасть!
Зайка – скок, скок, скок. Прыгнул вбок – и наутек!
[1.]
(Дети делают пальчиковую гимнастику с речевым
сопровождением)
7. Дифференциация букв З и С в словах
- Сидит Зайчик под кустом и плачет, а мимо идет волк. (Выходят Волк и Заяц)
Слайд 16, щелчок 1.
Волк: О чем, Зайчик, плачешь?
Заяц: Как же мне не плакать? Была у Лисы избушка ледяная, а у меня лубяная. Пришла весна. У Лисы избушка растаяла. Она попросилась ко мне погреться, да меня же и выгнала.
В.: Не плачь, я Лису прогоню.
1. Соотнесение звука с буквой.
- Какими буквами обозначаются звуки /З/, /С/? На что они похожи? (На месяц, на змею)
Слайд 17
Слайд 18
2. Изображение букв пальцами рук
- Пальцы мы дугой согнули,
- Мы ладошку изогнем
Руку ловко изогнули. (Только левую притом).
Что такое? Посмотри – Что у нас за буква здесь?
Это снова цифра три? Ну, конечно, это С
Нет, дружок, на этот раз
Будет буква “З” у нас.
(Дети сгибают большие и указательные пальцы обеих рук, образуя два полукруга “З”.
А затем сгибают пальцы левой руки, изображая букву “С”).
[2]
Слайд 19
- Напишите буквы пальцем одной руки на ладони другой. (Прием дермолексии).
Вылепим буквы из пластилина
3.Звуко-буквенный и слоговой анализ слов. Подбор слов-антонимов.
- Лиса решила схитрить и просит Волка назвать слова - “наоборот”, с противоположным значением. Давайте поможем Волку. (Дети называют слова с противоположным значением и зашифровывают их, показывая место звука в слове)
Лето Зима З - 1
Добро Зло З - 1
Плач Смех С - 1
Сильный Слабый С - 1
Медленно Быстро С - 3
Горе Радость С - 5
- Подошел Волк к избе и говорит: (Выходят Лиса и Волк)
В.: Иди, лиса, вон!
Л.: Как выскочу! Как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам.
- Испугался волк и убежал.
Сидит Зайчик и плачет.
Идет мимо медведь. Давайте поможем ему развеселить зайчика и поиграем в игру “Измени слово”.
4. Правописание парных согласных.
- Измените слово так, чтобы после сомнительного согласного появился гласный.
Слайд 20 Вспомним правило: (парный в слове проверяй – рядом гласный подставляй!)
Слайд 21
гла… автобу… коло… та…
анана… арбу… ска…ка бере…ка
- На какие геометрические фигуры похожи буквы С и З?
Обведите синим карандашом букву С в кружок, а зеленым – букву З в прямоугольник.
(Дети называют пропущенную букву и записывают слова)
- Медведь спрашивает Зайца: (Выходят Медведь и Заяц)
Слайд 22
Медведь: О чем. Зайчик, плачешь?
Заяц: Как же мне не плакать? Была у Лисы избушка ледяная, а у меня лубяная. Пришла весна. У Лисы избушка растаяла. Она попросилась ко мне погреться, да меня же и выгнала.
М.: Не плачь, я Лису выгоню.
З.: Нет, не выгонишь. Волк гнал, гнал – не выгнал!
М.: а я выгоню!
8. Динамическая пауза
Слайд 22, щелчок 1 (Ф. Шуберт Музыкальный момент)
На слова Медведя и Лисы дети выполняют соответствующие движения
Медведь: Эй, Лиса, иди вон! / стучат кулаками по столу/
Лиса: Как выскочу! / топают ногами/
- Как выпрыгну! /прыгают вперед-назад/
- Полетят клочки по закоулочкам! /рывки руками/
Испугался медведь и убежал.
9. Дифференциация букв З и С в предложениях
1. Дифференциация букв на уровне предложения.
- Плачет бедный зайчик. А навстречу ему Петушок – золотой гребешок.
Слайд 23 (Выходят Заяц и Петушок)
Петушок: О чем, заинька, плачешь?
Заяц: Как же мне не плакать? Была у Лисы избушка ледяная, а у меня лубяная. Пришла весна. У Лисы избушка растаяла. Она попросилась ко мне погреться, да меня же и выгнала. Волк гнал, гнал – не выгнал! Медведь гнал, гнал –не выгнал!
Петушок: Не плачь. Я Лису выгоню!
Заяц: И ты, Петушок, не выгонишь!
- Подошел Петушок к дому и закричал:
Петушок: Несу косу на плечах, хочу Лису посечи ! Ступай, Лиса. Вон!
- А Лиса уходить не хочет и просит нас прочитать стих, но буквы З и С в нем перепутала.
БерёСка выЗокая, куЗтик ниСкий.
ЛеЗ далёкий, садик блиСкий.
Ручеёк уСкий, река широкая.
ПеЗенка груЗтная, ЗкаСка веЗёлая. (Дети исправляют ошибки Лисы на карточках)
- Проверьте себя
Слайд 24
- Назовите слова с противоположным значением.
- Испугалась Лиса и убежала.
А Зайка и Петушок стали в избушке жить, чай пить, загадки да поговорки придумывать.
2. Работа с пословицей.
Слайд 25
- Прочитайте пословицу по стрелке. (Друзья познаются в беде)
- Объясните ее смысл. Сколько слов в предложении?
- Подходит она к нашей сказке?
10. Итог занятия (смысловая и эмоциональная рефлексия)
Слайд 25, щелчок 1 (музыка)
- Закончилась сказка, закончилась и наша работа.
- Какие звуки и буквы сегодня учились различать? В чем их различие?
- Какое задание больше понравилось?
- Кто из героев больше понравился? Почему?