Урок литературного чтения "У природы нет плохой погоды…" 3-4-е классы

Разделы: Начальная школа


Цель: знакомство с произведениями об осени.

Задачи:

  1. Образовательные: расширить представления об осенних явлениях в живой и неживой природе.
  2. Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, речь, умение анализировать, сравнивать и делать выводы.
  3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, культуре учебного сотрудничества.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: парная, групповая, индивидуальная.

Методы и приёмы: наблюдение, сравнение.

Оборудование:

  • ПК, презентация об осени;
  • произведения поэтов, фонотека;
  • иллюстрации русских художников об осени.

Ход урока

«Бродит в роще листопад
По кустам, по клёнам
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном». (Слайд №2)

- О каком времени года идёт речь?

- По каким признакам вы догадались, что на дворе осень?

- Что вы представили, когда слушали произведение?

- На ваш взгляд, какая она осень?

(Выставка рисунков учащихся об осени.)

Слово синоптикам (прогноз погоды).

- Назовите все осенние месяцы. На слайдах изображение солнца, ваша задача, правильно определить какое солнце больше подходит для сентября, октября, ноября. (Слайд №3-4)

( ребята обосновывают свои ответы по определению солнца).

Справка.

- Знаете как в старину называли осенние месяцы?

Сентябрь-хмурень – в старину связывали с жёлтым цветом осени, непогодой, дождями, ранними сумерками. (Слайд №5-6)

Но в сентябре выпадают и прекрасные дни, которые длятся с 14 –по 21 сентября. Солнце припекает, небо чистое, ясное, кажется, лето заблудилось, много паутины. Такое явление называется «бабье лето». (Слайд №7)

Дмитрий Кедрин.

Бабье лето.

Наступило бабье лето –
Дни прощального тепла.
Поздним солнцем отогрета,
В щелке муха ожила.

Солнце! Что на свете краше
После зябкого денька?..
Паутинок легких пряжа
Обвилась вокруг сучка.

Завтра хлынет дождик быстрый,
Тучей солнце заслоня.
Паутинкам серебристым
Жить осталось два-три дня.

Сжалься, осень! Дай нам света!
Защити от зимней тьмы!
Пожалей нас, бабье лето:
Паутинки эти – мы.

4 октября 1941.

Пословица: «Холоден сентябрь, да сыт». (Объяснение значения пословицы.) (Слайд №8)

- Тем, кто родился в сентябре – будьте такими же добрыми и щедрыми, как первый месяц осени.

- Переходим к следующему месяцу – октябрю. В старину его называли октябрь-грязник – в народе говорят, то плачет, то смеётся. Почему? (Слайд №9)

- Кто родился в октябре – будьте серьёзными и заботливыми.

- Следующий месяц осени – ноябрь. Его в старину называли ноябрь-листогной – месяц предзимний, на дорогах грязь, чахнущие листья и холодные дожди. (Слайд №10)

- Кто родился в этот месяц, быть крепкими, чтобы никакие хвори и простуда вас не свалили.

- Ребята, а вам нравится погода осенью? Смотрю на вас, а вы что-то грустные, видно не радует вас осенняя погода. Действительно, осенний дождь не совсем по нраву людям, жаль, что уходят тёплые дни, цветы вянут, деревья вот-вот сбросят листву. Но так ли уж плоха осень? Давайте вместе найдём в осенней природе и погоде положительные её стороны.

Поход в творческую мастерскую. (Слайд №11)

- Вспомним А.С.Пушкина:

«И с каждой осенью
Я расцветаю вновь...»

Любил Пушкин осень за её красоту, буйство красот, свежесть и даже холодные проливные дожди.

«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса...»

Именно осенью к поэту приходило вдохновение, и были созданы им шедевры.

Работа в группах.

1 группа. Ребята зачитывают отрывки из произведений русских поэтов, в которых показана золотая осень во всей красе (воспевают осень, находят в стихотворениях прекрасное, радующее глаз).

1.

Славная осень!
Здоровый, ядреный воздух
Усталые силы бодрит...

- Разве это не диво первоосенья?

2. И. Бунин вот какую увидел осень:

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.»

3. Есть в осени первоначальной. Ф.Тютчев.

«Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

4. Михаил Галин.

Есть в ранней осени свое очарованье...
В ней переплетены в причудливый узор
Всесилье красоты и горестное знанье,
Сомненье мудреца и девичий задор.

5. Осень. Лариса Зимина.

Осень золотая, жёлтые листы,
Красная рябина, голые кусты...
Урожай уж собран, пашут на полях
Всё к зиме готово – птицы на югах...
Лишь дрожат зайчата, шубка, мол, не та-
Пусть снежочек ляжет – будет красота!!!

6. Улетает лето. Е. Трутнева.

Стало вдруг светлее вдвое?
Двор как в солнечных лучах
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
У калины и рябины
Вьются стаями дрозды.
Под окошком георгины красотой своей горды.

2 группа. Ребята находят и зачитывают в стихотворениях и произведениях те моменты, где автор без прикрас описывает осень с её холодными дождями, серостью, унылостью.

1. Осень. А. Плещеев.

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

2. В полях сухие стебли кукурузы. И. Бунин.

В полях сухие стебли кукурузы,
Следы колес и блеклая ботва.
В холодном море – бледные медузы
И красная подводная трава.

3. В октябре. Г. Ладонщиков.

Серый день короче ночи,
Холодна в реке вода,
Частый дождик землю мочит,
Свищет ветер в проводах.
Опадают листья в лужи,
Хлеб убрали в закрома,
До прихода зимней стужи
Утепляются дома.

4. Верная примета. Г. Ладонщиков.

Ветер тучи гонит,
Ветер в трубах стонет,
Дождь косой, холодный
По стеклу стучит.
На дорогах лужи
Морщатся от стужи,
Под навесом прячутся
Грустные грачи.

Слово учителя: Вы ребята, правы. Осень и красива по-своему, и уныла, яркая и тусклая, тёплая и не очень. Но тем не менее вам удалось найти много моментов в осенних днях. Может вам поможет полюбить осень поход в Музейный дом, где увидите полотна великих художников с неповторимым осенним пейзажем.

«Музейный дом».

- Про осень писали не только поэты, много прекрасных шедевров были созданы художниками. Обратите внимание на пленительные осенние пейзажи. Не потому ли именно осенью чаще всего манит художников природа богатством своей палитры. (Слайды №12-15)

Справочная.

Фенологи – учёные, которые изучают влияние смены времён года на жизнь растений и животных.

- Фенологи считают, что осень продолжается 66 дней, из них:

  • 25 дней – золотая осень;
  • 21 день – поздняя;
  • 20 дней – предзимняя.

- Осенние дни пронизаны солнцем и ароматом цветов и яблок, долго ещё держится запах хлеба.

Щедрость осени.

- Осень одаривает нас с вами щедрым урожаем овощей, фруктов, обилием цветов. (Подводится итог выставки из овощей и фруктов «Весёлая семейка».)

- Не зря в народе говорят: «Сентябрь пахнет яблоком, а октябрь капустой». (Слайд №16-17)

Осень богата и приметами и пословицами:

  1. Белки делают большой запас орехов – жди холодной зимы.
  2. Большой урожай рябины – к большим морозам.
  3. В октябре гром – зима бесснежная, короткая и мягкая.
  4. В ноябре зима с осенью борется.
  5. В ноябре мороз приосанивается.
  6. В ноябре осень – жируха со злюкой – зимой борется.
  7. В ноябре первый прочный снег выпадает за ночь. (Слайд №19)

Отдыхаем.

(У ребят в руках листочки-задания.)

  1. У кого кленовый лист, тот артист-эквилибрист! Может в цирке выступать, палку на носу держать.
  2. Дубовый листок просит вспомнить стишок или песню про осень.
  3. У кого берёзки лист, тот мимический артист. Ничего не говорит, жестом всё изобразит. (Нашёл большой гриб – удивление.)
  4. У кого листок рябины, говорите без запинки:
    «Жил колпак под колпаком.
    С колпачихой был знаком.»

- Вот мы и поиграли с осенью. Много говорили о ней. Так примем осень такой, какая она есть, а какая? (Высказывания ребят.)

(Цель этого урока: показать тем учащимся, кому осень не по нраву, что она не так уж и плоха.)

- Давайте же радоваться и осени с её дождями, и лету с красивыми лугами, и зиме снежной, весне-красне. Давайте примем осень с её хмурыми тучами, проливными дождями, листопадом, потому что всё это приходит и уходит, так нужно природе. А у природы нет плохой погоды.

Песня из кинофильма «Служебный роман» (музыкальный файл).

Итог урока.

Я узнал(а) ...
Я буду ...
Мне было интересно потому что ...

Домашнее задание: сочинить сказку «Жёлтый лист упал на мокрое стекло...»