Цели.
1. Практическое усвоение предлогов -на, -в, -от, -с, -у, -за, -под, -к, из-за. Активизация словаря: амбар, сусеки, переполох, слова, отвечающие на вопросы: какой, какая? Слова с суффиксом -ся. Учить отвечать на вопросы, строить предложение.
2. Учить детей не перебивать друг друга при ответе. Развивать чувство заботы, сопереживания героев, обучать высказыванию суждения о их поступках, обращать внимание на эмоциональное состояние сказочных героев. Вызвать у них яркий эмоциональный отклик, помочь раскрыть и понять смысл поступков героев, увидеть себя в этой истории.
3. Прививать любовь к слушанию сказок, любовь к художественной литературе. Закреплять умение последовательно выстраивать ход событий и составлять правильно оформленный пересказ.
Оборудование: книги, компьютер, аудиозаписи, картинки-иллюстрации к сказке, мнемотаблицы, жёлтый треугольник – символ предлога.
Ход занятия
1. Организационный момент. Беседа логопеда с детьми о сказках, которые они знают. Кто им читал или рассказывал. Выставляются книги со сказками, которые дети принесли из дома. Логопед делает заключение, что на полках появились новые книги, что в них живут сказки и их обязательно прочтут детям.
2. Основная часть занятия: Сказочная история “Колобок румяный бок”.
- Сегодня мы продолжим путешествие в страну Сказок. Логопед накидывает платок сказочницы.
По волшебному пути в сказку можем мы войти!
Только где же этот путь? Как нам в сказку заглянуть?
Вот и птицы нам поют, в гости в сказку нас зовут!
Логопед приглашает детей зайти в лес (группу), под музыкальное сопровождение “Звуки леса”. Предлагает детям присесть на “полянку” (подушки, стульчики, ковер) и принять удобное положение и внимательно слушать. Выразительно чтение сказки.
Логопед: Расскажу историю, которая произошла в лесу. Слушайте внимательно и запоминайте.
По ходу чтения, огопед выставляет иллюстрации к сказке (рис. 1-9).
За рекою у реки,
Жили дед, да баба – старики.
Задумал Дед дела,
Чтоб баба колобок ему спекла.
По амбару помели,
По сусекам поскребли.
Колобок и испекли.
Рис.1
Колобок славный
Колобок румяный
На окно поставили,
Остудить оставили.
Рис. 2
Колобок славный,
Бок румяный.
На окне лежал,
Спрыгнул, убежал.
Рис.3
Рис.4
К лесу он катился,
Смеялся, веселился.
Прыгал он, играл,
Всё песню напевал:
“Я Колобок, румяный бок.
По амбару метён, в печи испечён!”
Покатился дальше. Остановился у болота. Лягушка сидит на кувшинке и проквакала ему: “Не ходи Колобок, там, в лесу звери”.
- И пойду, и друзей себе найду! - упрямо ответил Колобок. Но Колобок бежит, веселится, ни чего не боится.
Покатился Колобок по лесной тропинке. И стал играть. Запрыгнул на пенёк, спрыгнул с пенька и попал в лес (логопед голосом утрирует предлоги). А тут как тут и заяц.
Рис.5
Рис.6
Ты кто? – смело спросил Колобок.
- Я Заяц. Ты вкусно пахнешь. Я тебя съем.
- Я от Бабушки ушёл, Я от Дедушки ушёл, и от тебя Зайка уйду!
В лесу затрещали ветки. Колобок спрятался за дуб и выглядывает из-за него.
Рис.7
- Кто тут вкусно пахнет? – зарычал Медведь.
- Это я Колобок румяный бок.
- Я тебя съем.
- Ой! Я тебе песенку спою.
Пока Колобок пел свою смелую песенку, медведь захрапел и уснул.
Колобок быстро покатился и свернул на другую тропинку, заблудился, спрятался под высокую ель. Из-за её могучих веток не было видно даже солнца. Страшно стало Колобку.
- Ау! Ау! – почти шёпотом звал на помощь.
Рис.8
Кто тут вкусно пахнет? Я серый волк. Зубами щёлк. Я знаю во всём толк. Я готов тебя съесть! Выходи!
- Я Колобок румяный бок.
По амбару метен, в печи испечён, – дрожащим голосом пропел Колобок.
Волк заслушался и уснул.
Тут ему навстречу вышла лесная красавца. Хвост длинный, пушистый. Мордочка длинная. Запела сладким голоском.
Рис.9
- Здравствуй, милок! Что ты плачешь? Я тебя успокою.
- Я хочу вернуться к Деду и Бабе, – плакал Колобок.
- Подойди ко мне, расскажи про себя, - облизываясь, шептала Лиса.
- Я хочу тебя обнять, - а сама уже открыла пасть.
Колобок как закричит: А-А-А
В лесу переполох,
Кричал Колобок
Ну, как мог:
“Спасите, помогите!
Домой меня проводите!”.
Колобок бежал,
Деда с Бабой вспоминал:
“Я бегу, бегу домой!
К Бабушке своей родной!”
Деда с Бабой целовал.
Больше никуда не убегал. (Пауза)
Вот и сказки конец, кто слушал внимательно, тот молодец!
3. Динамическая пауза.
Логопед предлагает детям отдохнуть и показать, какой Колобок был в сказке. Дети имитируют движения Колобка.
“Я Колобок – румяный бок,
По амбару метён, по сусекам скребён,
В печи испечён. На окошке студён”.
Дети присаживаются и делают выдох – уффф! Уффф! (Горячий колобок)
4. Беседа по содержанию сказки с использованием рисунков и мнемотаблицы.
Логопед даёт объяснение слов: амбар, сусеки, переполох.
Вопросы детям:
- В этой истории, какой был колобок? Давайте подберём слова о его поведении.
Примерные ответы детей:
Сдобный, румяный, круглый. Поведение - упрямый, непослушный. Настроение - смелый, весёлый, печальный, испуганный, грустный, радостный.
-Что делал колобок? Дети по сказке называют действия колобка – катился, хвастался, улыбался, прятался, заблудился, испугался, прятался. Логопед голосом выделяет окончания в этих словах.
Логопед предлагает детям по мнемотаблице, вспомнить содержание сказки, используя предлоги (рис.1-7).
- Покатился по тропинке, запрыгнул (куда?) на пенёк, спрыгнул (с чего?) с пенька, покатился (куда?) к лесу, спрятался (куда?) за дуб, выглядывал (из-за чего?) из-за дуба, спрятался (где?) под елью.
Логопед обращает внимание детей на то, какие маленькие слова помогали ему играть? Дети показывают желтые треугольники, символ предлога.
5. Отзывы детей о сказочной истории. Вопросы для беседы.
- Про кого эта история? (Логопед выставляет иллюстрации к сказке). Что вас удивило в этой сказке? Что не понравилось? С чего началась сказка? Что произошло дальше? Как вы думаете, могла эта история закончиться по-другому? Кто узнал себя в этой истории?
Кто напомнил ему, что нельзя идти в лес? Какая концовка вам больше нравиться придуманная или та, которую вы уже знаете? Приведите пример своего поведения.
6. Итог. Сюрпризный момент.
В дверь постучались. Воспитатель приносит детям колобки-пончики и чай. Сообщает, что это передали Дед и Баба. Приятного аппетита!