Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области "Чтение художественной литературы"

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями в дошкольных образовательных учреждениях идет модернизация дошкольного образования. В связи с этим определяются новые цели, задачи и направления в работе ДОУ. Одной из образовательных областей является «Чтение художественной литературы». В современном обществе уделяется серьезное внимание проблеме приобщения детей к чтению художественной литературы в контексте предшкольного образования. Задача формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, как одна из первоочередных ставится в действующих федеральных государственных требованиях для реализации содержания образовательной области «Чтение художественной литературы». Потребность в ежедневном общении с книгой формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, способствует развитию речи мышления. Именно поэтому в стандартах, обязательных при реализации основных образовательных программ начального образования, интерес к чтению рассматривается в качестве одного из ведущих показателей готовности ребенка к обучению в школе.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Именно дошкольное детство особенно сентизивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Актуальность и востребованность данной проблемы определяется реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования. Поэтому была определена тема моей творческой разработки «Содержание психолого-образовательной области «Чтение художественной литературы»: цель, формы работы, интеграция с другими областями».

Цель: выявить особенности работы по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы».

Задачи:

  1. Выявить содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы».
  2. Уточнить формы работы по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы».
  3. Выявить интеграцию образовательной области «Чтение художественной литературы» с другими образовательными областями.
  4. Оформить опыт применения технологии «Чтение художественной литературы», ожидаемые результаты.

I. Роль художественной литературы в воспитании чувств и развития речи детей.

1) Произведения художественной литературы раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

Научившись переживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие. Доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувства предшествуют знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее» - писал В.Г. Белинский.

Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

Народ – непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию. Например: « Был бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»; « «Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпоковать, кто его переколпакует, тому полкопака гороху». Доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, капризов, эгоизма.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых, и наказывая злых.

И эстетические, и особенно нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений, подготовленных выспрашиваний по вопросам. Педагог должен помнить: излишнее морализирование, по поводу прочитанного приносит большой, часто непоправимый вред; «разобранное» с помощью множества мелких вопросов произведение сразу утрачивает в глазах детей всякую прелесть; интерес к нему пропадает. Нужно целиком довериться воспитательным возможностям художественного текста.

Вот что писал о силе слова К.Д. Ушинский: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее не один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк, оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни философ». В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие «языку-учителю», который не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу». Таким образом, помогая детям овладеть языком художественного произведения, педагог выполняет и задачи воспитания:

  1. Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений.
  2. Поддерживание интереса к книгам, литературным и фольклорным произведениям различной тематики.
  3. Закрепление представлений о жанровых особенностях художественных произведений, развитие умений анализировать тексты.
  4. Поощрение творческих проявлений в ролевых играх по сюжетам литературных произведений, инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов, рисовании и других видах деятельности.
  5. Развитие литературной речи.
  6. Приобщение к словесному творчеству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

2) В условиях реализации ФГТ любая примерная программа включает образовательную область «Чтение художественной литературы». В программе «Успех» говорится, что это образовательная программа нового поколения, разработка которой осуществляется в соответствии с законом «об образовании»и учитывающая социальную ситуацию, в которой происходит развитие современных детей. В центре программы-ребенок начала двадцать первого века. «Успех» основывается на фундаментальных положениях мировой науки о детстве, отечественной научной психолого-педагогической школы (культурно-историческом деятельностном, личностном подходах к образованию детей дошкольного возраста). Основными моделями организации образовательного процесса являются деятельность взрослого и самостоятельная деятельность детей. Главным результатом освоения Программы и показателем полноценного, всестороннего развития ребенка является целостный «социальный портрет» дошкольника 7-ми лет. Программа учитывает принцип интеграции образовательных областей, отражающий особенности восприятия и усвоения ребенком-дошкольником образовательного материала.

В программе «Детство», на основе которой составлена основная общеобразовательная программа моего ДОУ, основной акцент сделан на деятельный подход в реализации содержания программы в условиях активного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Программа разработана на принципах единства всего живого, имеет светский гуманистический характер и направлена на формирование нравственных и гуманных чувств и элементов нравственно-гуманного поведения. В единстве с развитием познания и чувств осуществляется линия творчества. Задача программы « Детство» – пробудить творческую активность ребенка, стимулировать развитие воображения, желание включиться в творческий процесс.

Педагогическая технология программы базируется на принципах субъект – субъективного взаимодействия педагога с ребенком. Индивидуально-дифференцированный подход предполагает признание педагогом индивидуальных темпов развития каждого воспитанника и создание условий для естественного индивидуального личностного роста.

Авторы программы предполагают, что при построении педагогического процесса основное содержание программы « Детство» педагоги осуществляют в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольников видов деятельности, главным из которых является игра. Новизна программы « Детство» определяется тем, что в ней впервые практически реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения. Органичное вхождение ребенка в современный мир обеспечивается в программе широким взаимодействием дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом. Девиз программы «Чувствовать – Познавать – Творить» определяет три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность. Содержательная связь между разделами программы позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач, что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практические сферы личности ребенка.

Анализ психологической работы и собственный педагогический опыт позволил выявить необходимость разработки и реализации технологии по образовательной деятельности «Чтение художественной литературы».

3) Цели и задачи психолого-педагогической работы для освоения образовательной области.

Для развития устойчивого интереса к книге как самостоятельному наглядному объекту литературы и создания условий для активного использования литературного опыта детей в их творческой деятельности, в освоении образовательной области определены задачи для детей разного возраста.

Возраст 3-4 года.

По формированию целостной картины мира (в том числе формирование первичных ценностных представлений):

  • развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя и т.п. (Социализация, Познание);
  • развивать желание выражать впечатления о прочитанном речевыми и неречевыми средствами (Коммуникация);
  • формировать интерес к положительным героям произведений, эпизодам и ситуациям, в которых положительные герои «побеждают» отрицательных, помогают слабым, маленьким и т.п. (Социализация).

По развитию литературной речи (знакомству с языковыми средствами выразительности через погружение в богатейшую языковую среду художественной литературы):

  • побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов (Коммуникация);
  • развивать желание разговаривать о прочитанном (Коммуникация).

По приобщении к словесному искусству (развитию художественного восприятия в единстве содержания и формы, эстетического вкуса, формированию интереса и любви к художественной литературе):

  • поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз (Коммуникация);
  • способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя; сопереживать бедам и несчастьям персонажей, которых защищает положительный герой и т.п.).

Возраст 4-5 лет.

По формированию целостной картины мира (в том числе формирование первичных ценностных представлений):

  • расширять круг детского чтения за счёт включения произведений на новые темы, с большим количеством героев, развёрнутым сюжетом, в различных ситуациях (бытовых, волшебных, приключениях, путешествиях);
  • формировать способность понимать причинно-следственные связи в прочитанном тексте (например, причины того или иного поступка героя и наступившие последствия) (Социализация, Познание);
  • приобщать к разговору о книге, героях, их облике, поступках, отношениях (Социализация, Познание, Коммуникация);
  • развивать творческие способности: дополнять прочитанные книги своими версиями сюжетов, эпизодов, образов (Познание, Коммуникация, Социализация).

По развитию литературной речи (знакомству с языковыми средствами выразительности через погружение в богатейшую языковую среду художественной литературы):

  • акцентировать внимание детей на отдельных средствах художественной выразительности, которые наиболее полно и точно характеризуют героев (внешность, внутренние качества), а также окружающий мир (живой и неживой природы) (Социализация, Познание, Коммуникация);
  • развивать желание использовать свой читательский опыт (отдельные средства художественной выразительности) в других видах детской деятельности (Социализация, Познание, Коммуникация, Художественное творчество, Музыка).

По приобщении к словесному искусству (развитию художественного восприятия в единстве содержания и формы, эстетического вкуса, формированию интереса и любви к художественной литературе):

  • формировать устойчивый интерес к процессу чтения, запоминанию прочитанного, работе в книжном уголке;
  • сочетать формирующиеся читательские предпочтения детей с развитием тематического и смыслового разнообразия художественной литературы и фольклор.

Возраст 5-6 лет.

По формированию целостной картины мира (в том числе формирование первичных ценностных представлений):

  • формировать интерес к многообразию проявлений человеческих отношений в разных обстоятельствах в книгах и в жизни, способность «видеть» в содержании прочитанного коллизии и конфликты персонажей, способы их разрешения (Познание, Социализация, Коммуникация);
  • развивать способность самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи событий, поступков героев, их эмоциональных состояний (Познание, Социализация, Коммуникация);
  • развивать способность использовать книжные знания (о человеке, его эмоциях, состояниях, поступках, характере взаимоотношений с другими людьми, об окружающем мире) в других видах детской деятельности (Здоровье, Социализация, Труд, Безопасность, Коммуникация, Познание, Музыка, Художественное творчество).

По развитию литературной речи (знакомству с языковыми средствами выразительности через погружение в богатейшую языковую среду художественной литературы):

  • стимулировать желание описывать состояние героя, его настроение, своё отношение к событию в монологической форме (Социализация, Коммуникация, Познание);
  • развивать способность к регулированию громкости голоса и темпа речи в зависимости от того, какого героя или ситуацию ребенок описывает (Коммуникация);
  • способствовать развитию творческого потенциала: устного иллюстрирования отрывков из текста, додумывания эпизода, сочинения небольшого стихотворения (Познание, Коммуникация).

По приобщении к словесному искусству (развитию художественного восприятия в единстве содержания и формы, эстетического вкуса, формированию интереса и любви к художественной литературе):

  • создавать условия для того, чтобы общение с книгой приносило удовольствие; начинать формировать интерес к чтению произведений больших форм (чтение с продолжением);
  • развивать желание активного участия в процессе чтения, анализа, инсценировки прочитанных текстов, рассматривания книг и иллюстраций и др.;
  • формировать контекстуальное восприятие книги путём включения сведений о писателе, истории создания произведения (Познание);
  • формировать читательские предпочтения в русле жанрово-тематического многообразия литературных произведений (Познание).

Возраст 6-7 лет.

По формированию целостной картины мира (в том числе формирование первичных ценностных представлений):

  • формировать потребность в чтении как источнике новых знаний о себе, других людях, человеческих качествах, проявляющихся в обычных и необычных обстоятельствах, окружающем мире (Познание, Социализация, Коммуникация);
  • развивать стремление общаться с взрослыми и сверстниками по содержанию прочитанного, высказывать своё отношение, оценку, делать обобщения и выводы (Познание, Коммуникация);
  • развивать способность самостоятельно устанавливать временные и причинно-следственные связи событий (Познание);
  • развивать способность устанавливать в содержании прочитанного коллизии и конфликты персонажей, способы их разрешения, соотнося с личным опытом (Познание, Социализация, Коммуникация);
  • развивать стремление подражать положительным героям книг, соотносить содержание прочитанного с личным опытом (Социализация);
  • формировать аналитические способности (сравнивать одинаковые темы, сюжеты в разных произведениях, делать несложные обобщения и выводы, соотносить содержание прочитанного с личным опытом) (Познание, Социализация, Коммуникация).

По развитию литературной речи (знакомству с языковыми средствами выразительности через погружение в богатейшую языковую среду художественной литературы):

  • развивать восприимчивость к средствам художественной выразительности, с помощью которых автор характеризует и оценивает своих героев, описывает явления окружающего мира (Коммуникация, Музыка, Художественное творчество);
  • развивать способность к решению творческих задач: сочинению небольших стихотворений, сказок, рассказов, загадок, употреблению при этом соответствующих приёмов художественной выразительности (Познание, Коммуникация).

По приобщении к словесному искусству (развитию художественного восприятия в единстве содержания и формы, эстетического вкуса, формированию интереса и любви к художественной литературе):

  • стимулировать увлечение совместным со взрослыми и сверстниками чтением и общением по содержанию прочитанного;
  • продолжать формировать интерес к чтению произведений больших форм (чтение с продолжением);
  • развивать способность к эмоциональному отклику на прочитанное и увиденное в жизни.

В работе по развитию образовательной области для более глубокого изучения мною поставлены задачи:

  1. Формирование потребности в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах литературного образования детей.
  2. Повышение профессионального уровня в области методики приобщения дошкольников к художественной литературе.
  3. Развитие способности к самоанализу собственной педагогической деятельности.
  4. Внедрение новых форм организации детской деятельности на основании образовательного процесса на основе ФГТ.

Освоение образовательной области «Чтение художественной литературы» в дошкольном возрасте осуществляется в разнообразных методах и приемах. Остановимся на некоторых из них: литературная гостиная, интегрированные занятия, игры-ситуации, творческие встречи, беседы, книжные выставки и тематические выставки рисунков и поделок, конкурсы чтецов, литературные игры и праздники, экскурсии, просмотр диафильмов, мультфильмов, кружковая работа «волшебный мир сказок», проблемная группа, театральная деятельность, практическая мастерская, конкурс, консультации.

II. Практика реализации образовательной области «Чтение художественной литературы».

  1. Выпускник ДОУ должен проявлять эстетический вкус, стремление к постоянному общению с книгой, желание самому научить читать.
  2. Называть любимые литературные тексты, объясняет, чем они ему понравились.
  3. Знать фамилии трех-четырех писателей, называет их произведения, объясняет, чем они ему нравятся.
  4. Различать основные жанры литературных произведений (стихотворение, сказка, рассказ), имеет представление о некоторых их особенностях.
  5. Высказывать свое отношение к образам героев, идеи произведения.
  6. Выразительно исполнять литературные произведения.
  7. Выразительно передавать образы литературных героев в театрализованной деятельности, проявлять творчество, стремиться к импровизации.

Таблица 1 – Формы образовательной деятельности.

Совместная деятельность педагога с детьми Режимные моменты Самостоятельная деятельность детей Деятельность педагога с семьей
Формы организации детей
Групповые.
Индивидуальные.
Подгрупповые.
Индивидуальные.
Подгрупповые.
Индивидуальные. Групповые.
Индивидуальные.
Подгрупповые.
Занятия.
Беседы.
Составление рассказов.
Заучивание стихов.
Творческие задания.
Игры-драматизации.
Досуги.
Утренники.
Театральные постановки.
Кукольный театр.
Игры (познавательные, словесные, развивающие).
Самостоятельная деятельность.
Чтение прозы, поэзии.
Использование считалок, поговорок в речи.
Игры (познавательные, словесные, развивающие).
Сюжетно-ролевые.
Игры в игровых зонах.
Беседы.
Консультации.
Досуги.
Тематические стенды.

Таблица 2 – Интеграция образовательной области «Чтение художественной литературы» с другими образовательными областями».

Образовательная область Задачи
Физическая культура 1. Побуждать детей к самостоятельному рассказыванию, заучиванию потешек, песенок.
2. Обогащать литературными образами самостоятельную и организованную двигательную деятельность детей.
3. Формировать интерес и любовь к спорту на основе художественных произведений.
4. Учить самостоятельно организовывать п/и, придумывать варианты игр, собственные игры.
Здоровье 1. На примере произведений художественной литературы воспитывать у детей привычку следить за своим внешним видом, совершенствовать навыки самообслуживания.
2. Воспитывать у детей умение противостоять стрессовым ситуациям, желание быть бодрыми, здоровыми, оптимистичными с помощью произведений художественной литературы.
3. Формировать осознанное отношение к своему здоровью, осознания правил безопасного поведения.
Социализация 1. Привлечение детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании знакомых произведений, к их полной или частичной драматизации.
2. Обогащать литературными образами игровую, изобразительную деятельность детей, конструирование.
3. Развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать положительным героям художественных произведений.
4. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.
5. Подводить к пониманию нравственного смысла произведения, к мотивированной оценке поступков и характера главных героев.
6. Участвовать в драматизации знакомых произведений.
Безопасность 1. Учить ребенка умению действовать в новых, необычных для него жизненных обстоятельствах.
2. Учить детей элементам спортивного ориентирования, обучать правилам безопасного движения по улицам и паркам города.
3. Учить детей простейшим способам оказания первой помощи сверстникам в экстремальных ситуациях (солнечный удар и т.п.).
Труд 1. Формировать у детей представления о взаимопомощи, дружбе, вызывать желание оказывать посильную помощь тому, кто в этом нуждается.
2. Воспитывать заботливое отношение к животным.
3. Воспитывать уважение к повседневному труду родителей, их жизненному опыту.
4. Знакомство с трудом взрослых (профессии).
Познание 1. Воспитывать интерес, любовь к художественной литературе. Развивать способность слушать литературные произведения различных жанров и тематики, эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием сюжета.
2. Знакомить как с многообразием отдельных произведений, так и с циклами, объединенными одними и теми же героями.
3. Систематизировать и углублять знания о литературных произведениях.
4. Формировать представления о характерной структуре, типичных персонажах и сюжетно-тематических единицах литературных произведений.
5. Развивать способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы, закреплять знания об особенностях сказочного жанра.
Коммуникация 1. Формировать эмоционально-образное восприятие произведений различных жанров, развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи, словесном творчестве.
2. Развивать умение естественно, выразительно пересказывать художественные произведения.
3. Формировать образность речи: чуткость к образному строю языка литературного произведения, умение воспроизводить и осознавать образные выражения.
4. Учить понимать красоту и силу русского языка, применять в речи образные выражения и говорить красиво.
5. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, участвовать в беседе.
Художественное творчество 1. Вырабатывать отношение к книге как к произведению эстетической культуры – бережное обращение, желание повторно прослушивать книгу.
2. Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, игровых и юмористических вариаций стихотворных текстов, в частности произведений поэтического фольклора.
3. Развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве.
4. Развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения.
5. Воспитывать желание выразить свои впечатления и переживания после прочтения художественного произведения в слове, рисунке.
6. Подведение детей к перенесению разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество, продуктивную деятельность.
Музыка 1. Развитие поэтического слуха, способности воспринимать музыкальность, поэтичность речи.
2. Развитие образности речи.
3. В играх-драматизациях формировать умение вносить элементы творчества в двигательные и интонационно-речевые характеристики персонажа.
4. Развивать интерес к театрально-игровой деятельности.

Принцип интеграции образовательных областей является одним из принципов, на которых строится содержание и структура общеобразовательной программы дошкольного учреждения. Согласно принципу интеграции задачи одной из образовательных областей осуществляется не только в процессе организации образовательной деятельности данной области, но и при организации всех видов детской деятельности других образовательных областей.

Таблица 3 – Формы образовательной деятельности.

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Совместная деятельность педагога с детьми Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей
Физическая культура
Утренняя гимнастика «Звериная зарядка» А. Барто. Физкультминутки. П/и «Гуси-лебеди».
«Мы веселые ребята».
Народная игра: «Гори, гори ясно!»
Совместный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья» (разучивание стихов, речевок, пословиц).
Здоровье
Использование потешек при проведении гигиенических процедур: «Ой, лады, лады, лады, не боимся мы воды...».
«Если носик твой сопит, значит, он совсем забит...».
«Кран, откройся! Нос, умойся!...».
Чтение художественных произведении: «Мойдодыр» – Чуковский;
«Что такое хорошо, что такое плохо?» – Маяковский;
«Девочка чумазая» – А. Барто.
Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника» после прочтения Чуковского «Айболит». Досуг: «Путешествие в страну Здоровье».
Социализация
Использование потешек при одевании на прогулку: «Будем быстро одеваться, на прогулку собираться», «Мы во всем порядок любим...». Дидактическая игра «Назови героев сказки». Игра-драматизация по русской народной сказке «как зайчишке Тошке скучно было». «Поэтические чтения» (чтение стихов с детьми и родителями).
Безопасность
Утренняя гимнастика с использованием «Дорожной песни» (ворона мама строгая учила воронят). Беседа по содержанию стихотворения М. Дружинина «Правила дорожного движения». Чтение: «Мы с Тамарой ходим парой» А. Барто, «Футбольный мяч» А.Усачев. Сюжетно-ролевая игра «Дорожное движение» (использование стихов). Оформление книги «При пожаре звони 03» (использование рисунков и текста, придуманного родителями и детьми).
Познание
На прогулках при проведении наблюдений – чтение стихов о временах года, о животных, о природе. Использование загадок, поговорок, пословиц, стихов на занятиях по ФЭМП, конструированию, экологии. Использование стихов при создании построек, например, стихи А. Барто «Строители», «Грузовик», «Самолет». «Вечер загадок» (тематический: о природе, животных, временах года и т.д.).
Коммуникация
Беседа по содержанию стихотворения Е. Благининой: «Посидим в тишине», А.К. Толстого: «Осень, обсыпается весь наш бедный сад...». Пересказ сказки «Лиса и кувшин», «Заяц-хвастун».
Заучивание скороговорок, чистоговорок: «Бобр добр до бобрят», «Са-са-са – залетела к нам оса».
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад», «Школа» – рассказывание знакомых сказок. Посещение театра.
Художественное творчество
Использование иллюстраций к художественным произведениям при проведении гигиенических процедур и режимных моментов, например иллюстрации к стихотворению Е.Благининой «Аленушка», К. Чуковского «Мойдодыр». Дидактическая игра «Подбери иллюстрацию» (к художественному произведению). Самостоятельное рисование иллюстрации к знакомым литературным произведениям. Посещение выставки, музея.
Музыка
Утренняя гимнастика под песню из мультфильма «38 попугаев» «Веселая зарядка». Музыкально-дидактическая игра: «Угадай, кто позвал?», познавательная игра «Гори, гори ясно!», «Заинька попляшем!». Использование знакомых песен в сюжетно-ролевых играх: «Семья», «Детский сад», «Театр». Инсценировка сказки «Золушка».
Труд
Использование потешек при уборке игрушек, вещей «Мы с игрушками играем, их на место убираем...» «Зайчик Саша-скок-поскок, подберет штаны, носок...». Чтение «Чем пахнут ремесла», «А что у вас?», С.Михалков «Бабушкины руки». Работы в уголке книги: расстановка книг в соответствии с тематикой, ремонт книг. Изготовление книжек малышек.

Таблица 4 – Технология использования художественной литературы в играх.

Этапы
I II III IV
Знакомство с произведением (чтение, рассказывание, просмотр диафильма, видеозаписи, рассматривание картин и иллюстраций). Знания должны быть эмоционально восприняты ребенком, поэтому обязательная обратная связь (пересказ, настольный театр, подвижная игра с персонажами). Отражение эмоционального отношения ребенка к изучаемому объекту в художественной деятельности (лепка, рисование, конструирование, изготовление атрибутов для игр). Подготовка к самостоятельному разыгрыванию сюжета, подготовка необходимой среды для творческой игры, разыгрывание сюжета произведения, театрализованной игры.

Заключение.

Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Произведения для чтения ребенку нужно выбирать, учитывая возраст, интересы и развитие. Детей старшего дошкольного возраста привлекает большое содержание текста, хотя и иллюстрации к книге они с удовольствием рассматривают. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Не обязательно это делать сразу, можно через некоторое время поговорить с ребенком о прочитанном. Это приучает детей анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе. В результате общения с книгой к 6-7 годам ребенок обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. В этот период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребенка, в результате приобретения новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения.

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа. При проведении работы по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы» перед педагогами стоят сложные, многоплановые задачи. Полноценная работа по данному направлению необходима в качестве важнейшего средства развития детей, так как художественная литература, с одной стороны, расширяет представления дошкольников об окружающем мире, формирует первичные ценностные представления, содействует развитию литературной речи, приобщению к словесному творчеству; с другой стороны, она вводит детей в особый, исключительный мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий. Доброта героев, их эмоциональная отзывчивость особенно важны для маленьких детей, живущих в современной информационной среде, в которой много агрессивности и эмоций. Решение основных задач психолого-педагогической работы будет возможным, если педагог сможет добиться самого главного – сформирует у детей интерес к художественной литературе, который будет содействовать активному отношению маленьких слушателей к тому, что им читают.

Приложение

Список литературы:

  1. Березина Н.О. Успех. Методические рекомендации [Текст]: пособие для педагогов / [Н. О. Березина, О. Е. Веннецкая, Е. Н. Герасимова и др.; науч. рук. А. Г. Асмолов; рук. авт. коллектива Н. В. Федина]. – М.: Просвещение, 2011. – 240 с. – ISBN 978-5-09-023253-1.
  2. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г. Детство [Текст]: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с. – ISBN 978-5-89814-663-4.
  3. Бородич А. М. Методика развития речи [Текст]: Учебное пособие / А. М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 256 с.
  4. Гурович Л. М. Ребенок и книга [Текст]: Учебное пособие / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. В. Логинова; Под ред. В.И. Логиновой. - М.: Просвещение, 1992. – 62 с.
  5. Детская литература [Текст]: / Под ред. Е. Е. Зубаревой. – М.: Просвещение, 1989. – 399 с.
  6. Стаценко Р. Методика ознакомления детей с художественным словом [Текст]: // Дошкольное воспитание. – 1980.– №7-с. 6–10.