Введение.
В соответствии с Федеральными государственными требованиями в дошкольных образовательных учреждениях идет модернизация дошкольного образования. В связи с этим определяются новые цели, задачи и направления в работе ДОУ. Одной из образовательных областей является «Чтение художественной литературы». В современном обществе уделяется серьезное внимание проблеме приобщения детей к чтению художественной литературы в контексте предшкольного образования. Задача формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, как одна из первоочередных ставится в действующих федеральных государственных требованиях для реализации содержания образовательной области «Чтение художественной литературы». Потребность в ежедневном общении с книгой формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, способствует развитию речи мышления. Именно поэтому в стандартах, обязательных при реализации основных образовательных программ начального образования, интерес к чтению рассматривается в качестве одного из ведущих показателей готовности ребенка к обучению в школе.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Именно дошкольное детство особенно сентизивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
Актуальность и востребованность данной проблемы определяется реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования. Поэтому была определена тема моей творческой разработки «Содержание психолого-образовательной области «Чтение художественной литературы»: цель, формы работы, интеграция с другими областями».
Цель: выявить особенности работы по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы».
Задачи:
- Выявить содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы».
- Уточнить формы работы по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы».
- Выявить интеграцию образовательной области «Чтение художественной литературы» с другими образовательными областями.
- Оформить опыт применения технологии «Чтение художественной литературы», ожидаемые результаты.
I. Роль художественной литературы в воспитании чувств и развития речи детей.
1) Произведения художественной литературы раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.
Научившись переживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие. Доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувства предшествуют знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее» - писал В.Г. Белинский.
Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.
Народ – непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию. Например: « Был бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»; « «Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпоковать, кто его переколпакует, тому полкопака гороху». Доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, капризов, эгоизма.
Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых, и наказывая злых.
И эстетические, и особенно нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений, подготовленных выспрашиваний по вопросам. Педагог должен помнить: излишнее морализирование, по поводу прочитанного приносит большой, часто непоправимый вред; «разобранное» с помощью множества мелких вопросов произведение сразу утрачивает в глазах детей всякую прелесть; интерес к нему пропадает. Нужно целиком довериться воспитательным возможностям художественного текста.
Вот что писал о силе слова К.Д. Ушинский: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее не один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк, оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни философ». В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие «языку-учителю», который не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу». Таким образом, помогая детям овладеть языком художественного произведения, педагог выполняет и задачи воспитания:
- Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений.
- Поддерживание интереса к книгам, литературным и фольклорным произведениям различной тематики.
- Закрепление представлений о жанровых особенностях художественных произведений, развитие умений анализировать тексты.
- Поощрение творческих проявлений в ролевых играх по сюжетам литературных произведений, инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов, рисовании и других видах деятельности.
- Развитие литературной речи.
- Приобщение к словесному творчеству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
2) В условиях реализации ФГТ любая примерная программа включает образовательную область «Чтение художественной литературы». В программе «Успех» говорится, что это образовательная программа нового поколения, разработка которой осуществляется в соответствии с законом «об образовании»и учитывающая социальную ситуацию, в которой происходит развитие современных детей. В центре программы-ребенок начала двадцать первого века. «Успех» основывается на фундаментальных положениях мировой науки о детстве, отечественной научной психолого-педагогической школы (культурно-историческом деятельностном, личностном подходах к образованию детей дошкольного возраста). Основными моделями организации образовательного процесса являются деятельность взрослого и самостоятельная деятельность детей. Главным результатом освоения Программы и показателем полноценного, всестороннего развития ребенка является целостный «социальный портрет» дошкольника 7-ми лет. Программа учитывает принцип интеграции образовательных областей, отражающий особенности восприятия и усвоения ребенком-дошкольником образовательного материала.
В программе «Детство», на основе которой составлена основная общеобразовательная программа моего ДОУ, основной акцент сделан на деятельный подход в реализации содержания программы в условиях активного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Программа разработана на принципах единства всего живого, имеет светский гуманистический характер и направлена на формирование нравственных и гуманных чувств и элементов нравственно-гуманного поведения. В единстве с развитием познания и чувств осуществляется линия творчества. Задача программы « Детство» – пробудить творческую активность ребенка, стимулировать развитие воображения, желание включиться в творческий процесс.
Педагогическая технология программы базируется на принципах субъект – субъективного взаимодействия педагога с ребенком. Индивидуально-дифференцированный подход предполагает признание педагогом индивидуальных темпов развития каждого воспитанника и создание условий для естественного индивидуального личностного роста.
Авторы программы предполагают, что при построении педагогического процесса основное содержание программы « Детство» педагоги осуществляют в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольников видов деятельности, главным из которых является игра. Новизна программы « Детство» определяется тем, что в ней впервые практически реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения. Органичное вхождение ребенка в современный мир обеспечивается в программе широким взаимодействием дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой и трудом. Девиз программы «Чувствовать – Познавать – Творить» определяет три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность. Содержательная связь между разделами программы позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач, что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практические сферы личности ребенка.
Анализ психологической работы и собственный педагогический опыт позволил выявить необходимость разработки и реализации технологии по образовательной деятельности «Чтение художественной литературы».
3) Цели и задачи психолого-педагогической работы для освоения образовательной области.
Для развития устойчивого интереса к книге как самостоятельному наглядному объекту литературы и создания условий для активного использования литературного опыта детей в их творческой деятельности, в освоении образовательной области определены задачи для детей разного возраста.
Возраст 3-4 года.
По формированию целостной картины мира (в том числе формирование первичных ценностных представлений):
- развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя и т.п. (Социализация, Познание);
- развивать желание выражать впечатления о прочитанном речевыми и неречевыми средствами (Коммуникация);
- формировать интерес к положительным героям произведений, эпизодам и ситуациям, в которых положительные герои «побеждают» отрицательных, помогают слабым, маленьким и т.п. (Социализация).
По развитию литературной речи (знакомству с языковыми средствами выразительности через погружение в богатейшую языковую среду художественной литературы):
- побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов (Коммуникация);
- развивать желание разговаривать о прочитанном (Коммуникация).
По приобщении к словесному искусству (развитию художественного восприятия в единстве содержания и формы, эстетического вкуса, формированию интереса и любви к художественной литературе):
- поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз (Коммуникация);
- способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя; сопереживать бедам и несчастьям персонажей, которых защищает положительный герой и т.п.).
Возраст 4-5 лет.
По формированию целостной картины мира (в том числе формирование первичных ценностных представлений):
- расширять круг детского чтения за счёт включения произведений на новые темы, с большим количеством героев, развёрнутым сюжетом, в различных ситуациях (бытовых, волшебных, приключениях, путешествиях);
- формировать способность понимать причинно-следственные связи в прочитанном тексте (например, причины того или иного поступка героя и наступившие последствия) (Социализация, Познание);
- приобщать к разговору о книге, героях, их облике, поступках, отношениях (Социализация, Познание, Коммуникация);
- развивать творческие способности: дополнять прочитанные книги своими версиями сюжетов, эпизодов, образов (Познание, Коммуникация, Социализация).
По развитию литературной речи (знакомству с языковыми средствами выразительности через погружение в богатейшую языковую среду художественной литературы):
- акцентировать внимание детей на отдельных средствах художественной выразительности, которые наиболее полно и точно характеризуют героев (внешность, внутренние качества), а также окружающий мир (живой и неживой природы) (Социализация, Познание, Коммуникация);
- развивать желание использовать свой читательский опыт (отдельные средства художественной выразительности) в других видах детской деятельности (Социализация, Познание, Коммуникация, Художественное творчество, Музыка).
По приобщении к словесному искусству (развитию художественного восприятия в единстве содержания и формы, эстетического вкуса, формированию интереса и любви к художественной литературе):
- формировать устойчивый интерес к процессу чтения, запоминанию прочитанного, работе в книжном уголке;
- сочетать формирующиеся читательские предпочтения детей с развитием тематического и смыслового разнообразия художественной литературы и фольклор.
Возраст 5-6 лет.
По формированию целостной картины мира (в том числе формирование первичных ценностных представлений):
- формировать интерес к многообразию проявлений человеческих отношений в разных обстоятельствах в книгах и в жизни, способность «видеть» в содержании прочитанного коллизии и конфликты персонажей, способы их разрешения (Познание, Социализация, Коммуникация);
- развивать способность самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи событий, поступков героев, их эмоциональных состояний (Познание, Социализация, Коммуникация);
- развивать способность использовать книжные знания (о человеке, его эмоциях, состояниях, поступках, характере взаимоотношений с другими людьми, об окружающем мире) в других видах детской деятельности (Здоровье, Социализация, Труд, Безопасность, Коммуникация, Познание, Музыка, Художественное творчество).
По развитию литературной речи (знакомству с языковыми средствами выразительности через погружение в богатейшую языковую среду художественной литературы):
- стимулировать желание описывать состояние героя, его настроение, своё отношение к событию в монологической форме (Социализация, Коммуникация, Познание);
- развивать способность к регулированию громкости голоса и темпа речи в зависимости от того, какого героя или ситуацию ребенок описывает (Коммуникация);
- способствовать развитию творческого потенциала: устного иллюстрирования отрывков из текста, додумывания эпизода, сочинения небольшого стихотворения (Познание, Коммуникация).
По приобщении к словесному искусству (развитию художественного восприятия в единстве содержания и формы, эстетического вкуса, формированию интереса и любви к художественной литературе):
- создавать условия для того, чтобы общение с книгой приносило удовольствие; начинать формировать интерес к чтению произведений больших форм (чтение с продолжением);
- развивать желание активного участия в процессе чтения, анализа, инсценировки прочитанных текстов, рассматривания книг и иллюстраций и др.;
- формировать контекстуальное восприятие книги путём включения сведений о писателе, истории создания произведения (Познание);
- формировать читательские предпочтения в русле жанрово-тематического многообразия литературных произведений (Познание).
Возраст 6-7 лет.
По формированию целостной картины мира (в том числе формирование первичных ценностных представлений):
- формировать потребность в чтении как источнике новых знаний о себе, других людях, человеческих качествах, проявляющихся в обычных и необычных обстоятельствах, окружающем мире (Познание, Социализация, Коммуникация);
- развивать стремление общаться с взрослыми и сверстниками по содержанию прочитанного, высказывать своё отношение, оценку, делать обобщения и выводы (Познание, Коммуникация);
- развивать способность самостоятельно устанавливать временные и причинно-следственные связи событий (Познание);
- развивать способность устанавливать в содержании прочитанного коллизии и конфликты персонажей, способы их разрешения, соотнося с личным опытом (Познание, Социализация, Коммуникация);
- развивать стремление подражать положительным героям книг, соотносить содержание прочитанного с личным опытом (Социализация);
- формировать аналитические способности (сравнивать одинаковые темы, сюжеты в разных произведениях, делать несложные обобщения и выводы, соотносить содержание прочитанного с личным опытом) (Познание, Социализация, Коммуникация).
По развитию литературной речи (знакомству с языковыми средствами выразительности через погружение в богатейшую языковую среду художественной литературы):
- развивать восприимчивость к средствам художественной выразительности, с помощью которых автор характеризует и оценивает своих героев, описывает явления окружающего мира (Коммуникация, Музыка, Художественное творчество);
- развивать способность к решению творческих задач: сочинению небольших стихотворений, сказок, рассказов, загадок, употреблению при этом соответствующих приёмов художественной выразительности (Познание, Коммуникация).
По приобщении к словесному искусству (развитию художественного восприятия в единстве содержания и формы, эстетического вкуса, формированию интереса и любви к художественной литературе):
- стимулировать увлечение совместным со взрослыми и сверстниками чтением и общением по содержанию прочитанного;
- продолжать формировать интерес к чтению произведений больших форм (чтение с продолжением);
- развивать способность к эмоциональному отклику на прочитанное и увиденное в жизни.
В работе по развитию образовательной области для более глубокого изучения мною поставлены задачи:
- Формирование потребности в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах литературного образования детей.
- Повышение профессионального уровня в области методики приобщения дошкольников к художественной литературе.
- Развитие способности к самоанализу собственной педагогической деятельности.
- Внедрение новых форм организации детской деятельности на основании образовательного процесса на основе ФГТ.
Освоение образовательной области «Чтение художественной литературы» в дошкольном возрасте осуществляется в разнообразных методах и приемах. Остановимся на некоторых из них: литературная гостиная, интегрированные занятия, игры-ситуации, творческие встречи, беседы, книжные выставки и тематические выставки рисунков и поделок, конкурсы чтецов, литературные игры и праздники, экскурсии, просмотр диафильмов, мультфильмов, кружковая работа «волшебный мир сказок», проблемная группа, театральная деятельность, практическая мастерская, конкурс, консультации.
II. Практика реализации образовательной области «Чтение художественной литературы».
- Выпускник ДОУ должен проявлять эстетический вкус, стремление к постоянному общению с книгой, желание самому научить читать.
- Называть любимые литературные тексты, объясняет, чем они ему понравились.
- Знать фамилии трех-четырех писателей, называет их произведения, объясняет, чем они ему нравятся.
- Различать основные жанры литературных произведений (стихотворение, сказка, рассказ), имеет представление о некоторых их особенностях.
- Высказывать свое отношение к образам героев, идеи произведения.
- Выразительно исполнять литературные произведения.
- Выразительно передавать образы литературных героев в театрализованной деятельности, проявлять творчество, стремиться к импровизации.
Таблица 1 – Формы образовательной деятельности.
Совместная деятельность педагога с детьми | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность детей | Деятельность педагога с семьей |
Формы организации детей | |||
Групповые. Индивидуальные. Подгрупповые. |
Индивидуальные. Подгрупповые. |
Индивидуальные. | Групповые. Индивидуальные. Подгрупповые. |
Занятия. Беседы. Составление рассказов. Заучивание стихов. Творческие задания. Игры-драматизации. Досуги. Утренники. Театральные постановки. Кукольный театр. |
Игры (познавательные,
словесные, развивающие). Самостоятельная деятельность. Чтение прозы, поэзии. Использование считалок, поговорок в речи. |
Игры (познавательные,
словесные, развивающие). Сюжетно-ролевые. Игры в игровых зонах. |
Беседы. Консультации. Досуги. Тематические стенды. |
Таблица 2 – Интеграция образовательной области «Чтение художественной литературы» с другими образовательными областями».
Образовательная область | Задачи |
Физическая культура | 1.
Побуждать детей к самостоятельному рассказыванию, заучиванию потешек,
песенок. 2. Обогащать литературными образами самостоятельную и организованную двигательную деятельность детей. 3. Формировать интерес и любовь к спорту на основе художественных произведений. 4. Учить самостоятельно организовывать п/и, придумывать варианты игр, собственные игры. |
Здоровье | 1. На
примере произведений художественной литературы воспитывать у детей
привычку следить за своим внешним видом, совершенствовать навыки
самообслуживания. 2. Воспитывать у детей умение противостоять стрессовым ситуациям, желание быть бодрыми, здоровыми, оптимистичными с помощью произведений художественной литературы. 3. Формировать осознанное отношение к своему здоровью, осознания правил безопасного поведения. |
Социализация | 1.
Привлечение детей к участию в совместном с воспитателем
рассказывании знакомых произведений, к их полной или частичной
драматизации. 2. Обогащать литературными образами игровую, изобразительную деятельность детей, конструирование. 3. Развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать положительным героям художественных произведений. 4. Воспитывать любовь к устному народному творчеству. 5. Подводить к пониманию нравственного смысла произведения, к мотивированной оценке поступков и характера главных героев. 6. Участвовать в драматизации знакомых произведений. |
Безопасность | 1. Учить
ребенка умению действовать в новых, необычных для него жизненных
обстоятельствах. 2. Учить детей элементам спортивного ориентирования, обучать правилам безопасного движения по улицам и паркам города. 3. Учить детей простейшим способам оказания первой помощи сверстникам в экстремальных ситуациях (солнечный удар и т.п.). |
Труд | 1.
Формировать у детей представления о взаимопомощи, дружбе, вызывать
желание оказывать посильную помощь тому, кто в этом нуждается. 2. Воспитывать заботливое отношение к животным. 3. Воспитывать уважение к повседневному труду родителей, их жизненному опыту. 4. Знакомство с трудом взрослых (профессии). |
Познание | 1.
Воспитывать интерес, любовь к художественной литературе. Развивать
способность слушать литературные произведения различных жанров и
тематики, эмоционально реагировать на их содержание и следить за
развитием сюжета. 2. Знакомить как с многообразием отдельных произведений, так и с циклами, объединенными одними и теми же героями. 3. Систематизировать и углублять знания о литературных произведениях. 4. Формировать представления о характерной структуре, типичных персонажах и сюжетно-тематических единицах литературных произведений. 5. Развивать способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы, закреплять знания об особенностях сказочного жанра. |
Коммуникация | 1.
Формировать эмоционально-образное восприятие произведений различных
жанров, развивать чуткость к выразительным средствам художественной
речи, словесном творчестве. 2. Развивать умение естественно, выразительно пересказывать художественные произведения. 3. Формировать образность речи: чуткость к образному строю языка литературного произведения, умение воспроизводить и осознавать образные выражения. 4. Учить понимать красоту и силу русского языка, применять в речи образные выражения и говорить красиво. 5. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, участвовать в беседе. |
Художественное творчество | 1.
Вырабатывать отношение к книге как к произведению эстетической
культуры – бережное обращение, желание повторно прослушивать книгу. 2. Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, игровых и юмористических вариаций стихотворных текстов, в частности произведений поэтического фольклора. 3. Развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве. 4. Развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения. 5. Воспитывать желание выразить свои впечатления и переживания после прочтения художественного произведения в слове, рисунке. 6. Подведение детей к перенесению разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество, продуктивную деятельность. |
Музыка | 1.
Развитие поэтического слуха, способности воспринимать музыкальность,
поэтичность речи. 2. Развитие образности речи. 3. В играх-драматизациях формировать умение вносить элементы творчества в двигательные и интонационно-речевые характеристики персонажа. 4. Развивать интерес к театрально-игровой деятельности. |
Принцип интеграции образовательных областей является одним из принципов, на которых строится содержание и структура общеобразовательной программы дошкольного учреждения. Согласно принципу интеграции задачи одной из образовательных областей осуществляется не только в процессе организации образовательной деятельности данной области, но и при организации всех видов детской деятельности других образовательных областей.
Таблица 3 – Формы образовательной деятельности.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Физическая культура | |||
Утренняя гимнастика «Звериная зарядка» А. Барто. | Физкультминутки. | П/и «Гуси-лебеди». «Мы веселые ребята». Народная игра: «Гори, гори ясно!» |
Совместный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья» (разучивание стихов, речевок, пословиц). |
Здоровье | |||
Использование потешек при проведении
гигиенических процедур: «Ой, лады, лады, лады, не боимся мы
воды...». «Если носик твой сопит, значит, он совсем забит...». «Кран, откройся! Нос, умойся!...». |
Чтение художественных произведении: «Мойдодыр»
– Чуковский; «Что такое хорошо, что такое плохо?» – Маяковский; «Девочка чумазая» – А. Барто. |
Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника» после прочтения Чуковского «Айболит». | Досуг: «Путешествие в страну Здоровье». |
Социализация | |||
Использование потешек при одевании на прогулку: «Будем быстро одеваться, на прогулку собираться», «Мы во всем порядок любим...». | Дидактическая игра «Назови героев сказки». | Игра-драматизация по русской народной сказке «как зайчишке Тошке скучно было». | «Поэтические чтения» (чтение стихов с детьми и родителями). |
Безопасность | |||
Утренняя гимнастика с использованием «Дорожной песни» (ворона мама строгая учила воронят). Беседа по содержанию стихотворения М. Дружинина «Правила дорожного движения». | Чтение: «Мы с Тамарой ходим парой» А. Барто, «Футбольный мяч» А.Усачев. | Сюжетно-ролевая игра «Дорожное движение» (использование стихов). | Оформление книги «При пожаре звони 03» (использование рисунков и текста, придуманного родителями и детьми). |
Познание | |||
На прогулках при проведении наблюдений – чтение стихов о временах года, о животных, о природе. | Использование загадок, поговорок, пословиц, стихов на занятиях по ФЭМП, конструированию, экологии. | Использование стихов при создании построек, например, стихи А. Барто «Строители», «Грузовик», «Самолет». | «Вечер загадок» (тематический: о природе, животных, временах года и т.д.). |
Коммуникация | |||
Беседа по содержанию стихотворения Е. Благининой: «Посидим в тишине», А.К. Толстого: «Осень, обсыпается весь наш бедный сад...». | Пересказ сказки «Лиса и кувшин», «Заяц-хвастун». Заучивание скороговорок, чистоговорок: «Бобр добр до бобрят», «Са-са-са – залетела к нам оса». |
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад», «Школа» – рассказывание знакомых сказок. | Посещение театра. |
Художественное творчество | |||
Использование иллюстраций к художественным произведениям при проведении гигиенических процедур и режимных моментов, например иллюстрации к стихотворению Е.Благининой «Аленушка», К. Чуковского «Мойдодыр». | Дидактическая игра «Подбери иллюстрацию» (к художественному произведению). | Самостоятельное рисование иллюстрации к знакомым литературным произведениям. | Посещение выставки, музея. |
Музыка | |||
Утренняя гимнастика под песню из мультфильма «38 попугаев» «Веселая зарядка». | Музыкально-дидактическая игра: «Угадай, кто позвал?», познавательная игра «Гори, гори ясно!», «Заинька попляшем!». | Использование знакомых песен в сюжетно-ролевых играх: «Семья», «Детский сад», «Театр». | Инсценировка сказки «Золушка». |
Труд | |||
Использование потешек при уборке игрушек, вещей «Мы с игрушками играем, их на место убираем...» «Зайчик Саша-скок-поскок, подберет штаны, носок...». | Чтение «Чем пахнут ремесла», «А что у вас?», С.Михалков «Бабушкины руки». | Работы в уголке книги: расстановка книг в соответствии с тематикой, ремонт книг. | Изготовление книжек малышек. |
Таблица 4 – Технология использования художественной литературы в играх.
Этапы | |||
I | II | III | IV |
Знакомство с произведением (чтение, рассказывание, просмотр диафильма, видеозаписи, рассматривание картин и иллюстраций). | Знания должны быть эмоционально восприняты ребенком, поэтому обязательная обратная связь (пересказ, настольный театр, подвижная игра с персонажами). | Отражение эмоционального отношения ребенка к изучаемому объекту в художественной деятельности (лепка, рисование, конструирование, изготовление атрибутов для игр). | Подготовка к самостоятельному разыгрыванию сюжета, подготовка необходимой среды для творческой игры, разыгрывание сюжета произведения, театрализованной игры. |
Заключение.
Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Произведения для чтения ребенку нужно выбирать, учитывая возраст, интересы и развитие. Детей старшего дошкольного возраста привлекает большое содержание текста, хотя и иллюстрации к книге они с удовольствием рассматривают. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Не обязательно это делать сразу, можно через некоторое время поговорить с ребенком о прочитанном. Это приучает детей анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе. В результате общения с книгой к 6-7 годам ребенок обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. В этот период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребенка, в результате приобретения новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения.
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа. При проведении работы по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы» перед педагогами стоят сложные, многоплановые задачи. Полноценная работа по данному направлению необходима в качестве важнейшего средства развития детей, так как художественная литература, с одной стороны, расширяет представления дошкольников об окружающем мире, формирует первичные ценностные представления, содействует развитию литературной речи, приобщению к словесному творчеству; с другой стороны, она вводит детей в особый, исключительный мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий. Доброта героев, их эмоциональная отзывчивость особенно важны для маленьких детей, живущих в современной информационной среде, в которой много агрессивности и эмоций. Решение основных задач психолого-педагогической работы будет возможным, если педагог сможет добиться самого главного – сформирует у детей интерес к художественной литературе, который будет содействовать активному отношению маленьких слушателей к тому, что им читают.
Список литературы:
- Березина Н.О. Успех. Методические рекомендации [Текст]: пособие для педагогов / [Н. О. Березина, О. Е. Веннецкая, Е. Н. Герасимова и др.; науч. рук. А. Г. Асмолов; рук. авт. коллектива Н. В. Федина]. – М.: Просвещение, 2011. – 240 с. – ISBN 978-5-09-023253-1.
- Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г. Детство [Текст]: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с. – ISBN 978-5-89814-663-4.
- Бородич А. М. Методика развития речи [Текст]: Учебное пособие / А. М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 256 с.
- Гурович Л. М. Ребенок и книга [Текст]: Учебное пособие / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. В. Логинова; Под ред. В.И. Логиновой. - М.: Просвещение, 1992. – 62 с.
- Детская литература [Текст]: / Под ред. Е. Е. Зубаревой. – М.: Просвещение, 1989. – 399 с.
- Стаценко Р. Методика ознакомления детей с художественным словом [Текст]: // Дошкольное воспитание. – 1980.– №7-с. 6–10.