Урок природоведения по теме "Леса России"

Разделы: Начальная школа


Цели урока.

Обучающие:

- ознакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом;

- познакомить с растительным и животным миром лесной зоны и нашего края;

- сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы;

- ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека.

Развивающие:

- развивать познавательную активность, интерес, наблюдательность, речь учащихся, обогащать её новыми словами;

- развивать умение сравнивать, работать с картой, атласом-определителем, дополнительной литературой.

Воспитывающие:

- воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения, чувство прекрасного.

Оборудование.

  1. Компьютер, мультимедийный экран, проектор.
  2. Мультимедийная презентация, запись голосов птиц и зверей, слайды с картой природных зон, картины и фотографии с изображением изучаемых объектов.

Материал.

Учебник “ Мир вокруг нас” А.А.Плешакова, электронная энциклопедия, материал из интернета.

Ход урока

1. Психологическая настройка на восприятие урока.

Звучит аудиозапись “Голоса птиц леса”.

2. Организационный момент.

- Ребята, наше путешествие по нашей стране продолжается. И сегодня наша научная экспедиция отправляется с севера на юг по природным зонам России. Членами нашей экспедиции будете вы, ребята. Сегодня каждый из вас почувствует себя и геологом, и ботаником, и зоологом, и экологом. В путь мы отправляемся с определенным багажом знаний. Итак, цель нашей экспедиции – это изучение лесной зоны. Для изучения объекта нам поможет наши учебники, демонстрационный материал.

3. Сообщение темы урока. Презентация.

4. Введение в тему. (Показ слайдов)

- Ребята, нашу страну часто называют великой лесной державой. Верно ли это утверждение?

- Найдите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?

Слайды с вопросами для геологов.

  1. Где находится зона лесов относительно зоны тундры? (Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом)
  2. В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса? (Зона лесов расположено в умеренном поясе. Значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето)
  3. Какая у зоны лесов земная поверхность? (Зона лесов расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также Среднесибирском плоскогорье)
  4. А где находится наша Республика Татарстан? (НРК)
  5. Какая она в сравнении с другими природными зонами? (Эта зона самая большая)
  6. Теперь можем назвать нашу страну великой лесной державой?
  7. Какие части лесной зоны вы увидели? (Три части: большая часть - тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса - тоже зеленый цвет, но светлее, и еще одна часть - широколиственные леса, зеленый цвет еще светлее)
  8. На какой части лесной зоны находится наша Республика Татарстан? (НРК)
  9. Вы, наверное, заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более темным цветом. Что это? (Это лесотундра)
  10. А какую роль она играет? (Это плавный переход к другой природной зоне)

5. Изучение нового материала (Показ слайдов)

Тайга

- Что мы можем рассказать о тайге?

Слайды с вопросами для ботаников.

Работа с учебниками (99 страница)

  1. Что называют тайгой?
  2. Природные условия тайги? (Тайга - это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу - это хвойные деревья)
  3. Что общего у всех растений тайги? (У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями)
  4. Какие растения растут в тайге? (В тайге растут ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна)

Слайды с изображениями деревьев для ознакомления, изучения.

Сосна - хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Сосновые леса светлые и сухие. Шишки имеют округлую форму.

Ель - всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Лиственница - единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.

Пихта - отличается тем, её хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Смешанные и широколиственные леса

Наше путешествие продолжается. Изучаем смешанные и широколиственные леса.

Слайды с вопросами для ботаников.

Работа с учебниками (103 страница)

  1. Расположение смешанных и широколиственных лесов. (К югу на смену тайге приходит смешанный лес, еще ближе к югу смешанные леса сменяются широколиственными)
  2. Природные условия в этих лесах. (Зима в таком лесу мягче. В смешанных лесах у лиственных деревьев листья некрупные)
  3. Что объединяет растения этих лесов? (Лиственные деревья сбрасывают листву, размножаются семенами)
  4. Какие растения растут в этих лесах? (Береза, осина, ольха, дуб, липа, клен, вяз)
  5. А какие деревья растут в наших лесах? (НРК)

Слайды с изображениями деревьев для ознакомления, изучения.

Береза - это дерево можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева. Её относят к мелколиственным.

Дуб - теплолюбивое дерево. Можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами даба являются желуди.

Вяз - листья в основании “кособокие”, одна половинка больше другой, плоды - крылатые орешки округлой формы.

Ольха - имеет набольшие темные шишечки на ветках, ствол с выемкой на вершине, у сеой ольхи листья имеют острый кончик.

Клен - бывает остролистный (с большими резными листьями), татарский, американский. Плоды у всех видов клена крылатые.

Животный мир лесной зоны

Изучаем животный мир лесной зоны. Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых.

Слайды с вопросами для зоологов

Работа с учебниками (102 страница )

- Какие животные здесь живут? (Кедровка, бурундук, летяга, соболь, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, олень, глухари, др.)

Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные ложатся в спячку, другие делают на зиму запасы.

Кедровка - таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.

Летяга - родственница белки, но меньше ее. Она умеет не только прыгать, но летать.

Соболь – хищник. Его основная добыча грызуны.

Бурый медведь - всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, рыгать, влезать на деревья, плавать.

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

О животном мире леса можно говорить бесконечно. Как много разных видов животных! А как прекрасен травяной покров, и какое разнообразие кустарников, сколько насекомых- жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!

- А какие животные встречаются в лесах нашего края? (НРК)

6. Практическая работа. (Показ слайдов)

Слайды с вопросами для экологов

Самостоятельная работа в тетради (105 страница)

- А чем же являются лес для человека?

Значение леса:

  • место отдыха;
  • аптека;
  • источник чистой воды и пищи;
  • источник топлива;
  • источник древесины;
  • дом для растений, животных, грибов);
  • защитник воздуха, водоемов, почв.

- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по ли вине возникают экологические проблемы леса.

Проблемы леса:

  • вырубка;
  • незаконная охота (браконьерство).

- Почему люди вырубают леса? В основном из-за древесины. С каждым годом её требуется все больше. Ведь из неё получают строительные материалы, бумагу, искусственные ткани и кожу, фотопленку, кинопленку, лаки и краски, пластмассы и много других необходимых изделий. Раньше людям казалось - лесов так много, что вырубить их все просто невозможно. Теперь стало ясно: леса в опасности! Нужно бережно относиться к лесам, по-хозяйски их использовать. Заготовленную древесину необходимо вовремя вывозить из леса и полностью использовать. К сожалению, эта работа не всегда хорошо налажена. Много срубленной древесины остается в лесу, пропадает без всякой пользы. Не всегда идут в дело и отходы: корни, сучья, ветки. Из них можно получать материал для изготовления мебели, а из хвои со срубленных деревьев - богатую витаминами хвойную муку для сельскохозяйственных животных. Чтобы вырубать меньше деревьев, нужно шире использовать макулатуру. Из неё можно получать немалую часть бумаги и картона. Запрещается вырубать леса по берегам рек, вокруг городов и вдоль дорог, уничтожать лесные полосы, которые защищают поля от ветров.

Люди с давних пор охотились на многих лесных животных. Из-за неумеренной охоты были почти полностью истреблены лось, кабан, соболь. Их удалось спасти только благодаря строгой охране. Сейчас охота на лесных животных ограничена: специальными правилами разрешено охотиться только в определенный срок и добывать определенное количество животных.

7. Обобщение и итог урока.

Охрана лесов - обязанность государства. Но не только. Жизнь леса, его обитателей зависит от каждого, кто бывает в лесу. Никто не должен забывать, что он здесь в гостях у природы и обязательно должен выполнять определенные правила поведения. (НРК)

- О чем мы должны помнить, приходя в лес?

  • Лес наше богатство.
  • Леса называют “Легкие нашей планеты”.
  • Каждый человек должен думать о том, что он оставит своим детям.

- А какой русский художник запечатлил на своих картинах леса нашего края? (НРК)

Спасибо за урок!

Презентация