Создание здоровьесберегающей среды на уроке

Разделы: Общепедагогические технологии


(Слайд №2). Презентация

Забота о здоровье – это важнейший труд педагога.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы…
А.В.Сухомлинский

(Слайд №3)

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос:

“Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?” Ещё А. Шопенгауэр говорил: “Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля”.

А что происходит в нашей школе сегодня? По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья.

Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа.

Используя в своей работе ЗОТ, я ставлю

(Слайд №4)

Цель:

  • сформировать потребности в здоровом образе жизни;
  • способствовать сохранению и укреплению здоровья ребёнка, созданию благоприятной обстановки в классе;
  • помочь каждому ребёнку осознать свои способности, создать условия для их дальнейшего развития.

(Слайд №5)

В системе образования накоплен определённый опыт реализации здоровьесберегающих технологий. Наиболее разработанной системой здоровьесбережения в образовательном процессе начальной школы является технология В.Ф.Базарного, включающая в себя: основу телесной вертикали и телесно-моторную активность, режим смены динамических поз, реализацию специальных упражнений, снимающих зрительное утомление.

(Слайд №6)

В.Ф.Базарный называет одной из биологических предпосылок нормального развития – пространство. Пространство, говорит он, - это высшая свобода моторики. Вне пространства дети впадают в состояние хронической угнетённости. Как же использовать зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока?

1. Достигается это за счёт максимального удаления от глаз ребёнка учебного дидактического материала. Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение с глазных мышц. Способствует расширению зрительно-двигательной активности и проведение физминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров.

(Слайд №7)

а) Разного рода траектории, по которым дети “бегают” глазами. Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмёрки, зигзаги, спирали), толщина линии 1 см.

Благодаря тренажерам у детей повышается работоспособность, активизируется чувство зрительной координации, развивается зрительно- моторная реакция и различительно-цветовая функция. Рекомендуются цвета: красный, голубой, желтый, зеленый.

(Слайд №8)

б) Вот некоторые элементы гимнастики для глаз:

  • Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
  • Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
  • Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.
  • Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.
  • Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.

(Слайд №9). Зрительная гимнастика

(Слайд №10) Две физминутки по методике сенсорно-координаторских тренажей.

(В 4-х верхних углах класса фиксируются сюжетные изображения. Под каждой картинкой помещается в соответствующей последовательности одна из цифр: 1-2-3-4. Все учащиеся поднимаются в положение свободного стояния и под команду учителя “1-2-3-4” начинают фиксировать взгляд по очереди на соответствующей картинке. Затем порядок счёта меняется: 4-3-2-1, 1-3, 4-2 и т.д. При этом ученики совершают синхронно движения глазами, головой и туловищем. Но дети должны не просто “пробежать” глазами, но и успеть осознанно увидеть все 4 сюжета и ответить на вопросы учителя. Продолжительность тренажа – 1,5 минуты. Такая работа предупреждает утомляемость, способствует развитию зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве.

3. “Весёлые человечки”. (Слайд №11-12)

На карточках, которые я показываю детям, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Дети повторяют движения человечка.

Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.

4. Бумажные офтальмотренажёры.

Например, на доске расставлены:

1) Пирамидки. (Слайд №13)

Задания: найди глазами две одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, чёрных, зелёных и т.д.; сколько у пирамидок колпачков красных, зелёных, жёлтых и т.д.; сколько всего колец у всех пирамидок? Сколько всего колпачков? Как быстрее сосчитать? Сложи пирамидки друг на друга в две группы. В первой группе пирамидок в 2 раза больше, чем во второй. Сколько пирамидок во второй группе?

Меняя варианты заданий, пирамидки можно использовать довольно часто.

2) Тарелки с разноцветными кружками. (Слайд №14)

Задания: найди две одинаковые тарелки; найди такую тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется.

5. Упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг).

“Водопад”

- Ребята, сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните…

Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи.

Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами… (пауза 15 секунд)

Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил. Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.

(Слайд №15)

6. Упражнения для мышц рук (пальчиковая гимнастика).

(Слайд №16)

Рефлексию на уроке можно совместить с пальчиковой гимнастикой.

Совершая массажные движения вдоль пальцев рук, ребенок отвечает на вопросы:

Мизинец. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Безымянный. Что я делал и чего достиг?

Средний. Какое у меня настроение?

Указательный. Кому я сегодня помог, чем порадовал, чему поспособствовал?

Большой. Что я сделал для своего здоровья?

(Слайд №17)

7. Некоторые приёмы самомассажа, точечный массаж.

Массаж обладает расслабляющим действием и облегчает перенапряжение в любое время.

“Массаж живота” (поглаживание животика по часовой стрелке, пощипывание, похлопывание ребром ладони и кулачком) для улучшения работы кишечника

“Лебединая шея” (поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку)

Точечный массаж – простая и безопасная терапия. Массирование производится надавливанием на определённые точки. При простудных заболеваниях и для повышения иммунитета необходимо массировать определённые точки на лице (№1, №2,№3) .

(Слайд №18)

8. Цветотерапия.

Игра – цветные сны.

В положении сидя после напряженной работы учащиеся закрывают глаза, прикрывают их ладонями и опускают голову. Учитель называет цвета, а учащиеся стремятся с закрытыми глазами “увидеть” в чем-то заданный цвет (синее небо, зеленая трава, желтое солнце). Выборочно учитель подходит к детям, касается их плеча и опрашивает о том, что они увидели. Затем учитель называет другой цвет. Длительность цикла – 15-20 сек, общая продолжительность – 1 мин.

(Слайд № 19)

Важно следить за:

  • правильная поза ученика во время занятий за столом;
  • правильная рабочая поза при письме.

Учебные занятия в классах проводятся в режиме смены динамических поз, для чего использую специальную мебель с наклонной поверхностью - конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть - стоит за конторкой. Организм ребенка сам тянется к, тому, что для него желательно. Дети меняют позу через 15-20 минут или по своему желанию занимают свободное место, меняя позу.

(Слайд № 20)

Упражнения для формирования осанки включаются мною в комплекс утренней зарядки, физкультурных минуток.

Комплекс упражнений “Мы спортсмены”:

1. “Мы пловцы” (взмахи руками вперед, назад, встречные махи рук).

2. “Мы штангисты” (наклоны, имитация поднятия штанги).

3. “Мы бегуны” (имитация бега на месте).

(Слайд № 21)

Упражнения на правильное дыхание:

Упражнение “Свеча” (глубоко вдохнуть, задержать дыхание и медленно дуть на воображаемое пламя)

На одном  вдохе произнести 5-10 звуков “ф”, делая короткие промежутки между звуками: ф-ф-ф… (ж-ж-ж, р-р-р, с-с-с, з-з-з)

Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание, на выдохе считать от  1 до 10, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца.

Произнести скороговорку-считалку

(Слайд №22)

Учитывая, что наибольшая утомляемость детей связана с их длительным сидением за партой, использую следующие формы организации деятельности учащихся на уроках:

- работа в группах;

- работа в парах;

- фронтальный опрос с использованием   игровых ситуаций;

Элементы игры можно использовать в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников:

- хлопанье в ладоши;

- поднятие руки;

- сигнальные карточки различного цвета.

В игровой форме проводится словарная работа: дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова. Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье, используются и на уроках математики. В качестве приема здоровьесбережения  применяю дифференцированный подход к обучению на уроках. При этом каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, получает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе. Привычно переживаемая ситуация успеха способствует повышению самооценки учащихся, снижает страховые барьеры, формирует доверие к педагогу и доброжелательные взаимоотношения в классном коллективе.

Предлагаю рассмотреть один из методических приёмов: вставки о здоровье на уроках. (Слайд № 23)

Русский язык

Вставка 1. Вежливые слова и здоровье.

Учитель предлагает детям правильно списать с доски написанные там слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи. Пусть дети подумают, что общего между этими словами, и продолжат список.

- Дети, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще друг другу: “Спасибо”. Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются. Давайте все вместе скажем:

- Я хочу быть здоровым!

- Я могу быть здоровым!

- Я буду здоровым!

Вставка 2. Списывание текста о здоровье.

Учитель предлагает учащимся правильно списать с доски текст:

“Здоровье всего дороже. Без труда нет добра! Терпенье даёт уменье. Терпенье и труд всё перетрут”.

Или такой текст:

“Чистота - залог здоровья. Здоровье разум дарит. Кто долго жуёт, тот долго живёт. С курами ложись, с петухами вставай”.

Русские народные пословицы – кладовая мудрости народа. Они отражают национальные традиции. Хорошо, если бы дети с раннего возраста “впитывали” их и следовали им.

После краткого обсуждения пословицы учитель предлагает повторить её вслух всем вместе.

Вставка 3. Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.

Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении. Приведу несколько примеров.

“Колобок”.

Дети легко и охотно приходят к заключению:

- Коли мама отпустила погулять на улицу, никуда со двора выходить нельзя, с незнакомыми людьми лучше не общаться.

“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”.

- Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.

- Если вода прозрачная, красивая, она чистая?

- Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.

Учащиеся вспоминают пословицы, подходящие к данному случаю, формулируют правила предупреждения кишечных инфекций:

- Мойте руки перед едой. Мойте руки после туалета. Вымойте хорошо мыло прежде, чем умываться. После еды прополощите рот.

(Слайд № 24)

Математика

Вставка 1. Задачи по анатомии.

Задача 1. При рождении скелет ребёнка имеет 350 костей, у взрослого человека – 260 костей.

Вопрос 1: На сколько костей в скелете взрослого человека меньше, чем у новорождённого?

Ответ: с ростом человека количество костей в его скелете уменьшается на 90. 350 – 260 = 90.

- Куда деваются эти кости?

- Они срастаются.

Вопрос 2. На сколько костей у новорождённого больше, чем у взрослого.

Ответ: 350 – 260 = 90. При рождении у человека у человека на 90 костей больше, чем у взрослого.

Вопрос 3. Сколько костей у здорового человека срастаются в течение жизни?

Ответ: 350 – 260 = 90. В течение жизни у здорового человека 90 костей срастаются.

(Слайд № 25)

Окружающий мир

Вставка 1. Лекарственные растения твоего края.

- Природа даёт человеку лекарства. Они растут во дворе, в саду, в лесу, в поле. Это травы, кустарники, деревья. Около 150 видов лекарственных растений признаны научной медициной. Мы можем собрать гербарий лекарственных растений или вырастить аптеку на подоконнике. Подорожник, тысячелистник, крапива, шиповник, черёмуха, берёза, дуб, липа, одуванчик – не перечесть всех природных врачей.

(Слайд № 26)

Учитель начальных классов может и должен на каждом уроке уделять особое внимание сбережению здоровья детей. Включение в урок специальных методических приёмов (вставки о здоровье) и средств в значительной степени способствует лучшему усвоению и запоминанию учебного материала, не требует больших материальных и временных затрат.

(Слайд №27-33)

Немаловажное место в рамках реализации здоровьесберегающей технологии занимает внеклассная работа с детьми. Прежде всего, это система классных часов: беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, встречи с медсестрой школы, выполнение режима дня, правильное питание, уроки здоровья, конкурсы рисунков, а также активное вовлечение в спортивные мероприятия, походы, прогулки в лес. Много проходит праздников, на которых  решаются задачи  формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Традиционными стали мероприятия: “Мама, папа, я – спортивная семья”.

(Слайд № 34)

Применение в учебном процессе здоровьесберегающих технологий способствует:

  • созданию положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта, ситуаций успеха, укрепляющих уверенность в своих силах;
  • повышению уровня успеваемости и эффективности учебного процесса;
  • сохранению и укреплению физического здоровья детей.

Здоровье так же заразительно, как и болезнь. “Заразить здоровьем” - вот цель моей работы. А постоянная озабоченность охраной здоровья школьников может и должна приобрести характер закона, определяющего действия педагога.

(Слайд № 35)

В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: “Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым”.

Желаю всем коллегам здоровья и творческих успехов!