Цель: ознакомить учащихся с простейшими ручными швами для вышивки; сформировать навыки вышивания простейшими ручными швами; научить самоконтролю выполненной работы; формировать интерес к культуре и искусству, эстетический вкус, логическое мышление; развивать моторику рук.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, ткань для вышивания, нитки мулине, игла, образцы готовых работ, технологическая карта.
Ход урока
1. Организация урока.
Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Повторение пройденного материала.
Урок начнем с разгадывания кроссворда. Сначала мы разгадаем слова по вертикали. И тогда по горизонтали получим слово, которое называет одно из древнейших видов декоративно-прикладного искусства.
1. В переводе с латинского это слово означает “шип”, “колючка”; этот предмет используется для скрепления деталей и украшения одежды.
2. Приспособление для удаления наметки или временных швов.
3. Место соединения деталей.
4. Всех на свете обшивает, что сошьет - не надевает.
5. Приспособления из прорезиненной ткани для снятия мерок с фигуры человека, а также для проверки размера изделия, которое мы изготавливаем.
6. Временное соединение двух деталей сметочными стежками, путем наложения одной на другую.
7. Прикрепить к изделию пуговицу или украшение.
8. Переплетение ниток между двумя проколами иглы.
3. Изучение нового материала
Немного из истории.
Вышивка, широко распространенный вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную или посредством вышивальной машины на различных материалах (на ткани, коже, войлоке) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блестками, монетами и т.п. Вышивка применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания декоративных панно.
Запись в тетради: Вышивка - это украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением, выполненным нитками вручную с помощью иглы или машинным способом.
Этот вид искусства возник давно - корни его уходят в глубину веков. Очевидно, мы никогда не сможем узнать, кто и когда впервые догадался воплотить в узорный мотив красоту родной природы, свои переживания и ощущения, так как из-за недолговечности ткани и ниток наука лишена возможности точно определить время возникновения этого искусства. Ведь образцы наиболее древней вышивки в музеях Европы относятся к V в. н.э., а образцы славянской вышивки сохранились лишь за несколько последних столетий (больше всего в музеях вышивок XIX века).
Вышивкой украшалась одежда у скифов - жителей причерноморских степей, о чем свидетельствует древнегреческий историк Геродот. Арабский путешественник Ибн-Фадлан (X в. н.э.) в своем рассказе о руссах отмечает, что они носили вышитую одежду.
В эпоху Киевской Руси искусство художественной вышивки ценилось очень высоко. Сестра Владимира Мономаха - Анна-Янка организовала в Киеве, в Андреевском монастыре, школу, где молодые девушки учились вышивать золотом и серебром.
На рисунках и иконах того времени мы видим изображения людей в вышитой одежде, своими узорами мало чем отличающейся от современной и с характерными для определенной местности орнаментами. Следует лишь отметить, что старинные образцы более напоминают тканый орнамент, более геометризованы, чем вышивки позднейших времен.
В условиях патриархального уклада сельской жизни с натуральными формами хозяйствования большинство вещей домашнего обихода изготовлялось преимущественно хозяином и его семьей. Почти в каждом доме ткали полотно и шили из него одежду, украшая ее вышивкой.
Вышитая белая сорочка - неотъемлемая часть, женской и мужской одежды любого европейского народа. Вышитая сорочка была характерным признаком каждой местности и отличалась своеобразным орнаментом, техникой исполнения и гаммой цветов.
Вышиванием занимались почти исключительно женщины. Только шорно-седельные изделия украшали мужчины. Для этой работы использовался каждый удобный момент: посиделки, на которые девушки собирались долгими осенними и зимними вечерами, часы отдыха от полевых работ - весной и зимой.
Одежда была своеобразной характеристикой умения девушки, ее трудолюбия. Именно поэтому женская одежда украшалась чрезвычайно красиво. Предметом гордости каждой семьи был свадебный сундук с приданым, сделанным руками невесты. В приданое входила не только ее собственная одежда, рушники и постельное белье, но и рубаха для будущего мужа, плетеные или тканые пояса для будущих близких родственников (символ семейных уз) и даже рубашка для первенца.
Вышиванием занимались во всех слоях общества.
Со второй половины XIX века искусство вышивания постепенно выходит за пределы домашнего ремесла и кое-где приобретает форму кустарного промысла. В некоторых местах целые села живут этим промыслом.
И в наше время, наряду с использованием стандартизированной массовой продукции текстильной промышленности, люди охотно обращаются к услугам мастеров индивидуального пошива и народных умельцев.
Художественная вышивка - один из наиболее распространенных видов народного искусства, в котором воплощены лучшие традиции народа - приносит и будет приносить радость тысячам его почитателей. Это изысканное женское хобби еще долго будет удовлетворять потребность в прекрасном, в желании украсить свой быт и досуг.
Бесконечно разнообразны виды швов - это стебельчатый, крест, гладь, роспись, тамбурный и т.п., применяемые как по отдельности, так и в различных комбинациях друг с другом. Они позволяют создавать вышивки от совсем плоских до выпуклых, от легчайших контурных до “ковровых”, плотно укрывающих всю поверхность изделия.
- Вот и сегодня на уроке мы будем заниматься этим древнейшим видом искусства. Я вас познакомлю с простейшими видами швов, и вы постараетесь даже изготовить изделие, например, чехол для телефона.
Для выполнения работы нам потребуются: плотная ткань, карандаш, линейка, нитки, ножницы, игла. Для того, чтобы работу выполнить правильно у вас на столах лежат инструкционные карты. <Таблица 1>
4. Технологическая последовательность выполнения работы.
- Итак, с чего начнем работу.
Сначала мы должны определить размер будущего изделия. Я предлагаю подготовить заготовку размером 25x7 см.
Затем: подверните на лицевую сторону по 1 см со стороны коротких срезов, заметайте временными стежками.
Закрепите подгиб швом “козлик” с обеих сторон на лицевой стороне изделия.
Сложить заготовку пополам и снова закрепить ручными стежками швом “вперед игла” по срезам заготовки.
Обработать края изделие петельным швом.
Изготовить шнурок путем крутки и закрепить его.
Перед началом работы вспомним технику безопасности.
1. Опасности в работе
- повреждение пальцев иглой или булавкой,
- травма руки ножницами,
- травма глаз.
2. Что нужно знать до начала работы:
- сосчитать количество булавок и иголок в игольнице,
- положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.
3. Что нужно делать во время работы:
- быть внимательной,
- надевать наперсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть его,
- вкалывать иглы и булавки только в игольницу,
- класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя,
- передавать ножницы с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.
4. Что нужно сделать по окончании работы:
- посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько, сколько было в начале работы,
- убрать рабочее место.
Практическая работа. Шов “козлик”.
Выполняем шов на бумаге.
1. Шов выполняют слева направо стежками разной длины.
2. Игла всегда повернута острием влево.
3. Введите рабочую нить на лицевую сторону и сделайте наклонный стежок вправо и вверх.
4. Выполните короткий стежок влево.
5. Затем сделайте наклонный стежок вправо вниз, равный по размерам первого стежка.
6. Нить должна находиться над иглой.
7. Чтобы шов был ровный и аккуратный, нужно следить за длиной стежка и нить нельзя натягивать.
8. “Козлик”, вышитый цветными нитками в 2-3 и более рядов, называют “бархатным” или “шотландкой”.
9. При правильном выполнении шва “козлик” на изнаночной стороне вышивки получается два ряда стежков.
Практическая работа. Петельный шов.
Выполняем шов на бумаге.
1. Шов выполняют слева направо.
2. Игла всегда входит в ткань с лицевой стороны.
3. Проколоть ткань у края изделия, оставляя нитку всегда под иглой, протянуть рабочую нить до образования петли.
4. Высота стежка определяется узором, выполнять стежки можно часто, редко или наклонно.
5. Чтобы шов был ровный и аккуратный, нужно следить за длиной стежка и нить нельзя натягивать.
6. При правильном выполнении петельных стежков, работа с изнаночной и с лицевой сторон выглядит одинаково.
По окончании работы ученики вклеивают образцы в тетрадь и подписывают их.
А теперь приступим к выполнению основной практической работы.
5. Практическая часть.
На партах лежит инструкционная карта по выполнению работы. Особое внимание обратить на самоконтроль.
Практическая работа. “Изготовление чехла для телефона, вышитого простейшими ручными швами”.
Самоконтроль
1. Нитка хорошо закреплена на ткани.
2. Стежки ровные, аккуратно выполненные.
3. Нитка хорошо и равномерно натянута.
При освоении приемов вышивки не все сразу может получиться, так как это занятие требует усидчивости, внимательности, аккуратности. Но надо быть терпеливым. Постепенно, с приобретением достаточных навыков, работа будет выполняться легче.
6. Оценивание.
Девочки демонстрируют свои работы, и анализируют их.
- Выполненное изделие соответствует определенным мною требованиям: чехол для телефона получился нарядным, прочным. Я уверена, что в нем телефон будет защищен от ударов. Кроме того, сшитое изделие значительно дешевле. Я думаю, что сделаю еще несколько для подарка.
7. Вопросы для закрепления.
- С какими видами ручных швов мы сегодня знакомились?
- Скажите, трудно было выполнять работу?
- Пригодиться ли вам изделие, которое вы изготовили сегодня? Где?
- Можно подарить такое изделие?
- На следующих уроках мы будем продолжать знакомство с простейшими швами и приемами вышивки. На этом урок окончен.