Обобщающий урок-семинар по теме "Эпоха Нового времени как результат долгосрочной исследовательской деятельности младших школьников"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


1. Первичное включение учащихся в собственную исследовательскую практику.

В данной технологии сложным этапом является момент первичного включения учащихся в собственную исследовательскую практику.

Как способ стимулирования познавательной активности учащихся я использовала коллективную игру “Моделирование”.

В центре классной доски прикрепила лист А4 с названием темы и ещё несколько пустых листов таким образом, чтобы они составляли вместе единое “игровое поле”.

Ребятам было предложено на этих листах в течение нескольких дней написать наиболее важные, на их взгляд, вопросы, которые нужно обязательно осветить в данной теме. Размышления, споры, идеи были отражены на “игровом поле”.

После того как оно было заполнено, дети получили задание детально рассмотреть все записи и распределить их в большие смысловые группы, дать им название, обосновать свой выбор.

В результате игровое поле было поделено на 4 части, ребята распределились по интересам на 4 группы, дали им название:

• “Развитие науки”.

• “Достижения эпохи”.

• “Великие географические открытия”.

• “Архитектурные шедевры Нового времени”.

2. Выбор темы собственного исследования в контексте общей темы группы.

Каждый ученик выбрал для себя тему собственного исследования в контексте темы группы, исходя из своих интересов. Некоторые ребята объединились в пары для совместной работы по общей теме.

Определившись с темой, но столкнувшись с дефицитом информации к ней, дети выдвинули собственные гипотезы об источниках информации и возможных результатах исследований.

3. Определение источников информации.

В ходе дискуссии ребята выяснили, что источником информации по теме исследования может быть энциклопедическая и научно-популярная литература, периодические издания, интернет ресурсы, опыт и знания взрослых, собственные познания и т.д.

4. Индивидуальная и групповая исследовательская деятельность.

Ребята приступили к исследованиям. Каждый старался сопроводить свои материалы разнообразной наглядностью, так как ранее убедились в её необходимости и продуктивности при восприятии нового.

5. Представление собственных результатов исследований.

В течение трёх последующих недель, по мере готовности исследований, ребята представляли результаты собственных изысканий классу на уроках окружающего мира, продумывали вопросы для своих слушателей и готовились к возможным дискуссиям с одноклассниками.

6. Выбор капитана группы.

В процессе совместной деятельности наметились лидеры групп, наиболее активные и деятельные ребята, сумевшие объединить вокруг себя одноклассников. В последствии они были единогласно провозглашены капитанами групп.

7. Разработка эмблемы группы, обоснование выбора.

8. Создание макета и модели.

На уроках трудового обучения девочки класса с увлечением собрали макет Храма Спаса-на-Крови – архитектурного сооружения эпохи Нового времени, а мальчики с увлечением собрали и расписали модель каравеллы “Элизабет”, являющейся воплощением кораблестроения изучаемой эпохи.

9. Составление плана выступления для каждой группы, обобщение и систематизация материала, подготовка мини презентаций к материалам исследований.

10. Подготовка вопросов для рефлексии на семинаре.

Обобщающий урок-семинар

Предмет: Окружающий мир.

Тема: “Эпоха Нового времени”

Цель семинара: обобщение, систематизация и демонстрация итогов исследовательской деятельности учащихся.

Образовательные задачи:

сформировать представление детей о достижениях, развитии науки, географических открытиях, великих людях эпохи Нового времени;

познакомить с новыми понятиями и терминами

Развивающие задачи:

развивать умение анализировать и обобщать материал из различных информационных источников;

развивать устную речь, формировать навыки публичных выступлений;

развивать навыки групповой работы.

Воспитательная задача: воспитывать любовь и интерес к истории.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку на электронном носителе, листы разного цвета с вопросами-заданиями для этапа рефлексии, модель каравеллы, макет Храма Спаса-на-Крови.

Ход урока-семинара

1. Организационный момент:

- Ребята, сегодня на нашем семинаре присутствует много гостей. Повернитесь, поздоровайтесь, садитесь, пожалуйста.

2. Вступительное слово учителя:

На протяжении нескольких недель мы работали над интересной и довольно обширной темой “Эпоха Нового времени”. вы индивидуально и в группах провели собственные исследования, узнали много нового по данной теме и на предыдущих уроках делились с одноклассниками добытыми знаниями.

И сегодня на итоговом семинаре каждой группе предстоит обобщить собранный материал, последовательно его выстроить и достойно представить плоды исследований всем нам.

3. Актуализация знаний. “Мозговая атака”

- За какой эпохой следует эпоха Нового времени? (Средние века)

- К какому периоду истории относят Новое время? (14–17 века)

- Как ещё называют эту эпоху? (Эпоха Возрождения)

- Почему эпоха получила такое название? (Европейцы открыли для себя, возродили культуру Древней Греции и Древнего Рима; открыли новые земли; развивалась наука и техника; эпоха дала много великих и талантливых людей; многие города стали центрами образования и культуры)

- Каких художников эпохи Возрождения вы можете назвать? (Джотто, Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи)

- Какому учёному принадлежит фраза: “И всё же она вертится!”. (Галилею)

4. Выступление 1 группы. Презентация “развитие науки”

а) Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира

До начала нового времени, в средние века существовала и была признана учёными того периода Геоцентрическая система построения вселенной. Её основоположник Клавдий Птоломей.

Согласно Птолемею, в центре Вселенной расположена Земля. Вокруг нее по круговым орбитам обращаются Солнце и Луна (показать). При этом пять (назвать и показать) планет движутся не только вокруг Земли по большим кругам – деферентам, а ещё по малым кругам- эпициклам, вокруг своей собственной оси. По периметру вселенной расположена сфера неподвижных звёзд (показать).

Великий польский учёный Николай Коперник изучил труды астрономов древности. Он сомневался в истинности теории Птоломея. После тридцати лет упорнейшего труда, долгих размышлений и сложных математически вычислений он пришел к своему великому открытию, которое описал в книге “О вращении небесных сфер”. Коперник доказал, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого вращается Земля и другие планеты, кроме того он вычислил расстояния планет от Солнца и периоды их обращенийвокруг Солнца

б) Галилемо Галилемй (жил в 16-17 вв. н.э) итальянский физик, механик, астроном, философ и математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени

В 1609 году Галилей самостоятельно построил свой первый телескоп (показать) с выпуклым объективом и вогнутым окуляром. Труба давала приблизительно трёхкратное увеличение. Вскоре ему удалось построить телескоп, дающий увеличение в 32 раза. Ряд телескопических открытий Галилея способствовали утверждению гелиоцентрической системы мира.

Другие открытия:

Рассмотрел поверхность луны, сделал её зарисовки. (Показать)

Гидростатические весы для определения удельного веса твёрдых тел.

Увидел кольца Сатурна (показать)

Первый термометр, ещё без шкалы

Пропорциональный циркуль, используемый в чертёжном деле

Микроскоп, плохого качества с его помощью Галилей изучал насекомых. (Показать)

в) Закон всемирного тяготения. Исаак Ньютон.

Ещё одним величайшим достижением эпохи нового времени было открытие Исааком Ньютоном Закона всемирного тяготения

Если верить легенде, то в открытии закона всемирного тяготения “виновато” яблоко, падение которого с дерева наблюдал Ньютон Почему яблоко всегда падает отвесно? Должна существовать притягательная сила материи, сосредоточенная в центре Земли

Значение открытия очень велико, так как:

  • На основе теории тяготения Ньютона удалось описать движение естественных и искусственных тел в Солнечной системе, рассчитать орбиты планет и комет.
  • На основе этой теории было предсказано существование планет: Урана, Нептуна, Плутона и спутника Сириуса.
  • В астрономии закон всемирного тяготения является фундаментальным, на основе которого вычисляются параметры движения космических объектов, определяются их массы.
  • Предсказываются наступления приливов и отливов морей и океанов.
  • Определяются траектории полета снарядов и ракет, разведываются залежи тяжелых руд.

г) Зарождение микробиологии

После того, как был усовершенствован созданный Галилеем первый микроскоп, появилась возможность изучения микроорганизмов Первооткрывателем микромира и микробиологии называют Левенгука он рассмотрел каплю воды и дал описание увиденных там существ, в том числе бактерий. Левенгук считал обнаруженных им микробов “очень маленькими животными” и приписывал им те же особенности строения и поведения, что и обычным животным. Левенгук впервые описал бактерий и простейших, первым увидел эритроциты – красные кровяные клетки крови.

Этап рефлексии по презентации первой группы.

Капитан первой группы предлагает ребятам остальных групп ответить на вопросы жёлтого листка.

- В чём отличие геоцентрической и гелеоцентрической систем?

- Какой закон открыл Исаак Ньютон?

- Ккакая наука зародилась в эпоху Нового времени?

Выступление 2 группы. Презентация “Достижени эпохи”

а) Усовершенствование кораблей.

К началу XV века легкие двухмачтовые каравеллы уступили место большим с тремя или даже с четырьмя мачтами Каравеллы не являлись особенно дорогими кораблями, обладали малой осадкой и высокой маневренностью, могли перевозить не только экипаж и провиант, но и крупные партии товаров, и в целом хорошо подходили как для географических исследований, так и для торговых перевозок. Появились военные суда — галеры. С рулевыми лопастями, килем и расположенными в два-три яруса прямыми паруса, позволявшие хорошо улавливать попутный ветер. От арабов были заимствованы косые паруса, незаменимые при маневрах и боковом ветре.
С середины 15 века в бортах кораблей стали прорезать в бортах корабля порты, чтобы размещать пушки на нижних палубах, догадались в начале 16 века. Возможность брать на борт десятки мощных орудий. С такими кораблями мир вступил в эпоху великих географических открытий.

б) Усовершенствование карты и компаса.

На пошлом уроке мы уже узнали о параллелях, меридианах, долготах широтах и строении градусной сетки. Следует только сказать, что в “новые времена” мореплаватели широты и долготы точек земной поверхности определяли на основе астрономических наблюдений.

Теперь, имея усовершенствованные карты они могли лучше ориентироваться и безбоязненно совершать дальние плавания.

Этому же способствовал и более совершенный компас Поначалу компас состоял из намагниченной иголки и кусочка дерева (пробки), плававшего в сосуде с водой. Вскоре догадались закрывать этот сосуд стеклом, чтобы защитить поплавок от действия ветра.

В 15 веке придумали помещать магнитную стрелку на острие в середине бумажного круга Затем итальянец Флавио Джулио усовершенствовал компас, разделив бумажный круг разделенной на 16 частей (румбов) по четыре на каждую часть света. Это нехитрое приспособление стало большим шагом в усовершенствовании компаса. Позже круг был разделен на 32 равных сектора. что позволило точнее отсчитывать направления. Компас произвел такой же переворот в мореплавании Он был первым навигационным прибором, позволившим прокладывать курс в открытом море.

в) Книгопечатание.

Книгопечатание было изобретено дважды: в Китае и в средневековой Европе. История книгопечатания в современном смысле этого слова начинается с того момента, когда стали изготавливать металлические, подвижные, выпуклые буквы, вырезанные в зеркальном отображении. Из них набирали строки и с помощью пресса оттискивали на бумаге. Это гениальное изобретение относится ко второй половине XV века, и почти все исследователи приписывают его немцу Иоганну Гутенбергу.

г) Изобретение огнестрельного оружия.

Эпоха огнестрельного оружия начинается с момента изобретения пороха.

Огнестремльное орумжие — оружие, в котором для выбрасывания снаряда из ствола используется сила давления газов, образующихся при сгорании пороха.

Предком ружья считается пушка. Орудия, пригодные для боя, стали производиться только со второй половины XV в. В России с 16 века.

Ручные кулеврины являются одной из первых европейских разновидностей огнестрельного оружия.

В России похожим оружием была средне- и длинноствольная Пищамль 

Потом появился Мушкемт — ручное дульнозарядное ружьё 16 века, ставшее первым, по-настоящему массово применявшимся ручным огнестрельным оружием в войсках.

Кулеврина постепенно изменилась в артиллерийское орудие за счет увеличения размеров и веса,

Оргамн — многоствольное артиллерийское орудие, применявшееся в различных армиях в XVI — начале XVII вв.

Первым корабельным артиллерийским орудием стала бомбарда. Она состояла из полос кованого железа или меди, скрепленных обручами. Из-за немалого веса первых орудий и сравнительно небольших размеров кораблей того времени количество артиллерии на борту было незначительно.

Этап рефлексии по презентации 2 группы.

Капитан группы предлагает ребятам ответить на вопросы синего листка:

- Какие достижения Нового времени вы запомнили?

Выступление 3 группы.

Презентация “Великие географические открытия”

А) Великие географические открытия — период в истории человечества, начавшийся в 15 веке и продолжавшийся до 17 века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в поисках новых торговых партнеров и источников товаров, пользовавшихся большим спросом в Европе. Развитие науки и техники, создание достаточно надежных для океанского плавания парусных судов, усовершенствование компаса и морских карт сделали возможными длительные морские путешествия.

Б) Испанский мореплаватель Христофор Колумб попытался достичь Индии, плывя на запад по Атлантическому океану. В 1492 году экспедиция под руководством Колумба достигла одного из Багамских островов, открыв тем самым Америку. В 1492-1504 годах он совершил четыре плавания через Атлантический океан, открыл Большие Антильские и часть Малых Антильских островов, побережье Южной и Центральной Америки. Колумб умер, будучи в полной уверенности, что открыл новый путь в Индию.

В) В 1497-1498 годах мореплаватель из Португалии Васко да Гама на четырех судах сделал дугу по Атлантическому океану, почти дойдя до берегов тогда еще неизвестной Бразилии. Потом эскадра обогнула мыс Доброй Надежды достигла настоящей Индии. На португальские карты впервые было нанесено более 4 тыс. км восточного побережья Африки. Мореплаватель доказал, что моря вокруг Индостана не являются внутренними.

Г) Итальянский мореплавателя Америго Веспуччи совершил четыре путешествия к берегам Америки. Сопоставив полученные во время походов данные, Веспуччи пришел к выводу, что открытые Колумбом земли являются не Азией, а новым материком, и предложил назвать его “Новым Светом”. В 1507 году немецкий картограф предложил назвать “Новый Свет” в честь Америго - Америкой

Д) Португалец Фернан Магеллан совершил первое кругосветное плавание (в1519-1521годах), и этим подтвердил предположение о шарообразности Земли Экспедиция под руководством Магеллана обследовала юго-восточную часть Южной Америки, открыла пролив между Атлантическим и Тихим океанами (Магелланов пролив)

Е) Роль географических открытий очень велика.

  1. Главные торговые пути теперь проходили не по суше, а через океаны.
  2. В Европу, было завезено множество новых культур: картофеля, кукурузы, томатов, подсолнечника, ананасов, различных пряностей, какао, чая. В то же время, в Америке получили распространение кофе, пшеница, сахарный тростник
  3. Расширение кругозора европейцев: бурное развитие географии, контакты с народами разных культур, лучшее понимание разнообразия животного и растительного мира.
  4. Научно-технический прогресс.
  5. Распространение христианства.

Отрицательная роль открытий в том, что в погоне за лёгкой наживой появились пиратство, работорговля.захват индейских земель стал причиной уничтожения культуры индейцев Майя, Ацтеков, Инков.

Этап рефлексии по презентации 3 группы.

Капитан группы предлагает ребятам ответить на вопросы зелёного листка:

- Кто открыл Америку, но не узнал об этом? (Колумб)

- Какой мореплаватель открыл морской путь в Индию? (Васко да Гама)

- Чем знаменит Мореплаватель Фернан Магелан? (Кругосветное плавание)

- Какова роль географических открытий того времени?

Выступление 4 группы.

Презентация “Архитектурные шедевры нового времени”

В эпоху Возрождения великими зодчими того времени в разных странах было создано множество архитектурных сооружений. Наша группа собрала материал о некоторых из них.

Миланский собор в Италии — всемирно известная четвертая по величине церковь в мире. Она расположена в самом центре Милана и является его символом. Это архитектурное чудо, которое содержит целый лес шпилей и скульптур, мраморных остроконечных башенок и колон, сплетенных вместе паутиной парящих опор, провоцирует на эпитеты в превосходной степени: грандиозный, ошеломляющий, великолепный… Его строительство началось в 14 веке и продлилось более 4-х веков.

Собор Святого Павла - кафедральный собор в Лондоне.

Современное здание собора - четвертое на этом месте, построено между 1675 и 1710 гг. после того, как предыдущая постройка была полностью уничтожена пожаром.

Особая достопримечательность собора в том, что под куполом есть Шепчущая галерея она так названа из-за особенности ее акустики: слово, даже сказанное шепотом, в одном конце галереи, многократно отражается ее стенами, в результате чего этот шепот вполне может слышать человек, находящийся на другом конце галереи. Внутреннее устройство собора таково, что можно подняться и войти даже в золотой шар купола. (Показать)

Храм Воскресения Христова находится в Санкт-Петербурге, является музеем и памятником русской архитектуры эпохи возрождения. Храм выполнен в стиле русской архитектуры 16-17 веков Другое название храма Спас-на-крови, потому что он построен на месте трагической гибели императора Александра II, который был в этом месте смертельно ранен. Архитектор А. Парланд.

Высота храма составляет 81 метр. Это число символизирует год гибели царя. Вместимость собора – 1600 человек.

Собор имеет ассиметричную, неуравновешенную композицию. Пятиугольное в плане здание вытянуто по оси “восток-запад”. К основному объему с восточной стороны примыкают три алтарные апсиды, завершающиеся малыми куполами. Западную часть здания как бы продолжает двухъярусная столпообразная колокольня, увенчанная массивным куполом. На фоне коричневато-красного кирпича, которым облицован основной объем здания, нарядно выглядят цветной и белый мраморы, керамические изразцы.

Внешний облик собора привлекает многочисленностью декора – фигурными наличниками, кокошниками, заполненными мозаичными вставками, поясками, изразцами, разноцветной черепицей (показать на макете) Особый интерес представляет покрытие пяти глав собора ювелирной эмалью (показать) площадью 1000 квадратных метров. Впервые широко применялось и наружное декорирование здания мозаикой!

Внутреннее убранство собора поражает своей красотой. Здание является крупнейшим памятником русского мозаичного искусства. Живописные композиции из мозаики сплошь покрывают стены, столбы и своды. В отделке интерьера использована богатейшая коллекция самоцветов.

Этап рефлексии по презентации 4 группы.

Капитан группы предлагает ребятам ответить на вопросы красного листка:

- Почему храм Спаса-на-крови так называется?

Заключительное слово учителя

Эпоха Возрождения — период огромных важных изменений в жизни европейских государств. Это эпоха просвещения, эпоха прославленная сильными, умными людьми, способными активно изменять и усовершенствовать мир. Такие люди нужны любой эпохе и в наше время тоже.

- Вам понравилось быть исследователями? Почему?

Молодцы! Вы замечательно поработали и достойны звания “Юный исследователь” и медалей! Спасибо за урок.