Цели: развивать интерес к чтению; расширение читательского кругозора; заинтересовать детей работать в коллективе; познакомить учеников с Кириллом и Мефодием – создателями славянских букв и славянской азбуки; формировать знания о том, когда появились первые русские учебники, в данном случае – букварь; воспитывать национальную гордость; интерес к историческому наследию русского народа.
1. Мы познакомились со всеми буквами русского алфавита. Умеем произносить все звуки, знаем все их секреты. Настала пора совершить увлекательное путешествие в страну 33 букв, которые могут составить сотни тысяч слов.
Слайд № 2 “Словари”.
2. Толковый словарь – объясняет значение слов.
Этимологический словарь – расскажет о происхождении слов.
Орфографический словарь – о написании слов.
Современный словарь иностранных слов.
Вы прочитаете очень много книг, пока будете учиться в школе. И для вас не останется незнакомых слов в этих словарях, если вы будете любопытны, старательны и станете стремиться получить как можно больше знаний.
Слайды № 3-4.
3. “Стихи о человеке и его словах”:
Слова бывают разные,
Слова бывают всякие,
Слова бывают ясные,
Твёрдые и мягкие,
Слова бывают смелые,
Упрямые. Суровые,
Но непременно дело
Стоит за каждым словом.
Много слов на свете,
Много дел на свете,
Если дела нету –
Слово – это ветер.
Слово улетает,
Не поймаешь снова…
Человек без дела –
Человек без слова!
С Баруздин
Слайд № 5 “Отгадай сказочного героя”.
4. Вы нужно узнать сказочного героя и из первых букв слова составить слово:
- в Африке лечит зверей. Айболит.
- туфлю потеряла и плачет. Золушка.
- к папе Карло он спешит скорей. Буратино.
- “Серая шейка”, лисы смелей. Уточка.
- круглый, песню о себе поёт. Колобок.
- верный друг Мальвины. Артемон.
- Какое слово получилось? Азбука.
5. Звучит песня “Азбука”.
Слайды № 6, 7, 8. “Первоучители словенские”.
6. Именно так, первоучителями словенскими, называют во всём мире, равноапостольных Кирилла и Мефодия. Равноапостольные – равные апостолам, ученикам самого Господа, Иисуса Христа.
Они создали славянскую азбуку. Именно ту, которую мы изучаем. Написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась.
Кирилл и Мефодий считали, что у славянского народа обязательно должна быть своя письменность. Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идёт дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Господом, и всем нужна грамота.
День памяти первоучителей – 24 мая. В этот день в России проходит праздник славянской письменности и культуры.
7. Звучит песня “Вот была бы благодать” (шуточная).
Слайды № 9, 10, 11 “Из истории букварей”.
8. Прошло очень много времени, прежде чем человек придумал печатный станок. Первым в России печатные книги издал Иван Фёдоров. Это было более 400 лет назад.
Иван Фёдоров выпустил и самый первый букварь на Руси в 1574 году. Книжка была небольшой, чуть больше детской ладошки, без картинок. С тех пор были созданы десятки различных букварей. Их объединяет главное: они учат детей читать, любить и понимать русскую речь.
По букварям учились твои родители, дедушки и бабушки, знаменитые писатели и учёные, спортсмены и космонавты.
Для каждого человека Букварь – это первая учебная книга.
В Москве есть памятник первопечатнику Ивану Фёдорову.
9. Ученики читают стихотворения:
1. Буквы встали строго в ряд, будто по линейке,
Каждый знает своё место и уйти не смеет.
Все они стоят красиво, по порядку, посмотри,
Ну, а ты теперь сумеешь повторить все 33?2. Ты эти буквы заучи,
Их три десятка с лишним,
Но для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.3. В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку.4. Прочтёшь ты книги о зверях,
Растениях и машинах,
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.5. Мне учиться очень нравится,
Отвечать я не очень боюсь,
Я могу с задачей справиться,
Потому что не ленюсь.6. Я бросила куклу, играть не хочу,
Мне некогда очень, я буквы учу.
Из них написала “трава” и “дрова”.
“Дрова на дворе, трава на лугу”.
Теперь, как большая читать я могу.7. Сегодня, друзья, мы сюда собрались,
Чтоб доброе слово сказать
Тому, кто был другом,
Кто каждый свой час,
Молчал, но учил нас трудиться.8. А в книгах есть про всё, про всё:
Про реки и моря,
И что у неба нет конца,
И круглая Земля.9. Про космонавтов, к облакам
Летавших много раз,
Про дождь и молнии, и гром,
Про свет, тепло и газ.10. Звучит песня “Всё новое у нас” (о школьных принадлежностях).
Слайд № 12 “Буква заблудилась”.
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей – то дом
И хозяйничает в нём.
Но едва туда вошла
Буква – озорница –
Очень странные дела
Начали твориться.Слайды № 13, 14 “Буква заблудилась”.
1. Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей. (Грачей)2. Миша дров не напилил -
Печку кепками топил. (Щепками)
3. Посмотрите – ка, ребятки:
Раки выросли на грядке! (Маки)
4. Синее море перед нами.
Летают майки над волнами. (Чайки).
Слайд № 15 “Пословицы и поговорки”.
11. Много пословиц и поговорок сложили из букв русские люди: о слове, языке, общении, культуре речи:
- Без языка колокол нем.
- По речи узнают человека.
- Доброе слово дом построит, а злое разрушит.
- Умей вовремя сказать, умей вовремя и промолчать.
12. Ученики читают стихотворения:
1. Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам,
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.
2. Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышны звуки.
Звуки эти разные:
Гласные, согласные.
3. Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу звать и аукать
И в колыбельке сестрёнку баюкать.
Но не желают свистеть и ворчать.
4. А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
5. Дружат гласные с согласной,
Составляют вместе слог.
“Ма” и “ма”, а вместе “мама”
К нам явилась на урок.
6. Прапрадедовской порой
Стали буквы в чёткий строй.
Строй как строй,
Да не простой.
7. Был он прозван Алфавит
И повсюду знаменит.
До сих пор с него, как встарь,
Начинается букварь.
8. Буквы разуму верны,
И за это им даны
Высочайшие права
Образовывать слова.
9. Вы подумайте о чуде:
Сколько букв – сестёр родных?
Тридцать три!
А сколько люди
Могут слов сложить из них!
Слайд № 16 “Кроссворд”:
Загадки.
1. Я пришла сюда не зря.
Изучи мои секреты
И найдёшь на всё ответы.
Как зовут меня друзья?
Отгадайте, кто же я? Азбука.
2. Должен он пораньше встать,
Чтоб за партой не зевать.
Чтоб проверить, всё ль в порядке,
В ранце ль книжки и тетрадки.
А вопрос такой возник:
Кто он? Ученик.
3. Когда приходим мы в свой класс,
Она встречает первой нас.
Она добра, хотя и бывает строгой,
В мир знаний открывает нам дорогу.
Кто это, назовите же скорей! Учитель.
4. Путешествую по странам,
По морям и океанам,
И по суше, и средь вод, -
Мне не нужен переход,
Поезд, самолёт, автобус,
Потому что есть, друзья,
Шар волшебный у меня.
А называется он… Глобус.
5. У каждой девчонки и у мальчишки
Есть книжка волшебная, очень заветная.
Читают и ныне, читали и встарь
Чудесную книжку с названьем … Букварь.
- Какое получилось слово? Книга.
13. Звучит песня “Прощание с букварём”.
Слайд № 17, 18 “Напутствие”.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь:
Поздравляем грамотеев,
До счастливых новых встреч!
Книг прекрасных очень много,
Постарайтесь их беречь.
Литература:
- С.Баруздин “Стихи о человеке и его словах”.
- Пословицы и поговорки.
- “Праздник – ожидаемое чудо!”. Внеклассные мероприятия 1-4 классы, Москва? “Вако”. 2006 г.
- В.Волина “Загадки от А до Я”, Санкт-Петербург, Дидактика Плюс, 1997 г.
- В.Г.Горецкий “Русская Азбука” 1 класс, Москва? “Просвещение”, 2004 г.
- О.Е.Жиренко “Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо”, Москва? “Вако”. 2004 г.
- А.А.Шибаев “Буква заблудилась”, Санкт – Петербург, Детгиз. 2003 г.
- Интернет-ресурс