Цель: выяснить, какие опасности могут подстерегать человека в лесу и какие правила необходимо соблюдать на природе.
Задачи:
- систематизировать и обогатить знания детей о съедобных и несъедобных грибах и ягодах через самостоятельную работу с текстом;
- развивать познавательную активность детей, вызывать интерес к познанию тайн природы;
- содействовать воспитанию ответственности за свое здоровье, бережного отношения к природе, грамотного поведения в лесу.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, текст на каждого ученика, маркировочная таблица на каждого ученика, листочки с высказываниями каждому ученику, смайлики на каждую парту, эмблемы для всех уч-ся с изображениями насекомых, ягод, грибов.
ХОД УРОКА
1этап. Организационно-ориентировочный. (Что это?)
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нем.
– О чем я сейчас говорила? Обсудите в парах. Ваш
выбор? (Слайд 2)
– Лес – это самое удивительное и прекрасное
творение природы. Мы отправляемся на прогулку по
лесу. Давайте вспомним правила поведения в лесу.
(Показываю на слайдах знаки – дети говорят правила) (Слайды 3-8)
1. Не шуми в лесу.
2. Не оставляй мусор.
3. Не разводи костров.
4. Не ломай ветки деревьев.
5. Не разоряй птичьих гнезд.
– Правила вы знаете, молодцы. Без сомнения, с
вами можно начинать прогулку. (Слайд 9)
Слышите, как красиво поют птицы. Прислушайтесь к
звукам леса…
(Звуки леса на слайде 9)
– Нравится вам такая музыка леса? Здесь так
спокойно…
– Но безопасна ли любая прогулка в лесу и какие
же опасности могут ожидать нас в таком
замечательном месте – мы будем выяснять на
уроке. (Тема урока на слайде 9)
2этап. Актуализация знаний. (Стадия «Вызов»)
– Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая
называется «Верю – не верю».
У вас есть листочки с высказываниями. Если вы
верите тому, что написано, ставите «+», не верите
– «–» (Слайд 10)
1. Все грибы можно употреблять в пищу, надо
только их прокипятить.
2. Во время прогулок в лесу, сбора ягод и грибов
необходимо соблюдать правила безопасности.
3. Лес – замечательное место для прогулок. Здесь
нет машин, и ты в полной безопасности.
4. От яда бледной поганки нет никаких лекарств.
5. Если пчела или оса залетела в дом, открой окно и
подожди, пока насекомое улетит.
(После с\р идет обсуждение. Дети высказываются, аргументируя свой ответ. Учитель принимает все ответы, не давая им никакой оценки)
– Мы вернемся к этим высказываниям немного позже. А сейчас я вам предлагаю зарядку для глаз. (Слайды 11-13)
3 этап. Поисковый (Как это?). Смысловая стадия
– У вас у каждого на столе лежит текст. Вы должны его прочитать и сделать пометы:
V – знал(а)
+ – новая информация
? – что еще я хотел бы узнать (Слайд 14)
Работа с текстом – Приложение 1
Дети работают с текстом, делают пометы на
полях на листочке с текстом, не заполняя первые 2
графы маркировочной таблицы. Свои вопросы пишут
в 3 графе. (Приложение 2)
После с\р частично заполняется на доске 1 и 2 графа
таблицы, 3 графа заполняется полностью.
– Какая информация вам была уже известной? (Записываю
2 фразы, остальное дети проговаривают устно)
– Обратите внимание: я записываю кратко, выбираю
самое главное – фразу или даже одно слово
– Что вы узнали нового из этого текста? (Записываю
2 фразы, остальное – устно)
– До конца эти 2 графы вы заполните дома по своим
пометам. У каждого получится своя таблица. Если в
тексте у вас 6 знаков – в таблице должно быть не
более 6 фраз.
– Возникли ли у вас какие-то вопросы по ходу
чтения текста? О чем бы вам еще хотелось узнать? (Все
вопросы записываю в таблицу на доске)
– Если вы не знаете ответа на вопрос,
который я записываю, запишите его в свою таблицу.
– Если у вас будет желание, возможность,
постарайтесь найти дома ответ на самый важный
для вас вопрос. Об этом можно спросить родителей,
посмотреть в энциклопедии, в Интернете. Не
найдете – не страшно. На следующем уроке мы
ответим на все ваши вопросы, поработав вместе.
Физкультминутка (подвижная) Слайды 15-25
4 этап. Рефлексивно-оценочный этап. Стадия рефлексии. (Путь к успеху)
– А теперь давайте еще раз прочитаем наши высказывания и проверим наши предположения, опираясь на знания, полученные из текста.
(Ученики читают высказывания, исправляют неверные ответы) (Слайд 26)
– Так какие же опасности могут нас
подстерегать в лесу?
– В какие группы их можно объединить?
– Сейчас выйдут к доске те ребята, у кого на
эмблемах нарисованы ягоды. Каких ягод нужно
опасаться? Сделайте шаг вперед. Назовите их. (Слайды
27-28)
– Теперь выйдут те, у кого нарисованы грибы.
Какие же из этих грибов опасные? Сделайте шаг
вперед. Назовите эти грибы. (Слайды 29-30)
– Какой совет вы можете дать нашим гостям, если
они будут в лесу собирать летом грибы и ягоды?
Выходят ребята с эмблемами насекомых.
– Назовите, кто изображен на ваших эмблемах.
– Что необходимо помнить при встрече с этими
насекомыми? (Слайд 30)
– А кто из детей не выходил к доске? Кто изображен
на твоей эмблеме?
– Что вы посоветуете тем, кто ходит в лес на
прогулку? (Слайд 31)
– Спасибо, ребята, за урок. Все вы старались,
узнали много нового и на память об уроке у вас
остаются эмблемы. Мне хочется отметить тех, кто
особенно активно работал…
– Остальные ребята, я думаю, обязательно нас
порадуют своими ответами на следующем уроке.
– А свои впечатления об уроке вы выразите в виде
смайлика, выбрав тот, который вам подходит:
- урок понравился, у вас всё получилось, вы довольны собой – улыбающийся смайлик
- не очень понравился, было скучно, не всё понятно – равнодушный смайлик
- совсем не понравился, вы ничего не поняли – грустный смайлик
– Свои смайлики прикрепите на доске.