Урок окружающего мира по теме "Лесные опасности" (технология РКМЧП). 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15 МБ)


Цель: выяснить, какие опасности могут подстерегать человека в лесу и какие правила необходимо соблюдать на природе.

Задачи:

  • систематизировать и обогатить знания детей о съедобных и несъедобных грибах и ягодах через самостоятельную работу с текстом;
  • развивать познавательную активность детей, вызывать интерес к познанию тайн природы;
  • содействовать воспитанию ответственности за свое здоровье, бережного отношения к природе, грамотного поведения в лесу.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, текст на каждого ученика, маркировочная таблица на каждого ученика, листочки с высказываниями каждому ученику, смайлики на каждую парту, эмблемы для всех уч-ся с изображениями насекомых, ягод, грибов.

ХОД УРОКА

1этап. Организационно-ориентировочный. (Что это?)

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нем.

– О чем я сейчас говорила? Обсудите в парах. Ваш выбор? (Слайд 2)
– Лес – это самое удивительное и прекрасное творение природы. Мы отправляемся на прогулку по лесу. Давайте вспомним правила поведения в лесу.

(Показываю на слайдах знаки – дети говорят правила) (Слайды 3-8)

1. Не шуми в лесу.
2. Не оставляй мусор.
3. Не разводи костров.
4. Не ломай ветки деревьев.
5. Не разоряй птичьих гнезд.

– Правила вы знаете, молодцы. Без сомнения, с вами можно начинать прогулку. (Слайд 9)
Слышите, как красиво поют птицы. Прислушайтесь к звукам леса…
(Звуки леса на слайде 9)
– Нравится вам такая музыка леса? Здесь так спокойно…
– Но безопасна ли любая прогулка в лесу и какие же опасности могут ожидать нас в таком замечательном месте – мы будем выяснять на уроке. (Тема урока на слайде 9)

2этап. Актуализация знаний. (Стадия «Вызов»)

– Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Верю – не верю».
У вас есть листочки с высказываниями. Если вы верите тому, что написано, ставите «+», не верите – «–» (Слайд 10)

1. Все грибы можно употреблять в пищу, надо только их прокипятить.
2. Во время прогулок в лесу, сбора ягод и грибов необходимо соблюдать правила безопасности.
3. Лес – замечательное место для прогулок. Здесь нет машин, и ты в полной безопасности.
4. От яда бледной поганки нет никаких лекарств.
5. Если пчела или оса залетела в дом, открой окно и подожди, пока насекомое улетит.

(После с\р идет обсуждение. Дети высказываются, аргументируя свой ответ. Учитель принимает все ответы, не давая им никакой оценки)

– Мы вернемся к этим высказываниям немного позже. А сейчас я вам предлагаю зарядку для глаз. (Слайды 11-13)

3 этап. Поисковый (Как это?). Смысловая стадия

– У вас у каждого на столе лежит текст. Вы должны его прочитать и сделать пометы:

V – знал(а)
+ – новая информация
? – что еще я хотел бы узнать (Слайд 14)

Работа с текстом – Приложение 1

Дети работают с текстом, делают пометы на полях на листочке с текстом, не заполняя первые 2 графы маркировочной таблицы. Свои вопросы пишут в 3 графе. (Приложение 2)
После с\р частично заполняется на доске 1 и 2 графа таблицы, 3 графа заполняется полностью.

– Какая информация вам была уже известной? (Записываю 2 фразы, остальное дети проговаривают устно)
– Обратите внимание: я записываю кратко, выбираю самое главное – фразу или даже одно слово
– Что вы узнали нового из этого текста? (Записываю 2 фразы, остальное – устно)
– До конца эти 2 графы вы заполните дома по своим пометам. У каждого получится своя таблица. Если в тексте у вас 6 знаков – в таблице должно быть не более 6 фраз.
– Возникли ли у вас какие-то вопросы по ходу чтения текста? О чем бы вам еще хотелось узнать? (Все вопросы записываю в таблицу на доске)
Если вы не знаете ответа на вопрос, который я записываю, запишите его в свою таблицу.
– Если у вас будет желание, возможность, постарайтесь найти дома ответ на самый важный для вас вопрос. Об этом можно спросить родителей, посмотреть в энциклопедии, в Интернете. Не найдете – не страшно. На следующем уроке мы ответим на все ваши вопросы, поработав вместе.

Физкультминутка (подвижная) Слайды 15-25

4 этап. Рефлексивно-оценочный этап. Стадия рефлексии. (Путь к успеху)

– А теперь давайте еще раз прочитаем наши высказывания и проверим наши предположения, опираясь на знания, полученные из текста.

(Ученики читают высказывания, исправляют неверные ответы) (Слайд 26)

– Так какие же опасности могут нас подстерегать в лесу?
– В какие группы их можно объединить?
– Сейчас выйдут к доске те ребята, у кого на эмблемах нарисованы ягоды. Каких ягод нужно опасаться? Сделайте шаг вперед. Назовите их. (Слайды 27-28)
– Теперь выйдут те, у кого нарисованы грибы. Какие же из этих грибов опасные? Сделайте шаг вперед. Назовите эти грибы. (Слайды 29-30)
– Какой совет вы можете дать нашим гостям, если они будут в лесу собирать летом грибы и ягоды?

Выходят ребята с эмблемами насекомых.

– Назовите, кто изображен на ваших эмблемах.
– Что необходимо помнить при встрече с этими насекомыми? (Слайд 30)
– А кто из детей не выходил к доске? Кто изображен на твоей эмблеме?
– Что вы посоветуете тем, кто ходит в лес на прогулку? (Слайд 31)
– Спасибо, ребята, за урок. Все вы старались, узнали много нового и на память об уроке у вас остаются эмблемы. Мне хочется отметить тех, кто особенно активно работал…
– Остальные ребята, я думаю, обязательно нас порадуют своими ответами на следующем уроке.
– А свои впечатления об уроке вы выразите в виде смайлика, выбрав тот, который вам подходит:

  • урок понравился, у вас всё получилось, вы довольны собой – улыбающийся смайлик
  • не очень понравился, было скучно, не всё понятно – равнодушный смайлик
  • совсем не понравился, вы ничего не поняли – грустный смайлик

– Свои смайлики прикрепите на доске.