Аппликация из листьев. Бабочка

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • способствовать познанию детьми красоты родной природы;
  • воспитывать бережное отношение к ней;
  • учить изготавливать бабочку и соразмерять при этом ее части;
  • развивать воображение, желание сделать аппликацию красивой.

Оборудование: репродукция картины И.С.Остроухова «Золотая осень»; букет осенних листьев на столе учителя; гербарий осенних листьев разной формы (клён, дуб, рябина, смородина и др.); стихи о листьях, об осени, о желуде; листья деревьев; ягоды шиповника; веточки; пластилин; клей; ножницы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Работа над темой урока.

1. Рассказ учителя о картине «Золотая осень» И.С.Остроухова.

Илья Семенович Остроухов (1858-1929) принадлежит к замечательному поколению русских художников второй половины 19 века. Он был видным живописцем. Важной стороной его деятельности является многолетнее руководство Третьяковской галереей. С 1905 по 1913 г.г. в постоянной экспозиции Третьяковской галереи находится произведение художника «Золотая осень».

(Учитель обращает внимание детей на репродукцию картины И.С.Остроухова «Золотая осень».)

Картина по своему характеру представляет лесной или парковый пейзаж. В густой траве справа стоят два больших дерева. Золотая листва, среди которой выделяются широкие оранжевые листья клена, свешивается до земли. Навстречу ей из травы поднимаются многочисленные уже начинающие желтеть побеги. Слева видна дорожка, а за ней – группа деревьев с корявыми стволами и большими кронами. Богатейшая гамма золотисто-оранжевых тонов листвы контрастирует с темной сочной травой. Прозрачное кружево листвы передано без лишней детализации, но за каждым пятном чувствуется точная форма листа и ветки. Пейзаж согрет большим чувством. В зеленой траве и золотой чаще деревьев есть дыхание жизни.

2. Беседа о красоте осенних листьев. Рассматривание букетов из осенних листьев, гербария. Проникнуться настроением осеннего пейзажа помогает музыка, стихи.

3. Чтение стихотворений об осени. (Дети заранее приготовили).

4. Отгадывание загадок.

Его из леса ветер гонит,
И, как на крыльях, он летит.
И сам он в речке не утонет,
И в ней воды не замутит.
Уносит осенью поток
Опавший желтенький…(листок).

Падают с ветки
Золотые монетки.(Листья).

5. Разгадывание ребуса о бабочке.

6. Сообщение темы и цели урока.

7. Рассматривание образца.

8. Показ способов работы.

Все детали бабочки делают из определенного природного материала: для туловища используют желудь, отделенный от шляпки; в качестве крыльев бабочки берут маленькие (для нижних) и большие (для верхних) листья любого дерева, что даст возможность изготовить бабочки с крыльями различной формы и окраски, но при этом следует соизмерять величину желудя (туловища) и крыльев (листьев).

Уложив листья в виде крыльев бабочки, их плотно сжимают у основания и присоединяют к туловищу, для чего на боковые края желудя (места соединения крыльев с туловищем) накладывают тонкий слой пластилина или клея.

Голову бабочки делают из ягоды шиповника. В нее вставляют усики из веток и соединяют с туловищем.

Если для крыльев бабочки будут подобраны листья с разных деревьев, бабочки получатся разные, и можно будет все поделки учеников объединить в коллективную работу под названием «Хоровод бабочек» или «Танец бабочек».

Физкультминутка

Мы листочки, мы листочки,
Мы осенние листочки.
Мы летали, мы летали,
Все листочки так устали.
Ветер дунул, полетели,
А потом на землю сели.
Покачнулись, кувыркнулись
И друг другу улыбнулись.

9. Практическая работа по изготовлению бабочки.

1) Повторение способов работы.

2) Самостоятельное выполнение работы:

  • точками обозначают место детали аппликации
  • снимают деталь аппликации
  • смазывают деталь ровным тонким слоем клея
  • прикладывают деталь к обозначенным точкам
  • закрывают чистым листом бумаги
  • аккуратно протирают тряпочкой, снимают лист бумаги.

(Учитель оказывает учащимся дифференцированную помощь: стимулирующую, направляющую, обучающую.)

3) Оценка работы проводится в соответствии с поставленными задачами. Особое внимание обращается на оригинальность их конструкции.

4) Коллективные работы поместить на выставку «Это мы делаем сами».

III. Итог урока

1. Чтение пословицы и объяснение ее смысла: «Умелые руки работы не боятся».

2. Ответы на вопросы:

– Чему вы научились?
– Что узнали нового?