Исцеляющий ритм музыки

Разделы: Коррекционная педагогика


В настоящее время проблема коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими  отклонения в физическом и психическом развитии, приобретает остроту и имеет социальную значимость. Не секрет, что для организации процесса коррекции развития детей необходимы материальные вложения, а также специальный высококвалифицированный педагогический и медицинский персонал, определённые методы и приёмы работы. Не последнюю роль в процессе обучения и воспитания детей с задержкой психического развития могут играть занятия музыкой и дополнительные занятия ритмикой и вокалом  (один час во второй половине дня).

Проблеме арттерапевтического воздействия музыки на коррекцию психофизического состояния детей уделяли внимание известные учёные, педагоги, методисты. Очищающее воздействие музыки на детей, имеющих отклонения в развитии, обосновал в 20-е годы XX в. Отечественный психолог Л.С. Выготский. Направления музыкотерапии – психокоррекционное и психоэмоциональное – получили своё развитие в исследованиях Л.А.Венгрус, В.В. Емельяновой, Т. В. Надолинской, В.И. Петрушина, Т. Э. Тютюнниковой, С.В. Шушарджана и др. Неразрывная связь между движением и восприятием музыки была отмечена швейцарским музыкантом-педагогом, основоположником ритмики Эмилем Жак-Далькрозом (1865-1950). Им и многими другими педагогами, в том числе и отечественными (Н.Г. Алксандровой, Н.П. Збруевой, Е.В. Коноровой,  М.А. Румер, В.Е. Яновской и др.), было доказано, что движение и пение  влияет не только на процесс восприятия, но и на умственное развитие в целом.

Преподавание предмета «музыка» осуществляется нами по программе и учебникам Г.П. Сергеевой,   Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной  (комплект «Школа России»). Большую роль в активизации эстетического восприятия играет музыкальная ритмика и хоровое пение. Эти виды деятельности прививают ребёнку осознанное отношение к музыке, помогают проявить его творческие способности, сформировать устойчивый интерес к музыкальным занятиям.

Во время занятий ритмикой и вокалом мы применяем выражение «рука учит голову» и наоборот. Вся работа направлена на психологическое раскрепощение ребёнка через освоение своего собственного тела как выразительного  («музыкального») инструмента. Занятия ритмикой для учащихся с задержкой психического развития  в начальной школе являются музыкально-ритмическим психотренингом, развивают внимание, волю , память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, а также направлены на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении и пении под музыку.

В занятия музыкальной ритмикой входит комплекс направлений, составляющих основу каждого занятия: логопедическая ритмика (песенные каноны, русские народные песни) ; пластическая ритмика.

Упражнения по логопедической ритмике направлены на развитие речи, слуха и постановку певческого голоса:

1. Работа над речью в процессе игровых ситуаций, игровых распевок  (например, в игре  «Зоопарк» изображаются голоса животных и др.). Пение канонов имеет  важное значение в развитии ритмического слуха детей с задержкой психического развития (например,  в каноне «Божья коровка» у детей активизируется  внимание и память).

2. Работа над речью в процессе выполнения движений. Например, на ложках дети должны изобразить «стук копыт» приближающейся и удаляющейся лошади (солист) или конницы (оркестр) и прокомментировать свои действия;  при этом детьми изображается и скорость движения  (быстро – медленно).

3. Работа над речью в процессе пения (постановка дыхания, работа над артикуляцией, проговаривание текстов песен, объяснение значения слов и.т.п.)

Пение – это род музыки, где в качестве живого музыкального инструмента выступает голосовой аппарат человека. Причём, ни один музыкальный инструмент в мире не может сравниться с голосом хорошего певца по силе эмоционально-художественного и лечебного воздействия.

Виднейшие древнегреческие философы  Пифагор  (VI в.  до н. э.), Аристотель, Платон (IV в. до н. э.),  указывали на профилактическую лечебную силу воздействия музыки. Они считали, что музыка устанавливает порядок во Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле.  Было замечено, что музыка , прежде всего её основные компоненты – мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние.
Для здоровья ребёнка крайне значимо дыхание. Работая с детьми над удлинением выдоха с целью качественного исполнения фольклорных песен, мы не только создаём условия для увеличения объёма лёгких и их качественной вентиляции, но и усиливаем релаксационный момент, напрямую связанный с выдохом (расслабление) как антонимом вдоха (напряжение).

4. Упражнения на координацию слова с движением (здесь применяется целый ряд упражнений, предложенных  в указанной программе по музыке), например, в игровой ситуации «Разыграй песню» – это изображение голосов и движений различных героев (в том числе и зверей) народных песен; пластическое интонирование пьес программного характера – «Утро» Э. Грига, «Океан – море синее» Н. Римского-Корсакова,  «Клоуны» Д. Кабалевского и др.).

Во время занятий логопедической ритмикой снижается мышечный тонус, исчезает страх, неуверенность в своих силах, развиваются слух, речь, память, чувство ритма, умение адаптироваться в коллективе при выполнении творческих заданий.

Занятия по пластической ритмике составлены на основе методики Т.Ф. Кореневой «В мире музыкальной драматургии».

В процессе занятий  по пластической ритмике у детей с нарушениями речи  происходит:

1. Развитие музыкальности; воспитание интереса и любви к музыке; формируется потребность слушать и исполнять знакомые и новые музыкальные произведения, выразительно двигаться под музыку; опыт  слушания музыки  обогащается разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями; развитие умения выражать в движении  характер музыки и её настроение; развитие умения передавать основные средства музыкальной  выразительности: темп (разнообразный, а также ускорения и замедления); динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков);  развитие способности различать жанр произведения (плясовая – вальс, полька, старинный и современный танец, песня – песня-марш, песня-танец и др., марш (разный по характеру) и выражать это в соответствующих движениях.

2. Развитие двигательно-моторных качеств и умений:  совершенствование способности передавать в пластике музыкальный образ, используя следующие виды движений: основные – ходьба, бег (по возможности), прыжковые движения, общеразвивающие на различные группы мышц и различный характер (развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног); имитационные движения, различные образно – игровые движения, раскрывающие музыкальный образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущение тяжести или лёгкости  («в воде», «в воздухе» и т.д.); плясовые движения (элементы народных плясок и детского современного танца, доступные по координации), разнонаправленные  виды движения для рук и ног.

3. Развитие умений ориентироваться в пространстве:  самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары, друг за другом,  колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций  («змейка», «воротики», «спираль» и др.).

4. Развитие умения работать с предметом (лентой, мячом, ложками, гимнастической палкой) в ритме исполняемого произведения.

5. Развитие творческих способностей (умения сочинять плясовые движения и их комбинации; исполнять  знакомые движения  в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации песен, инструментальных пьес, самостоятельно создавая пластический образ; оценивать свои творческие проявления и давать оценку действиям других детей).

6. Развитие и тренировка психических процессов6 тренировка подвижности (умения изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом, формой музыкального произведения; развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомиме (радость, грусть, страх, тревога и т.д.).

Наш опыт показывает, что занятия музыкальной ритмикой и вокалом приносят большую пользу не только для физического развития детей с нарушениями речи, не только развивают чувство ритма, слух, умение правильно петь, они формируют также умения переживать характер и настроение музыкальных образов, эмоционально воспринимать высокохудожественные произведения искусства как эталоны красоты.

Используемая литература:

1. Выготский Л.С. Психология искусства\ Под ред. М.Г. Ярошевского . М., 2004.
2. Россихина В.П., Александрова Н.Г.  Ритмика Далькроза в нашей стране\\ Из прошлого советской музыкальной культуры. М., 1982.
3. Коренева Т.Ф. В мире музыкальной драматургии. М.,1999.
4. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия . М..1999.