Экологические проблемы планеты Земля

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок-проект

Форма урока: учёный совет

Цель: знакомство со сферами, образующими планету Земля; с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами и определение путей решения данных проблем.

Задачи:

  • учить анализировать новые знания, поддерживать диалог, отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к высказываниям других;
  • развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;
  • воспитание патриотизма, бережного отношения к экосистеме на нашей планете.

Оборудование: презентация к уроку, оборудование для проведения опытов, коллекция
почв, Красная книга, двухлитровая банка с водой, карточки для индивидуальной работы, костюмы для сценки, мяч, воздушные шары, на партах таблички «гидросфера», «литосфера», «атмосфера», «гидро», «сфера», «лито», «атмос», тарелочки с почвой, термос, досочка, марганцовка, соль, мел, выставка детских рисунков и плакатов.

Структура урока:

I. Введение в урок

II.Основная часть урока

1. Гидросфера

а) Экспериментальная часть
б) Экологическая проблема
в) Пути решения экологической проблемы

2. Литосфера

а) Экспериментальная часть
б) Экологическая проблема и пути её решения

3. Атмосфера

а) Экспериментальная часть
б) Экологическая проблема и пути её решения

III. Проверка знаний

ХОД УРОКА

I. Вводная часть урока

Учитель. Начинаем урок-проект по теме: «Экологические проблемы нашей планеты» (СЛАЙД 1). Урок пройдёт в форме учёного совета. Экологических проблем на свете много, одну из них мы сейчас увидим.
– А вот, какую? Вы должны будете ответить сами.

«Сказка о Лесном царе» (инсценируют учащиеся).

Ведущий: В природном царстве, лесном государстве жил-был Лесной царь – защитник всякой зверушки и всякого растеньица (от мала до велика). Жилось всем вольготно и весело, да вот напала Чернь на природное царство, стала топтать шелковую травушку-муравушку, рубить зеленые дубравушки, разорять гнездышки малых пташек, вылавливать зверушек да красавиц бабочек.
Стали собираться со всего Природного царства к Лесному царю все обиженные и беззащитные. Первым приплыл осетр и стал жаловаться:

Осётр: "Горе, горе нам, рыбам. Нас истребляют из-за вкусного мяса и черной икры. Нам заграждают путь к нересту дамбами и плотинами. Загрязняют реки лесосплавом и отходами. Гибнем мы, царь, и просим твоей защиты!"

Ведущий: С жалобой к Лесному царю прискакала жаба и, едва отдышавшись, заквакала:

Жаба: "Всемогущий царь, великий наш защитник! Выслушай меня, старую жабу. Нас отравляют и уничтожают, засыпают наши водоемы, преграждают пути наши к водоемам дорогами, и мы вынуждены уходить с наших мест. А сколько мы пользы принесли! Мы ведь поедаем вредных насекомых, вредителей садов и огородов, личинок москитов – обитателей тропиков, которые при укусе могут заражать людей тяжелыми инфекционными заболеваниями. Не могу понять я, за что к нам такое несправедливое отношение". .

Ведущий: "Ж-ж-ж" – прожужжало над самым ухом царя. Это шмель спешит рассказать о своей беде.

Шмель: «Помоги нам, Лесной царь, защити нас от людей. Гоняются они за нами с сачками, бьют нас, чем попало, видимо хотят стереть наш род с лица Земли. А мы ведь растения опыляем, чтобы плоды и ягоды были на нашей планете, чтобы этот вредный человек их же и ел».

Ведущий: А тут и жужелица подоспела и, едва шмель замолчал, заговорила:

Жужелица: "Ох, царь, спасения нет от мальчишек и девчонок, которые собирают нас в баночки и коробочки, коллекционируют, а ведь мы пользу приносим – вредителей, которые поедают ягоды клубники и земляники, уничтожаем. Никакой благодарности от человека".

Ведущий: Долго думал Лесной царь над бедами своего народа и решил:

Лесной царь: «Дорогие мои лесные жители, я решил издать указ. Человек должен беречь природу! Защищать её, при необходимости помогать ей, беречь всех жителей нашей планеты. А при невыполнении данного закона человек сам становился бы животным или птицей, насекомым или растением, тем, кого он обидел, и вынужден был бы испытывать все ужасы своей деятельности».

Учитель. С какой проблемой встретились? (Уничтожение на Земле насекомых, животного мира).
– Какие экологические проблемы ещё знаете? (Бытовой мусор, …)
– Связаны ли эти проблемы с человеком?
– Кем же человек должен быть для природы? (Сыном природе, так как он сам часть природы)

Нельзя быть покорителями, если вы сами – часть огромного и прекрасного мира Природы. А потому мы сегодня открываем первое заседание учёного экологического совета, цель которого:

(СЛАЙД 2)

1) Выяснить, какими сферами образована планета Земля.
2) Дать характеристику гидросфере, литосфере, атмосфере.
3) Выяснить, чем они образованы и какие существуют на данном этапе экологические проблемы.
4) Определить пути решения данных проблем.

В этом нам поможет расшифровка понятия «экосистема» (СЛАЙД 3). Читаем вместе определение на экране: «это место жизни живых организмов в тесной взаимосвязи с неживой природой».

II. Основная часть урока

Учитель. Наша планета состоит из 4-х сфер.
– Кто знает, из каких?
(СЛАЙД 4) Гидросферы, литосферы, атмосферы и биосферы. Сегодня мы рассмотрим три из них. Для этого мы разделились на 3 группы, которые изучали гидросферу, литосферу и атмосферу.

1. Первое слово предоставляется научному обществу, которое изучало ГИДРОСФЕРУ.

(СЛАЙД 5)

Цель работы:

  • выяснить, каково значение воды в природе;
  • определить, какими свойствами обладает вода;
  • узнать, какие существуют экологические проблемы гидросферы;
  • выяснить, какие есть пути решения экологических проблем.

Ученица (ученик вывешивает карточки со словами «гидро» и «сфера» на доске)
В переводе с греческого гидросфера: «гидро» – вода, «сфера» – шар.
Иначе говоря, водная оболочка Земли, которая включает в себя океаны, моря, реки, озёра, болота, подземные воды, ледники и снежный покров.
(В тетрадях записываем «Гидросфера – водная оболочка Земли»).
Жизнь каждой клетки – как растений, так и животных – зависит от наличия воды. Содержания воды в растениях и животных колеблется от 50 до 99 %.
Трудно поверить, но ежесуточная потребность в воде для взрослого человека составляет около 2 литров (показывает сосуд с водой).

Учитель. Сколько литров воды надо выпивать за день? (Не менее 2 литров)

2. Объявляю экспериментальную часть, где мы определим свойства воды.

Опыт 1. Положите в стакан шарик.
Изменилась ли форма шарика? (Осталась той же формы).
Теперь в стакан налейте воду.
– А вода изменила ли свою форму? (Вода имеет форму стакана).
– Какой вывод вы можете сделать? (Вода не имеет своей формы, а приобретает ту форму предмета, в котором находится.)

Опыт 2. Определим цвет воды.
– Сравните цвет воды с цветом бумажных полосок.
– Какого же цвета вода? (Бесцветна)
– Прозрачность воды.
– Положите в стакан ложечку. Видна ли ложка в стакане?
– Сделайте вывод. (Вода прозрачна)
– Определим вкус воды. Но прежде вспомните, какой вкус у лимона? У сахар? У соли?
– А какой вкус у воды? (Вода безвкусна)
– Запах воды. Понюхайте воду. Чем пахнет вода: пирожками? Может духами? (Вода не имеет запаха)

Опыт 3.
– Что происходит с водой, если её вылить из посуды?
– Вылью воду на досочку, наклоню её. Что увидели? (Вода стекает под уклон)
– Какое свойство воды наблюдаем? (Вода текуча)

Опыт 4. Беру три стакана с водой. В один кладу соль, в другой – мел, в третий – марганцовку.
– Изменилась ли вода?
Соль полностью растворилась и её невидно, марганцовка растворилась и окрасила воду в малиновый цвет, а мел оседает на дно и хорошо виден.
Вода растворяет только некоторые вещества, значит, является растворителем.
Вода в третьем стакане стала мутной от мела. Можно ли очистить её так, чтобы она снова стала чистой и прозрачной? Чтобы ответить на этот вопрос, проделаем опыт.

Опыт 5. Если осторожно через фильтр пропускать меловую воду, то вода стекает в стакан, а мел остаётся на фильтре. Хорошим фильтром является обычный песок. В природе именно песок очищает воду.
– Как дома можно очистить воду из-под крана?

Ученица (продолжает рассказ). Вода – это жидкость без вкуса, запаха, цвета, которая входит в состав всех живых существ. Она имеется в почве и в воздухе.
У воды три основных свойства. Кто знает, какие? (Некоторым детям даны карточки-помощники – Приложение)

жидкое это обычное состояние воды.
твёрдое, если заморозить, она превратится в лёд.
газообразное, если испаряется.

(В тетрадях дети записывают свойства воды).

Опыт 6. Из термоса идёт пар, испaрены остаются на стекле, которое над термосом.
Как видим, состояние воды зависит от температуры.
Это можно пронаблюдать на экране (СЛАЙД 6)

– Какой процесс изображён на следующем слайде (СЛАЙД 7)? Верно, круговорот воды в природе. Мы видим конденсацию, то есть превращение из газообразной воды в жидкую и наоборот, испарение – вода из жидкой превращается в газообразную.

3. Теперь затронем экологическую проблему гидросферы.

Ученица. (СЛАЙД 8) Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходы промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, твёрдый мусор, бытовые отходы (СЛАЙД 9), которые содержат ядовитые вещества. От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки. Пластмассовые отходы, бутылки, банки (СЛАЙД 10), сети – тоже серьёзная опасность.

Ученик. В 1972 году в Бразилии было обнаружено 30 мёртвых китов. Причиной их смерти явилась полиэтиленовая плёнка, которая попала в дыхательные пути с водой. А опасные бытовые отходы с ядовитыми веществами накапливаются в теле рыб, птиц и других животных. В употребление в пищу таких животных может привести к смерти людей.

Учитель. Что же является причиной загрязнения гидросферы? (Ответы детей)
Ответы можете увидеть на партах, на карточках, которые вы возьмёте домой: (Приложение)

нефтепродукты
стоки ядохимикатов
бытовые отходы
стоки с дорог

4. Пути решения экологической проблемы.
– Какие принимают меры по охране океанов, узнаем, прослушав следующего докладчика.

Ученик. Для уничтожения следов нефтепродуктов используют эффективные химические препараты. Используют специальные «суда-губки», они высасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твёрдый мусор, пластмассовые отходы.

Ученик. Первый и самый простой вариант очистки воды от твёрдых веществ – это отстаивание воды.
Второй способ. Заморозить воду, после разморозить. Слить верхнюю часть воды, то, что в серединке сосуда, то и пить. Но допивать до конца не следует, так как внизу оседают тяжёлые металлы.
Третий способ. Очистка активированным углём, который опускаем на дно сосуда с водой. Он собирает на своей поверхности токсичные вещества.
Но самое лучшее, чтобы в каждом доме был фильтр, купленный в магазине.
Причём, на воде экономить нельзя, ведь 65 % человек состоит из воды.
И помните! Кипячёная вода – это мёртвая вода, в ней нет полезных веществ.

Учитель. Рассмотрим способы очистки воды.
1) Механическая очистка (к примеру, в стакан с водой насыпать песок, который оседает – это простая система очистки).
2) Химическая очистка (примером служит добавление хлорки)
3) Биологическая (СЛАЙД 11). Усложнённая система, которая находится на водоочистительных станциях.

Физминутка (под пение ручейков и тихую музыку).

Закрыли глаза, мы превратились в «травинки», качаемся на ветру, с носочек на пятки.
Изобразим «деревья», которые тянутся к солнышку, хотят погреться в тёплых лучах, покачаем своей кроной на ветру.
А теперь мы – «падающие листочки». Медленно падаем на землю. Подул ветер, и мы взмываем к небу. Ветер утих, опускаемся на землю.

5. Пришло время познакомиться с научным обществом, изучающим ЛИТОСФЕРУ.

Цель работы: (СЛАЙД 12)

  • выяснить каково значение почвы в природе;
  • какими свойствами обладает почва;
  • какие существуют экологические проблемы литосферы;
  • и какие есть пути решения экологической проблемы.

Ученик (вывешивает карточки со словами «лито» и «сфера» на доске)

«Лито» – это камень
«сфера» – это шар.
(Запись в тетрадях) Литосфера – это твёрдая оболочка Земли.
(Ученик продолжает рассказ). Значит – литосфера – твёрдая поверхность Земли, иначе говоря, почва.
Учитель. С тех пор, как человек занялся земледелием, ему приходится нарушать целостность поверхности почвы, тем самым, обеспечивая благоприятные условия растениям.
Первыми рыхлителями, увеличившими впоследствии урожай, были примитивные мотыги (показ рисунка на «выставке детских рисунков») – палки с прикреплёнными к ним острыми камнями или костями.
За 4 тысячи лет до нашей эры в государстве Шумер появилась соха (показ рисунка), позже люди изобрели плуг (показ рисунка), который тащили за собой животные.

Ученица. Хорошим рыхлителем почвы является дождевой червь (СЛАЙД 13), который заглатывает землю, пропускает через свой кишечник и тем самым взрыхляет почву. А во время дождя ему не хватает кислорода, и он выбирается наружу.
Поэтому дождевых червей надо охранять.

Учитель. 6. Ну, а теперь экспериментальная часть, где мы определим свойства почвы.

Опыт 1. – Рассмотрите коллекцию почв. Каким цветом бывает почва?
Вы видите почву в разрезе (СЛАЙД 14).

Ученица. Цвет почвы зависит во многом от содержания в ней перегноя, имеющего очень тёмный цвет. Откуда берётся перегной, узнаете из следующих наблюдений.

Учитель. Опыт 2. Исследуем почву в тарелочках с пришкольного участка. Что встречается в почве? (Мелкие корешки, стебельки растений, остатки листьев, части насекомых, червей и других животных).

Ученица продолжает рассказ (СЛАЙД 15). В почве мы видим остатки растений и животных, они постепенно перегнивают, в результате образуется перегной. А с наличием в почве перегноя связано её плодородие. Чем плодороднее почва, тем лучше на ней растут растения.
Плодородие – основное свойство почвы (записываем в тетрадь).

Учитель. Опыт 3. Бросьте комочек почвы в воду. Что наблюдаем? (Из почвы выходят пузырьки воздуха).
– Подумайте, о чём это говорит? (Доказывает, что в почве есть воздух)

Опыт 4. Нагреем почву. Что видим на стекле, которое находится над почвой? (Запотевает)
– Откуда появилась вода на стекле?
– Вывод? (В почве есть вода)

Если продолжать нагревать почву, то увидим дым – это горят остатки растений и животных.

Опыт 5. Мы знаем, что в почве есть песок и глина. Они обладают разной водопроницаемостью. Давайте проверим.
Смотрим на экран (СЛАЙД 16)
– Что лучше пропускает воду? (Почва лучше, чем глина, но хуже, чем песок)

7. Как же решить экологические проблемы литосферы? (Высказывания детей из своих соображений и житейского опыта).
Почва – одно из основных наших природных богатств, которое тоже приходит в истощение.
– Что вносят люди в почву для повышения её плодородия? (Удобрения).
– А как вы думаете, из-за чего образуются овраги?
(СЛАЙД 17) Вода и ветер враги почвы. Недаром говорят, вода камень точит.
– Как можно защитить литосферу от образования оврагов? (Подсказка на экране).

Ученица (СЛАЙД 18).Люди стараются устранить образование оврагов, развeивания почв, обсаживая вокруг полей деревья и кустарники, засевая овраги травами. Вблизи оврагов не распахивают почву, не пасут скот.
Также нельзя допускать радиоактивного загрязнения почв, закапывая радиоактивные отходы в лесах и полях.

Учитель. На карточках, вы можете увидеть причины загрязнения литосферы. Эти причины ученики сами выявили дома в ходе подготовки к уроку, а я лишь напечатала их на карточках.

1. Автомобильный транспорт (бензин, мазут).
2. Закапывание бытового мусора в землю.
3. Закапывание радиоактивных отходов.
4. Неразумная хозяйственная деятельность человека.
5. Стоки производств.

Так же ученики с родителями дома установили

Способы защиты почвы (карточки)

  • Рациональное использование природных ресурсов.
  • Установка очистных сооружений.
  • Уборка и своевременный вывоз бытового мусора.

8. И ещё одно научное общество, которое работало над вопросом по изучению АТМОСФЕРЫ (СЛАЙД 19)

Цель работы:

  • выяснить каково значение воздуха в природе;
  • какими свойствами обладает воздух;
  • какие существуют экологические проблемы атмосферы;
  • какие есть пути решения экологических проблем.

Ученица. (Вывешивает карточку со словами «атмос» – «газ» на доске)
«Атмос» в переводе с греческого – газ. (Записывают в тетрадях). Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Отсюда, атмосфера – газообразная или воздушная оболочка Земли.
– Видим ли мы воздух? (Нет)
– Он везде около нас, но мы его не видим. Прислушайтесь. Можно ли слышать, как шумит воздух?
Но, что такое ветер? Это воздух, который движется, перемещается с места на место. Чуть воздух побежит, ударится обо что-нибудь, и слышен шум, свист.

Учитель. Опыт. Если склеить из бумаги закрытый мешочек и в маленькую дырочку надуть воздух, а потом ударить по мешочку кулаком, то, что мы услышим? Да, мешок громко щёлкнет и разорвётся.
– Почему? (Это вырвался из него воздух, который был, нагнан изо рта).
– Какой же можно сделать вывод? (Воздух со всех сторон окружает нас)

9. Экспериментальная часть, определим свойства воздуха.

– Знаете ли вы, что воздух – это смесь газов? (СЛАЙД 20)

(таблица на доске)

ВОЗДУХ

ПОСТОЯННЫЕ ЧАСТИЦЫ

Азот – 78 %
Кислород – 21 %
Углекислый газ – о,03 %
Пары воды – 0,03 %
Инертные газы – 0,94 %

ПЕРЕМЕННЫЕ ЧАСТИЦЫ

1. Выброс токсичных веществ
– Откуда берутся? (СЛАЙД 21) (Выбросы с заводов,вулканические выбросы радиация от ядерных взрывов, выхлопные газы автомобилей.)
2. Пыль.
3. Табачный дым. (Всем известно, что курящий травит сигаретным дымом себя и окружающих)

Опыт 1. Встали так, чтобы не мешать друг другу. Быстро взмахните несколько раз руками. Что ощущаете? (Движение воздуха, которое находится в постоянном движении).

Ученица. В воздушной оболочке Земли постоянно происходят перемещения воздуха. Такое движение воздуха представляет собой ветер.
Мы редко задумываемся над тем, что значит для нас ветер. Между тем ветер просто необходим.
Именно ветры приносят с океанов те массы воды, которые питают водой реки и дают жизнь живой природе. Велико влияние ветра на климат. Сухость или влажность воздуха, его температура и чистота в какой – либо местности зависят в большей степени от того, какие ветры дуют в этом районе влажные или сухие, тёплые или холодные.

Учитель. Опыт 2. Надуйте небольшой воздушный шарик. Завяжите узелок.Сожмите в руках. Что наблюдаете? (Воздух сжимается внутри шарика)
Ударьте шарик об пол. Что произошло? (Шар отлетел от пола)
Сделайте вывод. (Воздух сжимaем и упруг).

Опыт 3. Где располагается в комнате холодный воздух и тёплый? (Тёплый воздух располагается на верху, а холодный – внизу.)
А их перемещение образует ветер.

10. Экологические проблемы и пути их решения.

Что служит загрязнением воздуха? (Ответы учащихся).

Ученик. Приближаясь к крупным металлургическим комбинатам, прежде всего обращаем внимание на ряды гигантских труб (СЛАЙД 22), которые выбрасывают дым высоко в небо. Там на высоте дуют мощные ветры. Они подхватывают клубы дыма и рвут их в клочья, развеивают, смешивают с чистым воздухом, быстро снижают опасность ядовитых газов.
А потому высокие трубы отводят беду от живущих поблизости людей, но ведь ядовитые газы всё равно поступают в воздух. Там они накапливаются, а потом выпадают с осадками в других районах, как говорилось выше в виде кислотных дождей.

Учитель. Также выбросы токсичных веществ в атмосферу происходит
при извержении вулкана (СЛАЙД 23)
при пожарах (СЛАЙД 24)
в результате ядерных взрывов (СЛАЙД 25)

Ученица. Для борьбы с выбросами производства предприятиям необходимо устанавливать специальные очистные сооружения.
Для очистки воздуха в помещении используют кондиционеры. Но даже самые совершенные кондиционеры не могут создать в помещениях воздушную среду, благоприятную для здоровья человека. Положение всё же можно изменить, призвав на помощь комнатные растения.

– Зачем люди разводят комнатные растения? (Ответы детей)
– Они способны очистить воздух жилищ от пыли и ядовитых веществ, увлажняя его и обогащая кислородом.

Ученик. Растения – это «лёгкие» нашей планеты. Но люди безжалостно вырубают леса, чтобы получить древесину и увеличить земельные угодья. В связи с этим происходит нарушение цепи питания:
– уменьшение кислорода в атмосфере;
– усиление эрозии, то есть разрушение почвы, снижение её плодородности;
– вымирание растений и животных,
– а после вымирание самого человека!

– Как же всего этого избежать? (Ответы детей)
Да просто не нарушать эту цепочку, не разрушать природу.

Учитель. (СЛАЙД 26) Посмотрите, пожалуйста, на экран. Вы видите страшную картину! С 1950 по 1990 года вырос выброс производственных отходов в 5 раз.
(СЛАЙД 27) За эти же 40 лет в тысячу раз выросло загрязнение воздуха автомобильным транспортом.
(СЛАЙД 28) Количество свалок с 1940 года по 1987 год увеличилось в 25 раз.

Учащиеся дома установили, какие существуют причины для защиты атмосферы.
(Просматриваются карточки на партах).

1. Выбросы производств (СЛАЙД 22)
2. Выбросы токсичных веществ, при извержении вулканов и пожаров (СЛАЙД 29)
3. Выхлопные газы автотранспорта (СЛАЙД 27)
4. Радиация от атомных электростанций и ядерных взрывов (СЛАЙД 30)

– Можно ли этого избежать и как?

Ученица. Мусор можно сортировать, а потом перерабатывать. В Прибалтике уже существуют заводы по сортировке и переработке мусора. Некоторые предметы можно использовать вторично, например, стеклянные банки и бутылки.

Способы защиты атмосферы. (Домашняя работа учащихся. Зачитывает ученик, остальные – следят по карточкам).

  • Установление улавливающих установок на трубах производств.
  • Ограничение токсичных выбросов автотранспортом.
  • Переработка бытового мусора, а не сжигание.
  • Высадка зелёных насаждений.

III. Проверка знаний – тест (Приложение)

– Запишите в тетради, под каким номером находится верное утверждение?

  • Литосфера – это твёрдая оболочка Земли.
  • Атмосфера – водная оболочка Земли.
  • Воздух находится в постоянном движении.
  • Вода занимает ? части поверхности Земли.
  • Воздух обладает вкусным запахом.
  • Глина обладает лучшей водопроницаемостью, чем песок.

7. Чтобы предотвратить образование оврагов, необходимо вдоль склонов высаживать деревья.

  • Самая полезная и чистая вода – это кипячёная.
  • Для того чтобы, очистить воздух, устанавливают в каждом городе специальные очистные заводы.
  • Исчезающие виды животных занесены в Красную книгу.

Проверим правильность ответов (на доске «Верные высказывания под № 1, 3, 4, 7, 10»).
– Выставляете себе оценку, если нет ошибок – «5»;
– если одно число лишнее или не хватает нужного числа, то «4»;
– 3 ошибки – «3»;
– 4 и больше 4-х ошибок – «0».
– Все тетради прошу сдать на проверку. Выступающим, на уроке – «отлично».

IV. Итог урока

– Отдохните и посмотрите мультфильм под названием «Планета заболела».
– Кто же виноват в том, что наша планета заболевaет?
– А может ли её вылечить один человек?
– Нет, нужна помощь всех людей.
Да. Охрана окружающей среды – задача всего человечества.

V. Домашнее задание

– И как эту проблему решают сегодня, вы узнаете, прочитав текст в учебнике на страницах 24-26 дома.
На следующем уроке познакомимся с биосферой, а потому предварительно подготовим сообщения. Желающие выступить, могут подойти за заданием на перемене.
Посмотрите на экран (СЛАЙД 31). Перед вами вымершие виды животных.
Прошу приготовить рисунки или сообщения:

1-я группа о странствующем голубе,
2-я – о дронте,
3-я – о туре.

– Лучшие рисунки, которые вы нарисуете дома, мы используем на следующем уроке.
– Всем спасибо за участие.