Развитие креативного мышления позволяет реализовать человеку свой творческий потенциал, свою индивидуальность, а помочь и поддержать в этом может учитель.
Креативность – способность
порождать необычные идеи, отклонение от
традиционных схем мышления, быстро решать
проблемные ситуации. (Cловарь практического
психолога)
П .Торрес под креативностью понимает «… копать
глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, нырять
в глубину, беседовать с кошкой, проходить сквозь
стену, зажигать солнце, строить замок на песке,
приветствовать будущее».
Д. Гильфорт определил 4 особенности креативного мышления:
- Оригинальность и необычность высказываний, стремление к новизне;
- Семантическая гибкость мышления (способность видеть объект под разными углами зрения)
- Образная адаптивная гибкости (способность изменить восприятие объекта таким образом , чтобы видеть его новые или скрытые стороны);
- Способность продуцировать разнообразные идеи, чтобы активировать творческое мышление младших школьников (он рекомендует использовать «Мозговой штурм»).
К сожалению в современной школе, особенно по традиционной программе, развитию креативного мышления детей уделяется пока ещё крайне мало времени. Одной из форм его развития являются творческие задачи. Я уже много лет работаю по традиционной программе и использую их в своей работе.
Цели:
- Развитие творческих качеств и познавательной активности учащихся на уроках математики, способность самостоятельно мыслить, умение планировать свою деятельности;
- Формирование беглости мышления, гибкости ума, любознательности, нестандартного мышления;
- Создание у ребенка достаточно широкого и яркого представления о мире, в котором он живет.
- Воспитание доверия к собственным силам и интерес к другому мнению, отстаивание своих нравственных позиций.
- Опыт показывает, что уроки математики очень оживляют учебные задания творческого характера, связанные с их составлением и преобразованием, способствующие реализации не только образовательных, но и развивающих целей. Использование творческих заданий отличается тем, что принимает форму игровой деятельности, что очень привлекательно именно для младшего школьника. Успех при выполнении задания пробуждает интерес к учебе, создается эмоциональный положительный фон.
Можно ли добиться того, чтобы ребёнок стал « умнее», «способнее», «одареннее»? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии выносливости, силы и других подобных качеств. Если ребёнок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях – результат обязательно будет.
Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребёнку развить его способности, сделать процесс увлекательным и интересным. Главное начать как можно раньше и результат можно будет увидеть уже в конце 1 класса. Постоянно возникает вопрос « Нужна ли олимпиада по математике в начальной школе?» Необходима. Но как в условиях традиционной программы подготовить детей? Нельзя ограничивать детей школьной программой. Надо раскрепостить мышление ученика, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа. Поэтому я считаю, что можно даже на уроке найти 5 – 10 минут на решение нестандартных задач, развивающих логику и смекалку, направленных на развитие творчества ребенка. Такие занятия помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывают в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения. Очень хорошо если этому можно посвятить целый урок. Способствует развитию креативности и факультативные занятия. Немало важной ступенью в развитии креативного мышления является обучение решению задач познавательного, поискового и творческого характера.
Виды творческих задач
Обычно в школе решают так называемые «закрытые» задачи, т.е. имеющие точное условие, строгий алгоритм решения, единственно верный ответ. Жизнь же ставит перед человеком « открытые» задачи, имеющие довольно размытые, разные пути решения. Исходя из этого, существуют следующие виды творческих задач.
Изобретательская.
Её условие содержит противоречие: « Вы хотите
есть. На столе хлеб, а у стола голодный лев». Как
быть? Ответы детей:
– вызвать служащих зоопарка;
– зажечь факел и испугать льва огнем;
– бросить льву кость или мясо;
– может это не животное, а человек;
Решение этой задачи показало, что дети видят разные варианты решений.
Исследовательская.
Произошло некоторое явление. Необходимо выявить его причины. Например, почему вода превращается в лед? Как это происходит? Почему?
Конструкторская.
Не содержит противоречий и предлагает продумывание устройств под заданную цель. Придумать, как измерить площадь фигуры, тогда как дети ещё не имеют представления о самом понятии «площадь».
Прогностическая.
Предлагает анализ положительных и отрицательных последствий известных всем явлений или можно видоизменить обычную задачу и прогнозировать результат.
Задача с достраиваемым условием.
Дети анализируют и сами вводят необходимые
данные и ограничения.
К первоначальному этапу отношу задания на
сравнение геометрических фигур, на выбор сходных
фигур, на выделение частей сложного чертежа, на
составление и преобразование фигур в
соответствии с условием задачи, на составление
рассказов к рисункам. Конечно, задачи 1 и 2 вида (
исследовательские и изобретательские) едва ли
будут уместны на каждом уроке математики. Их я
использую на уроках окружающего мира, чтения,
труда, а на уроках математики – в разминках и
минутах отдыха, организованных в форме «
мозгового штурма».
«Мозговой штурм» является методом,
позволяющим снять психологическую инерцию и
получить максимальное количество новых идей в
минимальное время.
При проведении « мозгового штурма» запрещается
критика и поощряется любая идея, даже шуточная и
явно нелепая.
С целью активизации мышления младших школьников
можно использовать следующие задания.
Задача №1
Сгорело деревянное строение на берегу моря в лесу. Откуда пришёл огонь? Ответы детей: подожгли дети; курящий мужчина бросил сигарету; туристы не потушили костер; в избушку ударила молния и.т.д.
Задача №2
У К.Чуковского в книге «Доктор Айболит»
встречается Тянитолкай – фантастическое
животное с двумя головами, расположенными сзади
и спереди. Скажите, какие преимущества появились
у Тянитолкая благодаря этому качеству?
Ответы детей: способность постоянно
бодрствовать, так как головы спят по очереди;
быстрее ест; видит всё, что находится вокруг; имея
две головы, веселее жить; животное лучше видит и
слышит, а значит, может вовремя заметить
опасность.
Задача №3
Игра «Остров»
Представьте себе, что произошло кораблекрушение и вы, чудом уцелев, оказались на необитаемом острове в южных широтах океана. Что необходимо делать, чтобы выжить?
Ответы детей: необходимо строить
жильё, охотиться, ловить рыбу, охранять лагерь.
Второй метод активизации мышления, называется
«Синектика».Автор этого метода Уильям Дж. Гордон
выделил два вида процессов творчества: интуиция,
вдохновение и использование различных видов
аналогии.
Широко распространена аналогия по форме, например:
Сосулька – карандаш, нож, перчатки, ручка, нос,
клюв.
Часы – луна, солнце, цветок, диск телефона,
тарелка.
Для знакомства детей с прямой аналогией можно использовать художественные произведения. Например:
На свете всё
На всё похоже:
Змея –
На ремешок из кожи;
Луна –
На круглый глаз огромный;
Журавль –
На тощий кран подъемный;
Кот полосатый –
На пижаму;
Я –
На тебя, а ты – на маму. (Роман Сеф)
Фантастические аналогии позволяют отказаться от стереотипов, снять психологическую инерцию, пойти неизвестным ранее путем. Она способна любую ситуацию, любое действие перевести в сказку и рассматривать волшебство, фантастических и сказочных зверей, насекомых. Пришельцев с других планет для решения задач, для выхода из создавшейся ситуации.
К прямой аналогии относится и функциональная аналогия: надо определить, какие функции выполняет объект, а потом в окружающем мире найти объект, который выполняет такие же функции. Например:
Ветер – вентилятор, пылесос, дыхание.
Петух – будильник, радио, солнышко, гром.
Машина – лошадь, ослик, муравей, поезд,
сороконожка, велосипед, птица.