Авторская дополнительная образовательная программа "Волшебный мир дерева"

Разделы: Внеклассная работа


Введение

В природе нет более универсального, доступного и красивого материала, чем древесина. Она обладает удивительными свойствами, легко поддается обработке.
Выпиливание – один из самых распространенных ранее видов декоративно-прикладного искусства. Выпиливание из дерева (первоначально из фанеры) известно с давних времен. Пропильная резьба украшала наличники окон, карнизы, мебель и посуду русских людей в незапамятные времена. Пользуется она успехом и в наши дни.
Занятие выпиливанием развивает художественный вкус, точность и аккуратность, прививает трудовые навыки при обработке фанеры и дерева, помогает научиться пользоваться различными инструментами. Опыт показал, что систематические занятия художественным выпиливанием открывают возможность для развития инициативы, творчества, активизируют мысль.

Пояснительная записка

Образовательная программа «Волшебный мир дерева» рассчитана на 4 года обучения. При поступлении возраст воспитанников на первом этапе обучения может быть от 8 до 11 лет. Таким образом, образование по программе могут получать дети с 8 до 15 лет.
Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир дерева», является прикладной, носит практико-ориентированный характери направлена на овладение воспитанниками основными приемами и способами изготовления (выпиливания) изделий из древесины (фанеры).

Ценность данной программы заключается в том, что она рассчитана не только на социально благополучных детей, но и на социально-дезадаптивных детей. Их объединяет одно – желание научиться делать что-либо полезное для себя и своих близких. В объединение принимаются все желающие. Каждому ребенку дается возможность попробовать свои силы в работе с древесиной.
Опыт нескольких лет работы показал, что выпиливание из фанеры востребовано детьми. Это очень увлекательное занятие, которое дает возможность раскрыть свои творческие способности, самовыразиться, пережить ситуацию успеха даже тем обучающимся, кто не успешен в условиях общеобразовательной школы.

Актуальность программы заключается в следующем:

– в процессе освоения данной образовательной программы у детей формируются личностные качества, необходимые в любом виде деятельности:  конструктивное мышление, сосредоточенность, усидчивость, наблюдательность, целеустремленность и др.;
– дети приобретают навыки ручного труда, знакомятся с инструментами и материалами, овладевают навыками работы с ними, узнают технологию изготовления изделий;
– дети приобретают навыки исследовательской деятельности;
– занятия по выпиливанию позволяют существенно влиять на трудовое воспитание, рационально использовать свободное время детей;
– опыт работы и общения в разновозрастном коллективе способствует развитию социально значимых коммуникативных качеств;
– дети получают возможность реализовать продукт своей деятельности, оценить его востребованность в социуме. Это могут быть подарки для друзей и близких, предметы интерьера в доме, сделанные своими руками и многое другое;
– программа позволяет и родителям включаться в это интересное занятие, больше общаться с детьми, разделять их увлечение, вместе переживать радость создания изделия;
– занятия способствуют формированию способностей ребенка видеть красоту природного материала, более эмоционально, «сердечно» воспринимать природу, бережно к ней относиться, чувствовать себя ее частицей.

Нельзя сказать определенно, что на занятиях закладываются основы будущей профессии детей (хотя и это возможно), но точно можно говорить о том, что многие черты характера, воспитанные в процессе этих занятий, помогут в дальнейшем в любой трудовой деятельности.
Поскольку деятельность мастерской направлена не только на формирование навыков ручного труда, но и на развитие созидательной, творческой личности ребенка, образовательный процесс строится на таких концептуальных принципах:

принцип уникальности. Взгляд на ребенка как на уникальную личность, способную к самораскрытию и творчеству в соответствии со своими особенностями. В связи с этим предполагается индивидуальный темп продвижения по образовательной программе мастерской.

принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех. Это ведет к формированию позитивной «я — концепции» и признанию себя и других как уникальной составляющей окружающего мира. В связи с этим каждый детский успех должен быть отмечен педагогом.

принцип гуманности. В судьбе ребенка педагог должен быть искренне заинтересован, глубоко уверен в процессе формирования его личности. «Надо подмечать в каждом ребенке его самую сильную сторону, добиваться того, чтобы она получила свое претворение и развитие в деятельности, чтобы в ребенке засверкала человеческая индивидуальность» (В. А. Сухомлинский).

принцип доступности. Обучение и воспитание в мастерской строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

принцип наглядности. Придерживаясь «золотого правила дидактики» Я. А. Каменского — привлекать к обучению все органы чувств, мы используем в учебном процессе разнообразные иллюстрации, учебные плакаты, видео- и аудиозаписи. На начальном этапе обучения особенно активно применяем эмпирический метод — метод подражания.

принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляются как в проведении занятий, так и в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время достичь больших результатов.

принцип междисциплинарного подхода. Использование знаний различных областей науки и искусства.

принцип единства подхода к воспитанию в студии и в семье. С каждым годом все более и более укрепляется педагогическое сотрудничество студии и родителей в воспитательной работе.

Родители становятся соратниками педагога. Вместе со студией они составляют основную воспитательную силу. Взаимодействие с родителями предполагает:

– совпадение (единство) морального влияния;
– совпадения (единство) индивидуального подхода;
– совпадение (единство) организационных начал.

Цель программы: способствовать формированию жизненно важных трудовых навыков, технических способностей посредством приобщения ребенка к художественному выпиливанию.

Задачи:

  • Дать представление о древесине как материале, познакомить с его свойствами, производством, сушкой и хранением.
  • Научить технологии изготовления плоских и объемных изделий из древесины (фанеры).
  • Научить, в совершенстве владеть инструментами, планировать творческий процесс труда.
  • Научить организовывать рабочее место, поэтапно работать над изделием.
  • Способствовать развитию личностных качеств, необходимых в любом виде деятельности: самостоятельность, любознательность, усидчивость, аккуратность и  технических способностей.
  • Способствовать воспитанию у детей уважения к труду и материалу, чувства коллективизма и взаимопомощи, ответственность и дисциплинированность
  • Раскрыть уязвимость, хрупкость природы, последствия разумной и неразумной деятельности человека (и своего поведения в том числе) при ее освоении.

Структура программы представлена тремя этапами:

Первый этап «Подмастерье» рассчитан на 1 год обучения.
Второй этап «Мастеровой» на 2 года обучения.
Третий этап «Мастер» на 1 год обучения.

Временные границы этапов даны условно, время прохождения этапа может быть сокращено (или увеличено) в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся. Показателем перехода от одного этапа на другой является овладение им знаний, умений и навыков и выполнение зачетной работы на данном этапе.

На протяжении обучения по программе, проводится мониторинг знаний, умений и навыков.
Ведется портфолио каждого воспитанника, где отслеживаются результативность, достижения и успехи.

После успешного окончания обучения по каждому из этапов дополнительной образовательной программы присваиваются звания «Подмастерье», «Мастеровой», «Мастер» и вручается диплом.

Программа предусматривает организацию и проведение выставок, конкурсов, которые позволяют оценить профессиональный рост обучающихся.

Для воспитания и развития навыков творческой работы воспитанников, умения фиксировать и обобщать материал программой предусмотрены следующие основные методы:

  • репродуктивный  (на I и II этапах идет работа по образцу).
  • проблемно-поисковый (на II иIII этапах  поиск решения проблемной ситуации).
  • самостоятельной работы
  • стимулирования  и  мотивации  интереса к обучению (эмоциональные переживания, ситуация новизны, актуальности).
  • контроля и самоконтроля  (на всех этапах используется устный опрос, письменные задания в виде кроссвордов , ребусов  и  анализ и самоанализ практической работы).

Содержание программы раскрывается в таких формах учебной творческой деятельности: теоретические, практические и итоговые занятия.

Основная форма учебной деятельности – практическое занятие.

Учитываются психологические и физиологические особенности воспитанников (в программе предусмотрены динамические паузы в форме игр, подобран релаксационный материал (альбомы с фотографиями, открытками для свободного просматривания), создаются условия благоприятного психологического климата (цветовое оформление стен кабинета, цветы, использование музыки на занятиях, принятие нравственно-эстетических норм поведения).

Программа предполагает следующую временную нагрузку:

I этап (1 год) обучения – 136 часов,
II этап обучения – 272 часа (2 года по 136ч),
III этап (1 год) обучения – 136 часов.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. С обязательным 10-15 минутным перерывам.
В одной группе занимаются по 10-12 человек, при этом обучение проходит с каждым ребенком индивидуально с учетом его способностей и возможностей.

К прогнозируемым результатам программы «Волшебный мир дерева» относятся следующие знания и умения:

К концу I этапа обучения для получения звания «Подмастерье» воспитанник должен:

Знать:

  • названия и назначения инструментов (лобзик, шило, ручная дрель, пассатижи, струбцина;
  • правила работы, уход и хранение инструментов;
  • основные технологические этапы и приемы выпиливания;
  • основные древесные породы (хвойные, лиственные, твердые и мягкие) и строение дерева (крона, ствол, корни);
  • способы ручной обработки древесины и способы соединения деталей;
  • правила отделки изделия;
  • понятия о внешнем и внутреннем контуре;
  • правила охраны труда и противопожарной безопасности, санитарии и гигиены;
  • значение терминов: трафарет, контур (внутренний и внешний), угол (прямой, острый, тупой).

Владеть основными приемами и навыками:

  • работа с инструментами (лобзик, ручная дрель, пассатижи, шило);
  • обработки деталей с использованием необходимых приспособлений.

Уметь:

  • правильно подбирать инструменты для работы,
  • выполнять работу поэтапно,
  • выполнять обработочные операции с использованием необходимых приспособлений по ходу работы,
  • экономно расходовать материал,
  • бережно относиться к инструментам и приспособлениям,
  • выпиливать по прямому и криволинейному контуру и правильно распределять силовую нагрузку на руки,
  • выполнить зачетную работу для присвоения звания «Подмастерье.

К концу II этапа обучения для получения звания «Мастеровой» воспитанник должен:

Знать:

  • названия и назначения инструментов для пиления (лобзик, ножовка, двуручная пила, лучковая пила), для сверления (сверлилка, коловорот, дрель), рычажные инструменты (ножницы, клещи, пассатижи, плоскогубцы, кусачки, щипцы);
  • строение древесины (сердцевина, ядро, заболонь, камбий, кора), производство, сушка и хранение древесных материалов;
  • самое большое (эвкалипт) и самое толстое дерево (баобаб) на земле; деревья с самой легкой (бальза) и самой тяжелой (самшит) древесиной,
  • группы деревообрабатывающей промышленности (лесопильные, фанерно-спичечные, столярные, предприятия по переработке вторичного сырья),
  • знать, что изготавливают из частей дерева (хвоя – витаминная мука, эфирные масла. кора – топливо, строительные блоки, щепа. вершина, сучья, ветки – технологическая щепа, топливо. ствол – пиломатериалы, столбы, фанера. пень, корень – канифоль, скипидар и продукты лесохимии),
  • название чертежных инструментов (линейка, треугольник, циркуль, транспортир, карандаш).
  • знать, значение терминов эскиз, чертеж и условные обозначения окружности, радиуса R, диаметра D.
  • знать элементарные правила выполнения чертежа.

Владеть умениями и навыками:

  • перевода рисунка на фанеру;
  • соединения деталей.

Уметь:

  • выбирать способы соединения деталей;
  • производить сборку при помощи клея;
  • пользоваться литературными источниками;
  • применять полученные умения и навыки на практике;
  • переводить рисунок на фанеру через копировальную бумагу, используя рисунок;
  • увеличивать и уменьшать рисунок;
  • правильно подбирать материал для работы и выбирать технологическую последовательность;
  • самостоятельно работать над изделием от начала, до конца учитывая все традиционные методы и приемы выпиливания;
  • пользоваться навыками исследовательской деятельности
  • выполнить зачетную работу для присвоения звания «Мастеровой»

К концу III этапа обучения для получения звания «Мастер» воспитанник должен:

Знать:

  • способы ручной обработки древесины;
  • свойства древесины (внешний вид, плотность, влажность, текстура, блеск, запах);
  • пиломатериалы и их применение (доска, брусок, рейка, шпалы);
  • получение и применение листовых древесных материалов (шпон, фанера, древесностружечные и древесноволокнистые плиты);
  • механические (прочность, твердость, ударная вязкость) и технологические свойства (износостойкость, способность к изгибу, сопротивление к раскалыванию);
  • основы резания древесины (продольное, поперечное, торцовое);
  • технологию изготовления объемных изделий;
  • порядок и последовательность выпиливания объемных изделий;
  • способы соединения и последовательность сборки объемных изделий.

Владеть:

  • умениями и навыками работы с инструментами,
  • умениями и навыками обработки, сборки и склеивания частей модели.

Уметь:

Самостоятельно:

  • вносить изменения в конструкцию,
  • распределять работу по этапам при изготовлении объемных изделий,
  • создавать объемные модели животных, насекомых и техники(вертолеты, корабли, автомобили,
  • выбирать способы соединения деталей,
  • производить сборку деталей при помощи клея,
  • экономно расходовать материал,
  • выполнить зачетную работу для присвоения звания «Мастер».

Направление воспитательной работы с детьми

Воспитательный процесс в мастерской осуществляется как на учебных занятиях, так и во время итоговых мероприятий.

Трудовое воспитание

Занятия в мастерской по выпиливанию позволяют существенно влиять на трудовое воспитание. Научить детей трудиться, причем трудиться с удовольствием, так как в процессе изготовления того или иного изделия ребенок получает новые знания, приобретает практический опыт, видит результаты своего труда и гордится ими – это одна из задач программы. В процессе труда решаются сразу несколько задач: дети учатся терпению, усердию, аккуратности; серьезному отношению к делу, последовательности в действиях, настойчивости в достижении цели; самостоятельности и трудолюбию; экономному отношению к материалам и денежным средствам родителей.

Эстетическое воспитание

Занимаясь художественным выпиливанием, работая с природным материалом, дети обретают как бы второе зрение: в каждом завитке, цветке, травинке они учатся видеть неповторимую красоту, образ. А почувствовав себя частицей прекрасной и вечной Природы, они по-новому, более эмоционально, «сердечно» начинают воспринимать ее, бережно к ней относиться.
Важно и то, что дети учатся создавать красоту вокруг себя своими руками, преобразуя свой мир и мир своих близких самостоятельно. Тем самым у них появляется уверенность в своих силах, потребность улучшать качество жизни.
Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития ребенка, она выступает стимулом для развития его собственных творческих способностей.

Нравственное воспитание

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.
В.А. Сухомлинский говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».
Формирование морального облика протекает в процессе многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми.

Работа с родителями

Результат образовательного процесса во многом зависит от отношения родителей к увлечению ребенка, его отношению к занятиям. Если родители интересуются, радуются успехам детей, то творческие результаты ребенка намного выше.
Изучение семьи воспитанников позволяет поближе познакомиться с детьми, помогает понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, взаимоотношения родителей и детей, воспитательные возможности семьи.

В мастерской сложились следующие формы работы с родителями:

Дни открытых дверей. «Радуга творчества»,
– Творческие мастерские: «Делай как мы, делай лучше нас!»
– Викторины и соревнования в рамках открытых занятий.
Родительские воскресники: «Загляните в мамины глаза!», «Новый год у ворот!», «Вместе весело шагать!».
– Мастер классы: «Творим красоту своими руками».

Обучение родителей на занятиях приемам работы с лобзиком для дальнейшей работы с детьми дома.
Родительские собрания, родительская помощь в приобретении необходимых материалов, инструментов и приспособлений.

Приложения:

Контрольные материалы (Приложение 1)
Содержание образовательной программы (Приложение 2)
Учебно-тематьический план (Приложение 3)

Список литературы

1. Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для мальчиков. 5 класс. Пособие для учителя и учащихся.  /  И.П. Арефьев. Ред. И.П.Нагибина. Тех.ред. О.Ю.Цишевская. – Учеб.изд. № 066828. –  Москва: Издательство «Школьная Пресса», 2004. – 64стр.
2. Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для мальчиков. 6 класс. Пособие для учителя и учащихся. / И.П. Арефьев. Ред. И.П.Нагибина. Тех.ред. О.Ю.Цишевская. – Учеб.изд. № 066828. –  Москва: Издательство «Школьная Пресса», 2004. – 64 стр.
3. Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для мальчиков. 7 класс. Пособие для учителя и учащихся.  /  И.П. Арефьев. Ред. И.П.Нагибина. Тех.ред. О.Ю.Цишевская. – Учеб.изд. № 066828. –  Москва: Издательство «Школьная Пресса», 2004. – 64 стр.
4. Генри Эйнар. Мир леса. / Генри Эйнар; пер. с фран. АК.Васильева. Ред. русс изд. В.Бологова. – Москва: Издательство «Махаон», 2007. – 127 стр.
5. Гильзенбах, Ханнелоре. Деревья. / Гильзенбах, Ханнелоре; Пер. с нем. Е.Ю.Жирновой. Ред. Т.В.Редькина, Тех.ред. С.В.Камышова. – Москва: Издательство «Мир книги», 2006. – 48 стр.
6. Декоративно-прикладное творчество. Изделия из древесины и природного материала. / Автор-составитель О.Н.Маркелова. Ред. А.В.Перепелкина, Тех.ред. Л.В.Иванова. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2009. – 91 стр.
7. Детская школа народных ремесел. / Гл.ред. М.Н.Поволяава. – Москва: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006. – 64стр. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»). (приложение к журналу «Внешкольник». Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи»).
8. Деркачев А.А. Внеклассная работа по Техническому труду. / А.А.Деркачев. Ред. Г.И.Бондаренко. Худ. М.Ф.Барздыко. Тех.ред.С.И.Лицкевич. – Учеб. изд. №1796. – Минск: Издательство «Народная авеста», 1986. – 176 стр.
9. Костина Л.А. Выпиливание лобзиком. Выпуск 1. / Л.А.Костина. –  Издание №065881 –  Москва: Издательство «Народное творчество», 2004. – 40 стр.
10. Костина Л.А. Выпиливание лобзиком. Выпуск 2. / Л.А.Костина. – Издание №065881 –  Москва: Издательство «Народное творчество», 2004, – 40 стр.
11. Крулехт М.В, Крулехт А.А. Самоделкино. / М.В.Крулехт, А.А. Крулехт. Ред. С.Д.Ермолаев. Шеф-ред Л.Ю.Киреева. –  Методическое пособие для педагогов. №065631. – Санкт-Петербург: Издательство «Детство-пресс», 2004. – 112 стр.
12. Кружок «Умелые руки». / Ред. Т.И.Ильичева, Худ.ред. А.Г.Лютикова, Тех.ред. Ю.А.Жихарев. – Санкт-Петербург: Издательство «Кристал», Издательство «ВалериСПб», 1997. – 224 стр.