Сложение и вычитание рациональных чисел. 6-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели:

  • закрепление навыков сложения, вычитания рациональных чисел;
  • рассмотреть применение отрицательных чисел при измерении температуры в географии;
  • проверить уровень усвоения материала;
  • развитие наблюдательности, внимания, навыков обобщения, навыков самостоятельной работы;
  • воспитание навыков работы в коллективе, культуры общения на уроке;
  • прививать интерес к математике.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

На экране появляются слайды с заданиями, после ответов ученика на экране выводятся правильные ответы, остальные ученики проверяют решения в своих тетрадях, по мере необходимости исправляя отвечающего. (Слайды 2-3)

3. Историческая справка

(Слайды 4-6)

Учитель: История говорит о том, что люди долго не могли привыкнуть к отрицательным числам. Отрицательные числа казались им непонятными, ими не пользовались, так как не видели в них смысла. Положительные числа долго трактовали как  «прибыль», а отрицательные – как «долг». Знаков «+» и  «–» в древности не было ни для чисел, ни для действий.
В Италии ростовщики, давая деньги в долг, ставили перед именем должника сумму долга и черточку, вроде нашего минуса. Когда должник возвращал деньги, зачеркивали ее, получалось что-то вроде нашего плюса. Можно  плюс считать зачеркнутым минусом!
В 1544 году немецкий ученый – математик Михаэль Штифель (1487-1567) написал « Полную Арифметику», которая была напечатана, а не написана от руки. В ней встречаются такие записи для чисел: 0 – 4, 0 – 15, 0 + 2, 0 + 17. Числа такого вида он назвал «меньше, чем ничего» или  « больше, чем ничего».
Рене Декарту (1596-1650) французскому философу и ученому мы обязаны основанием аналитической геометрии и алгебры, он первым ввел в математику знаки плюс и минус для обозначения положительных и отрицательных величин.
Сегодня мы ребята продолжаем совершенствовать наши умения в сложении и вычитании рациональных чисел.

Ученики записывают тему урока.

4. Актуализация знаний, мотивация, постановка цели

Учитель: Давайте, ребята, вспомним правила сложения и вычитания рациональных чисел.

На экране появляются задания. Ученики работают в парах. Одна пара работает за доской. (Слайд 8)

Учитель: Ребята, а как вы думаете, только ли математикам и банкирам необходимы отрицательные числа, может без них не обойтись еще в какой-либо сфере человеческой деятельности?

Ребята выдвигают гипотезы.

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Таблица и ответы к данным примерам помогут вам расшифровать слово, которое подскажет вам, о чем мы свами будем сегодня говорить. Правильно, это – температура. Сегодня мы увидим,  как необходимы отрицательные числа не только в математике, но и в географии, физике.

5. Изучение нового материала

Учитель: Каким прибором измеряют температуру? Какие бывают термометры? На чем основан принцип их работы? (ребята, разглядывая слайд, отвечают на вопросы учителя, применяя свои знания физики).

На экране появляется первое задание. (Слайды 9, 10)

Учитель: Посмотрите на эту таблицу. В ней казана температура воздуха в январе. Какая была самая высокая температура, а самая низкая? Географы по самой низкой и самой высокой температуре определяют амплитуду (А) температуры воздуха. Составьте выражение для определения амплитуды температуры, вычислите амплитуду температуры  воздуха в январе.

6. Решение задач

(Слайд 11)

В таблице указаны изменения температуры воздуха в течение суток. Определите суточную амплитуду  температуры. А еще географы используют такое понятие как средняя суточная температура или средняя месячная температура. Как вы думаете, что это такое?

(Слайд 12)

Ученики записывают в тетрадях выражения, вычисляют их значения. Вспоминают способ рационального вычисления.

7. Самостоятельная работа

(Слайды 13-14)

Проверяем результаты.

8. Подведение итогов

Выставляем оценки за устные ответы, решение задач, за самостоятельную работу тем, кто сделал первым и правильно.

9. Домашнее задание

(Слайд 15)