Слайд № 1 «Обложка»
Слайд №2 «Титульный»
Цели:
- образовательная – научить определять зависимость массы тела от рода вещества и от объёма тела; дать понятие плотности вещества, единиц ее измерения; дать понятие физического смысла плотности; научить пользоваться таблицей плотностей; сформировать умения и навыки для применения знаний в конкретных ситуациях;
- развивающая – развивать умение мыслить, анализировать, обобщать; развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке; развивать навыки практического труда, формировать чувства новизны и любознательности; развивать самостоятельность, творческое начало, кругозор;
- воспитывающая – воспитывать внимание, усердие, трудолюбие, аккуратность и умение организовывать свое рабочее место, стремление к достижению поставленной цели.
Тип урока – комбинированный, т. е. урок обобщения и систематизации знаний с элементами объяснения нового материала.
Вид урока: урок нетрадиционной формы – урок-путешествие.
Методы обучения:
- диалогический (с обратной словесной связью),
- проблемный (создание проблемной ситуации),
- частично-поисковый (побуждение к решению проблемной ситуации с помощью поисковой деятельности),
- практический (проведение экспериментальных опытов, решение упражнений);
- метод активного обучения – имитационный (игра).
Применяемые технологии обучения:
- компьютерная (в течение всего урока);
- игровая технология (в течение всего урока);
- технология проблемного обучения (на этапе формирования новых ЗУНов);
- групповая технология (в течение всего урока);
- тестовая (на этапе актуализации знаний и закрепления новых ЗУНов).
Оборудование:
- компьютер, проектор, экран
- весы электронные – 6;
- мензурки – 6
- таблицы №1 на формате А3 – 6;
- таблицы №2 на формате А4 – 6;
- фломастеры черные – 6
- цилиндры малые – 6
- цилиндры большие – 6;
- подставки с названием и эмблемой для каждой группы.
Учащиеся распределены на 6 групп по 5 человек.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (8 мин.)
1) Мобилизующее начало (проверка готовности к уроку – 2 мин.)
Слайд №3.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок – путешествие, и для его проведения вы разбиты на группы (команды). Вы будете путешествовать (щелчок по слайду № 3 «Школа» – курсор автоматически покажет путь следования) по следующим станциям: «Повторительная», «Проблемная», «Объяснительная», «Кроссвордная», «Табличная», «Порешайкина», «Тестовая», идя к Дворцу Знаний. Каждая группа будет двигаться под своим названием: «Прилежные», «Любознательные», «Настойчивые», «Целеустремленные», «Пытливые», «Старательные».
На столах на подставках изображены эмблемы команд и их названия.
2) Актуализация знаний (6 мин.)
Учитель: Отправляемся в путь. Начнем урок с повторения. Как называлась прошлая тема?
Ученики: Взаимодействие тел. Масса тел.
Учитель: Повторим тему с помощью тестов. Первая остановка на станции «Повторительная» (щелчок по ст. «Повторительная» – эмблемы команд автоматически передвигаются на эту станцию).
Слайд №4.
Учитель: Для этого у вас на столах находятся компьютеры. (У каждой группы свой компьютер, на котором команда выполняет тест). Время на выполнение теста запрограммировано, и оценка за правильность появится автоматически.
Идет фронтальный опрос с применением тестовой технологии и ИКТ, используя программу «Macromediaflesh». (Приложение 1)
УКАЗАНИЕ: Для проведения опроса необходимо сначала установить программу «Macromedia flesh».
Слайд № 5 Учитель: Все хорошо поработали на этой станции, никто не отстал. Держим путь дальше на ст. «Проблемная» (щелчок по ст. «Проблемная» – эмблемы команд передвигаются).II. Формирование новых ЗУНов (26 мин.)
Слайд №6.
1) Мотивация (5 мин.)
Учитель: Какие приборы вы видите на ваших столах?
Ученики: Мензурки и весы.
Учитель: Что можно определить с помощью этих приборов?
Ученики: Объем тел и их массу.
Слайд №7.
Технология проблемного обучения. Постановка проблемы.
Учитель: (щелчок по слайду – появляется вопрос). Если мы определим объем тела и его массу, то какую задачу мы будем решать сегодня?
Ученики: Выявим соответствие между массой и объемом тел.
Учитель: На станции «Проблемная» каждой группе ставится задача (проблема): определив массу и объем тела, вы должны заполнить таблицу и сделать вывод.
На столах в каждой группе находятся 2 тела разного объема, но сделанных из одного вещества. Ученики выполняют замеры и заполняют таблицу № 1 (на столах) фломастерами и делают вывод, что отношение массы тела к его объему для двух заданных тел получилось одинаковым.
Слайды №8-9.
2) Формирование новых ЗУНов (21 мин.)
Учитель: Вы сами убедились, что для данного вещества отношение m/V = const.
Эту величину называют ПЛОТНОСТЬЮ вещества и обозначают греческой буквой ρ (ро). ρ – плотность вещества.
Формула для определения плотности:
Какая зависимость между плотностью и массой? Между плотностью и объемом?
Ученик: Плотность прямопропорционально зависит от массы. Чем больше масса тела, тем больше его плотность. Плотность обратнопропорционально зависит от объема тела. Чем больше объем тела, тем меньше его плотность.
Учитель: (щелчок по слайду – появляется определение плотности).
Определение плотности: Плотность – это физ. величина, равная отношению массы тела к его объему.
Учитель: Кто сможет вывести единицы измерения плотности в системе СИ?
Ученик: Т.к. масса в СИ измеряется в [КГ], а объем в [М3], то единицами измерения плотности в СИ будут [кг/м3].
Учитель: Запишем ρ = [кг/м3].
Иногда плотность измеряется в [г/см3].
Раз единицы измерения могут быть и теми и другими, значит между ними должно быть соотношение.
1кг/м3 = … г/см3. Вам домашнее задание вывести это соотношение.
Из формулы плотности составим замечательный треугольник:
Как из него определить массу или объем?
Ученик: m = ρV; V = m/ρ.
Учитель: Плотность данного вещества – величина постоянная, и, как следует из формулы, характеризует массу тела в единице его объема. Значения различных плотностей занесены в таблицы №2, 3, 4, которые есть у вас в учебнике на стр. 50, 51 и в задачнике В.И.Лукашика.
Посмотрите, даны таблицы твердых тел, жидкостей и газов. Все данные занесены при определенной температуре t = 20o С. А как изменятся эти данные, если температура, например, увеличится?
Ученик: При повышении температуры молекулы тел начинают двигаться быстрее, и объем тела увеличивается. А раз объем тела увеличится, то его плотность уменьшится.
Учитель: Давайте поучимся работать с таблицей. Определите плотность железа.
Ученик: ρ железа = 7800 кг/м3.
Учитель: А как вы думаете, что это значит? Слайд № 10.
Ученик: Масса 1 м3 железа равна 7800 кг.
Учитель: Замечательно. Отправляемся на станцию «Объяснительная». (Щелчок по ст. «Объяснительная» – эмблемы передвинулись).
Слайды №11-12.
Ученики должны, пользуясь таблицей плотностей, найти заданную плотность вещества и объяснить ее значение, для каждой команды дается свое значение.
Учитель: Все хорошо поработали на станции «Объяснительная». Движемся дальше на ст. «Кроссвордная». (Щелчок по ст. «Кроссвордная» – эмблемы на этой станции).
Учитель: Давайте поупражняемся с таблицей и поиграем – отгадаем кроссворд. Остановка на станции «Кроссвордная».
Слайды № 13-14.
Вопросы к кроссворду:
При нажатии на номер вопроса автоматически появляется ответ.
- Какое твердое тело имеет минимальную плотность? (Пробка)
- Плотность этого газа самая большая. (Хлор)
- Какой газ имеет самую маленькую плотность? (Водород)
- Плотность этой жидкости самая большая. (Ртуть)
- Плотность этого твердого тела такая же, как у льда. (Парафин)
- Плотность этого вещества = 800 кг/м3 (Керосин)
- Плотность этого вещества самая большая в таблице. (Осмий)
- Плотность этого вещества = 19300 кг/м3 (Золото)
- Плотность этого вещества такая же как у спирта. (Нефть).
Учитель: Какое ключевое слово мы получили? (Плотность).
Поработаем еще. Взяли несколько тел, сделанных из разных веществ, и определили их массы и объемы. Обнаружили, что массы и объемы оказались одинаковыми. Из каких веществ могут быть сделаны эти тела?
1) керосин, спирт, нефть;
2) машинное масло, лед, парафин;
3) эфир, бензин;
4) мрамор, алюминий;
5) вода морская, молоко цельное;
6) бетон, фарфор.
Учитель: Если взять одно и то же вещество в различных состояниях. Будет ли отличаться его плотность?
Ученик: Да, ведь молекулы по-разному расположены в различных состояниях вещества.
Учитель: Возьмем воду. Найдите плотности ее в различных состояниях. А почему плотность льда меньше, чем плотность воды?
Ученик: Т.к. молекулы льда расположены в строгом порядке, они имеют кристаллическую структуру.
Слайд №15.
Учитель: Все хорошо поработали на станции «Кроссвордная». Еще дозаправились знаниями. (Щелчок по ст. «Табличная» – эмблемы на этой станции). Движемся дальше на ст. «Табличная».
Слайды №16-17.
Поупражняемся еще. Задание по руппам: используя формулу для расчета плотности, заполните таблицу №2. Каждой группе свое задание.
После заполнения производится сверка расчетов на экране (по щелчку заполняются пустые клетки).
III. Закрепление материала (8 мин.)
Учитель: Замечательные знания показали все команды. Держим путь дальше на ст. «Порешайкина» (щелчок по ст. «Порешайкина» – эмблемы на этой станции).
Ученики, используя «Сборник задач по физике» В.И.Лукашика, закрепляют полученные знания. Каждой группе выдается по 1 заданию.
Слайды №18-19.
№ 228. Даны два кубика одинаковой массы: один из янтаря, другой из меди. У какого из кубиков масса вещества в объеме 1 см3 больше и во сколько раз?
Слайд № 20.
№ 229. Из двух медных заклепок первая имеет вдвое большую массу, чем вторая. Чему равно отношение объемов этих тел?
№ 230. Диаметры медного и алюминиевого шаров одинаковы. Какой из них имеет меньшую массу и во сколько раз?
Слайд №21.
№ 231. Стакан, наполненный водой, имеет большую массу, чем тот же стакан, заполненный подсолнечным маслом, но меньшую, чем молоком. mмолока > mводы > mподсолнечного масла Какая из этих жидкостей имеет наибольшую плотность, а какая – наименьшую?
Слайд № 22.
№ 232. На чашках уравновешенных весов лежат кубики. Одинаковы ли плотности веществ, из которых сделаны кубики?
№ 233. В один сосуд из двух одинаковых сосудов налили воду, в другой – серную кислоту равной массы. Какая жидкость имеет большую массу?
Слайды №24-23.
Учитель: А вот интересные факты.
1. Средняя плотность Земли = 5500 кг/м3
2. Средняя плотность Луны = 3300 кг/м3
3. Средняя плотность человека=1036 кг/м3. Как бы вы ее определили?
4. В Италии вблизи г. Неаполя есть «Собачья пещера», в нижней части которой постоянно выделяется углекислый газ. Для кого, человека или собаки, эта пещера безопасна?
Учитель: Теперь на пути к Дворцу Знаний у нас осталась последняя станция «Тестовая» (щелчок по ст. «Тестовая» – эмблемы на этой станции).
Слайд №25.
Ответы на тестовые вопросы автоматизированы: при правильном ответе появляется «ВЕРНО», если ответ неправильный – «НЕВЕРНО».
Тесты даны на слайдах № 26-30.
Учитель: (щелчок по Дворцу Знаний – эмблемы переместились туда). Вы прошли все станции на пути к Дворцу Знаний и пополнили свой багаж знаний. Дворец откроет перед вами двери и подарит вам самые высокие оценки. И вы еще не раз туда вернетесь.
Слайд №31.
V. Итог урока (2 мин.)
Слайд №32.
Учитель:
1. Оцените, насколько вы сегодня поняли новый материал, подняв соответствующее количество пальцев.
2. Все ли было понятно?
3. Всем сегодня пятерки.
VI. Домашнее задание (1 мин.)
§ 21, упр. 7;
В.И. Лукашик «Сборник задач по физике»
№ 234-237;
вывести 1кг/м3 = … г/см3
Слайд №33.