(слайд 1)
Цели урока:
- закрепить материал по теме «Сила трения», остановившись на практическом применении изученного материала к жизненным ситуациям;
- повысить бдительность учащихся к безопасности движения; заинтересовать физикой, показав, что ее законы следует знать и учитывать.
ХОД УРОКА
I. Повторение: (слайд 2)
– Какую силу называют силой трения?
– Каковы причины возникновения силы трения?
– В чем отличие силы трения от других видов сил
(силы тяжести, силы упругости)?
– Какое влияние оказывает сила трения на
скорость движения?
II. Итог конкурса сочинений о силе трения
Учитель: Все ребята, принявшие участие в конкурсе сочинений о силе трения очень интересно каждый по-своему смогли выразить свое видение этого физического понятия. За эту творческую работу все получают оценку 5! А Владе я предоставляю возможность зачитать ее стихотворение вслух.
Ученица: (слайд 3)
«Движенья нет», – не можем мы сказать,
И силе трения не можем отказать.
Там, где есть движенье,
Там есть и сила трения.
В движения попытке и в покое – нет движения,
Но там присутствует все та же сила трения.
И с силой трения живем мы без проблем!
Порядок в доме мы наводим каждый день?!
Тетрадки, книжки ровненько лежат,
И парты в классе по рядам стоят,
Задача мелом на доске про скорость, путь и время
И бант в прическе у меня – все это сила трения.
Есть у машин при остановке свой путь торможения.
А нам как важно быть без тормозов в учении.
Законов много в физике… и планов громождение…
Вперед, к успехам, без сопротивления!
III. Решение задач: (слайд 4)
Учитель: Итак, ребята, давайте и мы с вами без сопротивления применим приобретенные знания о силах тяжести, упругости, реакции опоры, трения, и законов Ньютона, к решению задач. Сегодня, решая задачи, мы убедимся, что в различных дорожных ситуациях полезно предвидеть результат.
(Один ученик вызывается к доске, а остальные параллельно решают задачи в тетрадях)
Задача 1 (слайд 5)
Изучая дорожное происшествие, автоинспектор установил, что след торможения автомобиля, ехавшего по асфальтовой дороге, равен 60 м. С какой скоростью ехал автомобиль, если коэффициент трения колес об асфальт при торможении равен 0,5?
Ответ: 88 км/ч
Задача 2 (слайд 7)
Пешеход пересекает улицу в неположенном месте. Водитель замечает пешехода за 30 м и начинает экстренное торможение. Произойдёт ли аварии, если скорость автомобиля 72 км/ч? Коэффициент трения 0,7.
Решение: (слайд 8)
Рассчитаем тормозной путь по выведенной формуле: S = (V2 – Vo2)/2a, а = µg (72 км/ч = 20 м/с)
Ответ: S = 28.57 м В данной ситуации всё обошлось!
Задача 3 (слайды 9, 10)
Поезд, подходя к станции со скоростью 72 км/ч, начинает равномерно тормозить. Каково наименьшее время торможения поезда до полной остановки, безопасное для спящих пассажиров? Коэффициент трения пассажира о полку µ = 0,2.
При торможении поезда скорость его уменьшается, а скорость пассажира должна бы остаться прежней и тогда пассажир соскользнул бы с полки. Его удерживает от падения сила трения между пассажиром и полкой, которая появляется сразу же, как только пассажир начинает скользить. Именно эта сила и создает тормозящее ускорение, которое должно быть равным ускорению поезда. Максимально возможное ускорение может сообщить максимальная сила трения покоя, которая приблизительно равна Fск = µN, где N = mg и поэтому µN > ma, т.е. а < µg.
Ответ: t > 10 c
Задача 4 (слайд 12)
Автомобиль, трогаясь с места, движется на повороте радиусом 100 м, поворачивая при этом на 90o. С какой скоростью он выйдет на прямой участок дороги? Коэффициент трения колес о землю равен 0,3.
Решение: (слайды 13, 14)
Ответ: 70 км/ч
Задача 5: (слайд 15)
Дорога на вираже имеет угол наклона к горизонту α и радиус закругления R. Какую скорость должен иметь на вираже мотоциклист, чтобы не упасть?
IV. Самостоятельная работа в тетрадях с дальнейшей самопроверкой (слайд 17)
Задача 1 (слайд 18)
Определите тормозной путь автомобиля, движущегося со скоростью 54 км/ч, если водитель заметил его за 20 м, но прошел дождь и коэффициент трения равен 0,4.
Ответ: 28 м, человек будет сбит.
Задача 2. (слайд 19)
В кузове автомобиля лежит ящик. С каким максимальным ускорением должен двигаться автомобиль, чтобы ящик не упал с кузова, если коэффициент трения ящика об опору равен 0,25?
Решение: (слайд 23) По аналогии с предыдущей задачей: а < µg
Ответ: а < 2,5м/
Задача 3 (слайд 20)
Пешеход пересекает улицу в неположенном месте. Водитель замечает пешехода за 30 м и начинает экстренное торможение. Произойдёт ли аварии, если скорость авто 72 км/ч? Коэффициент трения 0,7.
72 км/ч = 20 м/с
Решение: рассчитаем тормозной путь по
выведенной формуле: S = 28.57 м
В данной ситуации всё обошлось, а что было бы,
если бы прошёл дождь и коэффициент трения =
0,5?
Результат решения: S = 27,8 м.
Ответ: S = 27,8 м. Машина собьёт человека!
Задача 4 (слайд 20)
С какой наибольшей скоростью можно вести автомобиль на повороте с радиусом кривизны 150м, чтобы его не «занесло» при коэффициенте скольжения шин о дорогу 0,42?
Решение: (слайд 22)
Ответ: 32,4км/ч
V. Самоконтроль: проверьте решение задач и поставьте себе оценку (слайд 19)
VI. Вопросы и выводы: (слайд 23)
– Всегда ли сила трения мешает движению?
– Грузовой автомобиль забуксовал на дороге. Что
должен сделать шофер, чтобы увеличить трение
задних колес о землю:
1) разгрузить кузов
автомобиля;
2) загрузить кузов автомобиля;
3) увеличить силу тяги;
4) насыпать песок под задние
колеса.
– Почему при крутых поворотах в автомобиле может
открыться плохо захлопнутая дверь?
– Что должен сделать водитель, подъезжая к
крутому повороту? Почему водитель должен быть
особенно внимательным в сырую погоду или во
время листопада?
VI. Прокомментируйте пословицы: (слайд 24)
1) Пошло дело как по маслу.
2) Что кругло – легко катится.
3) Нет такого человека, который хоть бы раз не
поскользнулся на льду.
4) Ловкий человек и на дынной корке не
поскользнется
VII. Физики – лирики: (cлайд 25)
Учитель: Ученики 8 класса написали сценарий и сняли игровой видеофильм о силе трения. Давайте посмотрим его. (Видеофильм.)
– Кустова Катя даже написала о значении силы трения стихотворение. Послушаем ее.: (cлайд 25)
Что бы было, если не было бы силы трения?
Я расскажу это в стихотворении!
Все автомобили сейчас же бы встали,
А пешеходы на землю упали;
Перо б не писало, рухнул бы дом
И на земле был бы полный разгром!
Картина б свалилась, и вилку бы мы
Так просто в розетку воткнуть не смогли.
И было бы много ужасных вещей,
Не будь силы тренья у нас на Земле!
И чуть не забыла я все же сказать,
Что тренье так просто с Земли не убрать.
Оно было, есть и будет всегда.
Да здравствует трение! Тренью – ура!
VIII. Пожелания: (слайд 26)
Учитель: Надеюсь, что сегодня вы пополнили свои знания о силе трения и будете их учитывать в жизненных ситуациях грамотно. Всего вам доброго и дальнейших успехов!
IX. Подведение итогов, объявление и выставление оценок за урок (слайд 27)
X. Окончание урока (слайд 28).