Учебник: Рудзитис Г.Е, Фельдман Ф.Г.
Химия. Основы общей химии. 11 класс: учебник
для общеобразовательных учреждений: базовый
уровень / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 12-е изд. –
М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2010. –
192 с.
Цель: сформировать представление учащихся об электролизе как совокупности окислительно-восстановительных процессов
Задачи:
- способствовать систематизации понятийного аппарата: электролиты и неэлектролиты, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, электролиз
- «5» – обосновать, доказать; «4» – характеризовать, применить; «3» – рассказать;
- способствовать совершенствованию специальных предметных умений: составлять схемы и уравнения реакции электролиза.
- способствовать формированию общеучебных умений:
- а) учебно-интеллектуальных (анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезу; сравнивать соли по свойству электролиза, делать выводы);
- б) учебно-информационных (работать с текстом);
- в) учебно-организационных (понимать смысл задания, распределять время для выполнения заданий планировать работу по организации работы, осуществлять самоконтроль);
- способствовать формированию критического мышления учащихся (критически оценивать собственные знания по теме и сопоставлять их с научными);
Форма проведения: урок с включением парных, индивидуальных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием ИКТ.
Продолжительность учебного занятия: 45 минут.
Использование педагогических технологий: метод эвристического обучения, обучение в сотрудничестве
ХОД УРОКА
1. Организационный момент – 1 мин: мобилизующее начало (приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания учащихся), информация о цели и ходе урока, мотивация (3 мин).
2. Фронтальная беседа (5 мин.)
– Что такое окислительно-восстановительные
реакции (ОВР)? (Это реакции, в процессе которых
меняются степени окисления как минимум двух
элементов, один из которых является
восстановителем, а другой – окислителем.)
– Что такое окислитель и что такое
восстановитель? (Восстановитель – это элемент,
который в процессе реакции отдает электроны, и
сам при этом окисляется, окислитель – это тот
элемент, который в процессе реакции принимает
электроны, и сам при этом восстанавливается)
– Какие бывают ионы? Что такое катионы и анионы?(Катионы
– положительно заряженные ионы, анионы –
отрицательно заряженные ионы)
3. Изучение нового материала. Объяснение учителя (20 мин.)
Выводится определение (слайд 2):
Электролиз – это совокупность окислительно-восстановительных процессов, протекающих на электродах (катоде и аноде), если через раствор или расплав электролита протекает постоянный электрический ток.
Учащиеся записывают в тетрадях схему (слайды 3,4)
Слайд 3:
катионы металлы |
|
металлы главных подгрупп I и II групп (Na+, Ca+2 и т.п., а также Al+3) | катионы – другие металлы, в основном побочных подгрупп (Cu+2, Ag+ и т.п.) |
На катоде разряжается* водород: 2Н+1 + 2eН20 | На катоде разряжается* металл: Ме+n + ne Me0 |
Слайд 4:
анионы – кислотные остатки |
|
кислотный остаток не содержит кислорода (Cl–1, Br–1, S–2 …); исключение F–1 | кислотный остаток содержит кислород (SO4–2, NO3–1, СО3–2, SO3–2…), а также F–1 |
На аноде разряжается* кислотный остаток: 2Сl–1 – 2e Cl20или S–2 – 2e S0 | На катоде разряжаются* группы
OH–1 4ОН–1 – 4e 2Н2О + О20 |
*Примечание – разрядиться, значит потерять заряд.
Используя таблицы, составим схемы и уравнения реакции электролиза:
Пример 1 (слайд 5)
Раствор нитрата меди (II) – Cu(NO3)2, HOH
1) Расставим заряды Cu+2(NO3)–12, H+1OH–1
2) Составим схему, определим, какие частицы из раствора направятся к катоду, а какие к аноду
3) Определим, что будет разряжаться на катоде, а что на аноде.
На катоде: Cu+2 + 2e Cu0
На аноде: 4ОН–1 – 4e 2Н2О + О20
То что не разряжается, остается в растворе –
HNO2
4) Составим уравнение реакции электролиза:
2Cu(NO3)2 + 3Н2О Сu0 + Н2О + О20 + 4HNO3
Сократим Н2О в обоих частях уравнения:
2Cu(NO3)2 + 2Н2О Сu0 + О20 + 4HNO3
Пример 2 (слайд 6)
Раствор хлорида натрия – NaCl, HOH
1) Расставим заряды Na+1Cl–1, H–+1OH–1
2) Составим схему, определим, какие частицы из раствора направятся к катоду, а какие к аноду
3) Определим, что будет разряжаться на катоде, а что на аноде.
На катоде: 2H+1 +2e H20
На аноде: 2Cl–1 – 2e Cl20
То что не разряжается, остается в растворе –
NaOH
4) Составим уравнение реакции электролиза:
2NaCl + Н2О H20 + Cl20 + 2NaOH
Задача (слайды 7, 8)
При электролизе раствора нитрата серебра масса катода увеличилась на 6 г. Вычислите объем газа выделившегося на аноде.
Дано: AgNO3, HOH V газа на аноде |
Решение: 1) Составим схему электролиза |
На катоде: Ag+1 +1e Ag0
На аноде: 4ОН–1 – 4e 2Н2О + О20
То что не разряжается, остается в растворе –
HNO3
2) Составим уравнение реакции электролиза: 4AgNO3 + 3Н2О 4Ag0 + Н2О + О20 + 4HNO3
Сократим Н2О в обоих частях уравнения:
4AgNO3 + 2Н2О 4Ag0 + О20 + 4HNO3
3. ; v (Ag)=
4.
Ag |
O2 |
|
По уравнению | = 4 моль | = 1 моль |
По условию | = 0,56 моль | х = |
5. V (O2)=
V (O2)=0,14моль22,4л/моль =3,136 л
Ответ:V (O2 =3,136 л
4. Закрепление изученного материала (7 мин.)
Учащимся предлагается выполнить задания в парах. Задания проверяются с использованием слайда 9. Сильным учащимся предлагается составить схемы и уравнения реакции электролиза предложенных солей.
- Выберите формулы солей, при электролизе водных растворов которых на катоде оседает металл. Свой выбор объясните.
- CuCl2, KNO3, AgNO3, BaCl2, Fe2(SO4)3, Cr(NO3)3, NaBr
- При электролизе водных растворов каких солей из задания 1 на аноде может быть получен кислород? Почему?
- При электролизе водных растворов каких солей из задания 1 на катоде может быть получен водород? Почему?
- При электролизе водных растворов каких солей из задания 1 в растворе будет образовываться кислота? Почему?
- При электролизе водных растворов каких солей из задания 1 в растворе будет образовываться щелочь? Почему?
5. Первичный контроль (8 мин.)
Тест (Приложение 1)
6. Домашнее задание (слайд 10) (1 мин.)
§ 19, упр. 9, задачи 4,5 стр. 89
На следующем уроке:
- Количественная характеристика электролиза. Закон Фарадея
- Применение электролиза