Внеклассные мероприятия в начальной школе "Не надо войны"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Сегодня в современном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Одной из главных задач считаю, является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных технологий обучения и воспитания. В нашей школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. Значимыми в век прогресса считаются ИКТ. Важной составляющей информатизации образовательного процесса является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке и занятиях. Наше занятие проходило с использованием информационных технологий. Цикл уроков (внеурочной деятельности) был посвящён ВОВ неслучайно.

Когда преданность Родине ценилась выше собственной жизни, очень многие имена героев Великой Отечественной войны были символом целой эпохи. В последние годы, когда эта ценность потеряла значимость, появилось много мифов о том, а были ли вообще героями молодогвардейцы, Зоя Космодемьянская, Василий Клочков и многие, многие другие? В чём собственно их подвиг? Кто является участником ВОВ? В настоящее же время очень немногие знают о подвиге героев, о многих важных событиях ВОВ, о чем мы убедились, проведя социологический опрос. Результаты опроса плачевные. Очень немногие смогли рассказать о ВОВ, назвать даты, вспомнить имена героев и описать их подвиг. Очень важно нам сейчас возродить память, помочь понять значимость подвига широкой общественности.

Время бессильно ослабить память человечества о мужестве и несгибаемой стойкости советских людей, поднявшихся на защиту своей Родины, своей Отчизны. Патриотизм – это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с ее историей. Патриотизм зарождается из любви к своей малой Родине. Наша работа призвана способствовать воспитанию патриотизма, развитию духовно-нравственных качеств личности учащихся, формированию у них гражданской позиции, чувств сопричастности к героической истории своей малой Родины, своего Отечества.

Проведя занятия, мы заметили, что данные виды работы с детьми создали благополучные условия для лучшего взаимопонимания учителя и ученика и их сотрудничества в учебном процессе. Ребята становятся ищущими, жаждущими знаний, неутомимыми, творческими, настойчивыми, трудолюбивыми. Считаем, что цели и задачи, поставленные на уроке, в полной мере достигнуты: дети узнали много нового, провели самостоятельные исследования в данной теме, изготовили макеты танков, которые потом подарили ветеранам.

Хотим поделиться с Вами нашим опытом.

Цели:

  • рассказать о событиях ВОВ;
  • показать мужество русских солдат и жестокость войны;
  • развивать чувство патриотизма;
  • организовать деятельность учащихся с целью изучения истории в годы Великой Отечественной войны;
  • расширять исторические знания школьников, оказать
  • воздействие на эмоции, нравственность, интеллект детей;
  • способствовать формированию нравственных качеств личности.

Задачи:

  • познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества;
  • воспитывать уважение молодёжи к подвигам военнослужащих, защитников Отечества.

Рекомендации по применению учебно-методического ресурса

Рекомендуем использовать наш опыт:

  • в создании классных или школьных организаций, отрядов, групп, занимающихся поисково-исследовательской деятельностью;
  • в работе по обобщению материалов военного времени;
  • на уроках истории в курсе изучения темы «Великая Отечественная война», факультативах, элективных курсах;
  • на уроках Мужества;
  • на классных часах;
  • на научно-исследовательских конференциях.

ЗАНЯТИЕ 1

Слайд № 2

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

Эта история лишь один небольшой эпизод великого, трагического события, который неумолимо удаляет нас с вами во времени. Всё дальше и дальше уходят годы Великой Отечественной войны. Но из памяти народной никогда не изгладятся события тех великих, героических лет.
Наше отечество пережило дни и месяцы смертельной опасности, и лишь колоссальное напряжение человеческих сил, мобилизация духа помогли пережить эту грозную и смертоносную трагедию.
Земной поклон всем нашим дедам и прадедам, отстоявшим наше право ЖИТЬ!

Слайд № 3

Читает стихотворение заранее подготовленный родитель.

Лег над пропастью русский путь.
И срывается в бездну даль.
Русский русского не забудь.
Русский русского не предай.
Не ступили бы мы за край,
Да подталкивают враги.
Русский русского выручай.
Русский русскому помоги.
Грелась тьма у моих костров.
Никого кормить не берусь.
Но, вставая из тьмы веков,
Русской силой держалась Русь.
Отслужила свое хлеб-соль.
Мир не стоит нашей любви.
Русский русскому, как пароль,
Имя нации назови.
Перешел в набат благовест.
И нельзя избежать борьбы.
Могут вынести русский крест
Только наши с тобой гробы.
Русским духом, народ, крепись
У последней своей черты.
Русский русскому поклонись.
Русский русского защити.
Душу русскую сохрани.
Землю русскую сбереги.
В окаянные эти дни
Русский русскому помоги!

Слайд № 4

УЧИТЕЛЬ: В ранний предрассветный час 22 июня 1941 года ночные наряды и дозоры пограничников, которые охраняли западный государственный рубеж Советской страны, заметили странное небесное явление.
Там, впереди, за пограничной чертой, над захваченной гитлеровцами землей Польши, далеко, на западном крае чуть светлеющего предутреннего неба, среди уже потускневших звезд самой короткой летней ночи вдруг появились какие-то новые, невиданные звезды. Непривычно яркие и разноцветные, как огни фейерверка – то красные, то зеленые, – они не стояли неподвижно, они медленно и безостановочно плыли сюда, к востоку, прокладывая свой путь среди гаснущих ночных звезд. Они усеяли собой весь горизонт и вместе с их появлением, с запада, донёсся рокот множества моторов, на крыльях которых, с величайшим ужасом и смертью, «летела война».

УЧЕНИК:

Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!

Немцы действовали как хорошо натренированная команда, находящаяся на пике формы. Сила их была в организации. Танковые клинья вонзились в Советскую оборону и начали деформировать её. В результате сражения основные силы советского Западного фронта оказались в окружении и разгромлены.
Немецкое командование учитывало, что исход первых сражений во многом предопределит последующее развитие военных событий. Поэтому оно стремилось, во что бы то ни стало добиться разгрома советских войск в Белоруссии, в первую очередь в белостокском выступе.

Слайд № 5

Рассказывает заранее подготовленный ученик.
Белостокский выступ, в котором располагались советские войска, имел форму бутылки с горлышком на восток и опирался на одну-единственную дорогу БелостокСлоним. Стало ясно, что охват немецких войск Белостокского выступа грозит войскам советского Западного фронта полным окружением. Немцы пытались сделать всё для того, чтоб всё именно так и случилось! Они применили всю боевую технику, танки, самолёты для осуществления намеченной цели. Их мечта осуществилась. За считанные дни в окружении погибло и взято в плен несколько тысяч человек! А это было лишь начало войны…
Что предстояло испытать нам, оставалось только догадываться. Один день в этой немецкой «ловушке» пришлось пережить моему дедушке, Сидоркович Михаилу Николаевичу. Его историю Вы увидите и услышите чуть позже.

Слайд № 6

УЧИТЕЛЬ: Течёт река времени. Минуло много лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

УЧЕНИК:

Его я узнал не из книжки –
Жестокое слово – «война»!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство врывалась она.

Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной.

В читальнях, притихших и тесных,
На отмелях книжных морей
При свете коптилок железных
Шуршали листы букварей.

Слайд № 7

РОДИТЕЛЬ: Когда я вижу пожилого человека с колодочками наград на лацкане пиджака – за подвиги в той войне, мне хочется уловить в его лице нечто характерное для него в далёкой молодости. Это «нечто», наверное, легче представить себе, читая пожелтевшие письма с фронта, слушая воспоминания ветеранов. Как трагично было то время! Сколько слез и горя, боли и отчаяния! Сколько надежд на скорую победу, веры в свою страну и свой народ!

Читает стихотворение заранее подготовленный ВЕТЕРАН (дети войны).

Слайд № 8

Я помню страны позывные,
Они раздавались везде –
На пункты идти призывные,
Отечество наше в беде.

Живыми вернуться просили.
Живыми вернутся не все,
Вагоны идут по России,
По травам ее, по росе.

И брат расставался с сестрою,
Покинув детей и жену.
Я юностью связан с войною.
И я ненавижу войну!!!

Я видел и радость и горе,
И я расскажу молодым,
Как дым от пожарища горек
И сладок Отечества дым.

Войны остаются в памяти поколений главными своими битвами. Но для солдата, где бы он ни воевал, ни голодал, ни мерз, война была войной, и каждый день её был длиннее многих жизней.

3. Просмотр видеоряда «Один день глазами очевидца» (Приложение 1)

Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь. И не только запоминаются. Маленькие, как будто незначительные, они въедаются, впитываются как-то в тебя, начинают прорастать, вырастают во что-то большое, значительное, вбирают в себя всю сущность происходящего, становятся как бы символом.
Чтец. Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к: губе его прилип окурок. Маленький, ещё" дымившийся окурок. И это было страшнее всего» что я видел до и после на войне. Страшнее разрушенных городов, распоротых животов, оторванных рук и ног. Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад была ещё жизнь, мысли, желания. Сейчас – смерть.

УЧЕНИК: Сыны полков. Юные партизаны, разведчики, танкисты. Разными путями попадали они на войну. Освобождённые из плена. Братья или сестры погибших. Сироты или счастливые дети живых родите лей... они не знали, как сложится их жизнь через год, месяц, день, через час. Но храбрость и этих до срока возмужавших сердец, недетская сила мозолистых рук были в едином порыве, принёсшем нам Победу.
Погибали дети не только на фронтах, но и в оккупированных фашистами городах и в блокадном Ленинграде. Что чувствовали и переживали дети? Об этом расскажут записи ленинградской девочки Тани Савичевой.

ЧТЕЦ. «Женя умерла 28 декабря, в 12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января. В 3 часа дня 1942 года. Лека умер 17 марта, в 6 часов утра 1942 г. Дядя Вася умер 13 апреля, в 2 часа ночи 1942 г. Мама – 13 мая, в 7 часов 30 минут утра 1942 года. ...Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна я, Таня»

Слайд № 9

Самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину и свободу.

РОДИТЕЛЬ:

В обители смерти молчат о смерти.
И только крик
Парит и кружит под крышею блока,
Бьётся о твёрдые кулаки стен:
Жить!
Тяга к жизни – сорняк живучий –
Дает нам силу
Сломить бессилие.

УЧЕНИК: Вот определяют самый светлый, ясный и радостный период жизни человека те, у кого детство и отрочество прошли в фашистских лагерях.

ЧТЕЦ. В сентябре 1941 года немцы заняли деревню. Бабушка умерла, а меня с дедушкой отправили в концлагерь «Красное село», где дедушку расстреляли, а меня, 12-летнюю отправили в лагерь «Балтийский». Детей в лагере было много. Поселили нас при госпитале, сделали донорами. У многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием. Когда я вконец обессилела, меня заразили туберкулёзом и отправили на уничтожение в лагерь «Клоога». Выжила чудом...

РОДИТЕЛИ:

«ДЕТИ В ОСВЕНЦИМЕ»

Мужчины мучали детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились – мучали детей.
И это каждый день опять,
Кляня, ругаясь без причины.
А детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что обидные слова,
Побои, голод, псов рычанье.
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что могут быть убиты:
По древней логике земли
От взрослых дети ждут защиты.
А дни все шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы;
Но их все били. Так же. Снова.
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин идеи были:
Мужчины мучали детей.
(И по приказу, точно в срок,
вконец измучив, убивали,
и подводя всему итог,
на склады туфельки сдавали).
Я жив. Дышу. Люблю людей.
Но жизнь бывает мне постыла,
Как только вспомню: это было –
Мужчины мучали детей.

УЧЕНИК: У всех малолетних узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, страх, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами, расстрелы, кровь. Каждый из уцелевших может поимённо назвать своих спасителей. Дети войны никогда не забудут тех, кто в годы войны избавил их от беды, несчастья и неволи.

Звучит «Песня узников концлагерей» в исполнении Марка Бернеса или музыка: АндрейЭшпай Слова: Е.Винокуров Исполняет: Лев Барашков.

Учитель объявляет Минуту молчания... Все встают.
В класс входят старшеклассники с зажжёнными свечами. Звучит стук сердец.
Идет Минута молчания.

Слайд № 10

УЧЕНИК:

Они прикрыли жизнь собою,
Жизнь начинавшие едва,
Чтоб было небо голубое,
Была зелёная трава,

И вновь – весна... и солнце светит ясно.
Вот детский смех послышался вдали...
Но кто сказал, что жили вы напрасно?
Но кто сказал, что зря боролись вы?

Кто так сказал, не знал, наверно, горя
И не видал он материнских слез,
Не видел он могил и после боя
Не видел тех, кто это перенёс.

Слайд № 11

Идут годы, сменяются десятилетия, и многое из того, что у нас превозносилось как славные деяния, которые переживут века, померкло. Но этому подвигу – подвигу народа в Отечественной войне – суждено навсегда остаться в истории. Всё меньше и меньше ветеранов Великой Отечественной войны остаётся среди нас. Миллионы ушли, не ощутив даже малой заботы о себе. Вначале и взять было неоткуда – полстраны разрушено. А потом, за гигантскими нашими планами – всё не до них было; не до них – постепенно старящихся, теряющих здоровье и силы, и до сих пор – не до них... кто же теперь наш солдат – победитель в войне или жертва войны? Неужели должны минуть ещё лет двадцать, уйти из жизни последние, самые молодые ветераны, чтобы тогда только мы смогли отдать им долг памяти и уважения?

УЧЕНИК:

Я недавно смотрел старый фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить,
Почему нашим людям и нашей стране
Столько горя пришлось пережить.

Почему сыновья не вернулись домой,
Столько жен потеряли мужей?
Отчего красны девицы ранней весной
Шли гулять без любимых парней?

Дети детство узнали в руинах домов,
Эту память вовек не убить,
Лебеда – их еда и землянка – их кров,
А мечта – до победы дожить.

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,
Чтобы не было войн и смертей,
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить
Вечно юных своих сыновей.

Включается негромкая запись колокольного звона.

УЧЕНИК:Звенят колокола... Их тягучий, морозящий душу гул воспринимается как набат. Он призывает: «Люди! Не забудьте! Не допустите новых злодеяний!».

Поздравление ветеранов, вручение памятных открыток.

ЗАНЯТИЕ 2

Мини-проект «Танк герой». Слайды № 12-26

ЗАНЯТИЕ 3

Внеаудиторная работа

После внеклассного мероприятия посещение памятников, возложение цветов к Вечному огню.

Литература

  1. Гальдер Ф. Военный дневник. Ежедневные записки начальника генерального штаба сухопутных войск. Том. III. – М.: Воениздат, 1971.
  2. Гудериан Г. Воспоминания солдата. – M.: Смоленск: Русич, 1999.
  3. От Буга до Кавказа: пер. с нем. – М.: Издательство АСТ: ООО Транзиткнига, 2004. ISBN 5-17-025376-1
  4. Военные воспоминания узников. Том. II. – М.: Воениздат, 1955.